Вы можете задать любой вопрос или попросить совета по этой игре. Это займет совсем немного времени.
Но прежде, рекомендуем ознакомиться с форумом игры (7 открытых обсуждений).
Final Fantasy V очень похожа на вышедшую в 1990 году на NES Final Fantasy III. Явные параллели есть и в сюжете, и в боевой системе, и, конечно же, в системе классов. Однако это не сиквел, как некоторые могли бы подумать, а абсолютно самобытная и уникальная игра. Начнем с сюжета.
Главный герой — молодой человек по имени Бартц. Скромный паренек, сирота, любит приключения, боится высоты, путешествует по миру на своем верном Чокобо. Во время своих странствий он встречает потерявшего помять старика Галуфа, милую девушку Ленну (в американском варианте — Рейна), а также отважного капитана пиратов Фариса. Все они хотят разобраться, почему перестал дуть ветер, почему огонь не хочет гореть, почему из упавших на землю метеоритов лезут страшные монстры… Сюжет игры закручен весьма лихо и всех его перипетий не пересказать, но для наглядности отмечу, что страдающий амнезией Галуф окажется королем в параллельном мире, Ленна — принцессой, а Фарис… женщиной! Казалось бы, Бартцу уже нечему удивляться в этой жизни, однако, по ходу игры, он узнает много интересного и о своем прошлом.
В отличие от Final Fantasy IV, где персонажей было весьма много, здесь четверка героев остается неизменной почти всю игру (только один раз в середине повествования нам придется взять в свою команду маленькую волшебницу Крил (в американском варианте — Сара), но этому будут предшествовать достаточно трагические события). И неудивительно — в такой игре концепция не позволяет иметь много героев. Впрочем, вернемся к сюжету, а о боевой системе поговорим позже. Как и в Final Fantasy IX, мир игры состоит из двух планет, находящихся в параллельных друг другу вселенных. Между этими мирами можно путешествовать с помощью волшебных метеоритов, правда, чаще всего это билет в один конец. В одном из этих миров появился мега-негодяй — тёмный маг Эксдес (Exdeath). Четверо самых могучих воинов того мира, названные Воинами рассвета, так и не смогли его убить, поэтому просто-напросто запечатали его в параллельном мире силой четырех кристаллов стихий. Не прошло и тридцати лет, как кристаллы начали трескаться, а Эксдес — выбираться из своего заточения. Делать нечего — приходится набирать новую четверку героев, готовых навести порядок. Таков, вкратце, сюжет. Может, при пересказе он и не кажется шибко оригинальным, но в игре такая масса неожиданных поворотов, почти детективных завязок и прекрасно написанных диалогов, что скучать не придется. Герои, пусть их даже всего четыре — очень интересные люди, их взаимоотношения друг с другом порой забавны, а порой трогательны.
Почему же состав героев должен оставаться всегда неизменным? Вот мы и подошли к основной особенности Final Fantasy V — системе классов (Jobs). Итак, каждый треснувший кристалл дает нам по несколько профессий (под конец их набирается добрых два десятка). Все здесь довольно знакомо — от классических воина, вора и черного с белым магов до более экзотичных некроманта, танцора и оракула. Есть профессии и вовсе являющиеся ноу-хау Final Fantasy V — скажем, укротители монстров или неуправляемые (в прямом смысле этого слова) берсерки. У всех этих профессий есть свои плюсы и минусы, а также в каждой профессии есть ряд способностей, которые учит герой, получая в бою AP (ability points). Каждый из четырех ваших героев может взять одну из этих профессий, получая все её бонусы, плюс к этому он может экипировать одну способность любой другой профессии, которой он пользовался до этого. К примеру, вы были вором и выучили способность «Кража». Потом вы стали белым магом. Теперь вы можете использовать белую магию, но вместе с тем вы можете и красть! В принципе, всё здесь очень похоже на Final Fantasy Tactics, только бои проходят в полуреальном времени. Кстати, в отличие от Tactics тут магия не изучается — её можно либо купить, либо где-нибудь найти; этим магия отличается и от способностей. В целом, эта система кажется, конечно, мудреной. Вариантов подбора классов своим героям и дополнительных способностей к ним — десятки, если не сотни. Порой, чтобы пройти какого-нибудь босса приходится перепробовать массу комбинаций. Поэтому многие называют Final Fantasy V самой сложной игрой серии (не верьте, те люди просто в Final Fantasy III не играли!). Игра и в самом деле непроста — возможно, поэтому её так долго не переводили на английский. Особенно сложно прокачивать эти самые способности — за врагов дают до смешного мало AP. Скажем, чтобы стать в какой-то профессии мастером, вам будет необходимо набрать как минимум 500 АР (иногда это число еще выше). За врагов, даже под конец игры дают не больше 5 АП, а чаще всего приходится перебиваться с 1 на 3. При таком раскладе стать мастером очень непросто, приходится проводить за прокачиванием персонажей очень много времени. Порой даже кажется, что создатели малость перемудрили с этой системой классов, неудивительно, что так же показалось и американцам. Впрочем, именно эта система и делает игру столь интересной и уникальной! На прохождение Final Fantasy V может уйти от 40 до 50 часов!
Что же касается непосредственно боев в игре, то тут есть ряд отличий от предыдущей части сериала. Во-первых, наконец-то появились знаменитые синие полосочки, отмечающие время до начала хода (ура!). Также появилась возможность менять систему течения боя с Wait (когда на время введения игроком команды включается пауза) на Active (когда паузы нет). Команды, которые можно выбирать во время боя, зависят отныне не от персонажа, а от его класса и выученных способностей. Впрочем, «атака» и «использование предмета» будут присутствовать независимо от класса. Бои, в самом деле, весьма увлекательная часть игры, ведь тут можно проверить, насколько хорошо подобрана ваша команда, не допущена ли какая-нибудь ошибка… Не рекомендуется делать всех героев одного класса — даже если все они будут сильнейшими призывателями, зачастую без белого мага просто не обойтись.
Интерфейс почти идеален. Меню проработано куда лучше, чем в предыдущих частях FF. Инвентарь стал раз и навсегда бесконечным именно с Final Fantasy V. Очень приятно также и то, что теперь, меняя класс персонажа, нет необходимости менять ему экипировку вручную — это делается автоматически. Удобно? Не то слово! Хотя, все равно часто приходится вносить в экипировку коррективы — благо выбор вещичек в игре весьма богат и намного превосходит количество предметов, которые были доступны в предыдущих играх серии.
Графическая часть игры несомненно лучше, чем в Final Fantasy IV, хотя это и далеко не предел возможностей SNES. Да, игра, безусловно, красива. Цвета стали куда ярче и насыщенней (в Final Fantasy VI основная гамма опять станет холодной и сероватой). Герои стали крупнее и детализированнее, магия — красивее, бэкграунды — лучше.
Возвращаясь к тому, с чего мы начинали разговор. Очень не хочу говорить плохое про американцев — ксенофобия вообще плохая вещь. Но некоторые особенности их менталитета мне непонятны. Что именно не приглянулось обитателям нового света в Final Fantasy V? Может быть, им не нравится, что бои в игре далеко не так важны, как то, что делается между боями — выбор классов и умений, экипировка, расстановка сил? Может, сложность игры слишком высока для детей? Может быть, им показалось, что в сюжете игры слишком много разговоров о смерти? А, может быть, им просто не понравилось, что одна из героинь — фактически, травести. Так или иначе, в 2001 году эта вопиющая несправедливость была исправлена и Final Fantasy V заняла свое место и на полках англоязычных геймеров.
Что сказать в итоге? Три игры Final Fantasy для SNES недаром были названы золотым веком в истории этой серии. Не смогу сказать про эту игру ничего плохого. Хардкорность никогда не была недостатком, а Final Fantasy V — в самом деле отличная игра, довольно красивая, в меру хардкорная, а главное — интересная и затягивающая.
Купить: