^

Shadow Hearts

imageimage

Серия консольных JRPG от студии Sacnoth (позже Nautilus), работавших некогда над лучшими частями знаменитой Final Fantasy. Все три части были выпущены для консоли Sony PlayStation 2. Отличительной особенностью этой серии является мрачная, затягивающая в свои самые потаенные глубины атмосфера готики и ужаса, в духе книг старого Лафкрафта. Несмотря на то, что события всех трех игр происходят вроде бы в реальном мире в реально существующих местах, серию смело можно отнести к типу «альтернативная история».

Особенности серии

Действие первых двух частей разворачивается на территории Азии и Европы (также частично Японии) в 1913-1915-ых годах, то есть незадолго и во время Первой Мировой Войны. Третья часть, которую уже можно скорее назвать ответвлением серии нежели прямым продолжением, переносит игрока уже в более мирные времена: Америка середины 1920-ых годов, эпоху расцвета мафии.

Игры так и не снискали огромной популярности, хоть и отличались не только интересным сэттингом, но и оригинальной боевой системой, которая получила имя «Judgment Ring» («Кольцо Правосудия»). «Кольцо» было тем, что добавляло в игру аркадные элементы: игроку нужно было за определенное время успеть нажать кнопку ps-cross в трех делениях на кольце, в те моменты, когда через эти деления проходила стрелка. В случае промаха по одному из делений, атака либо полностью проваливалась (если не попали в самое первое), либо проводилась частично (если в какое-либо другое). Количество делений, их радиус, скорость стрелки на Кольце полностью контролировались самим игроком (из части в часть, авторы лишь дорабатывали ее, делая еще лучше). Данная система использовалась не только в самих поединках, но и в повседневных делах героев: например торговле (удачно нажав на все деления можно было купить нужный товар подешевле, а вот продать подороже) + некоторые мини-игры (например усердно долбить кнопку ps-cross, чтобы успеть за 10 секунд остановить стрелку в нужном красном делении), которые со второй части упразднили. Тем не менее, средний геймер не оценил.

Винить в этом, в первую очередь, следует знаменитую студию Square (тогда еще Soft): первая часть Shadow Hearts, которая тоже была одной из первых игр на Sony PlayStation 2, оказалась практически не замечена, ведь внимание всех владельцев Соньки было сосредоточено на столь долгожданной Final Fantasy X. Вторая часть, несмотря на полученную награду от IGN «Лучшей игры на Sony PlayStation 2» за 2004 год, тоже ситуацию не изменила. После выхода последней, не только на сегодняшний, но и наверное совсем, части серии Shadow Hearts, сотрудники Nautilus начали покидать компанию и она вскоре оказалась реорганизована, войдя в состав Marvelous AQL. Все это окончательно похоронило надежды фанатов на какое-либо продолжение. Впрочем серия нашла своего игрока, да и не одного, а это главное. 

Так что рассмотрим кратко каждую игру серии, дабы завлечь в наш культ побольше народу. 

Koudelka  

imageНесмотря на отсутствие «Shadow Hearts» в названии, именно Koudelka можно считать родоначальником данной серии. Изначально игра намечалась как дебют композитора Хироки Кикута (игра Secret of Mana) в роли геймдизайнера. Задумал господин Кикута, немного-немало — революционную игру в застоявшемся жанре JRPG. Это должна была быть игра, максимально приближенная к одной из его любимых игр: Resident Evil (который самый первый, ведь тогда на дворе был 1998 год). Ради этого и была создана студия Sancnoth. Увы, но свой магнум-опус (дело всей карьеры) Хироки Кикута не смог довести до конца в том виде, в котором задумывалась: злые начальники велели исправить боевую систему игры, сделав ее пошаговой как в большинстве JRPG, а придуманную им action боевку — уничтожить. Результат получился предсказуемым: Koudelka — это лучший пример утверждения почему horror игры должны быть именно action, а не бродилкой с сражениями через каждые 5 шагов, которые к тому же затягивались порой на 10 минут (из-за общей медлительности боя). Первый опыт Хироки Кикуты стал же последним: разгневанный композитор-геймдизайнер подал в отставку, сразу же после выхода игры. А жаль, очень жаль.  

По сюжету игра была также максимально близко приближена к столь любимому Кикутой Resident Evil. В 1898 году, молодая, всеми гонимая, цыганка, с внешностью топ-модели, приезжает в Уэльс к давным-давно заброшенному Неметонскому монастырю. Будучи обладательницей могучих экстрасенсорных способностей, Куделка услышала во сне голос давно погибшей девушки, которая умоляла помочь упокоить ее душу, что застряла в этом месте. Внутри монастыря, Куделка обнаруживает веселого вора-авантюриста Эдварда, а также фанатичного епископа Джеймса. У обоих этих мужчин есть свои тайны от девушки, что привели их в это место и их откровенно тошнит друг от друга, но пришлось объединиться: комнаты монастырей были наполнены не только ужасными чудовищами, чей внешний вид вызывал скорее рвотные рефлексы, но и чем-то куда более страшным. И именно эту тайну и предстояло расследовать нашим героям, порой спасаясь от бессмертных (в прямом смысле) монстров.

Игра вышла на четырех CD дисках, хотя спокойно пробегалась за 5-6 часов (это с исследованием всех комнат). Причина крылась в шикарных заставках (которых, к слову, было не так уж и много), а также наличие озвучки в каждой сценке игры. Музыкальное сопровождение, как и сам геймплей, вышло несколько однообразным и приедающимся.

Shadow Hearts 

imageПосле того как отец Sancnoth сам же бросил свою компанию, подавшись в свободные композиторы, ее поглотила другая компания — Aruze Entertaiment. Новым руководством было решено провести работу над ошибками «Kodelka» создав игру, которая была бы одновременно и ее духовным наследником (то есть совмещала в себе ужасы и реальный сэттинг), но в то же время стала традиционной JRPG игрой без всяких оглядки на survival horror. Именно так и родился Shadow Hearts — история, которая и не являлась прямым продолжением Koudelka, но и разворачивалась в той же вселенной что и она (на это указывали, как некоторые сюжетные разговоры, так и «пасхальные яйца»). 

Цыганка с откровенным декольте исчезла, а на ее место встал новый герой, который еще вернется во второй части — здоровенный качок по имени Юрий Вольт Хьюга (данное забавное имя образовалось благодаря его интересной национальности: мама русская, а отец японец), который умеет убивать монстров голыми руками, троллить врагов, но совсем не дружит с географией и прочими науками. Юрий унаследовал от своей предшественницы «любовь» (именно в кавычках) к разговору с женским голосом в голове, который принуждает его идти на очередной подвиг: спасти молодую француженку, обладающую способностями целителя, от охотящегося за ней колдуна в черном фраке. Помогут Юре в этом его врожденные способности Хармониксера, позволяющие ему превращать свое тело человека в тело какого-нибудь монстра с той стороны космоса (по Лафкрафту). Спасая девушку как от исчадий ада настоящих, так и от тех, что сидят в японской армии, Юрий не только познает прекрасное чувство любви, но и также разберется с демонами своего прошлого, а также обретет куда более цельный смысл жизни.

Этой игре были присущи все те особенности Judgment Ring, что я описывал выше, а потому не будем на них подробно останавливаться. Вышла она на 1 DVD диске и по продолжительности была едва ли больше 20 часов. Заставок в игре стало еще меньше (зато вступительная выше всяких похвал), звуковое сопровождение в каждой сценке (вероятно за счет того, что и их количество многократно увеличилось) исчезло. Графическое оформление вышло, для PlayStation 2 мягко говоря ужасным. Особенно сильно пострадали лица героев, которые мало того, что вообще практически не отличались друг от друга, так еще и нарисованы были так словно, каждый из них — это какой-нибудь «маленький человечек» (претензия именно к лицам, с анимацией тел все гораздо лучше). Музыкальное сопровождение к игре писал Яцунори Мицуда (Chrono Cross, Xenosaga Episode I) вследствие чего оно не вышло таким уж однообразным, как в Koudelka, но и ничего выдающегося: пара боевых тем, да и одна леденящая кровь композиция — это все, что вы запомните из этой игры (и то боевые темы скорее всего очень скоро выветрятся из головы). Атмосфера получилась в лучших традициях  Куделки: жертвоприношения детей, разорванные на куски солдаты, залитые кровью поезда, ангелы со срезанной кожей и многое другое. Вместе с общей цветовой гаммой, да и сопровождаемой музыкой, игра работает на атмосферу просто на ура! Также нельзя не отметить факт, что первый Shadow Hearts стоит ближе всего к традиционным JRPG 90-ых годов: наличие переднего и заднего ряда, а также четко определенной профессии у каждого персонажа (белый маг. черный маг, воитель и смешанный «красный» маг присутствуют здесь). Сиквелы уже все же развивали идеи первой и в итоге создали собственную игровую механику, которая имела мало общего с другими JRPG (но не с первым Shadow Hearts).

Долгих 3 года ожидали малочисленные фанаты сиквел.     

Shadow Hearts: Covenant

imageСамая русская JRPG и не только потому что одной из локаций здесь является Петроград (тогдашний Санкт-Петербург). Авторы провели еще одну работу над ошибками, дополнив боевую систему всякими мелкими, но приятными нюансами, весьма ощутимо подровняли графику и пошли на встречу игрокам, значительно облегчив игру в паре десятков аспектов, начиная от возможности поставить автоматический «Judgment Ring».

Сюжет снова возвращал нас к Юрию Хьюге, который оказался проклят религиозными фанатиками группы Sapientes Gladio. Проклятье поначалу лишило парня его сверхъестественных сил, а затем так и вовсе стало угрожать его душе. Объединившись с влюбленной в него девушкой, чью жизнь он спас во вступительном ролике — лейтенантом немецкой армии Карин Коенинг, а также кучей других персонажей, среди которых присутствовал даже папа Карло Джузеппе из сказки «Пинокио», Юра отправляется в очередной раз спасать мир, а заодно и свою душу. Все пути ведут в Россию, ведь глава Sapientes Gladio явно неравнодушен к просторам некогда великой Российской империи. А Первая Мировая Война уже началась, пускай в игре нас ни разу и не занесут на поля сражений (только в всевозможные древние храмы и тайные научно-исследовательские центры).

Пару слов об нововведениях и отличиях, которые несколько облегчают геймплей. Настолько облегчают, что Covenant — без сомнения самая простая часть серии Shadow Hearts. Начнем с отличий.

Во-первых сама по себе пониженная, по сравнению с первой частью конечно, сложность боев, в результате чего даже сражение с самым сложным боссом первой части, превращается в легкую разминку на 1-2 хода. Единственное условие, чтобы стать таким сверхсильным — это не пропускать не одного поединка (случайные сражения присутсвуют во всех частях, начиная с Koudelka), дабы не потерять много-много ценной EXP, золота и очков Soul, о которых речь пойдет ниже.

Во-вторых именно с этой части Shadow Hearts можно перестать называть мистическими ужасами, а начать называть приключенческим боевиком. Крови и совсем уж отвратительных монстров в этой игре нет, да и сделана она уже более на подростковую аудиторию. Появилось огромное количество шуток (и речь уже идет не об черном юморе как в первой части, а об «японском» или даже скорее пошлом), что сильно разбавляют атмосферу и врезаются в память. Присутствует стеб над некоторыми сюжетными боссами, причем стеб тонкий и не скатывающийся в клоунаду аля Devil May Cry 3.

Все нововведения касаются в основном боевой системы и самих персонажей, и если об отличиях в боевой системе вы можете прочитать в описании игры, то вот об персонажах стоит написать. Теперь все герои (кроме Юры) могут использовать магию (как и в Koudelka впрочем, так что классическое разделение магии было скорее фишкой первой части), а значит их специальные навыки надо было чем-то заменять. Замена стала ну просто чудовищно интересной: здесь вам есть и скучные фехтовальные навыки, и специальные приемы живой марионетки, зависящие от ее платья, которые ей шьет портной гей за карточки с изображением голых мужиков, и вызываемые для одной атаки монстры, которых надо фотографировать и многое другое, ведь персонажей здесь больше чем в прошлой части. Я понимаю, что сказанное выше звучит несколько безумно, но на самом деле это просто чудесно6 все персонажи второй части в плане своих способностей уникальны, но в тоже время ни один из них не является незаменимым. Вот уж точно игра, где персонажей в команду (даже главного героя можно заменить) набираешь по собственному вкусу, а не из соображений их навыков.

Отдельно поругать хочется за ставшее несколько более серым и незаметным музыкальное сопровождение, впрочем есть еще пара треков, которые запомнятся. Об более высоком уровне графики уже упоминалось выше, но вот дизайн костюмов (да и подземелий тоже) все же стал значительно не то что хуже, но скорее нелепее. Впрочем если закрыть глаза на эти нюансы, а также на то, что некоторые герои во второй части выглядят моложе чем в первой, то вас ждет отлично и захватывающее приключение, которое может похвастаться и оригинальностью и не самой сложной боевой механикой и не самым простым сюжетом, над которым в некоторых местах придется поломать голову. Знакомство с первой частью необязательно (все же самые важные сюжетные моменты вам объяснять флэшбеки), но желательно. Отличный пример игры и как JRPG и как именно сиквела. 

Shadow Hearts: From the New World 

imageСпин-офф серии, ведь здешние сюжетные события практически никак не связаны с приключениями русского оборотня Юры и его друзей. Впрочем, поступок одного из персонажей предыдущей части и является корнем всех здешних проблем + в качестве камео выступят персонажи из предыдущих частях. 

События игры переехали не только из стран Европы и Азии в Америку (всю игру вы будете бегать преимущественно по ней, мотаясь лишь между Северной и Южной), но и сменили стиль: теперь приключение в духе Индианы Джонса стало напоминать скорее какую-то несмешную комедию, которая могла присниться вам только в дурном сне. Судите сами главный герой, молодой детектив Джонни Гарланд из Нью-Йорка, получает заказ от жутко таинственного, и такого же страшного, профессора из университета по поиску его коллеги. Найдя его в месте, куда обычные люди и вовсе заходят боятся, Джонни становится свидетелем гибели этого человека (его поедает вылезшее далеко не из воды морское чудище), а затем уже гибели убийцы от смачных ударов еще более чудного существа. Это чудное существо, индианка по имени Шаная, которая всюду ходит с молчаливым телохранителем, уничтожающего врагов из двух стволов, предлагает Джонни сделку (причины неизвестны): ходить по миру и уничтожать подобных тварей. Сама она обладает способностями Юры к трансформации в чудищ, правда природа этих сил несколько иная: ходить по миру к их алтарям и заключать контракты после победы над ними. Одному мне вспомнилась Final Fantasy X? Ну ладно.. Где-то там параллельно ведет свое паломничество молчаливая парочка (парень Убийца, в прямом смысле, и хрупкая девушка), которые преследуют свои цели, точно связанные с появлением монстров в этом мире. Рано или поздно интересы этих двух парочек пересекутся, но вот одолеют ли их наши герои — это большой вопрос.

В плане геймплея игра не изменилась практически ни на йоту и все осталось до тошноты (из-за смены на совсем ужасный дизайн) знакомым. Изменились сами герои. Интересных личностей не осталось, остались лишь пародии на прежних героев, порой цитирующие их действия: маразматичный старик ниндзя, говорящая и бухающая огромная кошка (именно кошка), убийца музыкант, словно сошедший из трилогии «Музыкант» Роберта Родригеса и т.д. Огромным плюсом по прежнему стоит считать наличие у каждого из героев своих собственных навыков + наличие для каждого из героев индивидуальной цепи заданий, что помогут их повысить. Разнообразие и очевидный подход к этим заданиям с юмором также добавляют игре плюсов. Но…этого оказалось мало.

На другой чаше весов лежит фактор, отсутствие которого было огромным плюсом предыдущей части: задротство. Если фотографировать монстров, так будьте готовы что раза 3-5, если врага надо добить каким-нибудь специальным ударом для его усиления так делайте это раз 20 и т.д. Затем, отношения между героями вышли…прохладными. Как справедливо заметил главный герой в одной из локаций игры: «В Рио-де-Жанейро у каждого свои дела». Больше не будет совместных авантюрных операций у парочки героев, дружелюбных подкалываний и романтических откровений. Все это осталось в прошлом. Да и харизматичный ГГ тоже: здешняя копия Соры из серии Kingdom Hearts теряется на фоне своих колоритных товарищей. Пусть сценаристы и будут пытаться активно показать нам, что он главный, активно пихая в сюжетные сценки, но это явно не так. Синдром Final Fantasy X (я же ведь уже это говорил, да?)

НО если это ваш первый Shadow Hearts в жизни, то плюньте на все написанное выше: это будет отличной игрой. В конце концов, в какой еще из JRPG вам надо будет сниматься в кинофильмах о кунг-фу, пародирующие классику 70-90-ых годов? А проблемы с лишним весом одной из героинь если не улыбнут, то хотя бы поднимут настроение: такими большинство из наших девушек никогда не будут, да и задумка здоровская. А к здешней боевой системе очень быстро привыкаешь. 

Прочие появления

Хоть серия и не получила массового признания, аниме-экранизаций и ранобе-адаптаций, все же есть еще два продукта масс-медия, в которых засветились герои данной линейки игр. Начнем с печатного варианта.

Koudelka Manga 

imageМанга, нарисованная скорее лишь для рекламы Shadow Hearts и выпускавшаяся как раз незадолго до выхода игры (с ноября 1999 по сентябрь 2000 года) в японском манга-журнале Shonen Ace, компанией Kadokawa Shoten. Мангой занимался Юдзи Явахара, известный также. как автор не очень известной работы Chikyu Misaki (тематика там в принципе та же самая). Несмотря на подобный ход, все события происходящие в манге признаны по отношению к вселенной Shadow Hearts не каноничными. 

Действие происходит спустя год после событий игры: Куделка пребывает в психиатрической лечебнице и ее лечащий врач, по всей видимости, очень заинтересован в природе ее дара. Вскоре она сбегает, но персонал больницы не собирается так просто оставить это дело и объявляет ее в розыск, причем лечащий врач сам активно участвует  в процессе, параллельно убивая всех неугодных ему людей. Куделка находит свое пристанище в доме сироты, которому она напоминает его давно погибшую мать. Работа у его мамы была не то чтобы простая — Лондонская проститутка. А тут как раз у подруг по профессии его погибшей матушки начинаются проблемы: их беременных сотрудниц похищают члены какого-то культа, и они не оставляют следов. И вот Куделка, сама потеряв часть памяти при побеге, облачившись в костюм Шерлока Холмса, встает на защиту низов Лондонского общества, поклявшись прекратить эту сеть похищений и сорвать коварные планы тех, кто их устраивал.

Несмотря на совсем новую историю и наличие персонажей, которые не появлялись ни до Shadow Hearts ни после, в манге все же засветился несменяемый символ игры: алхимик Роджер Бэкон. И снова зашла речь об проклятых манускриптах, красной нитью пронизывающие всю серию. Всего вышло 3 тома, в которые уложили 15 глав. Перевод на русский имеет место быть, но, как всегда, частичный. Будет ли продолжаться перевод — неизвестно.

Chaos Wars

imageИгра от детей страны восходящего солнца, собаку съевших в жанре TRPG (Тактические ролевые игры — жанр, который кстати и зародился в Японии еще в 8-ми битную эру) — студии Idea Factory. Данная штука нам интересна не только потому что она одна из немногих их игр для PlayStation 2, что были переведены на язык Шекспира (с отвратительной и однообразной озвучкой впрочем), а участием в ней героев Covenant: Юры, Карен, Элис и многих других (можете считать, что всех). 

На момент издания игры (21 сентября 2006 года в Японии) третья часть серии уже была выпущена, а студия Nautilus, со всеми ее потрохами правами, принадлежала компании Aruze. Так что решение ввести героев именно второй части лишь доказывает, что сами разработчики понимали, какая игра в их серии самая лучшая и какой фэйл они породили в 3-ей части. По сути, игра была первым кроссовером (из более поздних опытов Idea Factory пробивайте игры Cross Edge и Trinity Universe), в котором помимо героев Shadow Hearts: Covenant также засветились герои первой части Growlancer, Gungrave, Blazing Souls и Code of the Samurai. Главные герои были совсем другие: японские школьники из реального мира (подобная идея будет потом более удачно реализована в Cross Edge). Юра и его команда, по сути, не занимались ничем важным, кроме того, что пережевывали простые истины, кои игроки могли усвоить еще из оригинальных игр, да валяли дурака. 

Порадоваться хочется лишь за то, что герои присоединялись одними из первых, а фишка серии Shadow Hearts (Judgment Ring) была сохранена при использовании их навыков. Да и сами приемы точь в точь повторяли их игровые (разве что были выполнены, как и сами персонажи, в чибиковатой манере).

Конечно не новая часть Shadow Hearts, но для встречи со старыми друзьями более чем отличная игра.

Slot Shadow Hearts II 

imageПаразитирование на вселенной второй части, сделанное в виде самого обычного игрового автомата (слот-машина) с персонажами Shadow Hearts: Covenant присутствующих на заднем фоне. В остальном абсолютно ничего особенного: игрой это толком и не назовешь. Скорее интерьер мод.

© Dark Moon Dragons

Хранитель серии: Стокер

Игры серии

Название Год выпуска Платформы

Koudelka

Sacnoth

1999 PlayStation

Shadow Hearts

Sacnoth

2001 PlayStation 2

Shadow Hearts: Covenant

Nautilus

2004 PlayStation 2

Shadow Hearts: From the New World

Nautilus

2005 PlayStation 2

Активность серии