Ретро-обзор Persona
Итак мальчики и девочки, спустя долгое время я вернулся, чтобы рассказать вам о начале всей серии Persona, а именно Megami Ibunroku Persona, изданной на платформу PlayStation 1 в 1996 году. Сейчас как школьники, так и заядлые МегаТенщики, гадают, выйдет ли что-нибудь путное из Persona 5, и спорят о значимости Persona 4: The Golden, хотя сама серия начиналась не больше чем ответвление от основной серии Megami Tensei. Чудеса случаются, не так ли? Разберемся же!
Чудеса начинаются
Чудеса в этой игре начинаются прямо со вступительной сценки. Без лишних разговоров и 40 минутных вступлений, вас бросают в компанию школьников-раздолбаев (но они не все такие, не подумайте), неизвестно зачем оставшихся в классе и со скуки решивших поиграть в призыв Господина Персоны школьного духа, предсказывающего будущее. Вроде бы игра, а поди ж ты, сработало. И вот уже школьников поражает молния. А вы, как всегда абсолютно безмолвный и бесчувственный робот, не имеющий даже своего имени, предстаете перед аристократичным красавцем в фарфоровой маске по имени Филемон (Philemon). Очарованный вашим мастерством придумывать имена главгерою, он дарует вам Персону сущность живущую внутри вас. «Вы бог, дьявол и человек одновременно» молвит его суровый голос, но все это не более чем ваши маски, а вот Персона истинная сущность.
Чувствуете, что вас уже клонит ко сну или наоборот разгорается интерес ко всей этой философской драме, где основное место играет китайское произведение о сне бабочки и человека? Зря. Далее все идет гораздо более проще. Навестив после этого «сна», который видели все присутствующие в комнате, подругу в больнице, выясняется что город заполнен, о боже, ожившими мертвецами(!), сказочными феями(!!) и, внимание, ОЖИВШИМИ УНИТАЗАМИ(!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!).
В общем, вот с таким вот дурдомом вам придется бороться на протяжении всего своего нелегкого пути, пытаясь разгадать бабочка вы или человек, а также чего мертвым не спаслось в морге.
Бревно и компания
Помимо никакого главного героя, имеющего зато серьгу в ухе, вам компанию будут составлять еще 8 школьников, но не спешите радоваться много не значит хорошо. Я играл в версию для PSX, носящую гордое название Revelations: Persona (ясен пень в американскую, ибо моя не понимать по-японски), потому образы персонажей, кои я лицезрел, по-моему были максимально утрированы и приближены к стереотипам, американских боевиков. Вот негр Марк он у нас агрессивный, вон богатенький Нэйт он у нас высокомерный. Ни о каком развитии личных характеров речи, конечно не идет, мы же играем в американский боевик, действие которого и вовсе происходит в США(!!!). Есть конечно кой-какие задатки, но уже скорее заслуга японских сценаристов, чем американских переводчиков.
Школа, школа ты похожа…
Так как сериал Persona начинал свое существование всего лишь как ответвление оригинальной серии, то и геймплей остался практически нетронутым = унылым, как и во всей серии Megami Tensei. Практически все, что вы делаете, это путешествуете по городу (типа карта мира) с зеленым кулоном аля The Sims, да исследуете подземелья от первого лица. Насчет и того, и другого ничего хорошего сказать не могу.
Путешествовать по городу очень утомительно и неудобно, без отсутствия нормальной камеры и карты. Насчет коридоров знаете, первую пару раз, путешествуя, так быстро, как будто ты летишь, врезаться в стену довольно забавно, но уже довольно скоро это приедается. Врагов становится много, бои рандомные, затянутые, а каждый коридор огромного здания похож друг на друга. С картой тут еще хуже. В общем приятного вам блуждания по коридорам родной школы.
Что касается боевой системы, то тут все более оптимистично. Интересна система диалогов с монстрами, позволяющая переманивать их на свою сторону, а затем путем синтеза в знаменитой Velvet Room превращать в новых более сильных Персон, для владения которыми нужен определенный уровень. Траектория во время боев разительно отличается от всех классических JRPG того времени уходя уже больше в сторону геометрии: персонаж стоящий слева и сможет поражать только тех что слева.
Корни MegamiTensei торчат и тут. Помимо странствий по коридорам от первого лица, в первой части Персоны остался и выбор оружия, как в ранних играх данной серии. У каждого школьника есть два вида орудия: холодное и огнестрельное. К типу холодных орудий относятся мечи, пики, топоры в общем все, что вы привыкли видеть. Орудием можно поразить только тех врагов, что стоят в переднем ряду, но и бьет оно соответственно довольно сильно.
В роли огнестрельного оружия тут выступают винтовки, автоматы, пистолеты, с которыми ваши бойцы управляются не хуже каких-нибудь спецназовцев. Пистолеты поражают врагов на втором ряду или нескольких сразу (зависит от оружия, которое у каждого бойца свое), но и урон слабее. Наличие данного аспекта делает игру еще больше похожей, на какой-то обычный зомби-хорор о школе.
Сами бои затянуты до неимоверности, и чтобы победить в них, придется приложить изрядную долю головного мозга: боссы вас тут жалеть не будут, имейте ввиду, а с таким интерфейсом, как тут, бои растянутся очень надолго и на быструю прокачку можете не рассчитывать. А учитывая их частоту, приедаться они начнут еще с начала игры.
Мэгуро Сёдзи forever?!
Невольно задался я этим вопросом играя в оригинал. Знаете, музыка это пожалуй одна из сильных сторон игры и тот немаловажный аспект, который придает игре атмосферу мрачности и безнадежности. Особенно это заметно, если сравнивать с пришедшей на смену ей «попсой» Shin Megami Tensei: Persona на PSP. Темы битв с врагами динамичные, с боссами ужасающие, на локациях нагнетающие, а в несерьезные повседневные моменты жизни беззаботные. Браво и хвала. Долой попсу!
Атмосфера
Нельзя не отметить, что игра обладает, какой-никакой атмосферой, которая была утеряна в более поздних частях. Прогулки по изменившемуся, не хуже, чем в первых частях Silent Hill-а, городу невольно вызовет у вас мурашки по коже, а встреча со здешними боссами так и вовсе будет неслабо ужасать. Музыка, конечно, всему этому способствует.
И во всем опять виновата Америка
Уж не знаю почему американцы настолько злопамятны к японцам, да и к нам русским тоже, но факт налицо. Их «цензура» это синоним слова кастрация. За примерами далеко ходить не нужно, вспомните популярные в те времена аниме на нашем отечественном телевидении: Покемоны и Сэйлор Мун. Думаете, они до нас дошли с изначальными замыслом японцев? Поверьте, вы глубоко заблуждаетесь, но вернемся к игре.
Чтобы вы поняли весь ужас трагедии, я сейчас предоставлю вам скриншоты титульного экрана и персонажей, которые подверглись цензуре. Ладно бы это были просто имена, но… в прочем, смотрите сами…
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
Главный герой (слева японская версия, справа американская)
Танцор-граффити и просто шпана Марк, теперь и в черном варианте
СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА
В оригинальной японской версии имелось разветвление, которое называлось Снежная королева. Сюжет у него состоял в том, что школа оказалась заморожена и пребывает во власти злобной ледяной маски Снежной королевы. К тому же под нож пошли многие сцены, связанные с той же школьной жестокостью. Вам нужно было, как всегда, всех спасти, на чем игра и завершалась (альтернативная сюжетная линия, так сказать для игроков жаждущих более сложных поединков). Американцы же плюнули на лишнюю работу и потому получить квест в этой игре возможно. И даже если вы понимаете язык символов и знаков препинания, в качестве общения, то даже получите неимоверное удовольствие. Всем остальным рекомендую наслаждаться основной сюжетной линией.
Подведем итоги
Игра с потенциалом, интересным хоть и не оригинальным сюжетом, глубокой боевой системой, загубленная однообразным геймплеем и бесконечными коридорами подземелий. Обидно. Играть в такое сможет не каждый, да я честно говоря никому и не советую. Если совсем уж охота приобщиться к классике качайте ремейк на PSP, он благо переведен на язык Шекспира и даже оснащен приятными дополнениями и не содержит ни следа цензуры 90-х годов, хоть и оснащен паршивой попсой. Времена так меняются что ли?