Final Fantasy VII - Ретро-Обзор
Многие считают Final Fantasy VII лучшей игрой в серии. Учитывая, какой гигантский прыжок она совершила в технологическом плане, подобные мнения обоснованы. Но неужели только технология позволила захватить умы игроков по всему миру или было что-то ещё? Давайте на полчасика оставим бренный мир и погрузимся в удивительный мир игры.
О введении:
В далёком теперь 1997 году мир ожидала настоящая бомба, можно даже сказать, революция в игровом сообществе. Благодаря мощной домашней консоли от корпорации Sony игры приобретали третье измерение. Если раньше консоли не могли конкурировать с PC, то теперь это стало возможным в полной мере. На любимицу Sony посыпались хиты, и рог изобилия не иссякал до 2000 года (к слову сказать, на консоли выходили хорошие проекты и до 1997 года, но качественных ролевых игр просто не было, все ещё только пробовали возможности и силы девайса).
Но выходу Final Fantasy VII уже ничто не могло помешать. Флагманский и самый крупный проект с непереплюнутой до сих пор трагичной историей выходил именно на ней, так как старые контакты и связи с Nintendo Squaresoft разорвала. В суть конфликта опускаться не будем, но это пошло лишь на благо самой игре (объём, занимаемый проектом, впервые составил 3 CD). Помимо трёхмерной графики, игра обзавелась потрясными CG-роликами, подправила боевую систему, разнообразила вид локаций и монстров. Смотрятся они, конечно, как полигон на полигоне, но спасибо им за этот прорыв.
Об игре и тайне компиляции:
В работе над игрой участвовал самый настоящий костяк девелоперской кузни. Сценаристы Хиронобу Сакагучи и Тетсуя Номура, композитор Нобуо Уемацу, талантливый художник и создатель большинства иллюстраций монстров Йошитака Амано. Естественно, что провернуть титанический труд в одиночку им бы не удалось, над игрой впервые работали сотни людей. Сказать, что игра вышла на славу – ничего не сказать. Оценки мировых критиков и игровой прессы вполне точно представляют общую и целостную картину ситуации. Выход Final Fantasy VII в своё время стал чем-то вроде провидения свыше (кстати, этот аспект был удачно обыгран в последующей компиляции с буковками B.C и A.D, что означает “до Рождения Христова” и “после Рождения Христова”).
К самой игре, вышедшей в 1997 году, это уже не относится, но компиляция объединила в себе 4 проекта (располагаю в хронологическом порядке от раннего к позднему): Crisis Core (PSP) – события рассказывают об элитном солдате Заке и о его знакомстве с Клаудом и Айрис (центральными персонажами Final Fantasy VII), а также о его печальной судьбе и том, как у Клауда поехала крыша (охватывает период примерно в 7 лет до оригинала); Before Crisis (игра для продвинутых Мобил), в которой освещается работа Турков (организация элитных наёмников, работающих на корпорацию “Шинра”) – происходит в течении периода Crisis Core). Итого пока у нас получается “B.C” (Before Christ).
Далее, собственно, сама Final Fantasy VII (как рождество бога). И 2 проекта, которые оканчивают компиляцию: Advent Children (анимационный CG-фильм с потрясающей графикой, который был в последствии также переиздан в HD-качестве с удалёнными сценами под лейблом Advent Children Complete), рассказывающий о событиях, через 2 года после завершения Final Fantasy VII, об организации, пытающейся воскресить Сефирота (центрального антагониста оригинала), и вреде Лайфстрима (Потока Жизни – Энергии расы Древних, остановившего падение метеора на планету); Dirge of Cerberus (PS2) – экшен игра, про организацию полулюдей, полумутантов с вампиром Винсентом в главной роли о событиях через полгода после Advent Children. В дополнение снято 2 OVA: Last Order и On the Way to a Smile, которые поясняют дополнительные сюжетные детали до событий FFVII и после (с беспризорным мальчиком Дензелом).
Итого имеем ещё пару букв A.D. (после Рождения Христова). К счастью, я рассматриваю лишь одну Final Fantasy VII, в конце которой вообще показаны события через 500 лет с цветущими землями рядом с бывшими реакторами Мако, а семья Нанаки (Red XIII) пополнилась будущим поколением. Вот такая занимательная история.
О сюжете и глобальной идее:
Кризис. Мировой. Энергия. Корпорация. Сопротивление.
Эти 5 слов – суть и идея игры. Смерть и любовь, а также самопожертвование будут, но это не главное. Не знаю, что навеяло разработчикам столь гениальный сюжет, но для меня он отчасти стал повторением истории Final Fantasy VI, где на магических фабриках Империи выкачивали энергию из кристаллов, Эсперов и т.п. В принципе, сюжет для времени выхода игры нестандартный и нетипичный. В мире правит одна единственная корпорация “Шинра”. Все свои ресурсы она получает из Мако реакторов, которые в свою очередь разрушают первородную природу планеты, загрязняя её. Столица Мидгар, которую компания выбрала в качестве своей главной дислокации, полностью окутана клубами дыма, так что редкий луч солнца может проникнуть за барьер из пыли и грязи.
Конечно же, не обошлось без тех, кто решил помешать мега корпорации выкачивать энергию из земли, дабы не наступил кризис вселенского масштаба. Спецгруппа – отряд “Лавина” – приняло своей миссией остановку, а если понадобится, то и уничтожение реакторов один за другим. Главный герой игры Клауд встречается нам как раз в заговоре с этой группировкой. Проникая на железнодорожную станцию недалеко от 7 реактора, они расправляются с охраной и устремляют свою поступь в самые недра механизма.
Если не хотите ознакомиться с сюжетом игры раньше, чем поиграли в неё, то не читайте дальше, пропустите пару абзацев.
Дело в том, что Клауд играет не совсем свою роль. Из-за травмы, полученной в прошлом, он свято верит, что является солдатом элитного ранга (коим был вообще-то его почивший друг), точнее, теперь уже наёмником в униформе солдата. После выполнения первого задания, парниша примыкает к группе, абсолютно без собственных целей и интересов. Однако вскоре он встречает Айрис – цветочницу, торгующую цветами за 1 Gil. Заработок скудный, но полуразрушенную церковь содержать позволяет. Клауд нанимается в её телохранители, совершенно не подозревая о том, какая судьба и его и её ждёт.
В это же время отряд Лавина пытается вызволить своего компаньона, которого хватает отряд Турков и увозит в лабораторию для экспериментов. Во время эпического проникновения в многоэтажное здание корпорации, мы добираемся до офиса генерального директора и вице-президента, чтобы обнаружить останки их и всего совета директоров. Тут открывается настоящий злодей, да и замысел всей игры. Один из самых харизматичных негодяев всех времён и народов, хладнокровный Сефирот, выращенный из генов ДНК дьявольского учёного-доктора Ходжо и Женовы, космического организма, прилетевшего с другой планеты на метеорите, расправился со всей руководящей верхушкой компании. Как говорится, враг моего врага – мой друг… Где угодно, но не в этой игре. Сефирот обижен не только на эксперименты корпорации, не только на сына президента Руфуса, но и на мир вообще, который обошёлся с ним подобным образом. Теперь его цель – позволить клеткам Женовы заново родиться (обрушив новый метеорит, который и погребёт под собой землю). Единственный, кто может ему помешать, – раса Древних, а вернее её представитель – Айрис. Всё остальное узнаете сами.
О графике:
Начнём с того, что это была первая Final Fantasy с полностью трёхмерными моделями. Да, сейчас они смотрятся нелепо и угловато, но если сбросить спесь и вернуться на 15 лет назад (кстати, да, у Final Fantasy VII в этом году небольшой юбилей), то, что увидели игроки, было невероятно.
Прежде всего, игру открывает качественный CG-ролик, увидев который, лично я замер. У меня уже был опыт просмотра подобных сцен, так как до Final Fantasy VII я проходил Final Fantasy IX. Разница ощущается, но не на это я обратил внимание. Сама постановка ролика (космос, движение частиц Мако, огонь, Мидгар, поезд, отряд лавина) заставила меня потихоньку начать влюбляться в новую часть с первых кадров игры! Вообще все CG-ролики выглядят просто очумело, и в своё время я клепал видео, захватывая его из игры.
Трёхмерные локации с прорисованными задниками удачно вписываются в общую концепцию и стильное оформление финалки. Больше это не плоский вид сверху, словно мы засели над героями. Теперь мы принимаем непосредственное участие в разворачивающейся перед нашими глазами истории. Что персонажи, что монстры представляют собой набор геометрических фигурок, удачно склеенных на одном каркасе, причём каждая часть привязана не к костному скелету, а другому узлу, что позволяло создавать персонажей более “расшевеленных”.
Бродя по локациям, вы надолго их запомните. Честно, прокрутите в памяти следующие названия: Золотое Блюдце, Мидгар, Нибельхейм, Каньон Космо, Джунон, Коста Дель Соль… Я уверен, вы помните каждое из этих мест. А сколько уже лет прошло с момента, когда вы в последний раз погружались в эту историю? Вот-вот.
О геймплее:
Все знают, как и чем заниматься в JRPG (именно такой у игры жанр). Несмотря на свою многоликость и многогранность, сюжет развивается привычным способом: посещаем города, затариваемся предметами, отправляемся в следующую пещеру/лес/город, следуя фактам и нитям истории. Встречающихся монстров мы порешаем, а с боссами стараемся разобраться как можно скорее и без лишней жестокости.
На нашем пути нам встретится множество, как друзей, так и врагов. Часть из положительных персонажей поможет в нашем нелёгком деле, но поиграть дадут и за злодеев, вроде Сефирота. Впрочем, и другого разнообразия игре не занимать. Я имею в виду мини-игры.
По ходу дела вам предстоит пройти и принять участие во множестве таких шуточных состязаний, что вы просто собьётесь со счёту. Часть из них относится к целым боковым квестам, тогда как остальные предназначены развеселить и без того увлекательную прогулку по миру седьмой Фантазии. Упомяну лишь часть из них: военный парад на морской базе, переодевание Клауда в девушку, приседания в спортивном клубе, пощёчины Тифы и Скарлет, мотоцикл, сноуборд, баскетбол, арена Колизея, гонки на чокобо, зона раскопок, защита форта и другие.
О чокобо:
Или о наших милых пернатых птенцах по-другому. Эти крылатые птахи впервые настолько масштабно засветили в игре, потому что участвуют во множестве событий разом.
Во-первых, у вас есть возможность открыть ранчо чокобо, куда будут сбегаться все пойманные вами птицы. Там вы можете их откармливать, скрещивать и рождать птиц новой породы, будущих чемпионов.
Во-вторых, самые лучшие особи должны быть определены для участия в гонках чокобо в золотом блюдце. На карте мира можно обнаружить птичьи следы в виде 3-палой отметины на земле. Тут-то и надо ловить чокобо в битве, прикармливая их травой и отвлекая от сражения. Не каждый пойманный чокобо станет чемпионом, поэтому наша задача вывести лишь лучших. Если рассмотреть породы, то есть обычный чокобо, красный, чёрный, голубой и самый высший ранг – золотой чокобо. Птицы разного цвета по-разному и ведут себя на карте мира. Кто-то может бегать по глубоким морям и океанам, кто-то пересекать горы, а золотой может делать всё это одновременно и даже летать! Почему-то было решено, что взлетать и приземляться чокобо могут только в лесистой зоне, ну, да и ладно. Так открывается огромный стратегический аспект по поиску секретных локаций и предметов.
В битве Чокобо можно использовать в виде саммона (он появляется на пару с могули в виде наездника – такие маленькие розовые существа с крылышками и помпончиками). При этом врагам не поздоровится из-за большого бада-бума. Только при помощи специальных чокобо можно отыскать сильнейшие материи в игре в отдалённых пещерах и островах, о существовании которых я даже и не знал, пока не стал проходить игру тотально во второй раз.
Они также исполняют роль транспортного средства, и если мы передвигаемся верхом, то можно напрочь забыть о сражениях с монстрами. Использовать чокобо, конечно же, можно лишь на карте мира. А ещё это очень милые создания, у которых можно почесать шёрстку.
О транспорте:
Раз уж у нас зашла речь о карте мира, то давайте заодно я упомяну и все доступные транспортные средства в игре. Итак, на чём мы можем передвигаться. Помимо очевидного ответа – на своих двоих + чокобо, выполняющих различные функции, на ум сразу приходит самолёт, который становится доступен после событий в ракетном городке на 1 диске, когда наши герои сматываются от турков. Летать он не может, зато в качестве плавательного средства на мелких заводях вполне справится со своей задачей.
На 2 диске нам станут доступны воздушный корабль и подводная лодка. С последней также связана небольшая мини-игра, после чего мы получим её в своё распоряжение. Для чего? Для того чтобы наш корабль смог плавать не только на поверхности, но и под водой. Поверьте, там находится несколько объектов, достойных вашего внимания. Ну и, конечно же, пустынный багги, в результате которого я застрял на прохождении на 3 месяца, не зная, куда двигаться.
О персонажах:
Давайте скажем несколько слов и о наших подопечных. Про Клауда мы знаем уже достаточно много, это солдат элитного ранга в отставке (как бы), присоединившийся к террористической группе “Лавина”. Главаря банды зовут Баррет. Этот загорелый однорукий, но, тем не менее, счастливый тип пытается сделать мир чуточку лучше, а если быть совсем точным, то остановить его уничтожение, продолжающееся с высасыванием энергии реакторами. У него есть любимая дочь Марлин, которая признаёт в Айрис сестру.
Айрис (простите, если неправильно пишу её имя, просто так привык) – девушка из расы Древних, содержащая церковь в 5 секторе Мидгара и живущая с матерью. Клауд сваливается на неё в прямом смысле, как снег на голову, и становится её телохранителем. Она должна была стать главной героиней игры, и она ей стала… но не до конца. В процессе возвращения воспоминаний Клауд вспомнит подругу детства Тифу, которой вообще в игре быть не должно, и Зака.
С этим парнем Клауд познакомился во время выполнения одного из заданий. Всё шло хорошо, пока они не стали подопытными крысками профессора Ходжо. Впрочем, данные события очень смутно освещены в данной конкретной игре и лучше обратиться к Crisis Core, если хотите узнать подробнее. Вообще, Зак – парень Айрис, но Клауд, как лучший друг, решил заменить его и для девушки и в собственном разуме собой. Тифа же родилась с Клаудом в одном городе и подрабатывала гидом для туристов, о чём свидетельствует фотография, попадающаяся в игре, до тех пор, пока в деревню не пожаловали высокопоставленные лица…
Сефирот тогда был в компании с Заком и Клаудом. Тифа провела их до заброшенного и иссякшего реактора, где содержались клетки Женовы. В этот момент у Сефирота и поехала крыша, когда он узнал тайну своего рождения. Рассказывать дальше не буду, так как это действительно круто и лучше узнать самим.
По ходу игры к отряду присоединится шпион корпорации Кейт Сит, который управляет своим же роботом неизвестно откуда, неугомонная и вороватая Юффи, которая присоединится к отряду, только если обнаружите и победите её в битве. Старого вояку и ракетного инженера Сида можно отыскать в ракетном городке, где произойдут события, показывающие нежную историю его чувств и любви к девушке, в результате которых мы видим совсем другую сторону его души. Ну и, конечно, вампир Винсент, отдыхающий в склепе поместья Нибельхейма. Юффи и Винс являются дополнительными персонажами и не присоединятся к партии, пока мы не найдём их. Не забудем и о Ред XIII, бедном участнике экспериментов.
О битвах:
Сражения случайные, происходят на отдельном экране, в них принимает участие до 3 членов отряда одновременно. Враги на карте мира и локациях не видны, за исключением боссов. По мере заполнения шкалы действия (АТВ), мы можем атаковать, применять специальные возможности, магию, вызывать саммонов, юзать предметы, защищаться и применять лимиты.
О лимитах:
Встречайте завершающие удары для Final Fantasy VII. Данные атаки позволяют применять особые техники, которые в состоянии атаковать одного или нескольких врагов сразу, нанося им кошмарные повреждения, в зависимости от уровня техники и силы персонажа. У каждого героя они свои, и то, как они выглядят, приводит меня в неописуемое возбуждение.
Всего есть 4 уровня лимита. Переключаются они вручную. На каждом уровне может быть 1 или 2 разнообразные атаки, которые можно применить в зависимости от сложившейся ситуации. Самые мощные атаки – это, конечно же, атаки последнего уровня. Новые лимиты учатся при выполнении определённых условий (использовать другой лимит определённое количество раз и другие), а для того, чтобы получить доступ к последнему, необходимо найти специальный предмет и изучить все предыдущие. Лимиты Айрис очень полезные и повышаются быстрее всех, ведь их нужно успеть разучить до конца первого диска…
О саммонах:
Если вы играли в другие части серии, то представляете, о чём идёт речь. Особенно сильные существа и сущности, зачастую принадлежащие к какому-либо элементу (молния, земля, ветер, огонь, свет, тьма, время, лёд, статусные аномалии), и не элементы вообще, величаются в игре саммонами. Что произойдёт с врагом, если эти боги обрушат свой гнев на него, думаю, пояснять не надо.
Всего в игре свыше дюжины подобных монстров, каждый из которых принесёт нам значительную пользу в сражениях с противниками и особо сильными врагами. Для того чтобы их использовать, придётся сначала отыскать. Сделать это бывает непросто, так как они в большинстве своём не лежат тупа на дороге, чтобы кто-то левый мог их подобрать. Ради особо сильных или важных придётся выполнить череду отдельных квестов, тогда то вы и получите эту замечательную награду.
О материи и магии:
Все персонажи, по сути, обладают возможностями атаковать и использовать предметы на поле боя. Различаются они лишь своими завершающими приёмами (лимитами). А вот чтобы герои могли изловчиться и выдать диво дивное да чудо чудное на поле брани, существует материя. Если ни во что не углубляться, то это магическая энергия мира, представленная в виде кристаллов, различающихся цветом.
Жёлтая – это командная материя.
Зелёная – это атакующая материя.
Синяя – это поддерживающая материя.
Розовая – это материя, увеличивающая показатели НР и МР.
Красная – это материя саммонов.
Каждый кусочек обеспечивает мизерный прирост или убыль различных характеристик и параметров героя, начиная с уровня НР, МР и заканчивая скоростью и силой атаки. Углубляться в это не будем, так как незачем.
Все основные стихийные элементы представлены в виде магии и наши герои (любой) неплохо ими оперируют. Великолепие заклинание откроется перед вами во всей красе, если вы используете магию 3-его уровня (“Лёд 3”, “Огонь 3”и т.д.) не на одном враге, а на группе (для этого также есть специальная материя, называемая “Все”). Спецэффекты будут зашкаливать. Следует знать, что материя набирает особые очки АР по итогам битвы, и если наберёт достаточно, то получит дополнительную “звезду” в свой статус. Это как бы уровень самой материи и чем больше звёзд, тем круче от неё эффект. После того, как все звёзды будут заполнены, следующий набор необходимого количества АР очков приведёт к рождению нового кусочка кристалла, таким образом, вы получите 1 мастер материю и 1 новую материю, которую также можно прокачивать. Надеюсь, теперь понятно, как сделать так, чтобы самыми мощными саммонами обладали несколько персонажей.
Об экипировке:
Если аксессуары у героев достаточно похожи, в плане того, что их могут применять разные герои, то оружие и броня в основном уникальны. Клауд предпочитает мечи, Айрис, как следует белому магу, посохи, Тифа кастеты и перчатки, Сид – копьеобразное оружие и т.д.
При этом к нему привязано сразу 2 интересные особенности. Во-первых, носимое оружие и броня позволяют увеличивать количество получаемых АР очков за бой в 2, 3 раза или полностью их обнулять (это написано в примечании к каждому оружию). Во-вторых, почти все обладают слотами, в которые вставляется материя. Именно от того, что вы поставите в эти слоты, и будут зависеть возможности вашего персонажа на поле боя.
Плюс некоторые слоты бывают парные, такое оружие и броня предпочтительней для магов, ведь если саммоны атакуют всех противников, то чтобы вылечить магией восстановления всех союзников или атаковать огнём всех противников необходимо объединить материю “Все”+“Лечить” или “Все”+“Огонь”.
Тут открывается настоящий потенциал для комбинирования различных возможностей, а ближе к концу игры откроется возможность отыскать мастер материю, которая объединяет в себе все заклинания одного цвета кристаллов (если будете выполнять боковые квесты).
О музыке и звуке:
Композитором в очередной раз выступил Нобуо Уемацу, который создал потрясающий OST для этой трогательной, волнующей и местами драматичной игры. Игра открывается ненавязчивой, спокойной главной темой всех игр Final Fantasy, да так, что игрок не подозревает, насколько в обширную историю он готовится окунуться.
Мои любимые темы, это тема битвы, тема в городке Джунон, музыка восточных мотивов, звучащая в родной деревеньке Юффи, трек полёта на воздушном корабле. А вот от некоторых меня действительно пробирает мороз по коже. Чего стоят только звуки в корпорации Шинра, подводном реакторе или в деревне Древних. Хочется как можно скорее вырваться из этих локаций, стряхнуть холодный пот со взмокших ручишек и окунуться под лучи ласкового солнца.
О заключении:
Знаете, как-то нелепо и банально переходить к этой заключительной части обзора, когда хочется рассказывать и рассказывать об игре часами. Я прошёл игру вдоль и поперёк 2 раза, уверен, что не осталось практически никаких секретов, каких бы я не знал, несмотря на то, что многие до сих пор пытаются “оживить” одну персону.
Она мне подарила десятки часов преприятнейших моментов жизни, она стала моим проводником в нелёгкой участи героев, она берёт и рассматривает каждый аспект самой жизни на планете, растормашивая тебя, не позволяя безучастно с пустым взглядом наблюдать за страданиями и радостями протагонистов. Она – это Final Fantasy VII!
Немного артов напоследок: