Путеводитель по Дюне
В нашем геймерском сообществе большинство не знает, что Дюна, это не просто серия культовых игр студии Westwood и прародительница жанра RTS. Есть ещё и книги и фильмы. Более того, всё началось с книги, которую один из самых влиятельных и уважаемых фантастов прошлого века Фрэнк Герберт написал в далёком 1964-ом году. Дюна была первым романом в гексологии саги, которая имеет размах куда больше и шире, чем может показаться кому-то кто сыграл в игру, посмотрел фильм или просто прочитал первую книгу. За одну только сагу о планете-пустыне Фрэнк Герберт получил безумное количество наград и премий, это при том, что его творчество не ограничивалось Дюной, он написал так же внушительное количество других, не менее впечатляющих, но не столь амбициозных и масштабных романов и повестей, которые так же удостоились восхищения критиков и читателей.
Поклонники более популярных серий в жанре научной фантастики очень часто недолюбливают Дюну, особенно фандом Звёздных Войн. Мало того, что Дюна является полной противоположностью тех же Звёздных Войн, она, с первого взгляда, вообще не похожа ни на одно образцовое произведение в жанре. Люди плохо знакомые с серией нередко насмехаются над тем, что в далёком будущем нет роботов, космических баталий, лихих «пыщ-пыщ, пиу-пиу» перестрелок, зоопарка инопланетян, ужасных монстров угрожающих человечеству и харизматичных суперзлодеев. Вместо этого неофеодальное общество, интриги, заговоры, предательства, пророки, религия, политика, философия и какая-то дурацкая планета-пустыня на которой добывают непонятно для чего нужный порошок. Из крутых технологий будущего у людей почему-то есть лишь космические корабли, которые способны летать на сверхсветовой скорости и защитные щиты, вроде как и лазерное оружие есть, а конфликты всё равно решаются рапирами и кинжалами, нет чтобы закидать планету недруга ядерными бомбами и дело с концом.
Прочитав только первую книгу, поиграв в одну из игр или же просто посмотрев фильм или минисериал действительно возникнут такие вопросы. Масштаб и история мира Дюны является палкой о двух концах, всё разнообразие и многогранность сеттинга невозможно раскрыть в одной первой книге, и тем более фильме. По-правде сказать даже в оригинальной гексологии старик Фрэнк не нашёл ни места, ни сил или времени развёрнуто раскрыть все аспекты созданного им мира, он даже не успел закончить историю и умер, оставив седьмую заключительную, книгу в виде черновиков. Сын писателя, Брайан Герберт, в сотрудничестве с Кевином Андерсоном решил продолжить дело отца. Многие ортодоксальные поклонники Дюны его недолюбливают, не понимая сути того, что он сделал и его мотивов. Брайан понимал, что его отец гений, а он, разве что, талантливый фантаст, но у него есть то, чем пренебрегал Фрэнк способность дополнять картину деталями, которые надёжным фундаментом будут поддерживать основную суть. Главной целью Брайана, конечно же, было дописать последнюю книгу и завершить историю, но во-первых нельзя ударить в грязь лицом нужен опыт и понимание материала на уровне его создателя, а во-вторых есть немало вопросов, требующих более исчерпывающих ответов, чем те смутные намёки, которые были в оригинальной гексологии. Таким образом Брайан со своим другом и партнёром написал две трилогии: Батлерианский Джихад и Прелюдия к Дюне.
Здесь я хочу сделать небольшое отступление. Сам я читал не всё. Творчество Фрэнка Герберта и мир Дюны для меня имеют очень особенную эстетическую ценность, читаю я их только с бумаги и только когда у меня есть достаточно времени и особый настрой вернуться в этот удивительный мир и, погрузившись с головой, нырнуть на самое дно. Первую трилогию я не читал, так как не смог раздобыть (так же я всё ещё не читал финал истории), но я не сомневаюсь в её качестве, и считаю, что начинать стоит именно с неё.
События Батлерианского Джихада происходят за 10.000 лет до событий Дюны. В этой трилогии рассказывается о том, как машины восстали против человека, и как человечество, после тысячелетнего порабощения вновь встало на ноги. Здесь мы узнаём, почему в далёком будущем нет ни компьютеров, ни интернета, ни оружия массового поражения. Здесь подробно описывается, как строилась новая цивилизация, как делались открытия, как сформировалась Империя, как и почему мир Дюны стал таким, каким он представлен в первой книге оригинальной гексологии.
Далее по списку идёт вторая трилогия: Прелюдия к Дюне. Здесь авторы сосредоточились на персонажах и событиях, предшествующих первой книге, объясняется «современное» устройство вселенной, более подробно показаны мотивы и раскрываются характеры персонажей, которые сыграют свою роль в грядущих событиях. Человеку без предубеждений понравится эта трилогия, написанна она бодро и динамично, но при этом не теряет особого для серии стиля и атмосферы. Читал запоем и не хотел, чтобы она заканчивалась.
Далее уже можно смело приступать к оригиналу. Вас немного смутит по-началу резкий переход манеры повествования и стиля, слог старика более тяжёлый, вдумчивый, он неспешно будет вести вас к тому рубежу, подойдя к которому Империя уже никогда не будет прежней.
После прочтения приквелов и гексологии сюжет игр и фильма, на котором основаны игры, кажутся просто шуткой на грани издевательства. Разве что стоит посмотреть экранизацию первых трёх книг гексологии в виде минисериала, она не идеальна, но там не так много вранья и есть хоть какое-то уважение к оригиналу, ну и внешне выглядит приятно.
На этом я закончу описание этой серии и очень надеюсь, что оно поспособствует тому, что хотя-бы пара человек, которые не пожалели своего времени на прочтение этой статьи, смогут получит такое же удовольствия от знакомства со вселенной Дюны, какое получил я.