Tales of Graces F обзор
Tales of Graces F это PS3 порт, выходившей ранее WII версии части сериала Tales, ставшего японским хитом и постепенно осваивающемся на западе.
Главной задачей Tales of Graces было привлечение новой аудитории. Разработчики старались удивить публику своими новшествами, так что у них совсем не хватило времени проверить игру, в итоге она вышла с множеством багов. Встречались, например такие, которые не позволяли входить в данжи. Первую партию игры конечно же отозвали, заменив доработанной версией, хотя и в ней не избавились ото всех ошибок.
Но, несмотря на неудачный старт, сама игра оказалась довольно интересной. Разработчики воплотили в игре свои старые наработки, значительно их улучшив, благодаря чему появилась изюминка игры Style Shift Linear Motion Battle System. Именно она выделяет ToG на фоне своих сестёр. Графикой игра не балует (не FFXIII всё-таки), но для WII смотрится довольно хорошо. Особенно хочется похвалить пейзажи, которыми насыщена игра, начиная с титульного экрана. Больше всего своей картинкой игра напоминает TotA, которая также не обладает роскошной графикой (в Abyss сильная сторона сюжет, а в Graces боевая система). Обе отводят внимание от графики. Модели персонажей хорошо сглажены, но всё равно забавно наблюдать за беззубыми героями.
Сюжет в Graces проходной и назвать его оригинальным язык не поворачивается, но он подан в фирменном Tales`овском стиле, что прибавляет к игре интересу. Кстати, сюжет был заявлен как один из самых продолжительных в серии около 70 часов прохождения на сложном уровне, а в Graces F все 80 часов. Немного изменились и скиты, где теперь персонажи нарисованы в полный рост во время диалога. Таких скитов в Graces насчитывается больше 400, если не все 500, и привязаны они могут быть, к чему угодно, например, к местным достопримечательностям. А после некоторых скитов можно вступить в тренировочную битву с кем-нибудь из нашей команды. Да и сами по себе все скиты довольно интересные. Не забыли разработчики и про анимешные вставки, которых здесь насчитывается всего лишь 15 штук, но зато каких.
Действие Tales of Graces разворачивается на планете Эфиния, которая поделена между тремя равными государствами, поддерживающими мир и стабильность. Но ни одна из этих стран не прочь отгрызть заветный кусочек территории у другой. А у нас на связи три корреспондента программы Square Faction on air, берущие интервью у эксперта по истории мира Эфинии, а по совместительству прирождённого политика, принца Ричарда прямиком с места событий. Thanks Richard and enough the jewel box!!! Итак продолжим экскурс в мир Грации. Балансу между тремя государствами приходит конец, когда у местных источников энергии Valkines Cryas пропадает весь запас Eleth (местные магические частицы, как фононы в Abyss), а ведь именно Eleth позволяет всей планете процветать и развиваться. А на месте преступления был замечен сам принц королевства Виндор, нет уже король, Ричард, да ещё и с отрядом ОЧЕНЬ СИЛЬНЫХ монстров. Но сил сопротивляться у государств Страта и Фендел просто нет без Eleth. Тем более что располагаются они не в самых благоприятных природных условиях (первое государство в пустыне, а второе в окутанной снегом и льдом местности), а последнее ещё и недавно пережило революцию!
По неподтверждённым источникам забытой расы Амарсиан (а забытой ли?), планета уже однажды пережила подобный кризис. В них говорится, что она была спасена от порождения зла Lambda великим героем Protos Heis. И, как вы думаете, кому предстоит спасать мир от неминуемой гибели? Конечно, Асбелю и его команде! А ведь Асбель, Софи и Ричард давние друзья, подписавшие под здоровенным дубом Pact of friendship. Каждый его участник видел дружбу по-своему: Асбель считал, что их дружба на века, у Софи Ричард и Асбель вообще первые настоящие друзья, а Ричард не мог до конца осознать настоящую дружбу из-за извечных воин за престол. Он привык не доверять ни кому, … хотя никто из них не забыл о хороших временах дружбы, поэтому Асбель и Софи изо всех сил будут стараться поставить Ричарда на путь добра и подписать новый Pact of Friendship.
Каково же было удивление героев, когда они, почти победив, узнают, что Protos Heis из легенды это ********* . Софи тяжело ранена, но по тем же Амарсианским источникам в мире Graces есть ещё одна планета Фодра, на которой для Софи, возможно, смогут прочитать заклинание воскрешения! Правда для этого героям придётся преодолеть аквасферу Эфинии (вы думали я ошибся и на самом деле должен был написать атмосфера? Так обломайтесь же, они наверное люди-рыбы XD). И теперь Асбелю с друзьями предстоит отправиться на поиски прототипа Амарсианского шаттла, чтобы попасть на Фодру, где герои встречают… Ладно, стоп! Должна же оставаться хоть какая-то завеса таинственности.
А теперь немного о героях. В их рядах имеются: Асбель сын дворянина, ушедший в академию рыцарей, чтобы стать сильнее и защитить друзей (где-то это уже было….), его робкий брат Хьюберт, которого отдали на воспитание в другую семью, откуда он вернулся немеренно сильным солдатом первого класса. Сопровождает их Черия, подруга детства братьев, девочка часто болевшая, теперь выздоровев и получив свиток с магией воскрешения, помогает людям и Софи (названная в честь цветка, Соферии, лежащую в которых её нашли братья), но остальные данные о ней засекречены… Также поддержку окажет капитан Малик, учитель Асбеля, с таинственным прошлым. Из всей партии, пожалуй, выделяется Паскаль, со своими шуточками и манерой общения в таком стиле. Она, кстати, не раз спасала всей команде жизнь.
Им будут противостоять антагонисты с самыми разными мотивами, от пытающихся банально захватить власть (хотя этот захват действительно эффективный и хорошо продуманный столица за пару дней пала и при минимальных потерях), до тех, кто по-своему пытается защитить свою Родину. Все их проблемы в Graces поданы отлично, и антагонистам действительно хочется сопереживать, хотя им ещё далеко до Вана, который пол игры был, то хорошим, то плохим… А вот финальный босс действительно сможет удивить и не раз, что сделает заключение игры воистину интересным и красочным в духе серии Tales.
В этой части серии, также как и в Xillia, больше не существует привычной нам карты мира, с гигантской фигурой пати-лидера во главе. Карта мира теперь выглядит как отдельная локация, правда не малая её часть представлена в виде тоннеля, особенно первую часть игры. Но не стоит сравнивать живой и разнообразный мир Graces с зигзагообразной пустынной трубой FFXIII. Львиную долю путешествий по этой карте мира нам придётся преодолевать пешим ходом (а игра успевает ещё и издеваться, показывая нам количество пройденных километров), изредка покупая билеты на корабль или пользуясь услугами черепахового транспорта (похожего на обычную черепаху, только в 100 раз больше и в 10 раз быстрей), которым управляют местные торговцы всяким барахлом, вроде яблочного геля в прозрачной упаковке. И как бы это не казалось странным, но на этот раз летательный аппарат нам выдают лишь перед битвой с финальным боссом. Не правда ли логично??? Хорошо, что в Graces F есть продолжение истории, в котором шаттл нам пригодится, зачем же он был нужен в оригинальной игре, кроме завершения нескольких заданий, лично для меня остаётся загадкой.
В Tales of Graces очень много разнообразных дополнительных заданий, которые не ограничиваются чем- то вроде принеси и подай. А даже и такие задания содержат необычный контекст, например, чего стоит задание на приготовление мясного блюда горе-рыцарю, которого охватила ностальгия по маминой стряпне. Эти задания поощряются титулами, деньгами и редкими предметами. Но это только один вид заданий, называемый Inn requests, которые, кстати, выполнять, можно вообще не обращая на них внимания. Бывает просто зайдёшь в гостиницу, заходишь в меню выбора заданий, а там раз и меняешь своё барахло, месяцами копившееся в четырёхмерном кармане нашего главного героя, на полезный титул. Есть ещё и задания, которые берутся прямиком у NPC, вроде уничтожить монстров, наколлекционировать всяких безделушек, принести дрель, для прогрызания сверхплотной каменной глыбы. Этот вид заданий помогает нам лучше вжиться в мир Graces, понять заботы простых жителей, узнать что-то новое об истории, того или иного государства, или местной мифологии. Эти задания вознаграждаются точно так же. И есть ещё третий вид квестов, он уже напрямую связан с заботами наших героев, их воспоминаниями и лучше раскрывает их характер, что ставит этот вид заданий особнячком над прочими. Часто такие задания длятся в несколько этапов и разбросаны по всем частям света, к примеру, можно узнать, как происходила революция в государстве Фендел, какие отношения были у капитана Малика и у его боевого товарища революционера Куртза, а также о первой и последней настоящей любви капитана.
Кроме этих заданий игра представляет целый ряд мини-игр. Некоторые из них встречаются во время прохождение сюжета (разнообразные головоломки, преграждающие наше прохождение по сюжету и закрывающие путь к сундучкам со всякими поощрительными призами). Кстати, на счёт сундучков. Помимо обыкновенных, встречаются сундучки с секретными паролями, подсказки к открытию которых мы можем найти в той же локации, что и данный сундук, а иногда эта подсказка вообще находится в двух шагах от нашей цели. Также есть третий вид сундучков (если их можно так назвать), это Fake`овые сундучки, то есть открываешь такой сундук, а он оказывается злобным монстром (вам разве родители не объясняли, что сундукам доверять нельзя?). На заметку, рядом с таким Fake`ом может находиться, например, огненный демон, открывающий новые скилы для Паскаль. Итак, продолжим про мини-игры. Таковые не являются сложными, зато очень разбавляют прохождение (в отличие от, как бы сказать помягче, идиотского подобия сапёра из FFXIII-2 в виде часов, которое иногда выносит мозг и заставляет сидеть целый час над ним, хотя первые два этапа уже пройдены и остаётся чуть-чуть до заветного Anomaly resolved). Из дополнительных мини-игр, следует выделить собирание пазлов Паскаль, что не только интересно, но и полезно в плане поощрения, а также карточную игру, где надо угадывать фразы героев прошлых игр серии (чем не повод поднять уровень своих знаний о серии Tales).
Отдельно стоит отметить Колизей, который в Graces обзовёлся своей небольшой предысторией и харизматичными вышибалами, тремя непобедимыми стражниками. Любой, нарушивший законы местной арены, немедленно теряет все свои HP и несколько своих конечностей вдобавок, что демонстрирует нам игра почти сразу же. И теперь Колизей не является каким-то придатком к игре, ведь несколько этапов его придётся пройти по сюжету. А вы уже догадались, кто эти трое стражников? Да, это герои нескольких частей серии Tales. Но оказались здесь они не по своей воле. Дело в том, что иногда между мирами открывается портал, через который проходят люди из других миров, попадая во вселенную Graces. И вот этих трёх героев заметили Амарсиане, которые приютили их и пообещали помощь, а взамен они обязались сторожить арену, которую и построили Амарсиане, для проверки навыков бойцов и выяснения, кто самый лучший воин на Эфинии. За всё прошедшее время, объединённые одной и той же проблемой, они сдружились и стали настоящей командой. Смогут ли Асбель и его команда помочь странникам, выиграют ли у них и получат ли звания мастеров? На эти вопросы мы и получим ответ, пройдя все этапы Graces`овской арены. Кроме арены есть ещё отдельные битвы, называемые Trials of Graces (в которые можно зайти через меню игры, то есть напрямую с ней они не связаны), в которых очки за победы публикуются в онлайн и составляется 100 лучших бойцов ToGF. В них есть и практическое значение. Можно получить предметы, которые невозможно получить в игре, либо это будут предметы уже улучшенные.
Но на этом наши заботы и развлечения не заканчиваются, ведь и о подготовке к сражениям необходимо подумать, в чём нам поможет, целых два варианта изготовления вещей, ну то есть крафта. Первый (и наиболее привычный для серии) вроде приготовления всяких вкусностей (а вариантов блюд действительно много, хотя рецептов к ним теперь нет), которые в плане полезного действия существенно обгоняют всякие гели. За крафт можно получить разнообразные титулы (хотя не понятно, по какой системе игра выбирает, кому этот титул вручить, ведь мы теперь не можем выбирать повара или изготовителя какой-нибудь редкой вещи). Кроме еды, как вы уже поняли, мы будем улучшать и экипировку, причём не совсем обычным способом. Сначала мы можем улучшить какие-нибудь свойства оружия или брони, в том числе и повысить полезные очки CC, о которых я расскажу ниже, с помощью всяких деталек, выпадающих из монстров. Дальше мы вступаем в битвы и ждём, пока оружие закаляется (обозначается Tempered). Затем нам предстоит выбрать, какие два свойства, которые мы вложили в оружие, должны быть смешаны, чтобы получить ОЧЕНЬ полезные Charm`ы. И так можно улучшать хоть 100500 раз, правда, кому это нужно, ведь крафт влетит тогда в копеечку, а последние уровни оружия уже в целое состояние. Ещё оружие можно улучшать с помощью кристаллов, после чего оно меняет форму и название, но все свойства, что в него были понаставлены, будут потеряны, а значит, придётся начинать всё сначала. Также хочется заметить, что оружие будет менять форму и в битве, а не просто на картинке в меню, а сам выбор оружия тут очень разнообразный (на заметку: последние формы оружия включают в своё название, наименования частей серии Tales, например, RADIANT Howl, Brave VESPERIA, Scars of ETERNIA, Seraphic HEARTS).
Второй способ, хотя его уже тоже вряд ли можно назвать крафтом, это использовать Eleth mixer, который должен быть у каждого солдата в здешнем мире. Он используется для создания предметов из Eleth, то есть это дешёвое производство полезных кристаллов для улучшения оружия. В бою же он может приготовить блюдо, которое в критический момент должно спасти жизнь нашему отряду. И не только блюдо. Он же нам может давать целую гору преимуществ с помощью всяких встроенных в него книжек. Но количество встраиваемых в него предметов ограниченно слотами, количество которых увеличивается после повышения уровня миксера, а повышается он за счёт приготовления предметов. Вот такой вот круговорот миксера в природе. Вместе с уровнем миксера увеличивается шкала Eleth, о которой тоже речь пойдёт ниже. Так что миксер не стоит сбрасывать со счетов, а значит, своевременно пополняйте в нём количество Eleth.
Style Shift Linear Motion Battle System самая быстрая боевая система в серии. Это достигается за счёт введения очков CC (Chain Capacity), которые позволяют сделать стремительную комбинацию связку-выпад, отступить и за пару секунд приготовится к новой атаке (при окружении врагами, можно задержать блок и, когда вокруг персонажа появится красное свечение, контратаку будет невозможно прервать, а значит, вы сможете легко прорвать кольцо противников). Сами атаки делятся на два типа: A-Arte атаки, позволяющие быстро заполнять шкалу комбинации, и более привычные поклонникам Tales`ов B-Arte атаки, которые можно настраивать по своему усмотрению (они же в противовес первому варианту атаки наносят больший урон, но почти не затрагивают шкалу комбинации). Сами атаки на этот раз выучиваются с помощью титулов, коих здесь превеликое множество. Переключаться между стилями в бою можно свободно, вплетая их в красочные комбинации. Скорости также добавляют так называемые Quick step шаги, заменившие навык Free-run. Они позволяют сколько угодно уклоняться от противника, правда, в ущерб СС. Также разработчики не забыли и про финальные атаки, названные Hi-ougi, одни из самых красивых атак в серии. Правда в Graces`овских Hi-ougi есть существенное отличие от прошлых атак, вроде Mystic Arte. Перед тем как атаковать Hi-ougi, должна заполниться шкала Eleth, при перенасыщении не только открывается доступ к Hi-ougi, но и СС становятся бесконечными на какой-то промежуток времени, что позволяет набить комбо шкалу, усиливающую атаку (у меня получалось набрать до 170 очков комбинации, что увеличило урон в 10 раз, а атака Hi-ougi оказалась смертельной даже для очень мощного врага). В ToGF появляется также УСКОРЕНИЕ (Accel Mode), которое даёт существенные преимущества персонажу, вроде восстановления жизней и усиливаемой защиты. В совокупности это и делает боевую систему ToG самой быстрой, красочной и увлекательной в серии, что подтвердил продюсер серии Хидео Баба.
Ну а после битвы пришла пора пожинать её плоды. Кроме пополнения коллекции ваших предметов на экране появляется, как это положено полноценным JRPG, КУЧА ЦИФР, в общем-то никому ни о чём не говорящих, пока дело не дойдёт до их практического использования. Ну, во-первых, это стандартные очки EXP (очки опыта). Во-вторых, это SP (очки титулов), которые в Graces имеют значение даже большее, чем опыт, многократно повышающие параметры атаки, защиты и прочего. Также нам высвечиваются время битвы и максимальные очки комбинации. А последние очки (самые интересные) не используются ни для чего. Да-да, так и есть на первый взгляд. Это очки Grade, которые понадобятся, при выборе бонусов, во время повторного прохождения (например, 5X опыт). Ну, в общем, это всё, что касается битвы. В Graces стоит отметить замечательнейшие полуминутные (в отличии от остальных Tales`ов) battle quote, на такой манер.
А вот извечный композитор серии Мотои Сакураба на пару с Хибики Аоямой, кажется, в этой части взял отпуск. В Graces действительно атмосферная музыка, которая передаёт, как герои путешествуют через заснеженную местность, пустыни… но она такая унылая. И не только во время путешествия, но и во время битвы. Всю основную часть игры боевые темы не соответствуют экшен битвам и так и пытаются усыпить игрока, чтобы команду смог убить любой рядовой монстр, а ведь исход битв в Graces решает именно скорость реакции. Хотя под конец Мотои Сакураба постарался, можно узнать его фирменный стиль, да и в бои стало вступать гораздо веселее и вот замечательный тому пример. Он, кстати, не забыл исправиться и дописал несколько замечательных композиции в своём фирменном стиле для Graces F. Совет для тех, кому хочется играть ВСЮ игру с прекраснейшим саундтреком, купите DLC с весперийскими костюмами, хотя бы из-за музыки, которая является одной из лучших в серии, вот где Сакураба действительно постарался. Отдельно стоит отметить опенинг Graces F Mamoritai (White Whishes, I Want to Protect You) в исполнении BoA, также как и опенинг Весперии, переведённый на два языка. Он является символом Сказаний Грации, а заодно же является закрывающей её композицией. Насколько красивая эта песня, надеюсь, объяснять не надо, ведь даже российские поклонники сделали свою фанатскую версию этой песни. А здесь можно кратко послушать композиции из игры и оценить их (это примеры мелодий из игры, включенных в диск с саундтреком коллекционного европейского издания ToGF). OST.
Конечно же, Graces собрала свою аудиторию, и Namco`вцы решили сделать подарок поклонникам серии, привыкшим к тому, что основные игры серии выходят на консоли от Sony , и заодно, доработать игру. В 2010 году в Японии, а в 2012 году и на Западе свет увидела окончательная версия игры Tales of Graces F с дополнительными данженами, сопровождающимися небольшими квестами и заставками на движке, возможностью смены персонажей в битве и 10 часовым продолжением истории Lineage and Legacies, повествование которой идёт через год, после поступления Асбеля в академию рыцарей, и рассказывает о дальнейшей судьбе героев, а в особенности о Софи (а также имеющей к ней непосредственное отношение Little Queen).
Вывод: Оценка Famitsu ToG 36/40, ToGF 37/40. Gamespot 7/10. GameTrailers 6,7/10. Игра оказалась успешным экспериментом, сочетающим в себе традиции серии и целый ряд отличных идей, что и делает в совокупности из игры просто конфетку. Tales of Graces F является первой игрой серии, локализованной на английском языке на PlayStation 3 и является достойным представителем серии Tales. Рекомендую ознакомиться с игрой всем, кто впервые знакомится с жанром Console style role-play или попросту JRPG, особенно в свете локализации Tales of Xillia. Ну и добро пожаловать в мир Грации. May the wind guide you controllers!!!