Этот безумный, безумный, безумный мир, или Снова в школу
В безбрежном океане японских ролевых игр найдутся истории почти обо всем, даже о японских школьниках. Конечно, многие поклонники жанра при одном только упоминании о старшеклассниках из школ Страны Восходящего Солнца сразу вспоминают о серии Persona, но есть и другие, менее известные, игры на школьную тематику. Среди них найдутся и такие, которые никогда за пределами Японии не выходили, а известно о них стало случайно какой-нибудь умелец создал ROM-образ или образ диска и выложил в Сеть, и пошла гулять игра по сайтам и страничкам…
Одной из этих игр стало единственное творение почти никому не известной японской студии Dynamite, изданное почти неизвестной опять же компанией J-Wing в далеком 1996 году на приставке SNES… «Как 1996 год? сразу захотят спросить многие, только взглянув на случайный кадр из игры. В лучшем случае 1992 или 1993! В 96-м на весь мир гремели Chrono Trigger, Final Fantasy VI, Tales of Fantasia и Star Ocean, и в них графика была гораздо лучше!». Стоп! Не делайте преждевременных выводов. Chrono Trigger, Star Ocean, Tales of… и FF6 высококлассные игры с приличным бюджетом, как принято говорить, ААА-класс. А игра, о которой речь пойдет ниже, в терминах кино относится скорее к классу «B». И таких игр в годы царствования SNES было ничуть не меньше, чем JRPG с громкими именами.
«Приключение школы Хорай», а именно так называется в переводе на русский язык эта ролевушка, начинается с почти средневековой музыки на манер ранних частей Final Fantasy. Может сложиться впечатление, что предстоят долгие и трудные приключения, а начнется все в школе, и потом произойдет какой-нибудь катаклизм, последствия от которого ощутит на себе если не весь мир, то хотя бы близлежащие деревеньки и городки, и начнется ЛЕГЕНДА… и оно начинает складываться, когда игрок выбирает себе героя мальчика или девочку. Пока без имени. Но стоит появиться кадрам сюжетной сценки, и первое впечатление тут же улетучивается… или нет?
Долгие и трудные приключения действительно начинаются, герой в самом деле попадает в школу, катаклизм происходит. Да только вот попадает герой в школу потому, что пилот самолета, перевозившего школьничков-второклассничков (у нас это одиннадцатиклассники) из Токио в элитную академию Хорай, уснул и дернул штурвал, так что самолет полетел в Аляску (Свилога! Балюна! Люзгар! Шарам!)… А наш мальчуган или наша девочка мириться с этим не хотел(а), и один-единственный (одна-единственная) из всех пассажиров на языке жестов объяснил(а) стюардессе, что ИМЕННО ТУТ ОН(А) И ДОЛЖЕН (ДОЛЖНА) СОЙТИ! И та дала учени(ку, це нужное подчеркнуть) парашют, а затем вежливым пинком выпроводила за борт! А катаклизмом стало падение Сонечки или Максика (дальше я буду называть девочку Соней, хотя в игре она Эми, а мальчика Максом) вниз головой в большой лекторий сквозь его крышу прямо на голову хулигану и забияке Року, который еще и редактировать полуподпольную газетку подвизался! А дальше… нет, дальше я скромно промолчу, ибо то, что потом начинает твориться на экране, описать просто так не получится. Это нужно видеть своими глазами.
Картинка, мягко говоря, взору открывается аляповатая, хотя и приближенная по стилю к японским комиксам «манга». Однако мир, в который попадает Макс или Соня, несмотря на кажущуюся узость, на самом деле проработан чуть ли не до мелочей. В школе Хорай есть свой кинолекторий, есть множество классов на трех этажах главного здания, есть нечто вроде кампуса с раменной и магазинчиками, приторговывающими Хорайминами (это витамины тут такие с разными эффектами, и цена на них кусается), вкусностями и предметами, которые можно использовать как оружие. И здесь Hourai Gakuen no Bouken предлагает самое необычное оружие в японских ролевых играх. Готовы ли вы выложить 300 золотых за томик японской литературы или теннисную ракетку? А перочинный ножик как вам? Хотя… ножик это уже серьезно. И кто только школярам разрешил бегать с холодным оружием? А еще у школы есть свой диспансер, есть и трамвай «пятерочка», на который нужно раздобыть проездной, есть общежития (девочкам современное здание, мальчикам ветхие домишки, потому что здание для их общежития отвоевал себе учком, куда также предстоит заглянуть). А чуть подальше лес, где проводятся военные и спортивные игры. А еще дальше городок Синмати, спонсор всей этой вечеринки. А что еще дальше, опять-таки не могу сказать по простой причине.
Кто же главные действующие лица всей этой камарильи? Тут Hourai Gakuen no Bouken удается превзойти даже Final Fantasy VI, ведь в ней 16 персонажей! Целых 16! Есть еще семнадцатый, девочка Акико, но как ее заполучить в команду, я так и не понял (T_T) И среди этих шестнадцати (прости, Акико) персонажей кого только нет. Есть, конечно же, школьники, но также наличествуют и учитель, и дежурный, и профессор археологии, и полумафиозный типчик якудзоватой наружности, и даже робот и кот (ну куда же без них), и даже инопланетянин! Вот компания такая. Некоторые персонажи, к слову, присоединяются в зависимости от определенных условий.
Как и в любой японской школе, в академии Хорай есть свои учебные клубы, они же кружки по интересам. И в них можно записать своих персонажей, благодаря чему они разучат различные полезные умения. Однако тут создатели оплошали: в отличие от той же Final Fantasy V, с оглядкой на которую и была придумана система клубов, персонаж может состоять только в ТРЕХ одновременно, и если вы меняете клуб, то с полезными умениями можете попрощаться. Скажем, доходит ваша орава до босса, который лупится Высокой Волной, а ни у кого этого навыка нет. Все, битва заочно проиграна. И таких ситуаций в игре очень, очень много, так что к выбору клуба придется подходить серьезно. Многие из них, кстати, дают солидный прирост к показателям персонажей… где-то это мы уже видели.
А для чего, собственно, все это нужно? Какова цель приключений разношерстной компании и как она собралась? Начинается все с того, что Соню или Макса принимают в новый класс, в стене которого огромная ДЫРА, за которой редакция полуподпольной газетки «Хорай Супо:цу», или сокращенно «Хо:супо:». «Спорт Хорая», то бишь. Но вместо освещения спортивных мероприятий газетка повествует о том, что происходит в школе, но о чем ученикам знать не положено, и потому дежурные и патрульные-самураи, завидев у кого-либо выпуск этой газетки, тут же волокут несчастного в учком, а там ему/ей устраивают нагоняй и оставляют без сладкого. Вот такая работа. А бедный Року как раз входил в редакцию… так что Сонечку/Макса поставят в прямом смысле слова на его место. И начнется заварушка, за которой поначалу не видно сюжета, но вскоре появляются и мафия, и секта в лесу, и паранормальная активность, и сбрендивший Року… и в конечном счете окажется, что все это звенья одной цепи. И эту цепь вам нужно будет сломать, дорогие ребята и учителя… и прочие создания!
Ломать придется в схватках с врагами и боссами. Враги в разнообразии, но один другого страннее: сначала (через час после начала игры, товарищи!) будут попадаться дежурные и самураи, потом лысые дежурные и эльфы, а когда дойдете до леса, то увидите и безумные растения, и слонов (да-да!), и обезумевших сектантов… а чем дальше, тем смешнее. Хулиганы и панки, ребята в костюмах пингвинов (это якудза такая. Очень приятно.), призраки… и несерьезно, и в то же время оригинально. Только вот битвы случаются тут почти так же часто, как в FF4 (да, да, они тут случайные, и врагов не видно), а с третьей главы враги будут наподдавать так, что плохо развитая команда рискует проиграть тут же. Боссов тут очень мало, но все запоминающиеся и непростые.
Битвы в Hourai Gakuen no Bouken пошаговые, причем выполнены в манере Dragon Quest 1-6. Персонажи показаны в виде спрайтов в меню, а враги в полный рост. У каждого персонажа две шкалы HP и GP (очки навыка). За победу получаете опыт, деньги и FP (Friendship Points), которые можно давать своим друзьям практически везде, где можно сохранить игру. Они также используются для выполнения особых техник (Friendship Techs); у каждого персонажа техника своя, но только у Сони или Макса она будет разной в зависимости от того, сколько FP и кому они отдали.
Каждый персонаж обладает определенными навыками, которые могут быть изучены в клубах и требуют для исполнения очки GP. Все просто и без особых изысков… ну, почти. У каждого персонажа есть также «Значимый для него Человек». Если тот или та падает в битве, настроение героя снижается, и атакует он хуже. Так что учтите, прежде чем рваться в бой, нужно знать, к кому герой питает чувства и кто ему хороший друг. Значимому Человеку можно (и нужно) давать FP, чтобы техника Friendship Tech становилась мощнее.
Такая вот неординарная и странная ролевая игра. В плане боевой системы архаична, во всем остальном необычна. Получилась она уж слишком японской, а сценарий и вовсе может показаться глупейшим… если знать японский язык. Переведенная на английский язык версия игры в Сети тоже существует, в нее пока не играл, но с японской нужно быть очень осторожным картридж, судя по всему, имел защиту от копирования, и сдамплен был из рук вон плохо. Проявляется это в том, что в битвах в самом начале игры может случиться неприятная вещь игра попросту зависнет. Панацея от этого есть нужно просто побыстрее заканчивать битву, и ко второй главе все придет в норму… или просто играть на эмуляторе Snes9X, на нем она эмулируется лучше всего. Во всяком случае, там она пока ни разу у меня не зависла.
Ах, да, совсем забыл: музыку к этой игре написал музыкальный волшебник и сказочник Хитоси Сакимото. И эта работа получилась одной из лучших в копилке мастера, пусть композиций в саундтреке игры всего двадцать девять. Запомнится эта музыка вам надолго, я гарантирую!