Рецензия
Я заметил, многие, кто злится на сюжет и на то, что многие The Last Remnant рьяно расхваливают, возможно не учли кое-что: это фактически единственный на данный момент jRPG на ПК с наилучшей, пока, графикой. И все игроки, ПК-шники, школьники и просто те, кто мало ознакомлен с этим жанром, попросту не знают о сюжетных клише у jRPG, и, следовательно, для них сюжет может быть гораздо лучше, чем для более старших игроков японских ролевых игр.
Но, в любом случае, это одна из редких крайне противоречивых игр. В ней очень много недостатков, но и не меньше достоинств (полагаю, их не каждый может разглядеть или вообще посчитать достоинствами, так что тут заранее не спорю).
Давайте по порядку.
Портирование
На сколько я наслышан, игра была выпущена на XBOX 360, причем вся заглюченная и забагованная, а когда перенесли на ПК, то уже, якобы, всю подлатали. Портировали как-то странно: с одной стороны можно вручную сохраняться, где хочешь, можно настраивать кнопки на клавиатуре и на мышке по собственному желанию. Только, вот, кнопки в игре обозначаются все тем же геймпадом из XBOX-а (потом узнал, уже после прохождения, что таки можно настроить под клавиатуру, так что это, скорее, в большей степени, просто, моя ошибка в недосмотре настроек, хотя всё же странно, что игра за ранее настроена, по умолчанию, на контроллер XBOX). И, хуже того, многие кнопки имеют разные назначения для разных функций: например копка «Х» из геймпада может означать и кнопку «С», и «X», и «Z» на клавиатуре (все зависит от функций в определенных действиях). Так что все равно не поймешь, где что обозначает, и можно ли это переназначить вообще. Поэтому настройка клавиатуры теряет актуальность, и проще 5 минут возиться методом «тыка», на что какие кнопки назначены, чем ковыряться в настройках.
И подлатать-то может и подлатали, только похоже не полностью: играть можно, никаких серьезных багов в игре нет, но мелкие «бяки» таки остались. Анимация персонажей по-прежнему дерганная, изредка игра может глючить, подтормаживать. При входе в новую локацию загрузка текстур идет замедленно. Загрузка сохранений в главном меню может иногда привести к вылету, сама игра с малой вероятностью может подвиснуть или тоже вылететь. Странно, что её потом не патчили (например, Aliens Colonial Marines по сей день патчат, а с Last Remnant Square Enix что-то поленилась). Радует всё же то, что можно вручную сохраняться, что избавляет от нервотрепки большинства багов.
Перевод
Волей-неволей, а все же хочется признать, JRPG переводят редко, особенно на русский. Особенно на хороший русский. Так что и неудивительно, что игра возымела фееричный успех среди молодежи: редкий жанр JRPG пожаловал на ПК, да еще и переведенный, да еще и с хорошей графикой. От таких достоинств многие будут считать эту игру подобно экспонату в музее: мало ли какие там у неё недостатки, она всегда будет отличной игрой, ибо конкурентов у неё все равно нет, а сюжет всем будет в новинку. Ну а перевели действительно хорошо.
Правда слегка заносчиво: изредка присутствуют лексические и грамматические ошибки, и есть некоторое обилие ненужного постороннего молодежного слэнга. Забавно и безвредно, но всё же иногда это неуместно, например, это слово «ХАНА» вместо Game Over… Непрофессионально.
Графика
С графикой для 2009-го года претензии нет.
Анимация персонажей дерганная, фальшивая, но детализированные локации разнообразны, особенно радуют некоторые подземелья (например, преображенный Темный Лес, вообще вызывает неописуемый восторг).
Но совсем не радует однообразный облик монстров. Да, эта болезнь типична для JRPG, но обычно я встречаю похожие облики где-то ближе к середине игры, а тут уже самое позднее к 1/3 игры все на одно лицо, и так до конца игры. Радует еще то, что, несмотря на распространенные слухи о внешних клише, подобного я нашел мало. Например, здесь нет какого-либо фансервиса, тут даже женщины ходят в нормальных закованных доспехах, а не в этих тошнотворных бронелифчиках (за исключением, разве что, одной единственной ГЗ на всю игру), нет также «анимешных штампов», сами облики персонажей нормальные, взрослые.
В общем, странно даже, что кто-то что-то там из внешнего клише заметил. Спецэффекты вообще красота.
Сюжет
Вот с ним тяжело. С одной стороны здесь по-настоящему креативная вселенная, интересная история, описание, яркие образы персонажей (английская озвучка персонажей передает чуть ли не всю их характеристику), НО сюжет здесь не столько заклишированный или предсказуемый, сколько рваный. Здесь, с одной стороны происходит (или могло произойти) множество эпических событий, драматизма, но, увы: персонажи хоть и обладают собственной характеристикой, но реализуют её плохо, словно по скрипту.
В них нет жизни, достаточных чувств, их реакция на происходящее слишком неправильная, бледная (от того и предсказуемая), они как будто действуют в строго определенном моменте событий, а в остальное время, вытесняются другими. Особенно это заметно в роликах, после которых даже диалог с НПС кажется живее. Многие персонажи нераскрыты, особенно главные герои, и особенно сам ГГ (о нём мы вообще всё узнаем только в самом финале), в то время как о второстепенных персонажах мы узнаем гораздо больше при помощи квестов. Причина определенных нестандартных поступков главных персонажей не всегда выявляется, задается множество вопросов. Некоторые действия слишком нелогичны, неправдоподобны (не говоря уже о том, что многое губит всё та же корявая анимация).
(P.S.: это не ошибка перевода, а корявость старого русификатора.)
Странно еще то, что вообще нет любовной тематики (для JRPG это как то нетипично), есть только брат, который пытается спасти сестру. А потом и весь Мир. Всё. Нонсенс. В общем, нестыковок множество, но если бы разработчики взялись патчить сюжет, то это было бы вполне осуществимо, грешно бросать таких персонажей.
Но исправлять, добавлять и дорабатывать пришлось бы много. Очень много.
Музыка
На удивление, полностью соответствует имиджу Square Enix. Она потрясна везде и всюду. Вообще особых дичайших восторгов не вызывает, но, как минимум, она очень хороша, динамична, жива, и прекрасно вписывается в любом месте и нигде никогда не раздражает, а во время боя придает особый шарм геймплею, стимулируя больше адреналина и энергии в битвах. На подбор жанра тут широкий ассортимент, для достойного JRPG: от спокойной живой мелодии до целого оркестра, хора, симфонии и рока. Особенно радует, что во время боя музыка имеет свойство меняться, и за собой, поневоле, может менять весь настрой и стиль битвы.
Геймплей
Одна из самых противоречивых качеств. В мирное время напоминает Final Fantasy XII: города с магазинами, где можно купить травы, оружие, ингредиенты, рекрутов разнообразных рас, есть даже некоторый стиль самой графики.
Еще монстры на локациях видны, что не может не радовать (лично меня всегда немного раздражают случайные битвы, где никогда не знаешь, что и когда может выползти на поле битвы, и хочешь ли ты это вообще встречать).
А вот сами битвы, отдаленно, напоминают Skies Of Arcadia: вы заранее задаете все команды всем группам персонажей, затем смотрите эпический ролик, где все персонажи исполняют эти самые команды, а вражеские, попутно, исполняют свои. А по окончанию хода всех групп (вражеских и своих) вы снова заранее отдаете сразу всем приказы, заодно стараясь предугадывать действия оппонента.
Но на этом сравнение и заканчивается. В Skies Of Arcadia с этим было гораздо проще, так как максимальное допустимое количество с нашей стороны было всего лишь 4 персонажа и все обладали достаточно высокими параметрами, чтобы надавать трепку хоть десяткам вражеских юнитов. А вот здесь, вместо 4-х персонажей, нужно создавать целые отряды персонажей (в одном отряде можно объединять максимум 5 персонажей) и приказ отдаешь не одному персонажу, а целому отряду.
То же самое касается и вражин. Вот тут весь шарм игры: когда раздашь все команды отрядам и пускаешь их в ход, то, такое ощущение, будто ты смотришь настоящий кинематографичный ролик а-ля «300 спартанцев»: отряды друг на друга прямо таки набрасываются, и начинают буквально месить друг друга, камера бешеным ритмом перескакивает с одного персонажа (врага) на другого, повсюду вспышки магии (молнии, огня, льда, кислоты), взмахи мечей, топоров, копий, и брызги крови (да да, тут ещё и кровь есть).
Еще во время боя есть функция QTE, которая появляется случайным образом и, при её активации и нажатии правильных кнопок, выдача команды от персонажа врагу принесет более сильный эффект.
Но есть одна проблема: при QTE я так и не нашел нужные кнопки (потом узнал, что это всё же стрелки на клавиатуре) для её активации, по этому пришлось в настройках поставить автоматическую работу QTE. Сам компьютер угадывает QTE с вероятностью где-то 70%, так что может это и к лучшему. И теперь бои просто иногда переходили в Slo-mo, но без показа QTE, что придало им еще больше кинематографичности.
И еще больший шарм идет, когда отдаешь команду лечить. Вот тут, походу, ясно, куда разработчики влили всё свое вдохновение: отряды соображают и оживают буквально на ходу. Например, если один отряд пал, то можно задать команду двум другим отрядам его воскресить. Тот, кто успел, их воскрешает, а второй, вместо того, чтобы тратить впустую воскрешалку, еще их подлечивает! Вот это, по-моему, и самая изюминка игры: все отряды сами понимают, что и когда тратить. Если, например, задать второму и третьему отряду лечить первый, то если третий успевает подлечить первый, то второй, тогда, просто поставит бафы первому (вместо того, чтобы впустую тратить лечилку). А если первый отряд подлечен и пробафан, то «раздающий» просто переходит в режим ожидания. То есть даже на противника не набрасывается, а справедливо ждет выдачу команды игрока.
И ещё больше радует мимика персонажей, их движения и разговоры. Например, когда один персонаж кидает другому лечилку, то может мягким голосом сказать что-то вроде «держись приятель», а принимающий одаривает теплой улыбкой (!!), или может, даже, кивнет в благодарность, или скажет «спасибо». Ну, а во время атаки, естественно, у одних отображается ярость и угроза, у других сосредоточенность и хладнокровие, у третьих легкая тревожность, у четвертых некое подобие веселости и игривости…
Ну, честное слово, живости персонажей во время боя в разы больше, чем в сюжетных роликах. Казалось бы, геймплей был бы просто шедеврален, но, увы, и здесь есть море дегтя.
Недостатки геймплея.
Первое и самое страшное: это рандом. Причем рандом беспощадный и в разы страшнее, даже корейского. Бывает и так, что хорошо прокачанный танк с 200 очков урона может нанести едва ли 10-100 хп дохлому насекомому, а слабо прокачанный маг может одним ударом своего посоха по голове бронированному монстру вдарить до 20000 урона. Тоже касается и монстров: то они быстро дохнут, то даже один отряд слабеньких комаров может повалить все 4-6 отрядов наших. (Возможно, немного утрирую, но, во всяком случае, ощущения во время боя именно такие).
Рандом выражается и при выдаче команд: никогда не знаешь когда, кому и какой конкретный скил можно использовать, особенно это касается уникальных спец способностей отдельных персонажей. Рандом выражается и в рпг-системе: рпг напоминает, отдаленно, механику в Final Fantasy II. Какие приемы используешь, такие и вероятнее выучиваются (физические от физических, магические от магических). Так же в игре отсутствуют уровни персонажей, есть только ранг, который лишь частично влияет на ход битвы, но всё же, в наибольшей степени, прокачка зависит от того, сколько вражеских отрядов ты словишь в одно поле битвы.
Чем больше отрядов уничтожишь за один присест, тем больше вероятность повысить определенные статы (а вот какие неизвестно, тут всё опять решает рандом).
Второе: Еще в игре есть одна глупость, за которую разработчиков невозможно простить: в игре нельзя менять шмотки у персонажей, только у своего ГГ. Единственный способ им дать нормальные плюшки, это если они сами их попросят. О_о Причем просят строго определенную плюшку и не факт, что всегда хорошую. Получается, я должен заранее, помимо себя, затариваться целым арсеналом скрафтенного оружия, специально для товарищей и ждать, когда они у меня его попросят (да, тут тоже решает рандом). К счастью в игре есть чит, который убирает это безобразие и можно менять таки шмотки персонажам самостоятельно, но всё же странно, почему бы его не сразу внести в игру? К тому же, даже при читах, персонажи всё равно будут просить другую плюшку, что потом будет только раздражать. А крафт-предметы, кстати, им вот отдать нельзя (даже если у вас целый мешок того, что им нужно), только во время битвы, они берут его сразу с лута. То есть, если какой-то персонаж, попросит какой-то минерал, то отдать ему, уже имеющийся, нельзя, надо идти и охотиться на монстров, чтобы он выпал как лут о_О. В общем без комментариев.
Третье: дисбаланс. Монстры преимущественно легкие, в то время как боссы, неподготовленного игрока, выносят одной левой.
И дело не только в слишком завышенных статах. Проблема, опять же, в рандомной качке: приходится много часов фармить, чтобы нормально завысить все статы для встречи с боссом. Вот и в такие моменты меня спрашивают «почему я использую читы, ведь так не интересно». Ну, мой ответ таков: не интересно задротствовать по много часов на день, вместо того чтобы нормально продвигаться по сюжету. Хорошо, что и тут меня спасли трейнеры. И это ясно показывает, что, несмотря на всю прекрасную динамику боя, интерес к ней быстро спадает, когда тебя принуждают её делать.
Четвертое: унылые сайдквесты. Ну сами по себе они неплохие (тем более что, иногда, они раскрывают биографию интересных второстепенных персонажей), но все они, как на подбор, однообразные и, в 80% случаев, у нас выдается задание «убить монстра», еще 10% «пойди-принеси» и еще 10% хоть чего-то оригинального (например квест, где надо собирать ингредиенты для извращенного ученого пожалуй самый лучший).
Причем, многие квесты, нас буквально сразу же кидают на поле битвы, ясно давая понять, куда, опять же, разработчики вложили большую часть своих сил. =/
Итог
Вот в общем то и всё. Как JRPG среди JRPG это игра средней паршивости. В ней много недоработок, много некорректных и нелогичных событий в сюжете, недоработанная анимация персонажей, однообразные квесты. И единственное, что её реально может спасти это музыка и битвы, которые настолько впечатляющие по части динамики, что меня просто вынудили поработать с трейнером (врубил ускоренный кач, максимальные статы и возможность создавать до 7-и отрядов, что получилось так, что у меня, на поле брани, была настоящая элитарная, маленькая армия, в размере 35-и персонажей) и, тем самым, сводя на нет многие нервирующие рандомы и, тем же самым, сделав геймплей гораздо более веселым и интересным. Но, по иронии судьбы, игра настолько сурова, что, даже при максимальных статах, мои персонажи были, скорее, просто очень сильны, но не читерски бессмертны (стандартный босс по прежнему мог мне неплохо навредить), что, скорее, сделало игру не только не слишком тяжелой, но и не шибко расслабляющей.
А вот как JRPG на ПК вынужден принять то, что игра просто хорошая. Несмотря на множество недостатков, это редкий гость среди платформ, и у него просто нет конкурентов среди современных JRPG, с которыми его можно было бы сравнивать. Для поклонников JRPG — я бы не стал рекомендовать эту игру, но для тех, кто хочет просто познакомиться с этим жанром, возможно даже и обрадуются ей.
(P.S. к обложке РС версии: за что, интересно, игре «M» поставили? Из насилия там, максимум, брызги крови, а сексуальных подтекстов вообще нет, даже косвенных.)