О дивный новый мир!
Вдоволь просмаковав последний аддон для Sid Meier's Civilization V, я наконец вычленил все достоинства и недостатки нововведений, которые поджидают игроков.
Пятая часть серии во многом разочаровала всех любителей многочасовых стратегических перепалок: больно уж простоватой показалась новая «Цивилизация», растерявшая во время разработки привычные игрокам религию и огромные армии. И если запрет на создание сотен отрядов, которые занимают одну клетку, был оправдан желанием разработчиков подстегнуть различные стратегические манёвры, то исчезновение религии хоть в каком-либо виде было встречено с недовольством. В итоге игрокам, изнеженным дополнениями к четвёртой части, достался огрызок, к которому следовало пришить недостающие куски при помощи дополнений, что было успешно достигнуто несколько лет назад при выпуске Beyond the Sword для прошлой «Цивилизации».
Первая часть изгрызенного яблока была пришита, мягко скажем, белыми нитками: так ожидаемая многими религия была возвращена в игру в виде различных иконок, сомнительных бонусов и без единого намёка на эффективность. Добавили и шпионов, которые так же пропали со сменой игровой эпохи: они так же оказались порядком искалеченными, явившись в виде кнопочки на одной из многочисленных панелей.
Шпионаж во всей красе: раздаём пару указаний и забываем про шпионов до конца игры или до их внезапной кончины. То же самое относится и к религии, разве что она не склонна умирать.
На спасение пришёл вышедший «Дивный Новый Мир», который исправил многие болезни пятой «Цивилизации» и привнёс множество улучшений, которые позволили пятой части серии сравняться с её предшественницей. Кроме классических дополнительных чудес света и фракций, в аддоне игроков поджидают приятные изменения и усовершенствования в игровой механике. Ключевым нововведением оказалась система торговли, которая теперь не выражается в виде непонятных дорог между городами: в «Новом Мире» основным источником золота теперь служат не нагромождения рынков, а караваны и торговые лодки, которые курсируют как между городами-государствами или соседними цивилизациями, так и между своими городами, тем самым повышая уровни продовольствия или производства. При этом цифра более не фантомна: она зависит от имеющихся у игроков ресурсов, расстояния между городами, природных модификаторов или типа торгового пути. Кроме того, караваны привозят с собой религиозное влияние, науку и повышают рост туризма в обоих государствах. Благодаря этому нововведению появилась и возможность влиять на остальные государства ещё сильнее, обрывая, грабя караваны соперников и прокладывая пути к союзникам, увеличивая их благосостояние и научное развитие.
Важно всё: местоположение, расстояние, ресурсы. Правильное использование всего этого — ключ к обогащению и развитию.
И тут в игру вступает вышеупомянутый туризм: отныне вместо бесконечного накопления очков культуры и завершения сомнительного чуда света потребуется собирать в своих городах великих писателей, художников и музыкантов, которые затем создадут для страны великие шедевры, повышающие приток гостей и приближающие культурную победу. При этом очки туризма вступают в конфликт с вражескими очками культуры, которые можно сравнить с атакой и защитой соответственно. На более позднем, с открытием археологии, этапе развития, игроки смогут находить артефакты, как на своих территориях, так и на чужих: подобрав тематический бонус в своих музеях (например, собрав артефакты разных эпох и разных стран) можно увеличить приток гостей. Есть и упущение, пусть и совсем не смертельное: после увлекательной борьбы за шедевры, игроки в 1200 году могут узреть перед собой какого-нибудь предводителя Зулусов, страдающего от недостатка культуры и обмотанного в набедренную повязку из шкуры тигра, который будет вещать о том, что теперь все его жители скупают ваши голубые джинсы и слушают вашу же поп-музыку, в то время как вы играете за Индию. Одним словом, каламбур.
Мои голубые джинсы из средневекового Морокко ей очень идут.
Финальным же штрихом стал ООН и мировой конгресс, который, впрочем, порой слишком назойлив. Цивилизация, исследовавшая технологию печатного пресса и обнаружившая остальных крупных игроков, созывает всемирный конгресс, на котором можно выносить различные предложения и отправлять делегатов на голосование. Это — ещё один из способов влияния на соперников, так как при грамотном подходе можно оставить врага без последних штанов, запретив, к примеру, все его ценные ресурсы. А бонусом к этому становится возможность приобрести массу бонусов себе и союзным правителям, правильно распределив свои голоса. Количество доступных голосов зависит от нескольких факторов: количества союзных городов-государств, созывающего текущий конгресс, от шпионов, которые теперь могут выполнять функции дипломатов, оставаясь при этом всё теми же бездушными цифрами на одной из панелек, а так же от чудес света (Запретный дворец, например, сильно склоняет чашу весов в сторону построившего, даруя ему ещё двух бонусных делегатов). Но при этом есть у ООН и недостатки: со временем новые резолюции больше не нужны, а вносить их приходится, если на это у игрока есть право. А с переходом на финальный уровень развития и вовсе превращается в серьёзный источник бед: хаотичные ИИ-правители могут в первый же ход выбрать победителем матча какую-нибудь мелкую цивилизацию, пустив коту под хвост два часа ваших стараний.
Ночной кошмар ненавистников дипломатии. Зато шпионы всё так же не мешаются. Сомнительный плюс.
Одним из менее важных нововведений стала переработка веток социальных институтов: все старые было переработаны, а на замену финальным трём веткам пришли идеологии — свободно модифицируемый аналог обычных социальных институтов, каждая из которых заточена под определённые виды побед. Теперь, построив три завода или перейдя в современность, каждый сможет выбрать одну из идеологий, которая даёт множество бонусов при помощи так называемых догматов: произвольных бонусов от идеологии. Бонусы крайне значительны и при правильном подходе могут очень сильно повысить державу в общемировом рейтинге, а заодно способны и оправдать откладывание выбора каких-либо малозначительных институтов.
Остальные нововведения гораздо более мелочны и скорее исправляют упущения прошлого дополнения, подкрашивая нитки в «огрызковый» цвет. Религия всё так же висит на фоне, но теперь требует несколько большего внимания: одними торговыми путями заставить соседку Россию уверовать в Аллаха не выйдет, придётся слать миссионеров. Ну а в качестве приятного бонуса за работу с миссионерами игрокам полагается печенюшка в форме автоматического выбора приобретения при достижении требуемого количества очков веры. Шпионы всё так же болтаются, порой маскируясь под дипломатов, что, видимо, должно было как-то подсластить этот балласт. К социальным институтам же добавили специальные бонусные чудеса света, которые доступны только при открытии одной из веток. Впрочем, есть две грустных детали: «добавили» звучит больно громко, ибо часть чудес просто переместили из общедоступных в специализированные, а добыть их для себя крайне просто, ведь достаточно единоразово потратить очки на открытие ветки.
К счастью, целиком дополнение смотрится гораздо веселее, чем может показаться на первый взгляд: улучшенная торговля, открывающая путь к влиянию на другие цивилизации, ООН, не менее полезная в этом плане, крайне интересные фракции вроде Венеции, которая не способна строить свои собственные города и может лишь захватывать их и выкупать при помощи Великих Венецианских Торговцев города-государства, очередная порция забавных и сложных достижений, за которые действительно интересно бороться и множество «полировочных» мелочей, придающих блеск дополнению, которое более чем стоит своих денег.
- В плюсы смело можно записать торговлю, переосмысление культурной победы в виде второго фронта со своей атакой и защитой и больший простор для различных козней врагам.
- К минусам не менее смело отнесу назойливый и хаотичный ООН, отсутствие переработки системы шпионажа и совсем мелкое дополнение к религии.