Рецензия на Ib
Ib – очень оригинальная и красивая игра, выпущенная совсем недавно (а если быть точным, в 2012 году) разработчиком под ником kouri. Она в некоторых своих аспектах напоминает каноничную Yume Nikki, но в большей степени отличается от неё.
Общие позиции
Обе эти игры сами по себе очень необычные, но если Yume Nikki – чистый хардкор без поворотов сюжета и больше напоминает интерактивную экскурсию в покалеченное сознание шизофреника, то Ib – гораздо более богатая на геймплей и нормальных персонажей игра. Здесь можно построить меньше теорий, зато в наличии более внятное повествование.
Сюжет
Хоть это и инди, сюжет имеется, и сюжет очень достойный. Наша героиня, которую зовут Изабель, (но родители ласково величают её Ib) приходит с отцом и матерью в галерею на выставку нового художника. Она здесь в первый раз, и немудрено: Изабель всего лишь девять лет от роду. После короткого диалога с предками мама наказывает нам не тревожить людей в галерее и управление, собственно, переходит в наши руки.
Пройдя на верхний этаж и попав в одну из комнат, Изабель замечает, что никого около неё не стоит, и что самая огромная картина, висящая на стене, выглядит как-то странно (название – «??? World»).
После этого свет начинает мигать, и наша героиня попадает в таинственный и страшный мир картин и экспонатов: все люди куда-то исчезли, выйти невозможно, а из одного из окон внезапно потекла жидкость, подозрительно похожая на кровь.
Прочитав таинственную надпись «Спускайся вниз к картине с рыбой», мы видим, что оградительный канат исчез, а шаги ведут прямо в бездну. Спустившись, мы осматриваемся и видим красную розу. Дальнейшие события будут уже спойлером, так что на этом с сюжетом закончим.
Персонажи
Их в недружелюбном мире Иб три:
Изабель
В сюжете игры уже было описание этого персонажа, добавить можно еще и то, что на её характер влияет сам игрок. Иб может быть стойкой или же постоянно жалующейся на свои проблемы, разговорчивой или молчаливой, изменчивой или верной кому-то одному.
Её одежда, как она сама говорит, порекомендована Изабель родителями. Из её поведения можно сделать только один вывод: Иб очень не нравится все происходящее вокруг.
Гарри
Молодой человек, встречающийся нам в самом начале игры.
Он лежит на полу и стонет, жалуясь на боль. Под Гарри можно найти ключ и открыть дверь, в которой сидит злая женщина с картиной вместо ног и обрывает лепестки синей розы. Немного подойдя к ней, можно схватить розу и восстановить её лепестки в вазе.
Подойдя к нему, вы увидите, что он восстановил силы. Немного очухавшись, Гарри присоединяется к нашей Иб.
Он очень милый и заботится об Изабель, как о собственном ребенке или сестре. Почти в два раза выше нашей героини, носит потрепанный плащ, джинсы и зеленую майку. Волосы средней длины, волнистые и фиолетовые.
По ходу игры мы услышим от него огромное количество комментариев и всяких ободряющих слов. Гарри очень ответственный и регулярно справляется о самочувствии Иб. С его персоной связано несколько концовок.
Мэри
Как сначала думали Гарри и Иб, она – одна из посетителей галереи, случайно попавших в этот мир. Буквально натыкается на них, вбегая в дверь. Миловидная девочка с голубыми глазами, любящая кроликов и куклы.
Почти сразу же после её присоединения начинаются странные вещи: герои разделяются каменным растением, растущим из пола, а Гарри, войдя в комнату с кроликами, оказывается запертым в помещении, которое заполонили странные на вид куклы.
Геймплей
Изабель бродит по миру рисунков, изредка решая головоломки или убегая от особенно резвых враждебных существ. В этом ей иногда помогают персонажи-друзья. Одна из ключевых особенностей игры – огромное количество разветвленных диалогов. Почти каждый ответ может привести к различным событиям в будущем.
Например, такой выбор: пнуть надоедливую куклу, преследующую вас, но еще ничего не сделавшую, в стену или же отодвинуть её в сторону. Во втором случае она так же будет появляться, но текст её речей будет немного изменен. В первом же кукла истечет кровью, будет жаловаться на боль и угрожать, появляясь в виде оторванной головы у стен.
Выбор также влияет и на диалоги с Гарри и Мэри.
На врагов здесь у вас управы не будет (хоть в середине игры и можно будет найти в одной из корзин нож, его заберет Мэри), так что придется много бегать. Если же что-то недружелюбное до вас дотронется, вы потеряете один из лепестков своей розы, которые здесь являются лайфбаром героев. К слову, у Иб их пять и роза красная, а у Гарри – десять, роза же, как вы поняли, синяя.
В игре есть и наказание за ошибки, так что тупым выбором первого попавшегося варианта вы можете просто-напросто угробить своего героя. К примеру, перед Иб висит картина с синим существом, на ней изображенным.
Чтобы пройти в неё, нужно скормить ему букет. Если же у вас его нет, можно отдать свою розу, которую он просит «просто чуточку понюхать». В самом же деле картина становится красной и съедает вашу розу, и, соответственно, все ваши «жизни». Загадки тут в основном рассчитаны на ваше внимание, некоторые – на умение быстро принимать верные решения.
Кстати, Ib намного больше напоминает классический хоррор, чем Yume Nikki (да, без сравнения тут ну никак не обойтись).
Здесь очень много того, что на Западе презрительно называют jumpscares'ами (дословно – выпрыгивающие пугалки). То есть, идете вы, идете, смотрите на картину с опускающейся гильотиной, и вдруг бац, эта самая гильотина падает перед самым вашим носом.
Или выходите из темного зала в начале, подходите к выходу… И внезапно кто-то стучится в стекло сзади, да причем так оглушающее громко.
Ваши действия могут привести к различным концовкам, все подробности, описание и способы получения – здесь.
Музыка, графика, управление и интерфейс
Ib сделана на движке RPGMaker, но с некоторыми плюшками. Графика, к сожалению, в их список не входит, и все выглядит более-менее обыденно. Правда, классно смотрятся диалоги: лицо персонажей меняется во время разговора (у Гарри позиций где-то 4-5, у Мэри – пять или шесть).
Да, и я в который раз уже сравню с Yume Nikki, по мне так в плане графики там все обстоит лучше.
Меню здесь обычное, но инвентарь во время игры не используется (а вызывается он клавишей Escape). Немного напрягает сам факт того, что он находится на традиционной кнопке вызова меню, но затем привыкаешь к Shift'у, и вопросов уже не возникает.
Звуковое оформление здесь довольно однотонное и лично мне запомнилось только мелодией в главном меню. Хоть некоторым это и нравится, мне лично кажется скучным.
Итог
Очень интересная и оригинальная игра со своими достоинствами и недостатками. Временами пугающая, временами сентиментальная, но очень цельная и толковая.