Final Fantasy IX - Ретро обзор
Продолжение Легендарной, Непревзойдённой, Колоссальной серии Ролевых игр Final Fantasy XIII-3 не за горами!!! А пока обзор на Final Fantasy IX (^.^). К счастью, я прошёл эту игру не один и даже не два, а все три раза, так что в памяти даже спустя 10 лет остались чёткие воспоминания и информация об элементах этой потрясающей, но, главное, волшебной игры.
Покупка бомбы:
Следующий обзор посвящён исключительно восхвалению достоинств и, даже если где-то и будут, недостатков культовой ролевой игры культовой ролевой серии культовой девелоперской компании Square Enix (тогда ещё с девичьей фамилией Square Soft). Посему заявляю, что это моя первая – и самая любимая финалка из всех, что были, есть и будут (второе место делят Final Fantasy VIII и Final Fantasy X и X-2, на третьем же удобно обжились последние Final Fantasy XIII и XIII-2).
Всё случилось в 2002 году, когда я заинтересовался новомодной консолью PSX от компании Sony (ага, уже была PS2 в это время, но зачем было нам это знать). Признаюсь, я не случайно зашёл в магазин видеоигр на этот раз. Уже довольно давно я выхаживал вокруг да около прилавка, где были рассортированы игры для первой Соньки. Диски аккуратно стояли на своих местах, и лишь одна упаковка вылазила за пределы. Вылазила, потому что в ней вместо 1 стандартного диска шло 4 формата CD. Пару раз я просил знакомого показать мне содержимое и с упоением вчитывался и вглядывался в картинки на задней стороне обложки. Уверен, также делало большинство из вас и вообще всего мира.
Консоли на тот момент у меня ещё не было, но привлекательная цена за 1 диск (всего 60 рублей) казалась уже неподъёмной для школьника (итого 240 рублей). Поэтому это дело требовало серьёзной подготовки. С большой скрупулёзностью, гораздо с большей, чем я сейчас делаю вместе с ребятами выпуски SF1PD, я грабил прохожих, отнимая последние сбережения у слабых персон, пытаясь наскрести на игру. Когда мне это удалось, я в последний раз взглянул на упаковку игры сквозь стеклянную витрину и попросил достать мне её. Перевернув её другой стороной, я ещё раз вгляделся в знакомые картинки и вчитался в небольшой абзац текста. Я сейчас не придумываю, я правда очень хорошо помню этот момент, когда сам себе сказал: “Отстойная игра просто не может занимать 4 диска”. Я протянул деньги и понял, что теперь она – моя. Моя прелесть…
Консоли, как я уже сказал, у меня ещё не было. Её я брал у знакомой подруги на время или просто, встречаясь с ней, просиживал вечера напролёт за игрой. Подруге игра тоже понравилась, ведь ничего кроме Breath of Fire 4 до этого она в подобном жанре не играла, хотя и знала, что он существует. Так что в этом плане мы очень сошлись. В силу обстоятельств игру я не мог пройти долгое время (всего же я полностью завершил её аж 3 раза со сбором всего и вся, не считая некоторых небольших допущений). Так что теперь готов и сам познакомить читателей этой статьи, если кто ещё не знает, что это за мега игра.
Шёл 2000 год:
Эта игра вошла в трилогию Final Fantasy, которая появилась, прежде всего, на PSX. Потом на консоль были портированы и другие части, но сейчас я не об этом. Будучи последней в трилогии, игровое сообщество ожидало от игры нечто сногсшибательное. Его можно понять. Прогремевшая на весь мир своим технологическим совершенством Final Fantasy VII, а затем вышедшая с полностью реалистичными и живыми моделями людей, оружия, окружения, машинами, поездами и даже автобусами Final Fantasy VIII, которую до сих пор не одна другая Final Fantasy не переплюнула по реалистичности (та же Final Fantasy XII обладает не только расами людей, но и Баанга, Виера и Муглы, которые в обычной жизни вы естественно не встретите) сделали своё дело. Ожидаемая Final Fantasy IX должна была показать что-то невообразимое, и она это сделала…
Концепция мира: начало:
… Она вернулась к истокам, она вернулась в фэнтази мир со своими законами, физикой, персонажами и глобальной историей 2 миров Терры и Гайи, брата и сестры. Подоплёка и предательство, побег и похищение, взлёт и падение мыслей, чувств, идеалов, гордости, равенства, любви, в конце концов, всё переплелось в едином порыве показать свою сущность игроку не только как зрителю, но и как непосредственному участнику событий. Начиная с первой встречи Зидана и Принцессы Гарнет Тил Александрос и до самых финальных титров, игра не держит в напряжении и волнении. Наоборот, она позволяет обрести ни с чем несравненный и непередаваемый опыт и восхищение от истории, рассказанной нам разработчиками.
Концепция мира: уничтожение:
Шторм. Молнии. Одна за другой они резали ночное небо под сводами неимоверных туч. Громогласное эхо рокота со скоростью звука пронеслось мимо небольшой деревянной лодки «щепки» в бушующем и необъятном объёме воды… Гребень волны. Взлёт. И падение. Судно протекало, но, что более опасно, трещало по швам. В нём находились двое. Спасавшие себя и свои жизни, они бежали из разрушенной захватчиками деревни. Кто они были? Зачем убили всех? Что будет с на … Следующая волна подбросила судно метров на десять вверх…
Когда я в следующий раз открыла глаза, то увидела просторную комнату. Свет пробивался сквозь прозрачные витражи, постепенно добираясь до мягкой постели, в которой покоилось моё тело. Когда он подобрался к груди, я откинула одеяло, прищурилась и встала на ноги. Мне было 12 лет, а сейчас мне 17… Я не помню своего настоящего имени. Мой нынешний титул принцесса Александрии Гарнет Тил Александрос.
В этот апрельский день немного холодно. Я подхожу к окну, и солнце радостно улыбается. Открыв его, я чувствую, как ветер ласкает мои локоны. Хочу закричать о том, как мне плохо и неуютно здесь. Что-то внутри серьёзно гложет меня. Но сегодня день моего рождения. Сегодня праздник по всему городу, а на праздничное представление пригласили талантливую группу актёров, называемую Танталус. Это, наверное, их корабль сейчас бороздит небо. Может они смогут хоть на время отвлечь меня, дав своё знаменитое представление, называемое ….
Концепция мира: “Я хочу быть твоей канарейкой”:
Шоу руководит Линблюмсикий вельможа Баку. Его труппа насчитывает порядка 5 актёров. Немного, но для постановки должно хватить. Это история о любви на расстоянии, о враждующих государствах, о силе побеждать боль и перешагивать неудачи. Это наша история, которую мы в полном объёме оценим за 50 часов чистого игрового времени. На самом деле вся постановка лишь завеса, чтобы похитить принцессу, так что скучать ей больше точно не придётся. В принципе девушка оказывается сама не робкого десятка, так что лишь рада смотаться из под присмотра мачехи. А та не рада, ей нужно, во что бы то ни стало вернуть Гарнет, так как та облает силой духов Эйдолонов (местные саммоны).
Театральная постановка заканчивается полным срывом, когда преследующий принцессу верный рыцарь и начальник стражи Плуто Штейнер выбегает на сцену, чтобы сразиться с театральным реквизитом. Зрители продолжают аплодировать, крики и свисты одобрения раскатываются над Александрией даже в тот момент, когда королева Бране предпринимает попытку задержать негодников при помощи гарпуна и бомбы. Нам удаётся поднять тяжёлое судно в воздух и направить к дьявольскому лесу, где и произойдёт крушение.
Концепция мира: герои:
Нас ждут такие невероятные приключения, что реально сложно рассказать обо всём за раз, поэтому я даже не буду этого делать. Расскажу лишь об удивительных и интересных персонажах, что вы встретите на вашем пути, которые помогут нам в наших начинаниях.
Довольно эпизодичны путешествия на пару с членами группы Танталус. Подобные события присутствуют в начале игры, когда нас с первых же секунд кидают в сражение с боссом, затем в дворцовом замке, а также вначале 2 диска при путешествии с принцессой Гарнет. Зовут их Бланк, Маркус и Чинна, они вполне себе сносные бойцы и, конечно же, воры. С ними будет связана парочка боковых квестов.
Теперь, собственно, вплотную подошли к нашей пати, каждый член которой имеет собственную цель и историю, чтобы начать свою часть путешествия в этом большом и неразведанном мире, состоящем из нескольких континентов. К слову сказать, несколько раз мы будем переключаться между персонажами, чтобы узнать, что в данный момент происходит с другими героями, управлять ими и т.д. Уникальной чертой геймплея Final Fantasy IX по сравнению с предыдущими частями является наличие сценок ATE (active time events), которые делятся на обычные и важные (выделены синим и серым цветами). Подобные сценки напоминают скиты, происходящие в Tales of сериях игр, с той лишь поправкой, что в них мы можем лицезреть не только те события, которые происходят с присутствующими членами нашей команды, но и с теми, кто от них отделился. Это очень приятный бонус геймплея.
Кто же нас порадует на этот раз. Итак, встречайте, бескорыстный вор, симпатяга и просто Робин Гуд, главный герой игры, светловолосый Зидан (не путать со знаменитым французским футболистом), влюбившийся в принцессу по уши при первой же встрече. Гарнет Тил Александрос (или Даггер, её имя под прикрытием) – будущая королева Александрии, если конечно сможет пережить извлечение духов из своего тела, заранее подготовленное заботливой мачехой. Живётся ей лучше, чем той же золушке, но радости особой в день рождения она не испытывает, поэтому пользуется любой перспективной возможностью, чтобы смыться из замка. В последний раз такой возможностью оказался Зидан…
Маленький чёрный маг Виви, с традиционной для JRPG амнезией, непонятным родом и происхождением, уроженец деревеньки Дали (ударение на последний слог). Штейнер, великий рыцарь и начальник стражи рыцарей Александрии, командует мужским составом армии, проявляет лояльность к принцессе и Королеве, знает, что такое долг и обязанность. Покорен и пытается научиться чему-нибудь новому, для чего напрашивается в ученики Виви.
Тут же неподалёку расселась представительница расы полу драконов полу крыс Фрейя, чьё государство Бурмеция было чудовищно разрушено Куджей и его белым драконом. Она отправляется на поиски потерянной любви (чего я уже, кстати, почти не помню, а значит, надо бы перепройти игру в 4 раз). Довольно странного помола существо под названием Квина, абсолютно бесполо, но живо и любит поглощать лягушек. У него есть мастер, а его особые способности заключаются в том, что он может переварить монстра, выучив его техники (blue magic). Маленькая девочка Эйко 6 годов от роду живёт в деревеньке призывателей со своими монстрами и муглами. С Гарнет её связывают особые отношения, но о них вам следует узнать самостоятельно. Последнего центрального персонажа звать Амарантом. Поначалу он выслеживает нас, охотясь за Зиданом, но в процессе понимает, что мы сильнее его и присоединяется к отряду. В процессе игры мы встретим ещё больше бесподобных, харизматичных положительных и отрицательных героев.
В общем, всех героев (Куджа, желающий править миром, Беатрис, королева Бране, желающая вернуть падчерицу совсем не потому, что соскучилась по ней, Гарланд, королевские шуты, дядюшка Сид) можно описывать часами, а место не резиновое, так что почапали дальше.
Самый лучший геймплей:
Серия Final Fantasy всегда славилась тем, что её геймплейная часть была глубока, многообразна и многогранна. В отличие от других игр, в которых просто приятно выполнять сюжетные и опциональные задания, сражаться с монстрами и главарями, исследовать подземелья и находить сундуки с сокровищами, толкать речи перед жителями деревень и отовариваться в магазинах, Final Fantasy всегда предлагала всё то же самое, только в более качественном масштабе и ещё капельку, да больше.
На этот раз всё улучшено до такого безобразия, что игру хочется перепроходить снова и снова, хотя никакой причины для реиграбельности (новая игра +, сохранение нажитого добра, перенос навыков, открытие дополнительных квестов, локаций и боссов) в ней попросту нет. Начнём разбор полётов.
Помимо стандартных городских магазинов, нам встретятся магазины синтеза, где мы можем из нескольких предметов сварганить один новый за определённую сумму денег. Сделка часто стоит своих денег, поэтому старые вещи не следует продавать, чтобы заработать гили (местная игровая валюта). Жителей городов стало больше, нежели в предыдущей Final Fantasy VIII. Их диалоги более глубоки. Большинство стараются донести какую-то интересную, пусть и ненужную, информацию до наших героев. Как обычно, частичка персональности каждого встречного проявляется в виде появления их имени в диалоговом окошке с текстом.
Сохранять игру можно, вы не поверите, у муглов (такие маленькие розовые созданьица с крылышками за спиной и помпончиками на голове)! Они так и говорят: “Давай предохранимся, Купо”. К тому же, в данных опциях можно зачастую приобрести предметы, воспользоваться отправкой писем через почту муглов Могнет (Mognet), с чем связан один из самых продолжительных квестов в игре. Также есть мугл Стилтскин жёлто-бурого цвета, который будет заключать с нами неплохие сделки по продаже предметов за фиксированное количество Gil. В любом случае, общаться с этими милыми персонажами одно удовольствие.
Суровый нрав:
Игра начинается со сражения с боссом, большинство из этих супостатов вы будете видеть на локациях, а неожиданно нападают лишь обычные враги, где им только вздумается. Само сражение происходит на отдельном экране в полном 3D, причём переход в битву – самый красивый именно в этой части. Экран как бы закручивается по спирали, сжимая всю палитру цветов, присутствующих на экране на этот момент, затем камера выхватывает самые удачные ракурсы бэкграундов и локации, после чего концентрируется на сражающихся. Зачётно.
В игре присутствует старая система ATB (active time battle), которую можно настроить удобным образом. Либо враги, дожидаясь своего хода, терпеливо смотрят на персонажей, пока те роются в магии и инвентаре, либо же атакуют даже в эти моменты. Частота хода персонажей определяется их характеристиками скорости, также ходы можно придерживать и передавать другим участникам сражения. В битве можно использовать стандартные атаки, заклинания, а также техники, уникальные для каждого персонажа. Хоть это и не явно, в игре присутствует разделение на профессии, то есть, к примеру, только Гарнет или Эйко могут лечить, а Виви и Штейнер использовать чёрную магию.
Защищаться в битвах, как и раньше, особого смысла нет, бегство осуществляется нажатыми шифтами на джойстике. Поклонникам Final Fantasy это должно быть уже до боли знакомо. Оружие, надетое на персонаже отлично видно в битвах, так что с графической точки зрения атаки и магия выполнены на самом высоком уровне качества и детализации. Особенно эффектны призывы разнообразных существ саммонов (summon), называемых на этот раз эйдолонами (eidolon), встреча с которыми не сулит врагам ничего хорошего.
По итогам битвы мы получаем экспу (необходима для повышения уровня), Gil, лут, брошенный монстрами и очки AP. Эти очки тратятся на изучение способностей, привязанных к оружию, броне и аксессуарам. Они, в свою очередь, делятся на активные (можно использовать в битве) и пассивные (оказывают влияние на характеристики и действия персонажей в битве). Активные – это: техники, магия, заклинания, вызовы, умения. Примеры пассивных способностей: авто-защита, авто-блок магии, авто-жизнь, авто-отражение, уменьшение стоимости МР, усиление лекарственных средств восстанавливающих предметов, критические удары, противостояние статусным изменениям, авто-ускорение, и ещё множество других. Первый способности выглядят в виде красных кристаллов, другие в виде синих. Для того чтобы изучить определённую способность (тогда она останется у персонажа, даже при смене оружия и экипировки), необходимо набрать соответствующее количество АР, равное цифре сбоку от названия способности.
Супер способности проявляются у героев, когда они входят в транс (trance). Это своеобразный аналог лимита, и его шкала заполняется прямо пропорционально количеству пропущенных нами ударов врагов. В трансе Зидан приобретает новые и потрясающие атаки, как своим размахом, так и красотой. Важно то, что транс иссякает не сразу, а спустя лишь 2, а затем 6 ходов в конце игры. Гарнет может призывать саммонов, которые будут сами атаковать врага, пока не закончится её транс, а Эйко и Виви использовать каждое заклинание пару раз подряд. В общем и целом, это очень полезная способность для битвы с боссом, так как каждый персонаж обладает отдельной шкалой транса. После битвы, в которой использован транс, она полностью опустошается. Единственным недостатком является то, что её нельзя контролировать. Персонаж входит в транс самостоятельно и в большинстве случае совсем необоснованно.
Тонна секретов:
Возможно, если я начну перечислять все сайд квесты и их особенности, то закончу лишь через полчаса реального времени, поэтому упомяну лишь основные. Во-первых, квесты с муглами, о которых шла речь выше, во-вторых, необязательные но важные квесты с Чокобо, поиском чокографов (картинки с отметками специальных мест на карте мира, где зарыты сундучки с сокровищами, в которых находится экипировка и просто полезные предметы), карточная игра, пришедшая напрямую из Final Fantasy VIII, но усложнённая и более продуманная. В игре также есть несколько опциональных боссов, секретных локаций, запрятанной и мощной экипировкой, а также менее важные и значимые события.
Что это за графика:
Игра – настоящая конфетка в плане графики. Технологически совершенная 8-ая часть показала, насколько круто может выглядеть игра на PSX, так что осталось лишь повторить и даже перепрыгнуть этот результат. В игре вы почти никогда не встретите одинаковых персонажей, каждый различается, обладает собственными отличительными признаками, принадлежит к разнообразным расам и отношение к себе формирует также соответствующее.
Главные герои – самые лучшие персонажи, во всей игре, как и должно быть. Локации выполнены в полном 3D, а камера всегда следует за персонажем так, чтобы он оставался в центре экрана. Города, которые мы посещаем (Александрия, Линдблюм, Клеира и Бурмеция), обладают своеобразной архитектурой, строениями и наполнены жителями. Причём в процессе игры они изменяются (разрушения и реконструкция отлично показаны разработчиками). Карта мира выполнена в 3D-стиле, и тут уже мы вращаем камерой, куда бы ни пошли. Локации – больше не маленькие точки на карте мира. Они соответствуют своим масштабам, в укрупнённом варианте.
Передвигаться по карте мира можно будет как на чокобо, так и на плавучем судне и летающем корабле (летающий чокобо, взлётная полоса которого пролегает через какой-нибудь лес, также присутствует, и его вам нужно заработать самому, выполняя квесты, связанные с ним). Спецэффекты в битвах завораживают настолько, что иногда просто хочется спамить разнообразные атаки, чтобы насладиться красотой или перед кем-нибудь похвастаться.
Игра сопровождается шикарнейшими роликами, просмотром которых можно увлечься на целый час. CG-анимация делает своё дело, завлекая неопытного начинающего игрока всё глубже и глубже в дебри игры.
Саундтрек:
Музыка к игре написана замечательным и старым другом-композитором всей серии Нобоу Уемацу. Ставшие традиционными Opening Theme, Prelude, Fanfare получили новые аранжировки. Тема битвы – одна из моих любимейших за всю историю видео игр, а сингл Melodies of Life стал настоящим хитом японских чартов и не спускался из топа более полугода.
Озвучки в игре нет, она и так еле-еле уместилась на 4 диска. Для каждой локации подобраны свои инструменты, а темы персонажей иногда комичны и забавны, будь то темка ухажёра и лавеласа Зидана или же осторожная и бойкая тема Штейнера. Слёзы из глаз у вас от саунда не польются, но, в совокупности с анимацией, многие ролики, а в особенности финальный, вызовут у вас чувство гордости, за завершение игры.
Финал:
Как же я не по-детски завидую всем тем, кто ещё не прошёл эту замечательную игру, кто не знает, какие перипетии сюжета ждут его на пути становления добра и справедливости, сражения противников и выявления всех связей между персонажами. Честно, я, правда, вам очень завидую. К игре хочется возвращаться раз за разом уже после прохождения, потому что она практически идеальна. Нет, каждая предыдущая Final Fantasy тоже была идеальна, но Final Fantasy IX приблизилась к самому максимуму на расстояние вытянутой руки. Это не просто игра, а утопия, в которую стоит погрузиться любому, кто поставил перед собой цель поиграть во все золотые хиты PSX. Перечислять достоинства ещё раз я не буду, вы всё и так увидите сами, когда на экране появятся первые проблески надписи Square Soft Present.
Напоследок немного артов: