^

Crusader Kings II

Альтернативные названия Crusader Kings 2
Разработчик Paradox Interactive
Официальный сайт www.crusaderkings.com
Платформа
Дистрибуция
Жанр
Год выхода игры 2012
Релизы      
Рейтинг 666 место (54 SFP)



Нужна помощь?

Вы можете задать любой вопрос или попросить совета по этой игре. Это займет совсем немного времени.

Задать вопрос



Описание игры

Темные века, может быть, заканчиваются, но Европа всё ещё в смятении. Мелкие вассалы борются с королями, сражающимися за объединение раздробленной страны под своей властью. Римский Папа призывает к крестовым походам, дабы защитить Христиан на Святой Земле.

Расширяйте свои владения и обеспечьте будущее вашей династии. Пополняйте вашу казну, назначайте вассалов, уничтожайте предателей и еретиков, вводите новые законы.

Sword of Islam

Первое крупное дополнение к игре. Вышло вместе с патчем 1.06 26 июня 2012 года. Дополнение разблокирует возможность игры за мусульман (что условно можно было и раньше с неким трудом…) и добавляет специфическую механику для них:
— Упадок – это механика, прикидывающая насколько вы и ваши родственники разгулялись. Ваши родственники-бездельники (=без земли) будут постоянно его увеличивать, что приведет к осуждению их (и вашего) поведения.
— Принятие законов требует не согласия вассалов, а набожности.
— Законы наследования не меняются: сын, у которого больше всего владений, будет вашим наследником
— Полигамия. Жен может быть до 4-х. Чем выше титул, тем больше жен вы обязаны содержать, чтобы о вас не думали плохо.
— Новые религиозные причины подраться с соседями.
— Специальные эвенты 100+ штук: проблемы в гареме, разборки между ветвями, хадж
— Увеличение карты до Мали

Legacy of Rome

Второе крупное дополнение к игре. Вышло в октябре 2012 года с патчем 1.07. В этот раз в центре Византия и Православие.

— Новые события, специально для Византии: например, пленников можно ослепить или кастрировать.
— События для восстановления Римской империи и примирения с католицизмом.
— Система «Эскорта», хотя на деле речь о «контрактной армии»
— Система «Амбиций» для правителя, чтобы улучшать умения
— Система патриархов
— Больше зданий
— Система «Фракций» внутри одной страны: группы аристократов, которые могут пытаться выдвинуть ультиматум своему сюзерену.

The Republic

Третье крупное обновление. Вышло 15 января 2013 года вместе с патчем 1.09. В этот раз игра делает играбельными торговые республики: Венецию, Амальфи, Геную, Пизу, Готланд, Анкону и Ганзу. Главы их – патриции, главы торговых семей.

— Новый тип геймплея, где полагаться приходится на наемников и большими территориями не овладеешь.
— Торговые империи в виде торговых постов и торговых зон
— Новые причины войны: эмбарго или захват торгового поста.
— Новый закон наследования: выбор патрициев.
— Новые события, отражающие борьбу между купеческими семьями.

The Old Gods

Четвертое крупное дополнение. Вышло 28 мая 2013 года вместе с патчем 1.10. Открывает доступ к новой дате начала игры: 867 г. и позволяет играть за язычников.

— Можно играть за язычников и зороастрийцев
— Восстания теперь имеют лидеров и стали опаснее для жизни страны.
— Авторитет религии теперь зависит от того, кто владеет священными местами этой религии.
— Язычники всегда делят наследство между всеми сыновьями, храмами у них могут заведовать женщины, страшнее минусы от короткого правления, податливее в обращении в другую религию
— Если захватить три святых места, то язычники могут преобразовать старую религию в новую.
— Захваченных в войне женщин язычники могут сделать наложницей. Это приведет к разводу с ее бывшим мужем, если он был. Рожденные от нее дети будут иметь права на ее титул (если у нее он был).
— Можно восстановить зороастризм, воссоздав Персидскую империю. Это позволит создать главу религии и получить титул Саошиянта – спасителя зороастризма. Все его потомки тоже будут иметь интересный бонус от этого.
— Свадьба между близкими членами семьи в зороастризме поощряется и дает бонус к мнению вассалов.

Sons of Abraham

Пятое крупное дополнение. Вышло 18 ноября 2013 года вместе с патчем 2.0. Работает над авраамическими религиями, в основном христианством, но немного и для мусульман, а также добавляет евреев.

— Папу теперь выбирает совет кардиналов. Потратив деньги на «предвыборную кампанию» можно продвинуть своего избранника. Он потом отплатит бесплатными разрешениями.
— Вы можете просить о создании крестового похода
— Два новых святых ордена для католиков и как минимум один орден в каждой религии теперь есть. И да, у тамплиеров (и не только) можно занять деньги.
— Порядка 300+ новых событий.
— Если правителя сделать евреем, то можно будет создать Израиль.
— Паломничество к святым местам у католиков
— Придворных можно отправлять в монастырь или в святой орден

Rajas of India

Шестое крупное дополнение к игре. Вышло 25 мая 2014 года вместе с патчем 2.1. Добавляет в игру джайнистких, индуистких и буддистких правителей. Это обновление не поддерживает сейвы, сделанные в более ранних версиях.

— Добавляется новый регион и новые правители, включая Сибирь и Афганистан. Всего порядка 300+ новых провинций. Тибет не завезли.
— Изменение проекции карты: срезан западный берег Африки, добавлен Индийский океан (и да, ребята, Суэцкий канал никто еще не построил)
— Три новых религии со своими особенностями механики. Секты заменяют тут ереси.
— Боевые слоны!
— Появился диапазон действия дипломатии. Теперь викингам не очень-то получится с индусами поболтать.
— Переработаны восстания фракций: лидер временно получает титул ранга правителя, а все союзники становятся его вассалами.
— Несторианство теперь не ересь, а отдельная религия.
— Новая система упадка для мусульман.

Charlemagne

Седьмое крупное дополнение к игре. Вышло 14 октября 2014 года вместе с патчем 2.2. Добавляет еще более ранний период истории.

— Новая начальная дата – 769 год.
— Система вице-королей, когда титул после смерти правителя возвращается сюзерену.
— Собственные королевства и империи, а не только исторические (3 герцогства = королевство, 3 королевства = империя)
— Страница хроник династии
— Исторические эвенты, рассказывающие о произошедших исторических событиях
— Племенные постройки, которые могут вырасти в города/замки
— Немного переделаны и добавлены новые законы и технологии
— Новый почетный титул, позволяющий назначить регента для себя, если он вдруг понадобится
— Убрано убийство из дипломатии

Way of Life

«Небольшое» дополнение к игре. Вышло 16 декабря 2014 года. Улучшает ролеплей и погружение в игру, позволяя выбирать ветку случайных эвентов, что могут произойти.

Все персонажи от графов и выше могут выбрать фокус или «как жить будем». Фокус сразу дает бонус к статам и открывает дипломатические решения и действия (например, интриги позволят устроить за кем-то слежку, семья подружиться с членами семьи). Если долго следовать какому-то фокусу и «качать» его, то можно получить полезную черту.

Horse Lords

Восьмое крупное дополнение к игре. Вышло 14 июня 2015 года вместе с патчем 2.4.1. Открывает возможность игры за кочевников.

— Новое возможное правление: не путайте с племенами, это именно не сидящие на одном месте кочевники. Орды кочевников не имеют постоянных поселений, а показателем их силы служит число пустых участков, влияющее на население.
— Клановые войны, компенсирующие почти полное отсутствие вассалов.
— Потеря всех земель для кочевников не конец игры, ведь можно взять свою орду и пойти отвоевать себе новую.
— Шелковый путь. Заранее положенные торговые пути. Провинции, где они лежат могут строить торговые посты и получать еще большую прибыль.
— Дань. Теперь врага можно не завоевать, а обложить данью. Он будет платить денюшки и обязан будет помогать во всех воинах.
— Дорисовка карты. 27 новых провинций: Уйгур, Киданей, Согдиан, Тохар…
— Только правители, маршал и командующие могут вести войска
— Более географичные события (охота на оленей в Европе, на тигров в Индии)




Бесплатно раздают в стиме, забирайте пока не поздно

Оставлю второй (третий?) отзыв, уже поиграв более существенное время. Итак, эта игра надолго. Одна партия легко растягивается на десятки часов. Первое поколение, за которое играешь, будет тянуться дооолго, а самое интересное и вкусное происходит, когда надо менять поколения (у вассалов есть бонус мнения «долгое правление», поэтому новичка-короля они ненавидят, а с годами начинают превозносить, а ведь у твоего правителя есть братья-дяди-шурины, мечтающие о троне…) + в начале мир довольно однообразен, а ко второму поколению интриги и планы уже набирают обороты… точнее вы наконец-то можете попробовать что-то провернуть, а то до этого мир был довольно пуст для больших планов.

На игру очень сильно влияет религия. Она, считайте, краеугольный камень всех здешних неурядиц. Потому шаг вправо — и соседи уже тебе джихад кричат (или крестовый поход, или просто «бей неверных!»). Союзы со странами можно заключать только с соседями своей веры. Они другой? Тогда руки принцессы тебе не видать, будь ты хоть трижды богат и лучше вооружен. Завоевывать мир можно либо кулаком, либо свадьбами, но, как уже сказала, свадьбы только для своей религии и это очень долгий способ, так как наследницу тебе не отдадут в жены, придется сначала женится, затем родить ребенка, у которого будет право наследования, а затем поубивать всех, кто стоит у него на пути к трону в правильном порядке.

Во многом эта стратегия — симулятор династии, так как тут хоть и можно отстраивать провинции, вести в бой войска и т.п., но в основном нужно плести интриги, следить, чтобы вассалы были довольны, братья рот на трон не раззевали, а соседи вовремя получали тумаки. И именно то, как вы раздаете титулы и кто кому вассалом приходится, и скажется на успехе или неудаче игры.

Если подводить итог, то игра мне нравится, но уж больно медленно раскачивается, да и даже после раскачивания некоторые вещи требуют много времени, как игрового, так и реального. В остальном… даже если бы хотелось придраться, то не к чему.

В минус разрабам можно записать подлянку: одно из платных DLC блокирует использование достижений, если оно установлено… и да, это так и было задумано, а не баг.

Опять пишу впечатления от начала игры.

Итак, порог вхождения очень высокий. Прыгать надо. Есть обучение, но довольно условное. Стенами текста грузят все время (к каждой открытой менюшке — текст на экран).

Следить надо за очень многими параметрами, на которые не всегда есть возможность повлиять раньше, чем пару десятков лет упорного труда. И тут второе неудобство — ты еще эти параметры найди по менюшкам. И на данный момент этот поиск самый большой недостаток игры…

От других стратегий отличается тем, что save/load здесь вообще не катит: начиная от того, что load можно только из главного меню, что делает это жутко неудобным и заканчивая ачивками, которые только в ironmode падают.

Ну а главное отличие, что здесь основной упор идет на династию и отношения между аристократами. Союзника нельзя купить. Все союзы в игре заключаются в браках и только. Вы не можете нападать на соседей без причины: причиной может стать наличие права на трон или религия… или просто что-то сфабрикованное, главное, чтобы была. Аналогично и с казнями, тюрьмами… Свадьба и дети — это то, что позволит расширять империю и оставаться живым в этом мире. Вассалов и детей можно тоже переженить на тех, кому тебе надо. Недовольные вассалы будут собираться в группки и планировать перевороты. Довольные — сидеть и платить в казну больше денег. Именно из-за отношений вы будете выбирать наставника детям, раздавать титулы, заводить любовников, плести интриги…

Rev, а самое главное, играть интересно? Лежит у самого купленная все подходящего настроя нет на стратегию.

SolarMaster, хм… пока сложно сказать. Игра очень сильно отличается в зависимости от того, за кого из правителей начинаешь играть. Я попробовала самых мелких выбрать на карте, чтобы медленно прокачаться, но это выходит долго и нудно и ты особо ничего не можешь поделать из-за сюзерена над головой (и еще попробуй его свергни — минимум одно поколение должно пройти). Один раз вообще на старте дали живой game over (в смысле там без вариантов было, что через 10-20 игровых лет конец игры и ты ничего не мог поделать с этим). Попробовала левую религию, но там вокруг одни сунны, которые браков неверным не дают, а если что, то джихад нам… За кого-то крупного же… они обычно начинают, глубоко увязнув в политике, и тебе еще надо разобраться в уже имеющейся ситуации.

По отзывам, когда помрет первое поколение, станет интереснее и живее игра (и я вижу, почему так), но я пока ни один старт до такого не дотянула: либо умирала со скуки, либо соседи пинали слишком больно.

Настоящее исследование на тему феодализма, ни одна игра не сравниться с таким уровнем проработки. Шедевр, рекомендуется всем взрослым геймерам.