Размышления не про No Man's Sky, но навеянные ей, а также отзывами некоторых лицемеров, хейтеров, неудачников и просто всея экспертов в одном лице
Многие геймеры, привыкшие к линейным играм с очевидными задачами, которые отчетливо обозначены в игре, к играм, где тебя водят за ручку от маркера к маркеру и указывают, что и как делать, а иногда и что не делать, ни с того ни с сего начав играть в космические сэндбоксы или элитоподобные симуляторы, всегда теряются и задаются дурацкими вопросами типа «что тут делать, куда идти?» или «а как в это играть, ничё не понятно?». Точно такими же вопросами они задаются, когда смотрят трейлеры по этим играм. Закономерны ли эти вопрошания, насколько оправданы? Вот моё мнение.
Никогда у этого типа геймеров не возникло бы подобных вопросов, имей они опыт игры хотя бы в серию X от немецкой студии Egosoft (тогда был бы шанс превратиться в иной тип геймеров или хотя бы не строить несбыточных надежд). Это не те игры, где сюжет определяет, что делать и куда двигаться. Во многих из них сюжет вовсе может быть отключен, игровой процесс в этом случае полностью сконцентрирован на сендбоксе, где игрок находится в что называется свободном полёте. Запустившие осознанно этот режим тоже задаются вопросами, но совершенно иного характера. Времяпрепровождение в «сэндбокс-режиме» отечественным поклонникам данного жанра поэтично именуется «свобода среди звёзд», и она, скажу я вам, прекрасна! А вот какова порождаемая ею цепь вопросов и ответов. Хочешь купить себе тот грузовоз с жирными тысячамегаджоульными щитами, пилот? Пожалуйста! Вот только стоит он несколько сотен тысяч, а у тебя в кармане нет даже пяти. Как быть, куда податься? Торговать? Майнить? Сальважить? Грабить караваны? Решай, делай выбор. Наконец ты за штурвалом медленного, но прочного и вместительного космолёта. Прибыль от купли/продажи уже весьма ощутима, а на счету имеется первый миллион. Что дальше? Построить станцию? Ну а потом? Развернуть самодостаточный замкнутый комплекс? Уничтожить целую расу? Избавить Вселенную от пиратов? It's all up to you!
Может быть всего этого и не стоило писать, если бы не имела место похожая ситуация (имеется в виду наплыв, неизвестно насколько большой и большой ли вообще, недовольных No Man's Sky, которые, скорее всего, с самого начала толком не понимали, что это будет за игра и что от неё ждать, их позиция мало отличается от той, что была до релиза), развернувшаяся с Elite Dangerous, X Rebirth и другими играми жанра. Многим, которых в большей массе составляют новички, либо совсем незнакомые с жанром, либо незнакомые с конкретной серией, казалось и продолжает казаться, что там тоже нечего делать. К сожалению (для великого большинства) или к счастью (для тех, кто во времена Commodore и Аmiga чертил карту галактики на листочках в клетку и для кого векторная графика вызывает приятную ностальгию), это не те игры, где креативный потенциал играющего остается в фазе глубокого сна, здесь цели и задачи ставит себе игрок и рамки в большей степени определяет тоже игрок, а не разработчик. Последний скорее задаёт границы, в которых игрок будет творить свою игровую историю. Ради справедливости надо конечно сказать, что современная Элита ещё разрабатывается и быть может в будущем процент незрячих уменьшится, но надежда, честно говоря, весьма мала, и дело, как вы (пилоты и просто прошаренные игроки) наверняка догадываетесь не в малом количестве контента, а в том, что творится в умах некоторых всезнаек.
Не только спейстрейдинг симы для обывателей кажутся «играми, где много пустоты и нечего делать». Это можно сказать вообще о практически любом сколь-нибудь серьёзном симуляторе. «Где тут геймплей?» спрашивают незнакомые с жанром. Отслеживание показаний приборов, например, или управление тем или иным аппаратом, а оно здесь многократно продуманней и сложней, чем в других жанрах, за геймплей они почему-то не принимают или просто не могут оного разглядеть за шорой привычных моделей. И ведь некоторые при этом умудряются считать геймплеем пролистывание текста… Ко всему прочему есть же ещё такие термины, как погружение и атмосфера. Каждому в этом не угодишь. Кому-то нравится бродить по тёмному лесу, вздрагивая при малейшем дуновении ветра, другие предпочитают погружаться в сказочные миры, полные красок и милых зверушек, третьим по вкусу миры мало отличимые от реального, со всем вытекающим. Ну а четвертые, те о ком собственно и велась речь выше (ещё выше:), получают своё удовольствие от бесконечных космических далей и возможности открыть в этих далях новые миры, новые возможности для торговли, новых врагов и т. д.
Пару слов относящихся уже непосредственно к NMS. Ниже приведены некоторые наблюдения не игравшего в NMS, но обожающего сей жанр игрока. Они будут особенно полезны тем, кто считает или даже абсолютно уверен, руководствуясь отзывами «хипстеров и тумблерожирух», что в игре «нет абсолютно никакого контента», а так же тем, кому NMS интересна, но он/она ещё пока сомневается. Итак, что в игре есть (заметно даже без розовых очков и необходимости проходить игру):
- торговля;
- космические/атмосферные и наземные битвы;
- разнообразные корабли;
- разнообразные компоненты кораблей;
- сбор ресурсов, в т.ч. майнинг (всё разрушаемо, используется воксельная технология);
- возможность покидать корабль;
- крафтинг;
- эксплоринг;
- придуманный набор химических элементов;
- практически уникальные в каждом случае планеты со своей флорой и фауной;
- элементы сурвайвла;
- инопланетный язык, который необходимо «изучать».
Тоже наблюдения:
Описано ли всё это недовольными «хипстерами и тумблерожирухами» (якобы) и теми, кто их недолюбливает (возможно имеет место самоотрицание), но при этом шибко доверяет? Увы и ах! И к слову, я не знаю, на какую аудиторию рассчитывали разработчики NMS, другие, знакомые с игрой по трейлерам или, в лучшем случае, Ю-тьюбу знают, но очевидно, что жанр космосимуляторов давным-давно не развивается. Широкие массы с ним малознакомы. И совершенно естественно, что те, кто по незнанию вполне закономерно понастроил себе воздушных замков, сейчас могут и ужаснуться от приземления на грешную землю. А что ещё должны чувствовать те, кто играет в эпоху, когда все AAA-игры с открытом миром превращаются в Assassin's Creed?
Судя по толковым отзывам (жаль, но здесь их пока не появилось) игра не очень хорошо сбалансирована. Например, слишком быстро кончается некоторые ресурсы. Но вообще-то, это уже совсем другая история.
Ну и напоследок чисто риторический вопрос для вечерних размышлений, если вам ещё не надоело знакомство с сиим электронобумагомарательством.
На некоторой планете, на некотором сайте, в некотором веке, в некоторый год. Когда я думал, что уже достиг самого дна, снизу постучали:
-Это херня полнейшая, когда в игре нет ничего, кроме одного алгоритма.
-Интересно, есть ли в этом случае игра?
-Что-что, мозк???