Обзор Doki! Doki! Yūenchi
Вот так вот. Причины, по которым весь нижеследующий текст вообще родился на свет, лежат по ту сторону законов логики, поскольку спонтаннее быть уж некуда более. Порой случается так, что идёшь по дороге в преспокойном расположении духа, как тут — бац! — и мозг становится доверху забит абсолютно нерелевантными мыслями, не имеющими ничего общего с повседневной рутиной. Примерно так и появился этот текст. Поэтому настало время перепройти старый NES'овский платформер Doki! Doki! Yūenchi (получивший в Европе название The Trolls in Crazyland, а на наших пиратках ходивший под заголовком Disneyland Adventures 2, а в США вообще не вышедший), который я не и видеть не видел лет 18 уже.
Doki! Doki! Yūenchi — детище компании KID, хорошо, думаю, известной любителям японской продукции серией интерактивных новелл «Infinity» (Ever 17, Never 7 и так далее), выпущенное на самом закате NES в 1991 году. Оставив жителей Северной Америки с носом и получив довольно странный релиз в Европе, о котором речь пойдёт чуть позже, популярности игра, что естественно, не снискала. Даже сейчас в эпоху эмуляции она не попала в число так называемых «скрытых жемчужин» и лишь изредка всплывает в каких-либо скучных стримерских марафонах и ещё в чём-то подобном. Неужели игра на самом деле такой серенький середнячок, который один раз прошёл и спокойно живёшь дальше?..
Перепрохождение оказалось на удивление не лишённым смысла, поскольку оно помогло мне открыть глаза на одну деталь, которую раньше не замечал — саундтрек. Выдержанный в спокойном и приключенческом стиле, во время прослушивания он может вызвать ассоциации разве что с NES'овской версией TaleSpin, вышедшей, кстати, в том же 1991 году. Но дело тут ещё вот в чём: нечасто на NES'овском чипе доводится услышать столь детальную музыку, содержащую не только ведущую мелодию, но и впечатляюще живые и энергичные ударные, и басовую партию. Особенно хочется отметить самое начало трека Jungle, поскольку это вообще одно сплошное удивление. Так правдоподобно изобразить звучание племенных ударных инструментов на, казалось бы, простенькой пищалочке, на моей короткой памяти не мог никто. И все вопросы о том, что за гений сотворил такое чудо, отпадут сами собой при взгляде на имя композитора — Nobuyuki Shioda. Если вдруг вопросы всё ещё остались, то Мр. Сиода известен в первую (и самую главную) очередь своей музыкой к Summer Carnival '92: Recca, а также саундтреком к менее популярному, но остающемуся хотя бы на слуху Kick Master. Рекка сама по себе знаменита тем, что выдавила из железа консоли даже больше, чем можно было, музыка исключением не стала.
Вообще, относительно большая известность Summer Carnival '92: Recca хоть как-то поспособствовала популяризации творчества Нобуюки Сиоды, поскольку, не имея за плечами ни одной культовой игры, он рисковал встать на один уровень с Альберто Гонзалезом. Так хотя бы какой-то след в истории оставил. Конечно, его музыка для Doki! Doki! Yūenchi на фоне Рекки более типичная, даже приземлённая, что ли, однако это не мешает ей просто приносить удовольствие и по сей день радовать слух, а для столь устаревшего «музыкального инструмента», как NES'овский аудиочип, это поистине достижение.
Level Theme — тема первых уровней, отличается прилипчивым ритмом;
Jungle — не считая начального сегмента, абсолютно лиричный трек в лучших традициях TaleSpin и иже с ним;
Spooky Level — от предыдущих отличается простым ритмом и практически полной линейностью, однако лёгкая воздушность его звучания хватает за живое;
Final Boss — неистовость этого трека зашкаливает.
Но да ладно, пора б уже и поиграть. И первое, что вызовет некоторый… дискомфорт — атака главного героя. Основным оружием протагониста являются различные мячи, которые он метким ударом ногой отправляет супостатам прям в лица, но делает это так, что фактическое исполнение им атаки происходит почти через секунду после нажатия соответствующей кнопки! Это не будет большой проблемой, если враг находится на одной горизонтальной линии с героем, но во всех других случаях придётся изрядно попотеть, чтобы научиться нормально управляться со столь непривычным поведением. Нужно ударить кого-то из самой высшей точки прыжка? Прыгайте и атакуйте раньше. Нужно кого-то атаковать в полупрыжке? Либо пытайтесь прыгнуть и атаковать одновременно, либо прыгайте выше нужного. =\ Это форменное безобразие может стать главной причиной возникновения отвращения к игре. Но именно в этот момент открывается довольно интересная и даже необычная геймплейная особенность — от полученного урона главный герой становится сильнее.
Да, и такое бывает. У главного героя всего четыре единицы здоровья, которое отражает цвет его спрайта. Синий — полностью здоров, герой атакует одним маленьким мячом. Зелёный — один пропущенный удар, герой теперь атакует двумя мячами одновременно, причём второй летит немного под углом. Жёлтый — половины здоровья как не бывало, что приносит герою способность пинать большой мяч, наносящий сразу двойной урон. Красный обозначает, что у протагониста уже предсмертная агония, но в этом состоянии он приобретает способность швыряться сразу двумя большими мячами. Из-за этого иной раз может возникнуть потребность умышленно врезаться героем обо что-нибудь и дополнительно его усилить, поскольку большинство врагов толстокожи до неприличия.
Второй источник дискомфорта, рискующего перерасти в слепую ярость — прыжки. Привыкать у ним придётся не меньше, чем к способности героя самообороняться. Во-первых, в прыжке наш футболист движется медленнее, чем на своих двоих, из-за чего первое время будут очень часто возникать недолёты. Во-вторых, если герой прыгнул в сторону, то заставить его приземлиться ровно перпендикулярно поверхности решительно невозможно. Можно лишь изменить направление его полёта в воздухе, но чтобы остановить или хотя бы замедлить — только не в этой игре. На уровне, где придётся прыгать по куче облачков над бескрайним океаном, Вы каждое действие будете буквально выдавливать из себя.
Третий источник дискомфорта — вагонетки. Просто… Просто вагонетки. На всю игру приходится всего три скоростных этапа и два из них требуют практически досконального заучивания маршрута со всеми его подлянками, а для последнего ещё и удачей запастись желательно, поскольку тамошние враги не стоят столбом и немного перемещаются, порой создавая препятствие, которое без урона физически невозможно ни проехать, ни перепрыгнуть. Самое важное, что стоит знать: от долгого удерживания кнопки атаки тележка героя разгоняется, что неоднократно понадобится для преодоления особо коварных препятствий.
Этот экран, предвещающий скорое начало третьего и самого злостного
этапа с вагонетками, Вы будете лицезреть ой как часто.
Зато боссы в основной массе своей несложны и даже расслабляют на фоне этапов. У них у всех поголовно незначительный набор атак и повторять свои действия они начинают очень быстро. Единственными серьёзными боссами могут показаться только Пират и Пантера, но первый сходит на нет, стоит только понять, что от рыб можно увернуться, встав вплотную к левой стороне экрана, а самонаводящийся крюк легко обманывается (или можно и вовсе спрятаться под ним), а Пантера… Ну, она сложна сама по себе. Она была бы вообще одним из генераторов боли, если б летающие по полю брани и отскакивающие от стен шары нельзя было уничтожать, а так — обычный босс со сложностью на уровне «выше среднего».
Если привыкнуть к довольно неудобному управлению и хотя бы попытаться разобраться с проклятыми вагонетками, то открывается удивительно обаятельная игра со приятной цветастой картинкой и непродолжительными уровнями, не успевающими надоесть. Игра не относится к тем, что способны завлечь надолго (тем более, при должном умении она проходится минут за 30), однако вечерок провести за ней вполне можно. Далеко не самый лучший, но всё равно крепко собранный платформер.
…Над которым европейцы откровенно поглумились. Да, речь теперь пойдёт о The Trolls in Crazyland — европейской локализации игры про бравого футболиста. Должен сказать, раньше к играм даже их авторы относились как-то проще. Заменить главного героя? Без проблем! А как насчёт убрать сюжет? Да пожалуйста! Сейчас бы возмущений было до задницы. Как бы то ни было, европейский релиз игры привязали к серии кукол Dam Trolls, зародившейся в Дании. Зачем так сделали? Конечно же, дешёвый пиар. Ведь даже не понадобилось самим игру делать с нуля, просто взяли какую-то японскую редкость и предложили распространить её на материке, но с одним обязательным условием, результатом которого стало… Это:
Не знаю как остальных, но эти пучеглазые рожи меня немного… Напрягают.
Поменялись не только обложка и главный герой, но и несколько переработали ландшафт. Хотя это громко сказано; просто добавили пару новых дырок и на этом решили, что работа выполнена. К счастью, менее проходимой игра после подобного вмешательства не стала, несмотря на появление ям-ловушек, про которые либо знаешь заранее, либо гарантировано проваливаешься. В остальном, всё та же игра, даже боссы в силе ни прибавили, ни убавили. К счастью.
Реализация — 6 (К местным прыжкам и атакующим способностям героя придётся долго привыкать, но после игра становится очень приятной.)
Музыка — 8 (От композитора Summer Carnival '92: Recca другого и не ожидалось. Хотя ожидания рискуют чрезмерно завыситься, поскольку саундтрек Doki! Doki! Yūenchi хоть и качественно сделан, сверх-выдающимся он отнюдь не является. Просто очень хорошая музыка для платформера.)
Сюжет — n/a (Девочку похитили, мальчик идёт спасать девочку. Может, в инструкции что-то и было, но… Впрочем, когда сюжета нет — это тоже хорошо, ведь тогда нечего испортить.)
Личное мнение — 7 (Игра не плоха. Она просто не настолько хороша, чтобы возвращаться к ней не из ностальгических соображений или чего-то в этом роде. С другой стороны, она довольно креативна, а местами радует неплохой картинкой.)