Tactics Ogre: Let Us Cling Together и Yasumi Matsuno
Я скажу сразу: Tactics Ogre просто замечательная серия игр и это очень несправедливо, что о ней многие не знают. В этой статье мы узнаем побольше о Matsuno, рассмотрим Tactics Ogre и немножко вспомним его остальные работы.
Yasumi Matsuno
Matsuno снизу :)
Родился: 24 октября 1965
Род деятельности: Дизайнер видео игр (иногда сценарист)
Места работы: Quest (до 1995), SquareSoft\SquareEnix (до 2006), фрилансил (до июля 2011), Level-5 (сейчас трудится там)
Учавствовал в создании игр: серия Ogre Battle, Vargant Story, MadWorld, Final Fantasy Tactics, Final Fantasy Tactics Advance, Final Fantasy XII, Crimson Shroud (FF12 делал не до конца, но о этом печальном случае говорить не будем)
Ник в интернете: YAZZ (им его любят называть и в реальной жизни)
Любимая музыка: Queen
Достижения (кроме его замечательных игр): один из немногих игроделов, который получил две отличные оценки в Famisu (он тогда на такое скупился и ставил объективные оценки), породил целый культ «Прославления Мацуно» (это не я говорю, это википедия говорит)
Теперь о Мацуно и Ogre Battle более подробно.
Quest: Пришёл, увидел, победил
Ясуми начал свой путь игродела в небольшой компании Quest, где он и создал свою серию Ogre Battle.
Ogre Battle: The March of the Black Queen
Мацуно пришёл в Quest, чтобы воплотить свою мечту о создании игры с большим упором на тактику и воплотил эту мечту в полной мере, создав самую первую игру из серии Ogre Battle под названием Ogre Battle: The March of the Black Queen. Во время написания сюжета он вдохновлялся войной в Югославии, расовыми конфликтами в Боснии (ранние девяностые) и вторым альбомом Queen (где были песни «Ogre Battle» и «The March of Black Queen»), поэтому игра получила серьёзный, мрачный сюжет и такое название. Дворцовые интриги, неожиданные повороты, зависимость развития сюжета от выбора игрока уже делали игру очень и очень хорошей, но это ещё не всё: юниты были разной редкости, эволюционировали с получением EXP, были монстры с зависимостью появления от дня\ночи, в игре была революционная система репутации (меняла сюжет в зависимости от выбора игрока), тринадцать концовок и пасхальные яйца (и это в 1993!). Что тут сказать? Критики дарили ему самые высокие оценки, заявили о восходящей звезде игродельства и хвалили его не жалея бумаги, а Мацуно решил продолжить успех своей новомодной Ogre Battle и выпустить ещё одну часть.
Tactics Ogre: Let Us Cling Together
На ней мы и остановимся. Про каждую игру Мацуно можно написать огромную статью, а это я сейчас делать не буду.
И снова название было взято из песни Queen Teo Torriatte (что и переводится как Let Us Cling Together). Много элементов «одолжены» у предыдущей части, но это совсем не мешает нам насладиться сюжетом, нелинейностью (это в тжрпг! Где сюжет обычно рельсовый!) и большой тактической составляющей. В игре подробно расписан КАЖДЫЙ ШАГ, КАЖДЫЙ ПЕРСОНАЖ (ДАЖЕ ТОТ, КОТОРОГО МЫ МЕЛЬКОМ ВСТРЕЧАЕМ!!! ДАЖЕ ТОТ, КОТОРОГО МЫ НЕ ВСТРЕЧАЕМ, НО О НЁМ СКАЗАНО В СЮЖЕТЕ!!!). Ну как можно не любить такую игру? Это же просто чудо и шедевр среди своего жанра, и с этим никто не может поспорить. Мацуно вообще отличается от остальных разработчиков скрупулёзностью в описании каждой мелочи сценария. И это заставляет нас погрузиться в ту замечательную атмосферу, которая так мастерски создана Ясуми.
Но хватит хвалить Мацуно, займёмся лучше игрой.
Игра: Tactics Ogre: Let Us Cling Together
Жанр: тактическая японская ролевая игра (tjRPG)
Разработчики: Команда Quest
Руководитель проекта: Yasumi Matsuno
Дизайнер: Yasumi Matsuno
Художники: Hiroshi Minagawa, Akihiko Yoshida
Сценарист: Yasumi Matsuno
Композиторы: Hitoshi Sakimoto, Masaharu Iwata
Команда при переиздании игры в SquareEnix:
Руководитель проекта: Hiroshi Minagawa
Дизайнер: Yasumi Matsuno
Художники: Hiroshi Minagawa, Akihiko Yoshida, Tsubasa Masao
Сценарист: Yasumi Matsuno
Композиторы: Hitoshi Sakimoto, Masaharu Iwata
Я буду приводить парочки скриншотов их PSP (SE) версии и PSX (Quest).
Сюжет 10\10
Игра начинается с того, что мы даём персонажу имя и указывает дату рождения (что потом будет успешно реализовано и в Final Fantasy Tactics), это больше привязывает нас к персонажу. Мы будто передаём ему частичку своей личности, а вместе с выбором реакции нашего персонажа на происходящие события (это вам не Live Trigger, тут сюжет меняется), мы просто становимся одним целым. Сюжет крутится вокруг трёх наций: Galgastan, Walstanian и Bacrumese. В каждом государстве есть свои проблемы, но больше всего от внутренних междоусобиц страдает Galgastan, в котором и живёт наш главный герой Denam Powell (некоторые пишут Denim). Denam затаил злость на тёмного рыцаря Ланселота, который забрал отца во время набега не его родной город. После этого он мирно жил в Golyat со своей сестрой Catiua и парнем по имени Vyce Bozeg, родители которого умерли во время того же набега. Но однажды в их город прибыла команда рыцарей, среди которых был Ланселот. Желание отомстить перебороло рассудок, и наша троица вышла сражаться с новоприбывшим отрядом…
Геймплей 10\10
Я бы мог поставить даже больше, но уж если десятибалльная шкала, то пускай будет 10. Перед нами открываются просто невиданные просторы в прокачке и кастомизации персонажей. Хотите сделать мага, который использует и чёрную магию или рыцаря, к которому не смогут подойти зомби (в буквальном смысле)? Пожалуйста, но тогда вы не сможете использовать свободный слот под профессиональный навык или что-то другое. Хотите больше слотов? Прокачивайте уровень профессии. Каждая профессия уникальна и имеет свои плюсы и минусы. Чёрный маг не сможет колдовать сильную белую магию и наоборот. Надоело вручную вводить каждый ход? Предоставьте это искусственному интеллекту с необходимой стратегией. Надо прятаться? Выбирайте Coward! Надо защитить белого мага, у которого мало МР? Defender вам поможет! О, и насчёт МР. Вначале битвы у всех персонажей будет нулевое значение оных. МР аккумулируются со временем, что не разрешает нам сразу жахнуть врага самым сильным заклинанием в нашем распоряжении. А вы как думали? Это же Мацуно, он знает, что делает :). Слабое оружие, а в магазинах ничего нет? Покупаем книгу рецептов и ищем нужные нам ингредиенты. Но помните, что кузнец может схалтурить, и всё собранное уйдёт впустую (подсказка: перед синтезом сохраняйтесь, благо функция загрузки выведена в главное меню). Локации на карте не только делались по принципу «одна локация одна карта», а ещё и делались комплексными. Причём выйти из локации не дойдя до выхода, вы не сможете (Мацуно просто б-г игродельства). Думаете, что я описал большинство элементов? Вы глубоко заблуждаетесь. После Tactics Ogre все остальные игры вам покажутся детской забавой. Не поставить десять баллов за такую механику игры просто нельзя (предупреждаю сразу: в переиздании на PSP забрали различия по половому признаку, но это не особо сказалось на качестве игры). Вот вам экран статуса ОДНОГО персонажа.
Nuff said
Мир 10\10
Нет, я не ставлю десятку только потому что мир с замечательной атмосферой. Мир Valeria просто всасывает нас и не отпускает до конца. Каждая локация оформлена с особой старательностью (из Ясуми получился замечательный дизайнер), персонажи не обсуждают какие-то абстрактные «ради общего блага», а имеют свои явные или тайные мотивации. Не обошлось и без совсем бонусных локаций, предметов, квестов и просто хорошего контента (уже сначала можно зачитаться тех же записей Warren'а, который пишет биографии, описания событий и много много другого.
Музыка 10\10
Я просто не могу найти недостатка в игре. Я честно пытался (везде десятки, ну как такое может быть?!), но ничего плохого не могу сказать и про музыку. Композиторы постарались на славу и подарили нам замечательные мелодии. Иногда просто хочется зайти в меню, чтобы послушать музыку. Это уровень Нобуо Уэматцу 100%. Но на вкус и цвет товарища нет, поэтому я предоставлю несколько композиций, чтобы вы убедились сами:
Подобные темы вы можете услышать и в Final Fantasy XII, т.к. Ивата и Сакимото работали над остом двенадцатки. Небольшой пример :)
Сразу видно, что делали одни и те же люди.
Персонажи 10\10
Я уже говорил, что биография каждого персонажа продумана до мелочей (второстепенных героев слабее продумана, но если учесть состав основных, а их там ой как много, то это достойно самых высоких похвал). Спойлерить не буду, поэтому советую ознакомиться с игрой и узнать эту историю лично.
Вывод: не знать о существовании игры не грешно, но знать и не попробовать самый страшный грех, который только можно совершить. Если вы всё ещё не играли в Tactics Ogre: Let Us Cling Together, то вы срочно должны скачать игру тут и эмулятор ePSXe (пароль к архиву: http://snesorama.us).