Рецензия на Devil Survivor. Школьники с приставками спасают мир
Что будет, если смешать подростков и демонов в одну кучу? Типичное аниме? Как бы не так! Или почти не так…
Как видно из названия (прошу отметить – западного названия издания), игра имеет отношение к серии Shin Megami Tensei, пусть и является её ответвлением. Как известно, «Новые Сказания Богини» имеют несколько главных фабул: во-первых, демоны, во-вторых – апокалиптическое либо постапокалиптическое время действия (за некоторыми исключением – но и там мир часто находится на грани), в-третьих – киберпанковский антураж. Если эти вещи вам симпатичны, то можно приступить к прочтению дальнейших строк. В какой-то мере DeSu соответствует всем трем столпам серии. Демоны тут есть, киберпанк в какой-то мере – тоже (большое внимание уделяется связи всего происходящего с глобальной сетью Интернет, а также устройствам, имеющим спец-доступ), ну и, конечно, апокалипсис – нас ждут 7 дней в Токио, который стал центром серьезной разборки между демонами, а впоследствии драку решили не пропускать и ангелы. Да, завязка уже достаточно типична даже для 2009-го года, но это не мешает быть хорошей игрой. Почему? Причины ниже.
Геймплей
Достаточно нетипичный для серии SMT игровой процесс данной вещи представляет собой тактическую РПГ. В Японии игра вообще издавалась без приписки SMT, так что догадаться о том, к чему же всё-таки новоявленный Devil Survivor имеет отношение, можно было только по дизайнам художественного гуру проекта – художника Кадзумы Канеко.
Итак, в каждой битве у нас есть поле с клетками, на которых может находиться наш персонаж. Иногда встречаются препятствия, которые необходимо обойти, чтобы добраться до врага. С основной частью, в общем, всё стандартно: двигаем фигуры героев по полю. Доходим до демона, жмем «атака» и начинается бой. Однако, тут есть два момента: во-первых, некоторые из них обладают расовыми навыками, позволяющими игнорировать любые препятствия. Во-вторых, какие-то противники (жертвой Extra Turn – об этом позже) имеют радиус атаки больший, чем соседняя клетка.
Так или иначе, добравшись до врага, мы можем его атаковать. Система слабостей к элементальным типам никуда не делась. В верхнем окне можем переключаться между нашей группой и вражеской, чтобы получать информацию о навыках, слабостях и тому подобном. Кроме того, у нас есть возможность сходить дважды – Extra Turn. Его наличие определяет параметр Agility и некоторые пассивные способности. Кроме того, вас могут им вознаградить, но только если вы нанесете либо критический удар, либо использовав заклинание с типом стихии, к которой у врага есть уязвимость (его же при этом могут лишить такого хода).
Бить или лечить? Вот в чем вопрос!
Немного исправляют скудный набор тактических возможностей различные цели в бою, такие как спасти мирных жителей или дать возможность кому-то сбежать. А может и наоборот. В таких случаях враг ведет себя весьма умно, и не будет лезть на рожон, а сделает то, что ему технически выгоднее. Например, он не будет стараться уничтожить вашего персонажа, стоящего с ним нос к носу, если может пройти две клетки и убить бедного офисного работника, тем самым завалив вам миссию.
Что же до противостояния лицом к лицу, как в РПГ – то тут можно только похвалить разработчиков за размах. Несмотря на достаточно скудный для других серий арсенал (три активных команды; три пассивных; одна автоматическая), богатство навыков позволит вам укомплектовать любого персонажа. Стоит дополнительно отметить, что даже при моём несколько «шутливом» варианте прокачки «все очки в силу», у меня получился вполне жизнеспособный персонаж, даже более того – весьма результативный.
Но поругать разработчиков в этом разделе можно, и даже нужно. Во-первых, добыча навыков происходит при помощи опции Skill Crack: вначале боя вы выбираете способность (этим определяется и демон, которого нужно убить), которую «хакнет» тот или иной персонаж, а после убийства получаете возможность её сменить. Самая мякотка заключается в том, что вы: 1) сможете сделать это один раз; 2) каждая способность требует определенного количества тех или иных параметров, поэтому проходя игру вслепую, без гайда хотя бы на способности, вы рискуете банально не получить полезные и мощные умения, потому что банально не будет хватать характеристик.
К тому же иногда опция ухитряется словить неприятный баг когда вы «крякнете» необходимую способность, но при этом установить персонажу не сможете. Вкупе с пунктом 1) вытекает очень неприятное положение. Во-вторых, извечный бич всех jRPG – до невообразимости унылый гринд. Да, боссов можно пройти уровнем гораздо ниже, чем их собственный. А теперь вспомните первый пункт. Игра заставляет нас иметь к определенному моменту минимальный набор характеристик. Кроме того, не стоит забывать, что фьюз демонов зависит от уровня, что опять же нас возвращает к гринду. В общем, второй пункт негатива прямо намекает, почему игра вышла на портативной консоли – Free Battle самое то проходить во время поездок на метро, поезде или ещё во время какого-нибудь скучного ожидания.
Десять тысяч от человека в правом ряду! – раз…
Создание демонов, присущее многим играм этой серии никуда не делось: добываете демонов, скрещиваете их между собой, получаете нового. Добыть их можно на аукционе за особую демоническую валюту – Macca. Торги проходят по всем правилам: у вас пять секунд, чтобы перебить цену других участников с максимальной выгодой для себя. После покупки иногда случаются различные курьезы – то демон запросит двойную цену, то вам подсунут другого. Чтобы упростить создание высокоуровневых демонов, вам будет предлагаться за деньги проапгрейдить свой аккаунт, и получить доступ к более высоким уровням.
Сюжет и персонажи
Игра имеет ВН-подобное строение. На всё про всё у нас 7 (в ремейке на 3DS – восемь) дней, прямо по библейским канонам. В каждом дне – по 12-ть часов, стандартное событие отнимает 30 минут. Общаясь с тем или иным персонажем в отведенное время вы двигаете сюжет, а кроме того готовите себе возможные варианты концовок. Кроме того существуют события, не отнимающее время: прогулки, осмотр местности и Free Battle – месте, где вы проведете 50% игры если хотите добраться до самого аппетитного контента.
Неисповедимы пути…
Стоит пожурить разработчиков за несколько неявное обозначение путей-развилок. Основные намерения ключевых персонажей, имена которых носят пути-концовки, объясняются только к самому концу, однако при этом действия, влияющие на выбор, совершаются со второго дня. Сам попав в неприятную ситуацию, когда всего лишь из-за неправильного ответа на сообщение (в игре есть имитация переписки с другими персонажами), я в итоге остался без самой перспективной нейтральной концовки. При этом слот на сохранение в игре всего один, что, впоследствии, хотя бы учли во второй части и сделали три, поэтому перезагрузка иногда представляется делом невозможным, а если и повезет откатиться, то потеряете часы гринда (см. пункт про геймплей).
Не смотря на организацию и кажущуюся банальность сюжет хорош. Дело в том, как он в первую очередь обыгран: достаточно атмосферно передано «искажение» привычного мира, поведение толпы при продолжающемся апокалипсисе, мотивы персонажей. Главный герой на поверку окажется отнюдь не «избранным» (об этом уточнится в разговоре с одним и персонажей по ходу дела), некоторая их часть вообще не подразумевает героя как центрального персонажа.
Персонажи – второй столп личного успеха сценаристов. Можно долго рассуждать, клише или нет, но у единственного архетипичного героя есть на то веская причина. В целом даже Yuzu, несмотря на свой размер (что частенько означает банальную фансервисность персонажа), является неплохо прописанным героем, заслужившим даже личную сюжетную линию в противовес второй части, где сходного размера сиськи Io являются единственным приметным качеством. Перепалки между подростками и людьми постарше местами могут быть весьма забавными и цепляющими, а большего, пожалуй, и не требуется.
Итого: как максимум может удручить игровой подачей, но приятно удивить атмосферой и характерами. Тем более что их достаточно много, так что подобрать себе компанию можно буквально под изощренный вкус.
Графика
Для 2009 года и портативной консоли – неплохо. Есть, конечно, претензии к халтурной синхронизации роликов, но это максимум из серьезных претензий.
Детализация моделей в битве достаточна, чтобы не вызывать отторжения, так что здесь всё в порядке. Действительно же удручает малый набор локаций для битв. Очень часто игра будет возвращать к одному и тому же полю битвы, а в совокупности с достаточно занудным течением боя, это отнюдь не радует.
Сами же локации сделаны бережно и весьма детализировано: художники не поскупились на их оформление, хотя при таком-то размере не сделать их насыщенными было бы серьезным промахом и ошибкой.
Диалоговые спрайты персонажей нарисованы очень хорошо, но, по-видимому, аппаратное ограничение DS не могло позволить, чтобы нам достались портреты высокого качества. Даже эмуляция не даст сильного увеличения в качестве, хотя прогресс железа и самого эмулятора зашёл достаточно далеко.
С другой стороны, графика здесь достаточно сдобная, чтобы можно было не ломать глаза. Да, красотами восхищаться придётся в какой-то другой игрушке платформы Nintendo DS, но уровень здешней не заставит отказаться от игры. Для тех, кому вообще важна атмосфера и комбинация «технологии + демоны», графика вообще не будет препятствием.
Бестиарий демонов всё так же остался за Канеко, так что все любители психоделических вариаций на тему существ из мифов и легенд могут быть спокойны: всё на своих местах, всё красиво и выглядит на уровне.
В общем, графика звезд с небес не хватает, но достаточно добротна сделана, чтобы если не удержать – то как минимум не оттолкнуть от игры.
Музыка
Одно слово – «Reset». Лично питаю слабость к композициям, которые берут «в оборот» с первых нот. В данном случае это 100% попадание. Тот факт, что она занимает серьезное место в сюжете, отлично подчеркивает её примечательность. Однако вторая сторона медали дает о себе знать: все остальные музыкальные темы здесь куда как менее проработаны. Мотивы хип-хопа и R’n’B скорее раздражают, чем задают какую-то атмосферу. В общем, композиции «Battle Beat» и «Agressive Tune», которые звучат во время сражения – самое слабое место в Devil Survivor. Остальные же вещи, конечно, не дотягивают до уровня «Перезагрузки», но сделаны добротно, и слушать их приятно.
Отдельное спасибо стоит сказать разработчикам за инструментальную музыку. Орган всегда придает особую пафосность любой вещи, а уж Devil Survivor-у, одним из главных плюсов которого часто выделяют пункт «Эпические сражения с боссами» он просто необходим. Жаль только что вот во время этих самых боссов звучит всё что угодно, но не инструментал.
Reset:
Ещё парочка, достойных прослушивания:
Итог
У игры есть всего парочка проблем, за которые её можно пожурить. Впрочем, гринда бояться – в jRPG не играть, так что этот пункт можно вычеркнуть для определенной аудитории игроков. Тем не менее, остается вопрос с невнятной системой захвата навыков (было исправлено во второй части), затянутости боев, немного неудачной организацией сюжета и одним слотом под это многообразие, которое вынуждает продираться сквозь дебри гринда (на NG+ ничего не сохранится, кроме открытых фьюзов демонов), каждый раз, когда вам захочется увидеть очередную концовку.
Несмотря на упреки, игра всё же стоит внимания. Да, у неё есть огрехи, которые особо требовательному игроку покажутся серьезными. Зато взамен игра даст необычный сеттинг, ниша которого объективно принадлежит только серии SMT, хорошую атмосферу и неплохую историю, причем богатую на различные концовки. Так что нужно определенно дать игре шанс.
P.S.: Спонсором заголовка рецензии является HolyWater.