^

Обзор - Grand Theft Auto IV

+114

Приятно смотреть, как серия с каждой частью становится всё лучше и избавляется от проблем предшественников. GTA 4 сохранила дух предшественников и улучшила его, доработав то, что было не совсем хорошо реализовано. Я играл в GTA в раннем детстве, но потом забросил серию, считая, что это «игра для школьников» и единственное достоинство серии в том, что это первая игра в истории, так гармонично и качественно объединившая в себе жанры Shooter и Racing. Недавно я решил всё-таки осилить серию, начиная с 3-й части. И, пожалуй, с 4-й части я по-другому на неё взглянул.

Перечислю ряд геймплейных проблем серии, которые на мой взгляд мешали по достоинству оценить игру:

1) В предыдущих частях в определённых миссиях для её прохождения нам давали нужное оружие, которое заменяло аналогичное оружие, которое есть у игрока в арсенале.image И не важно, что игрок хотел оставить себе бензопилу — на миссию дадут перочинный ножик и придётся потом ехать до тайника, чтобы снова подобрать нужное оружие ближнего боя. В San Andreas я вовсе на войнах банд в начале игры набил по 5000 патронов к оружию, которого ещё в магазине не было, и на следующей же сюжетной миссии эти патроны куда то пропали, а я уж точно не мог расстрелять такое количество боеприпасов по вражеским машинам до полного нуля. В GTA 4 в одной из первых же миссий главному герою в ролике дают биту, а он пафосно отвечает «Дубинка мне не понадобится» и уходит. А действительно зачем дубинка, если уже есть нож!

Кое-где, правда, эта проблема всё же осталась, но в очень редких местах, и это уже не так бесит.

2) Миссии с полётами. Этот тип миссий, из-за которых я в детстве бросил Vice City и чуть не разбил свой компьютер с нецензурными криками. Управление воздушным транспортом там то ли с претензией на симулятор, то ли просто кривое. Но эти миссии были самые ненавистные, как я думаю, для большинства игроков, а в San Andreas этот лётный геморрой возвели до абсолюта… В GTA 4 миссий в воздухе мало — в основном дополнительные, исключительно на вертолёте и управление явно полегче (хотя самолеты я не искал — желания на них летать не было). Оно вроде бы не стало более аркадным и казуальным, но пилотировать воздушный транспорт стало гораздо приятнее.

imageimage

3) Гонки. В Vice City и San Andreas в данных миссиях нужно было проехать точно по маркеру, иначе приходится разворачиваться к нему обратно. А это ведь ломает всю концепцию гонок. В гонке вся суть в том, чтобы приехать на финиш первым, придерживаясь трассы, а не собирать виртуальные маркеры, как кольца в Sonic the Hedgehog, которые ещё и находятся исключительно на середине дороги. В GTA 4 можно проехать по краю дороги, но на уровне маркера, чтобы активировать его. То есть не обязательно задевать непосредственно маркер, а достаточно именно просто придерживаться трассы, поэтому гонки стали действительно гонками, а в дополнении The Lost and Damned они вовсе превратились в некое подобие Road Rush.

imageimage   

4) Стрельба В Vice City была реализована не слишком хорошо. Пуля летела как-то не совсем по прицелу и приходилось начинать стрелять, а потому уже целиться по траектории пули. Из штурмовых винтовок imageimageвообще нельзя было стрелять в движении, так как главный герой для этого останавливался и целился перед стрельбой целую секунду, за которую могли с лёгкостью нашпиговать свинцом. В 4-й части стрельба реализована весьма хорошо. Если ещё в San Andreas Rockstar сделали нормальную систему прицеливания, а не хаотичную кандовую головную боль из Vice City, то здесь все ещё эффектнее и удобнее. Тем более враги не сразу умирают, а корчатся от ран и через какое-то время могут встать и бежать куда-то, прихрамывая (я любил делать контрольный в голову. А что — отыгрываем преступника, да и вдруг этот гад подберёт выпавшую у него из рук волыну. Нет, я понимаю, что этого не произойдёт, но подключим воображение. В жизни «недобитки» могут попытаться вам отомстить). На трупах есть физика. От взрывов тела красиво отлетают в сторону (сравню её с Half-life 2, только качественней).
В наше время такое в принципе редкость — в угоду, видимо, цензуре и возрастным ограничениям. Очень весело высадить пару пуль из дробовика и сразу же ещё пару пуль по трупу на всякий случай. imageСтрельба из машины тоже стала лучше. Раньше игрок мог стрелять лишь вправо-влево, и приходилось ехать на одном уровне с врагом, чтобы в него попасть. Теперь главный герой может локтем выбить боковое стекло, вытащить руку и стрелять туда, куда вы направите полноценный прицел. Причём туда, куда Нико чисто физически не может дотянуться, прицел действительно не направляется. Вообще игра потеряла некую хардкорность, присущую предшественникам. То ли это из-за того, что управление стало удобнее, то ли враги послабее, но проблемы доставляет только очень большое скопление противников, и то если игрок мало пользуется укрытиями и по невезению высунулся под шквальный огонь пары тупых мобов за углом, ИИ которых в игре не слишком умный.

5) К сожалению, эта часть не избавилась от проблемы, когда игрок заработал около миллиона долларов, а тратить его не на что, так как все траты на оружие или развлечения едва ли бьют по такому огромному карману, а ведь Нико Беллик постоянно напоминает своим работодателям, что ему срочно нужны деньги — с половиной лимона в кармане. Стесняюсь спросить, сколько и на что ему нужно. Исключение здесь, кстати, как раз Vice City — там даже пришлось батрачить таксистом, чтобы заработать себе на очередной клуб и получить доступ к его побочным миссиям.

6) Также существовала мелкая проблема, когда главный герой подъезжал к маркеру миссии, а маркер не активировался из-за того, что главный герой сидел в машине, и нужно было выйти или наоборот. В GTA 4 не важно, в машине ты или нет — маркер в любом случае активируется, а главный герой выйдет из машины при необходимости (за исключением некоторых случаев).

Теперь хотелось бы сказать о новшествах этой части.

Здесь есть нелинейный сюжет. В определённый момент игроку предстоит принимать решения, которые повлияют на сюжет. Но таких моментов в игре не так много и в итоге всё придёт к одному и тому же. Различия будут заметны лишь в деталях (кто из дорогих людей Нико в конце умрёт и кого из двух злодеев он будет мочить в финальной миссии). То есть сюжет лишь условно нелинейный.

Также Нико может водить своих друзей и подруг на «тусовки», и во время поездки к месту мероприятия будет диалог оппонента с главным героем. Меня поразило, что диалогов очень много. Я бы даже сказал, невообразимо много. Чтобы вы понимали — я проходил эту часть недели 3-4 и набил по 100% расположения каждого «союзника», при этом периодически старался держать эту цифру в этом же состоянии. То есть каждого спутника я «умаслил» раз по 10-15 и диалог повторился всего 1 раз лишь с одним из них! И даже на сюжетных миссиях, где всё прописано по сценарию, при повторном прохождении миссии нам покажут совсем другой диалог. Каждый раз я понимал, что скорее всего я услышу что-то новое. Не говоря уж о том, что в этой части прекрасно реализована игра в дартс, бильярд и боулинг. Есть действительно ощущения некоего «симулятора бандита», когда Нико после мокрухи по заданию какого-нибудь «бандоса» пошёл отдохнуть со своим братаном или девушкой, и делать это не напряжно (чисто для процентов расположения к главному герою), а действительно приятно, а при близкой дружбе с ними полагаются бонусы и некое количество процентов в статистику прохождения.

Игровой мир стал значительно больше. Я играл в GTA 3, где действие происходит в том же городе Либерти-Сити, незадолго до GTA 4, и сравнивая локации, в последней не нашёл практически ни одной знакомой по прошлой части зоны. Хотя схожесть всё-таки есть, просто старые локации стали гораздо шире и планировка у них другая. В GTA 3 в Либерти-Сити был один проблемный участок дороги, огороженный заграждениями, и на асфальте были большие ямы. В GTA 4 есть полноценная стройка с подъёмным краном и строителями, что-то делающими или стоящими у заграждений как бы на посту. Вот только мне не понятно — что, за 7 лет с момента GTA 3 этот асфальт не ремонтировали, а когда в город приехал Нико Беллик, решили начать? Видимо, Либерти-Сити чем-то похож на Россию, где долгое время рабочие толком ничего не делают, находясь на рабочем участке часа 2 в день и всё это время куря сигареты каждые 10 минут, а когда начальник уже дал им по роже, начинают шевелиться, работая сутками напролёт (так нам водопровод чинили во дворе). Город так же состоит из трёх островов, разделённых мостами через проливы, но острова стали в разы больше. Например, третий последний остров в 3-й части был очень маленьким. Он состоял в основном из гористой местности. Жилых домов там было мало, а ещё там базировался аэропорт и был доступ к пригороду. В 4-й части это всё есть на самом первом острове, и он стал значительно шире. Предположу, что Нико Беллик начинает игру именно на третьем острове по стандартам GTA 3 и продвигается как бы к самому первому. Замечу, что мостов, разделяющих острова, стало больше. В 3-й части каждый остров разделял только один мост, чтобы заехать на который, нужно было давать крюк, и если в 3-й части у нас помимо маркера на мини-карте выстраивается оптимальный маршрут до нужной точки, то в GTA 3 порой приходилось по 10 минут колесить кругами, чтобы снова найти въезд на этот мост. В одной из миссий GTA 4 один из персонажей говорит Нико, что его друг сейчас сидит в тюрьме, и когда он выйдет, он не узнает этот город, ведь многое в нём изменилось. Это, как мне кажется, был намёк разработчиков на то, что перед нами уже другой Либерти-Сити, не говоря уж о том, что хронологически действие 4-й части происходит спустя лет 7 после 3-й (2001-2008 годы, если не ошибаюсь). Будем считать, что за 7 лет Либерти-Сити отстроился ещё больше.

Сравнение карт GTA 3 и 4:

imageimage

 

Стоит упомянуть более проработанный рукопашный бой. Теперь это не скучное однокнопочное закликивание. В нашем распоряжении есть 2 вида ударов — удар с ноги, блок с возможностью контратаки, если заблокировать удар вовремя.

imageimage

 

imageТакже, когда игрок выкидывает людей из машины, это происходит более разнообразно и красиво. Водитель может вцепиться в руль, и Нико придётся дать ему с ноги по роже, чтобы выкинуть его из машины, Нико может угрожать человеку стволом, а потом просто вырубить его прикладом. Когда вы садитесь с пассажирского сидения, то водитель не просто выбегает из машины, давая главному герою спокойно занять его транспортное средство, а получает по щщам и с треском вылетает из машины (кстати, девушек Нико не бьёт. Они покорно выбегают из машин, как и в прошлых частях). Чтобы остановить транспорт, не обязательно за ним гоняться. Достаточно выйти на дорогу перед ним и пригрозить пистолетом, на что каждый реагирует по-разному.

image Кто-то с ужасом выходит из машины с поднятыми руками, кто-то пытается уехать, сбив главного героя или, наоборот, сдав назад, протаранив соседние авто, а кто-то и начинает палить из пушки (ну не у одного Нико в городе есть оружие), причём если эту картину увидят менты, драться придется ещё и с ними.

Погони от копов полностью переработаны. Чтобы скрыться от погони, нужно выехать за пределы зоны поиска и побыть там несколько секунд. При одной звезде это легко, но при трёх-четырёх нужно попотеть. Такая переработка в сторону упрощения добавила некоторого комфорта этим погоням и снизила хардкорность, но зато их стало больше, так как полицаев на улицах как грязи, и вскрыв какую-нибудь тачку или ударив по морде надоедливого прохожего, скорее всего к тебе сбегутся козлы в синей форме. В предыдущих частях серии они так пристально за порядком не следили, но зато почти единственный шанс уйти от легавых при рейтинге более одной звезды — это заскочить в ближайший автосервис или дом.

Отмечу ещё и графику. Я могу себе позволить играть на максималках в топовые игрушки и оценить всё, что может предложить некстген, но здесь мне действительно понравилась графика. Она красивая и реалистичная, а ведь это «графон» прошлого поколения, и это меня восхищает. Согласен, что мультяшность, присущая прошлым частям, ушла в пользу некой «серой», но реалистичной гаммы, и лично мне такая стилистика нравится больше. На машинах при столкновениях остаются красивые вмятины, царапины и прочие повреждения, которые выглядят гораздо лучше, чем в предыдущих GTA, хоть и в некоторых случаях, исключительно на мой взгляд, не совсем реалистично, так как при некоторых визуальных повреждениях бампера я сомневаюсь, что машина бы дальше ездила, а возможно, и мотор пробил бы салон вместе с водителем, но это игровая условность — что поделать. Кстати, при сильном столкновении водитель может запросто вылететь через лобовое стекло; на стенах, в которые вы врезались, тоже остаются следы повреждений, а дырки от пуль на машинах — это наверное самые реалистичные следы, которые я видел в играх за последнее время.


image
imageimageimage

Ещё серия GTA всегда славилась своим колоритом. Предыдущие части серии я прошёл исключительно из-за забавных и действительно со вкусом прописанных диалогов между персонажами, почти каждый из которых по-своему интересен. GTA 4 — не исключение. Правда, в этой игре больше более-менее «адекватных» персонажей. В предыдущих частях большинство людей, встречавшихся Томи Версети или Карлу СиДжейю Джонсону, несли какую-то «дичь», а главный герой чуть ли не хватался за голову и говорил «Ты что, совсем из ума выжил? Успокойся!», и было ощущение, что главный герой — единственный здравомыслящий человек в «городе дебилов». В GTA 4 Нико Беллик, может, и создаёт впечатление одного из самых «хитрожопых», но он хотя бы там такой не один (впрочем, и в San Andreas можно вспомнить несколько таких персонажей, а в Vice City — почти нет).

imageЧтобы получить полную картину о сюжете, советую пройти Episodes from Liberty City, так как оригинал оставляет некую недосказанность. Откуда взялись бриллианты, из-за которых Беллика чуть не убили, или куда делся Рей Булгарин, так жаждущий уничтожить Нико… Ответ в дополнениях, не говоря уж о том, что дополнение Ballad of Gay Tony мне понравилось куда больше оригинала и главный герой Луис Лопес куда харизматичнее Нико Беллика или Джонни Клебица. Тем более в аддонах добавили множество нового оружия и видов досуга, таких как гольф, игра в карты, армрестлинг, литрбол.

Часть нового оружия Episodes from Liberty City

imageimageimage

 image

Под конец добавлю, что на мой взгляд GTA 4 была бы несомненно лучшей частью серии, если бы уже не вышла GTA 5.

Автор R1PPER 28 октября 2017, 10:11 (388 просмотров)
Комментарии

Уже не надеялся увидеть статью о чём-то интересном. Спасибо.

(хотя самолеты я не искал — желания на них летать не было)

Насколько я знаю, в четвёртой части их и нет.

Вообще игра потеряла некую хардкорность, присущую предшественникам. То ли это из за того, что управление стало удобнее,

Странное утверждение -- управление стало куда более тугим и неотзывчивым после аркадности VC и SA. Но не поспорю с тем, что этот реализм приятен.

Исключение здесь кстати как раз Vice City — там даже пришлось батрачить таксистом, чтобы заработать себе на очередной клуб и получить доступ к его побочным миссиям.

А я просто фармил прохожих )

Krasnodalev,  

Странное утверждение -- управление стало куда более тугим и неотзывчивым после аркадности VC и SA. Но не поспорю с тем, что этот реализм приятен.

Мне показалось управление при стрельбе куда проще, а машины как то бьются дольше, чем в предыдущих частях. Поэтому можно долго не менять транспортное средство во время погони, не говоря уж о том, что полицейские больше не выкидывают на дорогу шипы, как в Vice City

+47

Надеемся увидеть скорое сравнение GTA IV и GTA V. И обзор на все DLC.

Стокер, как доберусь до 5 части может быть что нибудь напишу, но думаю не скоро. Даже если я сейчас начну её проходить — она слишком длинная и уйдет на игру я думаю около месяца.

В GTA 4 миссий в воздухе мало — в основном дополнительные, исключительно на вертолёте и управление явно полегче (хотя самолеты я не искал — желания на них летать не было).

Ой, помню, в дополнении про Тони есть миссия, где с вертолёта нужно штурмовать корабль в открытом море (или там океан?). Так вот, из-за управления я и бросил прохождение. Управление не легче и всё так же проблемное, просто как верно замечано, особой нужды пользоваться воздушным средством в четвёртой части нет.

Вот кстати, к управлению в пятой части намного проще адаптировался, и пока не знаю — заслуга ли это геймпада или разработчиков.

Retiisi-kun, Пятая часть в разы менее реалистична, так что заслуга разработчиков. Они поняли, что 4 часть была «слишком» реалистичной и убрали много крутых механик, ибо они только вредили игре.

Retiisi-kun,  

Ой, помню, в дополнении про Тони есть миссия, где с вертолёта нужно штурмовать корабль в открытом море (или там океан?). Так вот, из-за управления я и бросил прохождение. 

Я сам поздно заметил, что если сменить ракурс камеры на V, то камера как бы перемещается на вертолётные пушки и появляется полноценный прицел. А я пол часа наверное пытался направлять вертолет под нужным углом, чтобы попасть в цель.

По поводу мыслей автора о городах и 8 годах между: GTA IV о сем (со всеми) аддонами и GTA V — это новая вселенная GTA, не имеющая пвраллелей со вселенной GTA 3. Также как и Либерити-Сити из первой GTA.

Стокер, кстати да, помнится тоже Рокстар говорили мол вселенная эпохи пс 2 и пс 3-4 не связанны между собой.

(кстати, девушек Нико не бьёт. Они покорно выбегают из машин, как и в прошлых частях)

Никогда не обращал на это внимания, но похоже на правду.

Очень трогательный и смешной жест. Как высаживать даму из брички, так ножкой по морде ни-ни. А если тут же зарядить ей в спину с дробаша, то никто уже не возражает.