Final Fantasy X - Обзор
На PS2 нет и не может быть ничего лучше этой игры. Сколько бы красивых и трогательных историй я не услышал, сколько бы эмоций и нервов я не потратил, сколько бы минут и часов в неё не наиграл, она была, есть и будет самым волнующим эпизодом для меня на этой консоли.
Мечты сбываются:
Для начала расскажу о своих ощущениях, что я почувствовал, впервые подержав эту игру в руках. Не знаю, кто как, а меня от этого переполнили настолько сильные эмоции (это была, прежде всего, радость), что я не мог сдержать своего восторга. Уверен, уровень эндорфинов в крови в этот момент побил все возможные планки. Игрушку я приобрёл в том же самом месте, где несколько лет назад прикупил Final Fantasy IX. Я просто не смог устоять, когда увидел её на прилавке, хотя PS2 на этот момент у меня, конечно же, не было. К слову сказать, эта игра также стала первой, которую я добавил в новую коллекцию игр, которую начала собирать – “лучшие PS2 игры”.
До личного знакомства с игрой я начитался довольно много гайдов и прохождений, так что догадывался, что меня ждёт. Мог представить и уровень графики и CG-роликов, то есть, в принципе, перед тем как сыграть впервые, я был готов ко всему. Однако когда мне запустили диск в игровом салоне (я заплатил за час игры) я, мягко говоря, просто впечатался в кресло. До этого я успел прочитать интервью американского актёра, который озвучивал английского Тидуса (главный герой игры). Он описывал сцены с разрушением Занарканда, как мега крутые. Но когда я увидел это всё собственными глазами, это было как провидение свыше (уверяю, я ничего до этого не курил).
На протяжении всего часа игры я поражался на каждом шагу великолепной графике, прорисованной анимации персонажей, озвучке, музыкальной теме, роликам и боевой системе. Это игра должна была увлечь меня на очень долгое время, так оно и произошло, так что теперь (точнее в 2009 году) я смог сказать, что прошёл игру на все 100%.
Варианты издания:
Насколько мне известно, вышло 2 издания игры, отличающихся по контенту. Обычное (стандартная игра), а затем, спустя несколько лет, появилось расширенное и дополненное издание, названное International-версией. В последствие, данный ход компания применит к другим своим проектам, значительно улучшая и дорабатывая оригиналы, но именно Final Fantasy X стала первой игрой, что обзавелась бонусным контентом.
Теперь, собственно, о нём. Что же мы получим, играя в расширенную версию игры (её то я и проходил, чего и вам рекомендую, если вы мучаетесь в сомнениях). Дополнительные плюшки:
выбор между 2 сетками сфер (обычная и расширенная);
для расширенной версии предусмотрен старт развития персонажей в любом направлении (оригинал был заточен под определённые навыки каждой профессии, тогда как расширенная версия позволяет изучать любые способности разнообразных проф);
появление в игре тёмных Аеонов (так называются призываемые существа в Final Fantasy X – аналог саммонов и эсперов). Это наиболее сильные и серьёзные противники в игре (в оригинале можно было сразиться лишь с несколькими духами). Это основной бонус.
This is your story:
Вот оно. То самое ядро, на котором держатся все главные игры серии. Что нам выдала компания разработчиков, вернувшаяся из отпуска с чудесного острова Окинава в конце 2-ого миллениума? Ответ прост: постаралась создать новую уникальную историю в мега эпичном мире с печальной судьбой.
В высокотехнологичном продвинутом городе Занарканде (Zanarkand), расположенном на берегу залива, живёт 17-летний паренёк по имени Тидус. Популярен, девчонки сходят с ума от одной его улыбки и автографа. Берёт от жизни всё. Спортсмен контактной игры (самой популярной в мире), как следствие накачан. Выступает за команду Zanarkand Abes, а сама игра представляет некий вид американского футбола, игровое поле которого напоминает гигантскую водную сферу, где свои таланты и показывают молодые ребята. Более того, Тидус – один из самых успешных игроков лиги, благодаря своим коронным ударам и скорости. С игрой мы ещё познакомимся, а пока проследим, зачем же нас позвали в этот мир.
Перед началом очередного турнира Тидусу начинает мерещиться один назойливый дух, но впереди игра, так что нужно собраться с мыслями. Пока герой бежит под нашим управлением до стадиона, нам показывают различные городские панорамы и пейзажи. Надо заметить, для игры 2001 года они потрясны. Протолкнувшись сквозь толпу болельщиц, Тидус отправляется в раздевалку, затем в душ и, наконец, в бассейн, где расслабляет тело перед началом игры. В потрясающего качества заставке мы наблюдаем начало игры, а также странного человека в чёрных очках и большим воротником, который следует к стадиону. В этот же момент пространство и время на внешнем радиусе города начинают искажаться, что ознаменовывает начало ужаснейшей катастрофы, названной в последствии Sin…
Захваченные и увлечённые игрой зрители не замечают, как от города остаются лишь руины, которые подбираются всё ближе и ближе к стадиону. Во время исполнения коронного приёма Тидус на мгновение подлетает выше границы сферы игрового поля, делая заднее сальто, и тут-то перед его глазами открывается весь размах катастрофы. Город стирается с лица земли прямо в эту секунду. Трибуны поднимаются над землёй, их раскурочивает. Снаряды с неизвестными науке монстрами вонзаются в землю и плодятся с неимоверной скоростью. Здания в плачевном состоянии и еле держатся на фундаменте, а в небе раскрывается страшная дыра, засасывающая всё вокруг (сильно смахивает на сфинктер, но вряд ли разработчики на самом деле хотели изобразить известную круглую мышцу).
Тидус приходит в себя у выхода из стадиона и бежит по разрушающейся автостраде. Дух, которого он видел ранее, вновь появляется, и время замирает. Вскоре мы встречаем Аурона (он оказывается другом нашего папаши), который и помогает Тидусу выжить в этом Хаосе, забирая его как раз в эту засасывающую дыру.
На другой стороне парень останется совершенно один в незнакомом мире, в руинах и холоде. Цепочка событий приведёт нас в стан лагеря Аль-Бед, которые занимаются добычей сокровищ в местных водах, но с ними быстро приходится расстаться, так как огромная волна накрывает их небольшое судёнышко. После очередной потери сознания мы “всплываем” на пляже в деревне Бесайд, где знакомимся с Ваккой, его командой блитцболистов-неудачников (так называется та самая игра), проигравшей все возможные турниры и кубки. Вслед за этим встречаем дочь легендарного саммонера Юну, которая отправляется в незабываемое приключение со своими хранителями и защитниками по призыву великих духов, которые помогут ей остановить зло (Сина), появляющееся в мире каждые 10 лет. Оно служит людям как напоминание, что не стоит растрачивать жизнь попусту и всегда приходится платить за свои грехи. Уничтожение Сина влечёт за собой период спокойствия (Calm), и текущий кальм уже подходит к концу. Все надежды лишь на Юну и её отважную компанию. Только если Юне удастся завершить своё паломничество (pilgrimage), обычные люди обретут мир.
Собственно, Тидусу нравится эта девушка, он нанимается в её бодигарды, попутно пытаясь узнать информацию о том, как вернуться в Занарканд, и кто все эти люди, и что это за мир. Вас ждёт неимоверное количество сюжетных развязок, непредсказуемых событий, кульминаций, эмоциональных и просто красивых сцен (в озере Макалания, к примеру), смешных и прикольных моментов, которые сделают вашу жизнь чуточку лучше. По качеству истории, я считаю эту игру лучшей в серии (серьёзно, хочется просто рыдать, когда Тидус узнаёт истинную цель пилгримейджа, для чего Юна собирает духов и кто такой Син), а по геймплею – на втором месте после Final Fantasy IX. Вся история сопровождается очумелого качества CG-роликами, коих в игре общая продолжительность порядка 1 часа, а также полностью озвученных сцен на движке игры, которых наберётся ещё на 8 часов. Это – мега игра, это – мега история, это то, во что вы должны обязательно поиграть, если у вас есть PS2, и вы любитель JRPG!!!
Персонажи:
С главным героем мы уже знакомы. Чего вы про него не знаете, так это его детскую травму, которая случилась, когда его покинул отец (о том, что произошло с его отцом и где он сейчас, вы ещё узнаете много интересного). Тидус рос без отца и был плаксивым ребёнком. Некому было показать ему, как должен вести себя мужчина. Как он стал звёздным игроком в блитцбол – для меня загадка за семью печатями. Возможно, он просто решил выместить всю свою злость и обиду к кинувшему его с мамой отцу в спорте. Надо заметить, у него здорово получилось. Но в глубине души он всё ещё плакса (crybaby). К счастью, на протяжении игры все персонажи взрослеют, причём не только сюжетно в своих действиях, но и в глазах игроков. История Тидуса (“This is my story”) одна из самых феноменальных из всей индустрии игр. Он открывает свой внутренний мир, переживания и боль утраты другому персонажу – девушке, понравившейся ему. И при этом совсем не знает, что будущее девушки ещё более мрачно, чем его собственное. Когда две родственные души находят друг друга, это просто супер, ни прибавить, ни убавить.
Раз уж речь зашла о Юне, то скажу сразу. Она, правда, очень красива, а её происхождение (наполовину раса Аль-бед) выдаётся разным цветом радужки глаз. Всю свою жизнь она посвятила таинству науки призыва гигантских монстров и теперь отправляется в путь по всем замкам, расположенным в Спире (Spira), чтобы пройти пещеру испытаний (Cloister of Trial) и совершить обряд по заручению поддержки духов. Это нужно, чтобы призвать последнего самого крутого духа, который и сможет остановить Сина на следующие 10 лет. В родной деревне все её уважают, а на пути пилгримейджа обычные люди будут нам помогать (я бы даже назвал это небольшим крестовым походом). И да, девушка неимоверно смела и отважна, о чём вы узнаете, когда доберётесь до второй половины игры.
Теперь немного информации о хранителях Юны, а если говорить без прикрас, то нашей стандартной весёлой компашке. Кимари – человек-зверь из расы Ронсо. Немногословен и серьёзен. Силён и обладает уникальными способностями к голубой магии (через свой лимит). Это самый верный и надёжный защитник Юны, в душе которого борются 2 чувства: гордость за собственный род и помощь милому ребёнку, коим он считает Юну. Вакка – это … хм… это Вакка. Весёлый и немного придурковатый чел, с которым Тидус точно найдёт общий язык. Он также увлекается блитцболом, но его команда всегда выступает в роли аутсайдеров (последние места – оно всё наше). Он ненавидит расу Аль-бед, считая именно их виновными в первопричине появления монстра Сина, якобы они не чтили храмы и богов, а использовали технику и снаряжение.
К слову об Аль-бед. С одной рыжей девочкой мы уже встречались на борту корабля в самом начале игры. Более того, она кузина Юны и сделает всё, чтобы защитить своих друзей и саму юную саммонершу (при следующей встрече она похищает Юну, так как не хочет, чтобы та завершила свой пилгримейдж). Чёрт! Мне так хочется вам рассказать причины этого поступка, но я промолчу, хотя вы, наверняка, и сами догадались уже к чему всё идёт. Но вернёмся к Рикку. С Ваккой у неё постоянные проблемы, ведь он не признаёт её как человека, а скорее как мартышку, разувешанную бомбами.
Лулу. Юна росла на глазах этой чернокнижницы, использующей куклу Вуду для атаки. Она для неё как старшая сестра. Лулу обладает шикарным нарядом из 1000 ремней, которыми без проблем воспользуется, что в битве, что … в постели. Но и у неё без грустного прошлого не обошлось. Она связана с Ваккой трагической судьбой его умершего брата. Кого-то я забыл… Ах, да! Аурон, тот самый Аурон, который спас Тидуса в Занарканде, также присоединится к нашей небольшой компании. Он уже однажды помог во время одного из пилгримейджей отцу Юны лорду Браске победить Сина. Поможет и нам на этот раз. За огромным воротником скрывается куда больший секрет, чем вы можете вообразить, который связан с одним из самых роковых моментов Final Fantasy X.
Линейная эстокада:
Приготовьтесь окунуться в один из самых насыщенных, ярких, волнующих и необыкновенных геймплеев в своей жизни! Игрушка на самом деле удивит абсолютно все категории игроков, несмотря на точки невозврата. Единственный и, наверное, самый большой фейл связан с тем, что в игре нет возможности передвигаться по карте мира. Она присутствует, но лишь в виде навигационных данных на борту корабля, который вы получите ближе к финалу игры, ну и просто, чтобы показать прогресс движения отряда Юны к концу пилгримейджа. Это – грандиозный шаг в сторону, но не все фэны его приняли, в том числе не особо принял и я. К счастью, вернуться назад при помощи корабля будет возможно, и это отчасти ослабляет нагрузку лично на мой моск. (^.^)
Без активов:
Помните традиционную для большинства игр Final Fantasy систему Active Time Battle? Придётся её позабыть. Из игры её начисто вырезали, заменив поочерёдными ходами, осуществляемыми на основе собственной скорости персонажей и монстров. Если вам удастся прокачать характеристику скорости до значения 255, то вам не будет равных даже среди мега крутых боссов. Порядок, в котором будут ходить участники битвы, виден в правом верхнем углу экрана. Как только табличка с персонажем выплывет на самый верх этой шкалы, мы получим возможность совершить действие.
Плюс ко всему, любого активного персонажа можно заменить в любой момент битвы на того, кто находится в запасном ряду (всего в битве одновременно участвуют по 3 героев с вашей стороны). Это мега расширяет ваши атакующие и оборонительные способности, так как вам больше не надо пыжиться и думать над тем, а кого бы мне сейчас взять в партию, а кого бы нет! Эта идея получит дальнейшее развитие и в FFXII, ну а пока и так хорошо.
Лимит лимиту рознь:
В нашей партии 7 персонажей, а значит, и 7 разных способов задействовать финиширующие приёмы. Каждый из них направлен на нанесение максимального урона противоборствующей стороне, а называются они теперь овердрайвами (не путать с овердайвом из Паразитки 3).
Наиболее любимый мой овердрайв был у Тидуса (когда он несколько раз бил мячом от блитцбола по противникам). Прокачав силу до 255, вы каждым ударом будете снимать по 99999 НР (если найдёте предмет, ломающий барьер на лимит повреждений, конечно), ну и во время нажмёте необходимые кнопки!!! Ну и да, это – первая финалка, в которой лимит повреждений может достигать таких значений, впрочем, как и лимит НР (до 99999 НР) и МР (до 9999 МР). Овердрайв Лулу называется “Fury” и в прямом смысле слова накручивается правым аналоговым стиком. В зависимости, сколько раз вы успеете накрутить, столько подряд заклинаний чёрной магии она использует.
Ну и теперь у нас есть несколько удобных способов для заполнения овердрайв шкалы. Предустановив заранее один из режимов, который больше всего подходит персонажу, мы сможем вводить его в состояние овердрайва чаще. Объясню, как это работает. К примеру, у нас есть Аурон, удары которого в среднем сильнее, чем других персонажей. Соответственно большее количество монстров будут убиты именно им. Поэтому выставляем ему режим накопления овердайва Slayer и смотрим, как он быстро накапливается за несколько сражений. Есть и те, которые учитывают количество получаемых / наносимых повреждений, восстановленных НР и др.).
Sphere Grid:
В Final Fantasy X отсутствуют ЕХР за ненадобностью. Но большую роль в прокачке персонажа имеют АР (ability points). Набрав необходимое количество АР, они повышают свой уровень, который на самом деле показывает, какое количество “шагов” они смогут сделать на сетке способностей, которая тут называется сетка сфер (Sphere Grid). В обычной версии игры каждый персонаж начинает в своём собственном углу сетки, и следует по связующим цепочкам между сферами внутри гигантской решётки, то есть сетка сфер (меню умений) для всех персонажей одна и та же. Эти сферы зовутся узлами (nod).
Существует несколько видов нодов: ноды способностей и умений, НР / МР ноды, ноды силы, защиты, скорости, проворности, точности, магической атаки и защиты, а также удачи. Стоит упомянуть также ноды, закрытые на ключи разных уровней. Самые большие ноды для характеристик те, что встречаются со значениями “+4” выше их уже ничего быть не может (исключение для НР и МР нодов, которые данному правилу, по понятным причинам не подчиняются). Есть также пустые ноды, которые ничего не прибавляют и не дают персонажу. Один “шаг” это и есть расстояние между двумя любыми соседними нодами. Таким образом, сколько “уровней” показано в меню каждого персонажа, столько шагов он сможет совершить на сетке сфер. Это вызывает трату уровней (можно потратить хоть всё до значения – 0), а затем снова набор уровней. Изучая способности, персонаж становится сильнее, и в конце начинается самое интересное.
Как уже сказано выше, есть ноды, закрытые на ключи. Через них невозможно пройти, пока вы не раздобудете соответствующие сферы. За всю игру по сюжету и чисто случайно обнаружить можно лишь несколько ключей, которых не хватит, чтобы раскрыть всю сетку сфер. Для чего это сделано? Да просто, чтобы вы не получили доступ к наиболее крутым заклинаниям в выбранной профессии и способностям других профессий раньше финала игры (именно тогда появляются шансы разжиться хорошими ключами). Но это в стандартной сетке сфер. В расширенной, что прилагается с International версией игры, вы с самого начала вольны избрать маршрут, которым хотите, чтобы пошёл ваш герой (ноды способностей при этом перетасованы). Чтобы развить самых сильных персонажей, придётся удалять все слабые и бесполезные ноды сферами чистки (clear sphere) и заполнять повторно нужными сильными (+4).
Аеоны и испытания:
Не пугайтесь незнакомого слова. Аеоны – лишь местное называние саммонов, призываемых существ. Их поддержка необходима Юне, чтобы закончить свой поход, вызвав в конце великого Аеона. На самом деле с большей частью стандартных духов нам сражаться не придётся. Наоборот, нас попросят пройти в храме ряд головоломок по соединению сфер и раскрытию маршрутов. Каждая головоломка уникальна и использует антураж собственного храма, чтобы привлечь внимание игрока: в храме Ифрита – это огонь, в храме Иксиона это молнии, в храме Шивы это айсберги. Все пазлы построены таким образом, что их не устаёшь прорешивать. К тому же, это отличный способ заработать несколько полезных предметов, в том числе сферы с ключами.
Как только испытание пройдено, Юна заходит в центральную комнату храма, слушает песнь Аеона и учится его призыву. В игре представлено порядка десятка монстров, часть которых нам известна (Ифрит, Бахамут), а другие совершенно новые (Иксиона, Анима, Йоджимбо). Каждый монстр обладает несколькими атаками (физическими и магическими), Йоджимбо при этом необходимо платить денежками (вот такой скупой Аеон наёмник). Также у каждого есть собственный овердайв (за исключением Йоджимбо), а у самого первого монстра (Валефор) их даже два. К слову сказать, Овердрайв Юны как раз и заключается в том, что она призывает на поле битвы Аеона с полностью заполненной его шкалой Овердайва. Эффекты гарантирован сногсшибательный.
Ну и раз уж мы заговорили о битве, то Аеон может принимать в ней участие, как полноценный персонаж (обладает очками НР и МР). Его собственная магия может его лечить (если он стихийной принадлежности, к примеру, Шива). При призыве Юна остаётся на поле боя в компании с духом, при этом само их появление не менее круто, чем их овердрайв. Другие два персонажа скрываются за границей поля боя. Если духу нанесли много повреждений, и его НР упали до нуля, то он исчезает, а ушедшие персонажи автоматически возвращаются в строй. Пока Аеона не оживите у пункта восстановления или другим способом, использовать его больше будет нельзя.
В игре есть часть секретных Аеонов, которых не так-то просто заполучить, ну и, конечно же, International версия игры спокойно потреплет вам нервишки своими “тёмными” аеонами (dark aeon). Самый слабый из них (Dark Valefor) наносит своим овердрайвом до 30000 НР повреждений всей партии (в зависимости от вашей защиты). Зато сражения с ними – реально интересное испытание для прокаченных игроков.
Сайдквестология:
Если представить, что есть такая наука, то эта игра – то самое место, где она может развернуться на широкую ногу. Давайте считать вместе:
квест по снятию лимитов повреждений и НР / МР;
квест по получению лучшего оружия для каждого персонажа (необходимо раздобыть 3 ключевых предмета, чтобы развить потенциал Ultimate Weapon);
квест по сбору дополнительных Аеонов;
квест по прокачке каждого персонажа и взламывании сетки сфер;
квест по нахождению и уничтожению тёмных Аеонов;
блитцбол, в который нам удастся поиграть, сформировав собственную команду талантливых игроков с супер ударами и атаками, чтобы завоевать все кубки и лучшие призы (придётся даже заключать контракты с игроками на сезон и ждать, пока контракт нужного игрока из другой команды завершится, чтобы переманить его к себе);
куча других необязующих ни к чему квестов.
Всё? Нет, не думаю, мы же забыли про один из самых главных символов Final Fantasy – жёлтых быстрых птичек чокобо! Сразу же об отличиях с предыдущими частями: теперь мы можем передвигаться на них внутри локаций, собирать предметы и настойчиво так вилять хвостом. С ними же связана забавная мини игра – гонка (похожа немного на Final fantasy VII), где нам придётся собирать разноцветные шарики на двух разных трассах. В общем, с ними можно провести время с пользой. Кактуары тоже тут (маленькие зелёные кактусы), и на этот раз засветилось целое семейство. Они будут встречаться нам в нескольких локациях, ну и без квестов, связанных с ними, конечно же, не обойдётся.
Ну и, наконец, Арена. Она расположена в правой части обширной местности, называемой Calm Lands. Местный живодёр требует привести по 10 видов каждого монстра с каждой локации, чтобы он смог скрестить их и явить миру новые селекционные виды. Это – самый важный квест, чтобы начать развитие персонажей, так как именно тут выбивают крутые сферы со значениями +4 из монстров, если уничтожать их оверкилами (это удар, когда персонаж наносит монстру гораздо больше повреждений, чем на самом деле требуется для его убийства). С силой, прокаченной до 255, у вас не будет проблем, чтобы нанести 99999 НР повреждений, а значит, и совершить оверкил. Тут же на арене можно открыть самых сильных противников в игре (первого, вроде, зовут Немезис, а второго Пикинес). В общем, квест нудный, зато результаты вы будете видеть при каждой расстановке сфер. У меня его завершение заняло 30-40 часов (это ведь нужно встретить в случайных сражениях необходимое количество монстров).
Красиво до слёз:
Игра вышла на заре появления консоли PS2 и стала одним из флагманских лейблов на долгое время. Анимационные CG-сцены (самые потрясные, по моему мнению, на озере Макалания, во время фальшивой свадьбы Юны и уничтожение Киликии), ролики на движке игры, полная озвучка всех кат сцен, эмоции персонажей, которые спокойно можно было прочитать на живых лицах героев, их телодвижения и язык жестов (захвачены с помощью motion capture технологии) – всё это было настолько невероятно для игры того поколения, что Final Fantasy X однозначно уходит в коллекцию самых успешно графически реализованных игр.
Персонажи полностью взрослые с реальными пропорциями тела без каких-либо супер деформаций. Локации больше не напоминают двумерные бэкграунды с расставленными трёхмерными объектами. Камера чётко движется за героем в полностью трёхмерном окружении, жаль только, её вращать по-прежнему нельзя. Размеры городов и деревень не сильно изменились, в сравнении с FFVIII или FFIX, зато качество картинки возросло в разы за счёт более детализированного бытового окружения. Над монстрами также неплохо поработали, увеличив количество пикселей на квадратный дюйм, однако это не столь заметно в сравнении с многочисленными оригинальными персонажами (не только главными героями), которые развивают сюжетную линию. Спецэффекты от магии, овердрайвов и вызовов Аеонов выполнены на высочайшем уровне.
Музыка:
Консоль нового поколения PS2 позволила поднять планку качества звука до нового уровня. Замечательные мелодии, в которых полностью раскрывается талант бессменного композитора Нобоу Уемацу, звучат на протяжении всей игры. Вступительная тема “Opening” изменена настолько, что её практически нереально узнать, а печальная и трагическая мелодия, посвящённая Занарканду “To Zanarkand”, затронет самые глубокие струны вашей души. В этой же игре одна из моих любимых “боевых” тем с названием “Normal Battle”.
Ну и озвучка. Мало того, что все центральные герои имеют осмысленные реплики, чтобы мы не читали текст с экрана, а смотрели на действие, как на фильм, так и ещё в игру были добавлены особые акценты (Вакка) или черты разговора (Рикку), которые персонализируют героев и создают ощущение реально существующих личностей. Работа в этом направлении проведена колоссальная, и я рад, что могу это оценить.
Главный сингл игры “Suteki da ne” также выполнен в грустном и печальном стиле, как и концовка игры. Дословно переводится как “Не правда ли, это красиво”. В своё время занимал лидирующие чарты на нескольких японских радио в течение продолжительного периода. К сожалению, английского аналога песни у игры нет.
Сверх всего:
Это – самый крупный из написанных мною обзоров, думаю, вы и сами это заметили. Просто в сжатом варианте рассказать всё, что хочется об этой игре, невозможно, да и не нужно. В каждой части своего рассказа, в каждом абзаце я искренне отражал, что чувствую, понимаю и мыслю об этой игре. Она произвела на меня огроменное впечатление и эффект, от которого отойти и за несколько дней не получится. И да, это Final Fantasy с лучшим сюжетом среди всех. Я могу только порадоваться за вас, если вы ещё к ней не прикасались, поскольку самое удивительное путешествие в серии у вас ещё впереди!
Немного красивых артов напоследок: