Спира [Spira]
Особенности и красоты мира Final Fantasy X и X-2. Спира.
Мир, в котором происходит история Final Fantasy X и Final Fantasy X-2, известен как Спира (Spira /スピラ, Supira). Она очень напоминает большой остров, так как сама Спира состоит из материка с несколько более мелкими островами, располагающимися к востоку, западу и югу от него. Спира подразделяется на множество различных климатических зон: тропические острова Бисайд (Besaid) и Килика (Kilika); умеренные широты Ми'ихен Хайрод (Mi'ihen Highroad) и Мушрум Рок (Mushroom Rock); полярные регионы Макалания (Macalania), Гора Гагазет (Mt. Gagazet); глубокие, таинственные леса Макалании и безводные пустыни Биканель (Bikanel).
Экономика
Курс обмена
Спира использует гили (gil) в качестве официальной валюты, но есть доказательство раскопок Аль Бхедовцев (Al Bhed) проходящих в Пустыни Биканель (Bikanel Desert), что во время их экспедиции были выкопаны используемые в прошлом золотые монеты.
Торговля
Спиру населяет очень добросовестный и трудолюбивый народ. Все из них обязательно чем-то занимаются или ведут собственное дело. Множество из них можно увидеть, занимающимися распространенным у них ремеслом ткачеством; другие просто работают в магазинах, барах, туристических агентствах, играют в командах по блитцболу (зарабатывая на этом); выращивают и управляют чокобо, а также парусными лодками, известным во всей Спире живым транспортным средством передвижения шупафами (shoopufs); тем временем другие работают, занимаясь археологическими раскопками, в качестве наемников и/или охотников; аниматоров, проводящих различные шоу и развлекательные программы. Некоторые жители Спиры добывают рыбу и выращивают продукты для питания своих собратьев. Другой формой занятости, являются добровольные работы людей, таких как Призыватели, совершающих паломнические поездки в различные религиозные храмы.
География
Большая часть Спиры, покрыта водой. Этот большой континент охватывается южным полюсом (видимый вдали Бисайда), и находится выше экватора Спиры. На официальной карте Спиры (справа), кратко показано, как игрок путешествует по всему ландшафту, а также нанесены скрипты Евона (Yevon), расположенные по вертикали, подобно японским символам. Там даже указывается расположение храмов, таких как Баадж (Baaj) и Ремьен (Remiem). На небольших лейбах показывается расположение Бисайда, Килики, Луки, Ми'ихен Хайрод, Мушрум Рок, Гуадосалама, Равнин Грома, Древа Макалании, Баканеля, Тихих Земель, Гагазета, руин Занарканда и руин Омега. В некоторых населенных пунктах, надписи для прочтения еще меньше. Большие символы в южной части карты, говорят о том, что это «Континент Джозе» (Djose Continent), а на севере «Континент Ваилдерия» (Wilderia Continent). В большой же рамке, находится символ объединения Эвона.
Мировая карта
Климат
На юге континента, определяющим является климат напоминающий реальный климат южной части Тихого океана. Климат становится холоднее, по мере приближения к Гуадосаламу (как можно увидеть по одежде, которую носят жители Гуадо и туземцы в Бевелле). Макалания расположена на большой высоте, а подавляющие обледенелые участки можно увидеть по дороге в Храм Макалании. Можно предположить, что там достаточно прохладно.
Хотя также, это может быть всего лишь влиянием призрака веры Шивы, находящейся в Храме, поскольку началось резкое таяние льдов, после того, как Шива покидает храм (наиболее очевидным примером является таяние льда на озере близ храма, образующим раковину). Лед не присутствует и в соседнем городе, в Бевелле. Кроме высоко заснеженных горных троп горы Гагазет, северная часть континента, кажется, обладает умеренным и достаточно теплым климатом, поскольку именно легкую и светлую одежду носят на этой территории.
Флора/Фауна
Спира имеет свой собственный уникальный животный мир, состоящий в основном из монстров, которые нападают на любого прохожего. Другие животные обитающие на Спире, это: маленькие обезьянки, кошки, собаки, дельфины (два из них появляются только перед битвой с Sinspawn Echuilles, а также их можно увидеть в порту Луки), чокобо и шупафы.
Все виды растений в Спира напоминают реальную растительность, правда с тремя исключениями: Волшебный лес Макалании, Мунфлоу (Moonflow) и растения-монстры, такие как Очу (Ochu) и Мальборо (Malboro) (хотя эти два существа, на самом деле монстры).
Культурные аспекты
Современная Спира очень отличается от той, которая повидала тысячелетние Войны. Лишь отверженные расы, как Аль Бхед, пытались вернуть утраченные технологии и знания, такие как машины, избегая указов правительства Бевелля. Зато бойцы, которые могли использовать магию во время битв, стали обычным явлением и пользовались спросом, например, они приходили на службу в помощь призывателям, становясь их телохранителями во время паломничества.
Евон доминирует в каждом аспекте жизни спирян (Spiran), распространяя свое учение и действуя как благотворительный защитник меньшей части мира, где сорок миллионов человек живут, практически без любого технологического и социального прогресса вот уже на протяжении тысячи лет. Однако в глубине у объединенных спирян зреет недоверие и недовольство, приводящее к созданию воюющих фракций, выжидая появления умиротворенного Греха (Sin). Только игра в блитцбол, по-настоящему объединяет мир вокруг, общей к нему любовью. Спорт, который выжил, несмотря на появление Греха, а ежегодные турниры стали проводится на стадионе Луки, в основном за счет Крестоносцев.
Религия
Учения Евона были созданы вдохновленными Ю Евоном и его дочерью Юналеской и реализованы в Бевелле для поддержания порядка, даря людям Спиры надежду, на то что мир когда-нибудь освободится от Греха. Несмотря на это именно они должны искупить свои грехи следуя этому учению. Пока Юна не опровергла эту ложь, церковь Евона запретила использовать машины потому что это было порождение присутствующее еще при Грехе в прошлом, а они считают, что именно когда человечество очистится от грехов связанных с порождением зла, которого все бояться, только тогда они смогут победить. Придти к этому можно только через ритуал, известный как Финальный призыв (Final Summoning), принеся миру «Спокойствие» (The Calm), но лишь на недолгое время.
Спойлер
В конце Final Fantasy X, Юна и ее телохранители взаимодействуют с Грехом и уничтожают всех аэонов, тогда силы Ю Евона проявляют духовную энергию в виде телесной материи, делая его уязвимым в первый раз за 1000 лет. Всеми силами они побеждают его, тем самым уничтожая контроль Ю Евона над Спирой. Тогда наступает конец вере людей, придерживающихся этим учениям. Юна и ее друзья раскрывают миру глаза на коррупцию и лицемерие творящиеся в церкви.
Два года спустя, в Final Fantasy X-2, нравственные учения Евона были возрождены в виде Нового Объединения (New Yevon), партии под руководством некого Баралая (Praetor Baralai). Хотя технически, это объединение уже не религия, которой должны следовать люди это образ жизни многих в нынешней Спире. К сожалению, также появились соперничающие фракции Лига Молодежи, возглавляемая Мювоном Нуджем (Meyvn Nooj), и соперничество двух групп, за счет противоположных точек зрения, стало источником растущего конфликта в Спире. Все это продолжалось до те пор, пока после "кризиса Вегнагана" им не пришлось объединится.
Мифология
Понятия магии, духовная энергия, сила воспоминаний, и вера людей имеет сильное влияние в мире Спиры, это влияние явно прослеживается и в ряде ситуаций, в их числе: спортивные мероприятия, религиозная практика и технологии используемые спирянами.
Большое значение имеют вопросы, касающиеся смерти, аэонов, призраков веры, Греха и учений Евона.
Развлечения
Блицбол (Blitzball) самая распространенная спортивная игра в мире Final Fantasy X и X-2. Игроки соревнуются за обладание мячом, и должны забить как можно больше голов команде соперника. Игра обладает своими тонкостями, главной особенностью которой является пребывание во время всего матча в сфере, заполненной водой.
Sphere Break ново созданная игра, появившаяся лишь в Final Fantasy X-2. Она была создана в целях развлечения, во время межсезонных матчей по Блитцболу. Игра является чисто математической, во время которой используется 16 монет, с выгравированными на них существами.
Чокобо (Chocobos) не только милое существо, но также хорошее средство передвижения. В связи с запретом машин, являются очень востребованными. Они быстро бегают, высоко прыгают и с ними весело.
Технологии
Макина/машина
Использование большинства видов макин (или машин, как их называют Аль Бхед), категорически запрещалось учениями Евона, и, таким образом, только несколько человек в Спире использовали их до уничтожения Греха (за исключением Аль Бхед, храмов и монахов-воинов). После того, как Грех исчез, почти все спиряне начали использовать машины, чтобы облегчить повседневную жизнь. Аль Бхед, возглавляемый Гиппалом (Gippal), даже сформировал группу под названием "Фракция Макин" (Machine Faction), которая специализируются на раскопках и углубленном исследовании машин.
Сферы
Сферы устройства, используемые для хранения данных голосовые записи, видео, воспоминаний или полезной информации. Несмотря на их принцип действия (как у машин), сферы создаются как по волшебству из заколдованной воды, которая добывается только в Лесах Макалании. По всей Спире разбросаны тысячи забытых сфер, за которыми охотятся множество желающих владеть ими охотники за сферами.
Население
Расы
Кактуар (Cactuar) разумные, способные чувствовать кактусы, которые на определенных этапах своей жизни могут двигаться. Они говорят на своем собственном языке, и только мальчик по имени Бензо, может понимать их. Кактуары являются защитниками пустынь Биканель на протяжении многих поколений.
Ронсо (Ronso) раса антропоморфных синих, похожих на львов, существ с одним рогом на голове. Они делают свои дома на горе Гагазет, которую считают священной. Они зачастую гораздо выше, чем люди, и гораздо сильнее.
Гуадо (Guado) растениеподобная раса людей, которые живут в Макалании. У них зеленые волосы и огромные руки, которые напоминают ветки. Гуадо духовно связаны с лесом и считается, что если лес исчезнет они умрут. Кроме того, они являются единственными, кто может сделать Фарплэйн (Farplane) безопасным для живых посетителей.
Хипелло (Hypello) синяя лягушкоподобная раса амфибий, они зарабатывают на жизнь, перевозя народ по Мунфлоу (Moonflow), или работают на Тобли (Tobli). Несмотря на то, что они вроде как и говорят на языке понятном всем жителям Спиры, они часто произносят согласные мягко, например «миш Yoona» вместо «Мисс Юна». Очень трудно отличить Хупелло самку от самца.
Аль Бхед (Al Bhed) отдельная раса людей, имеющая свой собственный язык «Аль-Бхед». Их отличающим фактором от обычных людей, являются выразительные, ярко-зеленые глаза и безумная любовь к машинам. Все Аль Бхедовцы похожи и у них светлые волосы.
Люди господствующая раса в Спире. Они широко распространены, и живут везде, кроме самых суровых мест.
Духовные Существа
В Спире существует два типа «бессмертных» духовных существ, которые выглядят, двигаются и говорят как живые существа. Это неотправленные души умерших и Призраки веры (Fayth). Ронсо, Гуадо, Хупелло, Аль Бхед и люди, которые также технически могут ими стать, в зависимости от обстоятельств.
Есть также два магических класса фауны в Спире: аэоны и монстры.
Архитектура
Бисайд (Besaid)
Поселок, состоящий почти полностью из больших палаток и шатров. В глубине поселка есть одно каменное здание храм, в котором Юна получает своего первого аэона, Валефора (Valefor). До событий Final Fantasy X, город Макин (Machina City) Бисайда был разрушен Грехом, оставившим после себя лишь руины, и последствия, которые еще заметны по всему острову.
Килика (Kilika)
Это небольшой портовый город, построенный в основном на дощатые настилы, которые простираются в океан, образуя идеальную гавань. Здания, в основном, небольшие деревянные лачуги, однако, как и в Бисайде, здесь есть храм, расположенный к северу от деревни, пройти в который можно только через лес. Когда герои посещают этот город в Final Fantasy X, на него нападает Грех и полностью уничтожает его, оставляя за собой лишь щепки. В событиях Final Fantasy X-2 большая часть Килики была восстановлена.
Лука (Luca)
Лука это второй по величине город в современной Спире, после Бевелля. Это большой, оживленный город, в котором огромное количество каменных зданий различных размеров, а также именно тут находится стадион для блитцбола и Театр Сфер (Sphere Theater).
Ми'ихен Хайрод (Мi'ihen Highroad)
Ми'ихен Хайрод, как следует из названия, это длинная дорога, вдоль которой проходят призыватели во время их паломничества. В Final Fantasy X игрок может найти здесь и сразиться с Бельгеминой (Belgemine), также здесь проходит важный момент сюжета в Агенстве путешествий (Travel Agency).
В Final Fantasy X-2, напротив нет никаких важных событий, касающихся Ми'ихен Хайрод, но есть несколько побочных миссий.
Мушрум Рок (Mushroom Rock Road)
Дорога которую требуется пересечь, чтобы добраться до Храма Джозе. Именно здесь в борьбе с Грехом Аль Бхед и Крестоносцы сотрудничали вместе.
На момент Final Fantasy X-2, Мушрум Рок стал Штаб-квартирой Лиги Молодежи, возглавляемой Нуджем.
Храм Джозе (Djose Temple)
Третий храм посещаемый героями в Final Fantasy X. Здесь Юна получает своего третьего, аэона молний Иксиона. Спустя несколько лет, в Final Fantasy X-2, монахи оккупировали храм и превратили в убежище для Фракции Макин, во главе с Гиппалом.
Мунфлоу (Moonflow)
Это небольшой поселок, находящийся неподалеку от Джозе. Очень интересное место (множество звездочек собирается над поверхностью ночью, заставляя воду светится и искриться, будто это море из звезд). Основной способ передвижения здесь верхом на шупафах (существа в виде огромных слонов).
Гуадосалам (Guadosalam)
Небольшой город, в котором проживают Гуадо. Призыватели обычно пересекают этот город дабы попасть на Равнины Грома. Здесь находится вход в Фарплэйн, который охраняют Гуадо.
Этимология
Название «Спира» произошло от слова «спираль», тем самым намекая на одну из главных тем Final Fantasy X. Аурон также упоминает фразу «спираль смерти», когда Тидус спрашивает, почему все в Спире должно вращаться вокруг умирающих людей.