Deus Ex: PR Revolution
Специально для Руматы и Энгери, решил подробно написать своё IMHO по поводу Deus Ex: Human Revolution. Многое из нижеследующего может показаться вам нечестным, необоснованным и даже возмутительным, но я заранее хочу предупредить, что мне пофиг, и я не стану проходить эту игру повторно и копаться в её истории, чтобы на каждое заявление о моей неправоте находить конкретные эпизоды, цитаты и скриншоты, исправлять неточности и извиняться, если что-то спутал или приукрасил.
В своё время, когда Deus Ex: Human Revolution был уже близок к релизу, интернет встал на уши, все только и говорили о возвращении культовой игры. Более чем за год до этого студия Obsidian выпустила свою шпионскую action-RPG Alpha Protocol.
В то время как Деус оправдал ожидания, как игроков, так и создателей, в случае с Альфа Протоколом успехом даже не пахло. Я один из немногих людей, которые могут сказать, что им очень понравился AP и очень не понравился DX:HR, и сейчас я попытаюсь объяснить, как же так получилось.
Хочу уточнить одну вещь, во всех подобных играх я стараюсь идти по пути stealth-а, стараюсь никого не убивать и выполнять все задания с максимально хорошим результатом. Альфа Протокол был для меня отличной заменой скатившегося в отстой Metal Gear Solid. У меня было всё, что мне нужно: пистолет с глушителем, патроны с транквилизаторами, отображение приблизительного расположения врагов, возможность передвигаться незаметно и умение их тихо и бескровно вырубать, ну и бить морды, если ничто из перечисленного не будет актуально. Плюс ко всему игра могла похвастаться отличным нелинейным (мягко говоря) сюжетом, большим количеством ярких и харизматичных персонажей с хорошей озвучкой, а так же возможностью выбрать свой стиль прохождения. От Деуса я ожидал чего-то похожего.
Как бы ни старались Eidos Montreal сделать игру хомяк-friendly, и несмотря на то, что они, насколько я знаю, раньше не делали ничего похожего на RPG или stealth-action, всё же думалось, что игра выиграет за счёт того, что её не постигла участь АР при разработке. Что же такого было с АР? Obsidian-у всегда не везло с тремя вещами: сроки, спонсоры и техническая часть. На сей раз спонсором была SEGA, что уже само по себе гарантия фэйла на западном рынке, которая потребовала любой ценой выпустить игру тогда, когда Обсидиану нужен был ещё минимум год, в результате пришлось урезать 60% сюжета, а оставшиеся 40% переделать под что-то самобытное в самые кратчайшие сроки. Пострадала так же и техническая часть, графодрочерам игра угодить не смогла и выглядела ниже среднего, несмотря на грамотный и приятный дизайн уровней, отличный дизайн персонажей, весьма убедительную лицевую анимацию и тщательно прорисованные текстуры. Помимо всего в игре было полно багов, тупняков и поршивая оптимизация на всех платформах. Плюс ко всему тупорылая защита игры, которой её наградила Sega, не позволяла запускать PC версию игры на машинах 40% пользователей, которые её купили, в результате чего многие вернули игру в магазин и потребовали вернуть им деньги. Критики разнесли игру в пух и прах, в основном за то, что игроки получили не то, что видели в трейлерах и за огромное количество багов SEGA поспешила, а народ посмеялся над Obsidian-ом. Игра продалась жалим тиражом в четверть миллиона на всех платформах по всему миру, после чего SEGA заявила, что она здесь не при чём, и отказалась даже от технической поддержки, как и от идеи создания сиквела. Спустя несколько месяцев на сайте SEGA тихо выложили патч, который был по идее тупо кряком, снимавшим с игры багованную защиту и исправляющий пару самых серьёзных багов.
У Eidos Montreal было всё: деньги, время, заранее раскрученная франшиза, хорошие специалисты, и самое главное, Square-Enix, который способен продать публике даже полный отстой (хотя Kane & Lynch 2 так и не продался, странно). Что же они со всем этим сделали:
Сюжет и персонажи
Я не буду пересказывать сюжет DX:HR вставляя ехидные комментарии и расписывая каждый момент, когда я с фэйспалмом хотел забить на игру, я его слишком плохо помню. Для меня сюжет в игре почти всегда является самым главным, и если я плохо помню детали сюжета, значит он реально плох и не смог ничем удивить. Зато я был удивлён недостатками, и их-то я хорошо помню. Во-первых, мне запомнилась предсказуемость истории я всё время делал ставки, чем закончится та или иная ситуация и всегда оказывался прав, вроде как игра не в таком попсовом сеттинге, а штампов и шаблонов туда напихали под завязочку. Во-вторых такое чувство, что сценаристы DX:HR даже не пытались скрыть то, что многие идеи и эпизоды им пришлось, в связи с отсутствием творческого таланта и воображения, слизать с Metal Gear Solid 2: Sons of Liberty идея с Arsenal Gear-ом, группа Dead Cell, «Патриоты», ВНЕЗАПНАЯ правда о подружке протагониста… всё не перечислить. Я видел немало игр, в которых не было ничего своего, авторы наворовали идеи у более талантливых коллег, но никогда ещё реализация чужих идей не выглядела так скучно.
Также мне не нравится Дженсен, мне вообще не нравятся персонажи, которые косят под Солид Снэйка, все такие сурьёзные взрослые дяди с хрипловатым голосом, которые «never asked for this», но всё равно делают своё дело.
Третий промах сценаристов это персонажи. Публика насмехалась над неуклюжей анимацией бега в присядке протагониста Альфа Протокола, однако то, что Eidos Montreal использовала всего один набор шаблонов анимаций диалогов на всех второстепенных NPC в HR, с почти нулевой лицевой анимацией и жестикуляцией 3PO из Звёздных Войн (обратите внимание, как они неуклюже дрыгают руками во время разговора), никого не смутило. Даже те персонажи, что играют важную роль в сюжете, плоские и неубедительные. В начале игры Дженсена донимали соболезнованиями по поводу «гибели» его адски непривлекательной бывшей подружки, но игра не потрудилась её обрисовать так, чтобы сместить мою шкалу отношения к персонажу с отметки «полное безразличие». Дэвид Сариф одна из ключевых фигур, абсолютно не оставляет впечатления главы мегакорпорации, которая стоит на рубеже того, чтобы изменить мир, каким мы его знаем, раз и навсегда. Он всё расхаживает по кабинету, играется с мячиком, мямлит что-то, даёт указания, после которых почему-то долго объясняется. Иногда он злится, и каждый раз, когда Дженсен его ловит на тёмных делишках или лжи, начинает неловко извиняться и оправдываться. После харизматичного, властного, уверенного в себе, хитрого и невозмутимого Генри Леланда, Дэвид Сариф смотрится просто жалко.
И это Сариф, остальных я даже не по именам, а по лицам не запомнил. Там была девушка-киборг, о которой в игре говорится всего пара слов, причём просто, между делом, единственная причина, по которой я помню о её существовании битва с ней была весьма тяжёлой и неприятной. Зато Сестрёнка из Альфа Протокола, которой незаслуженно уделили так мало внимания, была интересным и загадочным персонажем, это при том, что она ещё и немая, и у неё даже озвучки нет, достаточно было пары сюжетных сценок, пары интересных моментов в её биографии и нормальной лицевой анимации, но я так понял, Eidos Montreal считает проработку персонажа, который является одним из немногих боссов в игре, неоправданной тратой времени, сил и денег.
В качестве последнего пункта хотелось бы отметить то, насколько плохо написан текст DX:HR, именно текст. В игре можно взламывать компы, читать всякие документы, переписки и прочее. Через два часа игры я окончательно забил на это дело, текст громоздкий, скучный и ни о чём. В том же Альфа Протоколе были досье когда игрок находил инфу на кого-то, ему не предлагали перечитать многабукав, ради пары интересных строк о ком-то информация добавлялось в досье на персонажа или организацию. Бывало, попадались и тексты, которые всегда что-то значили, например, можно находить письма или документы компании Halbech, а потом отправить их знакомой журналистке, или шантажировать ими компанию, или продать на чёрном рынке. Текст в Альфа Протоколе интересно написан и лаконичен, взяли качеством, а не количеством.
Геймплей
Очень забавно то, что протагонист Альфа Протокола Майкл Тортон, будучи простым человеком, в самом начале игры умеет делать большую часть того, до чего Адаму Дженсену навороченному киборгу из DX:HR, надо качаться и качаться. Свобода выбора в Дэусе оказалась пустым звуком.
Возьмём к примеру ситуацию, которую можно часто встретить в обоих играх: здание с враждебными неписями, в котором вам что-то нужно. Своей цели можно достичь разными способами: взломать дверь с боку и пройти через служебный вход, уболтать охранника у парадного входа, отвлечь его или просто проскользнуть мимо. Оказавшись внутри можно добраться до компа и отключить камеры, хотя мимо тех же камер можно вполне проскользнуть, а можно найти удостоверение сотрудника и до поры до времени выдавать себя за одного из них. Можно даже как Рэмбо достать пушку и мочить всех на своём пути, и даже можно как Брюс Ли, голым руками навешать всем люлей. Если в Альфа Протоколе прокачка влияет только на то, насколько вероятно, что вы не пожалеете о выборе того или иного варианта, в Дэусе количество вариантов сводится ровно к количеству потраченных праксисов на навыки, которые вам за всё игру пригодятся в паре-тройке мест. Не прокачен взлом? Можно спокойно ставить крест на варианте с боковой дверью. Не прокачен прыжок? Про крышу тоже можно забыть. Не прокачен диалог? Похоже охраннику на парадном входе сегодня не повезло. Круто, прокачен стелс! Только вот на одном стелсе ни в одной подобной игре далеко не уедешь, особенно в DX:HR, где для почти любого действия нужно жрать Сникерсы.
Мы подошли к тому самому аспекту DX:HR, который меня выбешивал всю игру больше всего. Удивительно, что Eidos Montreal не подписал контракт с компанией-производителем сникерсов, сняли бы рекламу с Адамом Дженсеном, которая начиналась бы со сцены, как тот зашуганный сидит под столом в офисе секретного комплекса, и боится высунуться, а за дверью патрулируют вооружённые до зубов мужики в пафосных униформах. А потом звучало бы следующее: «Села батарейка? Кончились патроны? Не прокачал нужный навык? Не взял с собой подходящий к ситуации ствол? Не знаешь что делать? НЕ ТОРМОЗИ, СНИКЕРСНИ!». На этих словах Дженсен достаёт из кармана питательный батончик™, и идёт череда кадров, в которых Дженен прошибает кулаком стены, вырубает охранников, с включённым оптическим камуфляжем бежит сквозь поля обзора камер, и выбегает с нечеловеческой скоростью из здания, держа в зубах секретные документы.
Дело в том, что когда в нормальных играх я качаю «энергию», это собой подразумевает, что у меня всегда и на всё будет её хватать, но никак не то, что у меня будет вместо двух, шесть постоянно пустых ячеек энергии, которые заполнятся, только если я схаваю блок сникерсов, и когда я их потрачу, они будут пустовать пока я не раздобуду ещё блок Сникерсов. Всё бы ничего, но Дженсен настолько пафосен, что у него нет рукопашных атак, а так же он не может просто оглушить врага, он должен обязательно показать скриптовый ролик, как он кого-то вырубает, а такое удовольствие стоит одну полную ячейку энергии. Таким образом у меня часто возникал вопрос: «одного я вырублю, а что делать с оставшимися двумя?». В Альфа Протоколе всегда можно без батареек и Сникерсов, старым дедовским способом набить им морду, и тем самым не дать им поднять тревогу, это если жалко патронов с транквилизаторами.
И вот вторая проблема геймплея в DX:HR оружие стелсовиков-пацифистов. Если в MGS и AP всё что мне нужно в 90% ситуаций в игре это пистолет с глушителем, который стреляет дротиками с сильнодействующим снотворным, создатели Дэуса решили соригинальничать в самом неподходящем для этого вопросе. У нас есть дурацкий шокер, который долго перезаряжается после каждого выстрела, и у которого очень маленький радиус действия, ещё у нас есть винтовка, которая бесполезна на средних и близких дистанциях, ещё есть какая-то пыщь-пушка, которая, хоть и вырубает врагов, не убивая их, но шумит. И конечно патроны к этим штукам очень редки.
«ЗАТО ВЫРУБЛЕННЫХ ВРАГОВ МОЖНО ТАСКАТЬ!!!11» орут хэйтеры Альфа Протокола. Да, в Альфа Протоколе, спасибо Сеге, врагов таскать нельзя, они тупо со временем исчезали, как в первом Metal Gear Solid, в котором это никого не смущало. «Ну MGS старый, там ещё можно!». А вот и нет, в том же 1998-ом году был Thief: The Dark Project, в котором вполне можно было таскать оглушённых и убитых врагов, чтобы не палить свои тёмные делишки. Как бы там ни было, я и без этого на своём третьем прохождении Альфа Протокола никого не убил, кроме пары боссов, и ни разу не спалился, а в DX:HR мне пришлось окончательно плюнуть на свои принципы где-то к середине из-за всего вышеперечисленного.
__________________________________
В общем-то мне добавить нечего. Удивляет, как одной рекламой и пиаром Скверный Эникс заставил столько людей закрыть глаза на столь крупные недостатки игры, и поражает то, что отсутствие рекламы и пиара привели к тому, что каждый недоумок пишет гадости об Альфа Протоколе, и я бы понял, если бы они ограничивались раздуванием его объективно существующих, по известным причинам, недостатков, но нет, большая часть состоит из нелепых придирок и выдумывания того, чего в игре нет.