Contra Shattered Soldier – Ретро-Обзор
Скажите мне ваши ассоциации, когда вы слышите слово «Контра». Задумайтесь, когда вы брались за любую часть этой серии в последний раз. А может быть, секунду назад вы вообще впервые услышали о ней? Будем исправлять.
О Контре:
Если вы выросли в моём поколении и знаете, что такое тяжёлое 8-битное детство, то я готов побиться о заклад, что вы хотя бы слышали о Контре, а возможно, даже и баловались ей. Игра в стремительном жанре платформенного шутера поразительно быстро завоевала популярность среди игроков всего мира. Толпами они просили деньги у родителей самыми разными и, порой, нечестными способами (ваш покорный слуга так не делал), для того чтобы приобрести копию игры на главной консоли 90-х NES (у нас в России это название облагородили и превратили в Dendy и Сюбор, ох, какая же ностальгия).
Прямо сейчас мы без труда сможем назвать самые лучшие игры того времени, но Контра по праву может занять место самой, самой. Увлекательнейший геймплей, в котором принимать участие могли сразу двое друзей, стал непобитой высотой для многих других проектов. Разные были моменты в становлении Контры, но после не особо успешных опытов на PSX-собрате к разработке игры вернулась оригинальная команда девелоперов. Они-то и дали миру самую настоящую олдскульную Контру, но уже на PS2. Завяжите шнурки потуже, затяните ремни покрепче, заготовьте пару дополнительных джойстиков для себя и вашего друга, потому что мы отправляемся играть.
О коде Да Винчи (или самом знаменитом коде):
Во времена нашей молодости не было никаких взломщиков паролей и прочей мишуры. Не было даже такого понятия, как сохранение игры, так как большинство игр проходились в один присест в течение часа-двух. Наше зрение и терпение родителей вполне могли вытерпеть это испытание. Тем не менее, охочесть до кодов и всяких секретных способностей всегда стояла на первом месте и при любом удобном случае, если это позволяла сама игра, мы могли применять нажатие клавиш в виде последовательного кода.
В играх Konami, если код и присутствовал, то был один и тот же (хотя нет, не берусь сказать наверняка). Нажатия клавиш: вверх, вверх, вниз, вниз, влево, вправо, влево, вправо, А, В, Старт запомнились игрокам. Код открывал доступ к новому оружию, следующим уровням и т.д. и т.п. После этого опыта компания стала запихивать его в коробочку с каждой новой игрой, но впервые знаменитый код появился именно в Контре. Вот такая интересная история.
О презентации:
Вкратце новая история выглядит так: синего чувака спасает дамочка-киборг, и они идут валить инопланетян (эх, все бы прохождения я писал в подобном стиле с экономией времени и места). Для тех же, кто хочет разобраться в сюжете, напишу более подробно.
Вас зовут Билл Райзер (это тот самый чувак в синей униформе из самой первой Контры). Вас поместили в тюрьму и закриогенили за то, что вы убили Лэнца (коммандо в красной униформе). Про уничтожение 80% человечества я и не говорю. Но смерть Лэнца не подтверждена, а значит, находитесь вы там незаконно. Потихоньку в мир начинает проникать вселенское зло межпланетного масштаба (террористы объединяются с чужими, планируя захватить мир). Насколько мне известно, вы – единственный человек, который может совладать с подкравшейся опасностью. Вот только есть одна малюсенькая проблема – вас надо бы освободить, чтобы вы могли спасти мир в очередной раз. Роль помощника ляжет на хрупкие плечи Люции, хотя разве они хрупкие у киборга-то? Вот вы вместе-то и отправитесь на разборки с хребтами внеземной цивилизации.
Если вам сюжетные перипетии кажутся излишними, то я полностью с вами соглашусь. История – фигня, экшен в игре потрясающий. Первый уровень как раз и начинается с крушения самолёта.
О геймплее:
Как я уже обозначил чуточку ранее, Контра – игра в стиле платформенного шутера. Ожидайте увидеть в ней все сопутствующие элементы геймплея, а именно: прыжки, приседания, стрельба из позиции лёжа, стрельба из позиции стоя, стрельба вверх, стрельба наискосок и просто стрельба. Этим мы будем заниматься на протяжении всей игры. Помимо нескончаемого (ладно, ладно, преувеличиваю) потока врагов, в конце уровней нас могут поджидать несносные боссы (не те, что были в фильме 2011 года, а куда более коварные и злобные).
В принципе в игре вообще не попадаются моменты, когда вы ничем не заняты (крошение монстров не прекращается ни на секунду). Перекур можно сделать, лишь нажав на паузу. Игра держит высокую планку сложности, поскольку достаточно одного прицельного попадания по вам, как жизнь будет израсходована. Пусть это платформенный шутер, но с этим моментом всё как в реальной жизни или, точнее, как в реальной Контре.
Об оружии:
Видов оружия всего 3 (автомат, лимонкомёт и огнемёт). В отличие от предыдущих игр серии, где дополнительное оружие добывалось из летающих бонус-ореолов или золотых сундучков, здесь всё оружие доступно с самого начала. Каждое обладает собственной заряженной атакой, то есть, по сути, у нас 6 вариантов применения. Пусть их меньше, чем раньше, но даже с этим арсеналом будет приятно идти на перевес сквозь толщу врагов, пробегая как горячий нож сквозь холодное сливочное масло, да и вообще припечатать врага совсем недетской пушкой.
Скупость оружия с лихвой компенсируется тактическим элементом. Если раньше было абсолютно без разницы, чем шпиговать врагов, то теперь подход к большинству достаточно индивидуален. К тому же, пушки придётся чередовать хотя бы потому, что поток врагов разношёрстен и, соответственно, против них эффективнее применять специальное оружие.
О сложности:
В игре предусмотрены 2 типа сложности: более простой и более сложный. На лёгком уровне количество ваших жизней равняется 9, а количество континуумов 99 (да, да, на PS2 они тоже есть!). На нормале всё гораздо краше – лишь 3 жизни и 3 континуума.
Игра не настолько продолжительная, чтобы не пройти её за один вечер (всего лишь где-то пара часов от силы), но чтобы успешно завершить прохождение игры на этом уровне сложности могут угрохаться недели. Всё-таки, это достаточно сильное ограничение, которое будут стремиться побороть наиболее крепкие игроки. Стимула для этого особого нет, разве что чувство собственно удовлетворения будет восполнено под завязку.
Однако это также камень преткновения для многих игроков. Согласитесь, далеко не каждый станет затаскивать игру по следующему принципу: на вас напал враг, он атакует, у вас есть мгновение, чтобы увернуться, скорее всего, вы погибаете, затем снова добегаете до врага, зная, какую атаку он применит, вы уворачиваетесь, атакуете сами, враг гибнет, вам встречается новый противник, и цикл повторяется заново. В общем, на этом можно потерять львиную часть игрового контингента, но Контра – не игра для малышей, и она этого не боится.
О слабых сторонах:
Честно говоря, я их даже не вижу. Можно, конечно, “записать” на свой счёт небольшое количество вооружения и маленькую продолжительность игры, но по сути это всё объясняется самим геймплеем. Отсутствие озвучки также ничуть не принижает достоинства игры. Она как была Контрой, так ей и осталась. А над озвучкой пусть корпят в J-RPG и других ролевых играх.
О графике:
Если вы играли в Контру, то догадываетесь, что вас ждёт в новой части. Раз уж мы возвращаемся к корням, то и камеру вернуть не помешает. Поэтому имеем мы тут не что иное, как 2D сайд-скролинг. Объясняю. Вы движетесь слева направо (впрочем, и снизу вверх тоже в таких играх можно), постепенно оставляя позади себя куски уровня, к которым больше не вернётесь. Вперёд и только вперёд.
Картинки врагов зачастую однообразны, но это, потому что их много, очень много. Зато классическая картинка удачно запечатлена с помощью новой графики. Так как игру не стали переносить в полную 3D-изометрию, у разработчиков было время и возможности отшлифовать стиль 2D-изображения до мельчайших деталей. В игре насыщенные и красочные цвета, отрисованные задники, по которым просто приятно передвигаться.
Анимация боссов тоже порадовала, впрочем, как и их уникальность. К примеру, первый босс состоит из нескольких частей и стоит вам только отстрелить ему голову, как тут же на её месте появится что-то новое. А сколько времени будет потрачено на то, чтобы найти слабость каждого босса…. При этом палитра их действий достаточно обширна и меняется от ситуации к ситуации. Редко, когда компания нанимает художника, работающего над комиксами (в этой роли выступил Ashley Wood) для того, чтобы обрисовать мега-злодеев компьютерной игры. Впрочем, этот талантливый человек работал вообще над концепцией уровней и мира в Shattered Soldier, благодаря чему позади основного действия творится ещё какая-то деятельность.
Ну и стоит отметить эффекты, которые приносит на поле боя само оружие (в игре его, кстати, не так уж и много). Помимо затяжных очередей свинца, более мощное оружие способно выдавать след от запущенных лимонок, чудодейственные взрывные эффекты, напоминающие фейерверк брызг, а тотальный напалм от огнемёта надолго согреет ваше сердце и поджарит врагов до хрустящей корочки. Великолепно, одним словом.
О речи, звуках и музыке:
Что удивительно, это первая игра для PS2, на которую я пишу обзор, и где совершенно нет озвучки персонажей. Для понимания сюжета, кто плохой, а кто хороший, нас будут снабжать текстовыми окошечками и придётся почитать глазками, либо просто пропустить, так как для прохождения игры голосовая нагрузка совсем не является обязательной. Спорный момент, но его можно рассматривать в том числе, как и возвращение к истокам, оригиналу, где из-за ограниченных возможностей консоли NES, это было попросту невозможно.
Теперь о звуках. Игра не разочарует нас по этому параметру ни на йоту. Звуки взрывов, пуль, вылетающих боеголовок пусть и не звучат правдоподобно, но стараются копировать эти звуки в своём индивидуальном стиле. Это же неплохо, да и игра скорее мультяшная, так зачем ей копировать стиль FPS?
Музыка ничем выдающимся не отличается. Стандартный электронный ритм, выдаваемый игрой из ваших колонок, будет преследовать вас на каждом уровне. Не то чтобы, игра сильно нуждалась в потрясающих композициях, но может, стоило добавить немного разнообразия.
О концовках:
По сути, в игре всего 5 уровней. Первые 4 вы можете пройти в любой последовательности, после чего нас отправят на 5 этап. Удачно завершив разборки с последним боссом, мы увидим концовку… Но вот, что я хочу сказать. Если вы умудритесь (именно умудритесь) набрать максимальные очки за прохождение уровня (ни одной смерти, убийство всех врагов и вообще чистое прохождение по всем параметрам), то в конце вас ждёт новый этап и новая концовка.
Плюс, насколько мне известно (сам я такого не вытворял), если вы наберёте лучшие очки во всех 4 уровнях подряд, то будет открыт ещё один этап с заключительной концовкой. Задачка не для слабонервных, и возможно, большинство из нас смогут увидеть это лишь на видео, но повторить самим вряд ли. Узнать свой рейтинг в % можно очень просто. После каждого уровня показывается ранг, который и является вашим рейтингом. Отследить успешность и прогресс вашего выступления не представляет никакой сложности.
Однако помимо получения секретных концовок, ваш рейтинг позволяет ещё и открыть дополнительные плюшки в основном меню игры. Среди них засветились раздел с видео, галереей и музыкой.
О заключении:
Эта игра не единственная в серии Контры, которая вышла на PS2, но начать знакомство на консолях более старших определённо стоит с неё. Старые, легкоузнаваемые элементы классического аркадного шутера в красивой графической обёртке обрадуют ваше самолюбие. Безостановочный экшен, драйв, стрельба из оружия, сражение с нарисованными боссами оставят оскоминку в вашем сердце. Могу сказать по самому себе, как по человеку, игравшему в Контру на NES, в Shattered Soldier произошла реинкарнация величественного бренда, чуть было не канувшего в лету, чуть было не заваленного кучей поделок в виде Metal Slug и других. Возможно, прямо сейчас стоит достать коробочку с игрой, стереть с неё пыль и загрузить на PS2.
Не забудьте пригласить друга или усадить за второй контроллер сестру. Девушкам нравятся подобные игры, ведь зачастую им не хватает насилия даже больше чем парням. Опыт, который вы приобретёте вместе, ощущения, которые испытаете на двоих, будут вспоминаться ещё долгое время. И, наконец, на вопрос, играли ли вы в Контру, вы всегда сможете чётко, уверенно кивнуть головой и ответить “Да”!