Breath of Fire III – Обзор
Серия о мастерах, драконах, феях и рыбалке ещё никогда не была настолько увлекательной. О похождениях синеволосого и синеглазого мальчика-дракона сложены легенды. Если вы ещё не видели ни одной игры серии, то у вас есть неплохие шансы познакомиться с портом 3-ей части для PSP, в которой судьбы совершенно разных героев и рас переплетаются в общем деле.
Вводное слово:
Перед тем как приступить к обзору, хотел бы сделать небольшое отступление. Игра Breath of Fire III – однозначно знаковый и важный проект для индустрии игр и жанра JRPG в частности. К сожалению, так получилось, что с самой игрой я познакомиться долгое время не мог, а про саму серию узнал, только когда Breath of Fire IV приобрела одноклассница в 2002 году. Это произошло даже раньше, чем я увидел свою первую Final Fantasy IX. Помню, как долгое время в 9 классе за партами на уроках мы обсуждали не теорему Пифагора или правила написания в русском языке, а что там, да как в Дыхании Огня 4.
Было сделано предположение, что должны существовать и предыдущие части игры. Поиски увенчались успехом, и я нашёл диск с Breath of Fire III за совершенно смешную даже для школьника старших классов цену. Игра оказалась на английском языке, что мне на тот период, честно говоря, не понравилось. Поиграв немного, я отложил её в сторону. Спустя где-то 5 лет у меня впервые появилась консоль PSP. Почему впервые? Потому что я менял её пару раз. Так вот, просматривая игры для неё, случайно наткнулся на порт игры для PSP. Выпущенный в феврале 2006 года, он должен был во всём оказаться минимум не хуже оригинала. Как-то я всё-таки собрался и откопал у себя игру. Надеюсь, вам будет интересно узнать, что изменилось в игре за прошедшие годы, а что осталось прежним.
Завязка:
В игре переплетаются судьбы дракона и мальчика по имени Риу. Достаточно интересен факт, что в каждой части игры имя главного героя одно и то же, впрочем, как и имя Нина (ещё один, на этот раз, женский персонаж), а события между тем каждый раз происходят в разных мирах. Так вот, игра начинается с момента, когда группа горнодобывающих шахтёров прорывается в заблокированную многолетними слоями пород пещеру. В центре её находится гигантский кристалл с заточённым внутри драконом. Первая мысль – не всегда самая здравая, поэтому искатели приключений освобождают зверюшку, наивно предполагая, что заведут нового домашнего питомца.
Однако мы – свободолюбивые животные. Нам дадут поуправлять драконом и даже поплеваться фаерболами. Бедняги шахтёры… Впрочем, мы не успели к ним привязаться, поэтому расставание должно пройти безболезненно. Следует небольшой забег сквозь пещеры, далее Риу зажимают в углу и скручивают лапы. Будущее дракона сквозь металлические прутья решётки выглядит совсем не безоблачно. Шахтёры решают между тремя крайностями: отдать его в цирк, показывать на выставках тварей или же линчевать и заправить им хороший мясной супчик. Затем клетка с нашим героем вываливается из поезда.
Долго ли, коротко ли, мужчина по имени Рей находит младенца в лесах неподалёку от дома. Это и есть Риу в человеческом обличии, так что молодой человек и не догадывается, кого приютил у своего очага. Он забирает мальчика к себе домой, который расположен в стволе большого дерева. Вот теперь игра по-настоящему началась.
После небольших проблем в соседней деревушке мы отправляемся в путешествие в компании Рея и Типо, рассчитывая добраться до государства крылатых людей Виндии (Wyndia). По сути, понять, что от нас хотят в начале игры сложно. Нас тупо преследуют 2 непонятных существа, чем-то напоминающих минотавров, и лишь спустя десяток часов мы начнём узнавать всю правду о Риу.
Мы поедем, мы помчимся:
Игра принадлежит к очень распространённому жанру консольных проектов JRPG. Даже ещё со вступления становится ясно, чем мы будем заниматься. Бегать по таинственным и непроходимым локациям, заполненным ордами монстров, приятно не столько одному, сколь в компании таких же бесстрашных путников. Вскоре наша партия пополнится новыми компаньонами, каждый из которых примыкает по своей собственной осознанной причине.
Попутно мы будем искать предметы, находить сокровища, сражаться с боссами, как в обличии монстров, так и людей, отовариваться в лавках производственного назначения, посещать деревни и надеяться, что нас не выпрут из каждой следующей. В игре довольно много секретов и боковых квестов, так что вам предстоит отнюдь не обычная прогулка из пункта А в пункт В. Многие персонажи обладают уникальными умениями, пользоваться которыми можно на локациях (сталкивание булыжников, пальба из пистолетов и т.д.). Эти же умения пригодятся для запугивания жителей (из них будут сыпаться монетки).
Окрошка:
Важно не забыть упомянуть, что на карте сражений, как правило, не происходит. Вот, если при переходе через какую-либо зону на карте над головой персонажа появляется восклицательный знак, можно войти в неё и сразиться. К счастью, это необязательно. Здорово, что нам предоставили такой выбор.
Другое дело, если мы сделаем несколько шажочков в пещерах / катакомбах / руинах. Рэндомные сражения озарят нас своим частым появлением. При стандартной формации наша партия находится в правом нижнем углу экрана, монстры и другие противника в левом верхнем. Действия в пылу ожесточённой схватки подразделяются: на обычные атаки, каст разрушительных заклинаний, использование атакующих и восстанавливающих предметов. Также мы можем убежать из сражения, если это позволительно или защититься.
В битвах присутствует важная шкала. Если вы встречаете одного и того же монстра не в первый раз, то над его головой появляется полоска НР, которая гарантировано укажет на количество оставшегося у него здоровья. С боссами данный трюк не пройдёт – они уникальные противники без повторных встреч. Начать сражение можно с преимуществом (если знаки восклицания появились над всеми тремя членами партии) или же вы можете попасть в засаду (если вообще ни один знак восклицания не появился над вашей головой). Всего в битве может участвовать до 6 персонажей.
Мастера мира сего:
Впервые в серии появилась возможность прибегнуть к помощи мастеров. Каждый персонаж может быть учеником одного мастера. При повышении уровня (экспу-то мы за битву наравне с деньгами и лутом зарабатываем) характеристики и статы персонажа увеличиваются в зависимости от того, кто является их мастером. Один увеличивает силу персонажа, другой показатели ума и МР и т.д. Вырастить хорошего и сильного героя, пользуясь услугами лишь одного мастера, не выйдет. Сменяйте их время от времени, благо это ничем не карается.
Ну и, конечно, эти люди в состоянии обучить наших персонажей новым атакам и магии. Прежде всего, необходимо повыситься до определённого уровня под руководством мастеров, после чего вы может вернуться к ним за новой способностью. Как вы понимаете, если в начале игры, набор уровней – занятие достаточно нетривиальное, то чуть позже, даже сильные монстры будут приносить вам относительно немного ЕХР в общем итоге для повышения уровня. Наиболее крутые способности мы получим в самом конце обучения.
Чтобы найти учителей вам придётся приложить небольшие усилия. Ситуация, когда один из них просто выходит к вам на встречу и напрашивается в мастера, не абсурдна, но блика к этому состоянию. В общем, не оставляйте камня на камне и выполняйте боковые квесты, чтобы открыть большинство секретных мастеров, ведь умения преподаваемые ими превосходят все ожидания.
Мои навыки:
Было бы нелогично, если бы новые техники изучались только у мастеров. Основной список скиллов и магий даётся не только с повышением уровня, но и изучается у самих врагов. Для этого монстр должен использовать атаку, которую персонаж может разучить. Вот только шанс у этого дела не 100%, поэтому иногда, даже если вы точно знаете, что данная атака может пополнить ваш арсенал, приходится ждать, пока враг не использует её несколько раз. В серии Final Fantasy подобные умения хорошо известны под называнием “Голубая Магия” (Blue Magic). К примеру, персонаж, обладающий лишь лечебными заклинаниями, только так и может научиться атакующей магии.
Сущность Риу:
Эту игру нельзя было бы называть Breath of Fire, если главный герой не мог превращаться в дракона. Чтобы осуществить задуманное, для начала необходимо найти несколько драконьих генов. Сначала их у вас будет совсем мало, но уже с середины игры выбор станет солиден. Каждый ген позволяет Риу превратиться в разные помеси драконов. Совершенно точно вам следует знать, что в игре можно комбинировать 2-3 гена, чтобы превратить нашего паренька в новый вид и настоящую машину для убийств. Каждый крылатый монстр обладает собственными способностями, и все они превышают человеческое понимание. Максимальное количество возможных комбинаций порядка 987 вариантов.
В виде дракона Риу обладает тонной НР, но за каждый свой ход мы расплачиваемся МР. Когда их количество упадёт до нуля, мы возвратимся в тело человека. Большинство драконов обладают атакой в виде дыхания. Она атакует всех врагов на экране. Также в арсенале есть физические и магические скиллы.
Рыбак рыбака… (нет, это не про известного норвежского певца):
Одна из основных мини игр в Breath of Fire – рыбалка. Как было сказано выше, пункты (fishing spots) можно обнаружить на карте мира. В такой местности мелкая рыбёшка иногда выпрыгивает из воды. Чтобы закинуть удилище, вам нужно, собственно, само удилище и приманка. Если самые простенькие вы можете приобрести в магазине, то более крупную рыбу так не поймать.
Самую лучшую экипировку придётся отыскать в боковых квестах, либо где-то ещё. Потом эту рыбу можно использовать в качестве восстанавливающей закуски или даже продать / обменять на полезные предметы. Чем сложнее поймать / отыскать рыбу, тем больше её ценность. Ну, это вы и без меня знаете.
Лесные феи:
Ещё одна крупная мини игра связана с феями, точнее с их деревенькой, расположенной на опушке леса. Поначалу деревни, как таковой, и нет, но если вы будете вкладывать время и силы в её постройку, то руками фей и их волшебными палочками, инфраструктура вырастет на глазах. Сооружения, которыми можно украсить поселение: магазины, гостиницы, художественную и музыкальную академию (в них можно просмотреть арты и заслушать музыку из игры).
А ещё фей можно отправить на поиск предметов. Несколько лучших предметов в игре находятся именно таким способом. Короче, эта игра стоит свеч.
Внешний вид:
Игра смотрится неплохо … для консолей позапрошлого поколения. Мы знаем много других игр, где 2D-модельки персонажей бегают по 3D-окружению. Выглядит всё это дело не особо качественно, но добротно. Вообще, наверное, всем ролевым играм пойдёт такой стиль, так что утверждать обратное бессмысленно. Более того, нам позволено немного поворачивать камеру из стороны в сторону, тогда как во многих других JRPG того времени даже этого было нельзя сделать! Этой возможности почти всегда хватает оглядеться вокруг, хотя в гористой местности или в особо оживлённом и большом городе могут возникнуть небольшие трудности с ориентацией. Некоторые предметы спрятаны как раз в таких укромных местечках, так что вертите камерой, что есть сил.
Карта мира также присутствует. Вот только она выполнена не в 3D, а в 2D (вид сверху), а путешествовать мы будем по проложенным тропинкам. Камера удалена от карты настолько, что видно большую её часть. Собственно, отсюда мы и попадаем в разные города, замки, подземелья и т.д. В ходе приключений мы примем участие в забавной мини игре “Рыбалка”. Есть несколько мест, где мы можем поудить, доступ к ним тоже осуществляется с мирового глобуса.
Заклинания и техники персонажей в битвах выглядят занимательно. Разнообразия немного, но то, что есть, сделано добротно. Кстати, сами битвы проходят в 2D, так что ничего особо крутого ждать не приходится. За анимацию действий персонажей и монстров разрабам можно ставить твёрдую пятёрку. Всё выполнено в ярком и насыщенном, немного мультяшном стиле, что только идёт игре на пользу. Конечно же, самая крутая вещь в игре – драконы, в которых может превращаться Риу. Каждый из них выглядит уникальным и неповторимым.
Аккомпанемент:
Музыка создаёт игре хорошее настроение и передаёт его каждому игроку. Для каждой локации написан свой трек, так что особо навязчивой мелодия не будет. Воинственно звучат и темы сражения с боссами. Несколько лирических мелодий я разучил, чуть ли не наизусть. Кроме этого сказать особенно нечего.
Отличия PSP-версии:
К сожалению, тут изменений по минимуму:
улучшенная и чуть более насыщенная графика;
дополнительный арт за прохождение рыболовной мини игры;
режим онлайн, который позволяет делиться предметами.
Как видите, никаких новых персонажей или секретных подземелий, так что если уже играли на PSX, то в PSP-порте интерес может быть лишь спортивный.
В итоге:
Если вы ещё не знакомы с этой серией игр, то начните знакомство именно с этой части (а лучше с PSP порта). Breath of Fire I и II уже давно устарели, хотя бы графически, так что на них кайф могут словить лишь настоящие ретроманы. Всем остальным такие путешествия ни к чему.
Придерживаясь стандартной концепции JRPG, эта игра одарит вас десятками часов увлекательного геймплея, разбавленного толикой блужданий по городам, сражений с монстрами и забавными мини играми. Момо, которая стремится стать гениальным учёным, свободный вор Рэй, принцесса, Нина, которая хочет отказаться от королевства и даже луковица Пеко помогут вам в приключении. Перевоплощения героя в дракона, интересные и неожиданные перипетии сюжета ждут впереди. Ну а благодаря портативности поиграть теперь в неё можно в любой момент.
Немного артов напоследок: