Bioshock как произведение искусства
Бывают игры, которые проходишь и забываешь на следующий день об их существовании. Бывают игры, которые запоминаются работами художника/композитора/сценариста. А бывают такие игры, которые запоминаются шикарными работами художников, композиторов, которые смогли сделать саундтрек, который отлично вписывается в геймплей, сюжет, который никогда не забудешь, а после прохождения еще и задумаешься над событиями игры.
Такой набор встречается редко. Но шесть лет назад вышла игра, которая понравилась мне с первых же кадров, купил ее, как только она вышла… Проходил ее на слабеньком компьютере, требования к «железу» были высоки, приходилось играть на минимальных настройках графики… В последствии, игру прошел не один раз.
ВНИМАНИЕ: В ТЕКСТЕ МНОГО СПОЙЛЕРОВ!
По ходу игры предстоит повстречать самых разных людей. Но все они с прогнившими насквозь душами, помешанные на славе, а еще и на плазмидах. Последнее – местная разновидность наркоты… только эта дурь действительно дает сверхчеловеческие способности.
Наш герой, Джек, попадает в Рэпчур (да, буду называть его именно так, «1С» в свое время перевела название города дословно, что не очень хорошо: достаточно глянуть в словарь, и вы поймете, что слово имеет несколько значений, одно из которых является полным антиподом тому, где на самом деле находится город), причем, не в первый раз. Он – уроженец города – утопии. Пока он плывет к месту действия, в батисфере на экране появляются слайды с Эндрю Райаном – основателем Рэпчур (к слову, родился он в России, еще при императоре, сбежал в США от большевиков), а из динамика вещают его речь: Я — Эндрю Райан, и я пришел, чтобы спросить у вас: разве не имеет права человек на то, что зарабатывает в поте лица своего? Нет, говорят нам в Вашингтоне. Всё принадлежит бедным. Нет, говорят в Ватикане. Всё принадлежит богу. Нет, говорят в Москве. Это принадлежит всем. Я отверг эти ответы. Вместо них я выбрал нечто иное. Я выбрал невозможное. Я выбрал … Восторг. Город, где художник не боится цензора, где великое не ограничено малым, где учёного не стесняет ханжеская мораль… Восторг может стать и Вашим городом тоже.
Оригинальная фраза на английском:
I am Andrew Ryan, and I'm here to ask you a question. Is a man not entitled to the sweat of his brow? 'No!' says the man in Washington, 'it belongs to the poor.' 'No!' says the man in the Vatican, 'it belongs to God.' 'No!' says the man in Moscow, 'it belongs to everyone.' I rejected those answers; instead, I chose something different. I chose the impossible. I chose… Rapture. A city where the artist would not fear the censor; where the scientist would not be bound by petty morality; where the great would not be constrained by the small! And with the sweat of your brow, Rapture can become your city as well.
Как только мы попадем в город, некто по имени Атлас начнет нам пудрить мозги по рации – мол, помоги спасти мою семью, а я тебе помогу выбраться из города… А на самом деле – Атлас – всего лишь маска, под которой скрывается злодей по имени Фрэнк Фонтейн. Кстати, с ним придется сражаться в конце игры.
Сюжет повествует о том, как идет вымирание личностей некогда гениальных людей, с огромными амбициями… Но не все у них сложились – они в Рэпчур, городе, где собрано элитарное сообщество из музыкантов, художников, политиков. Каждый из жителей – по-своему интересная личность, со своей историей. С ними мы знакомимся через аудиодневники, которые разбросаны повсюду. В них можно услышать и радость, и горечь, и слезы… Да и много полезной информации, необходимой для прохождения игры там много. А эти сплайсеры… бездушные монстры, в которых от вида Homo Sapiens осталось только строение тела. Как внешне, так и душевно – они уроды. Уроды, которых сгубило тщеславие и АДАМ. И тем не менее, можно встретить сплайсера, который напоминает женщину… она будет стоять, что-то шептать в коляску… Однако в коляске той пусто.
АДАМ – вещество, на котором жители Рэпчур помешаны. Вырабатывается оно морскими моллюсками, однако, моллюски не в состоянии вырабатывать вещество в больших количествах. Поэтому было решено использовать «маленьких сестренок» маленьких девочек, которые стали носителем этих моллюсков в своем теле. Таким образом, девочки стали заложницами Рэпчур – их приставили к «большим папочкам» мутантам в водолазных костюмах и с огромным буром – для охраны. "Сестренки» стали мишенью для сплайсеров, которым нужна очередная доза.
Вообще, Bioshock кладезь интересных цитат и высказываний. Философия в игре сочится через край. Возможно, по этой причине многим игра кажется скучной. Но те, кто увлекаются философией, или просто любит такие произведения, которые запоминаются, и над которыми можно подумать – оценят игру по достоинству.
Теперь о геймплее. Он тут необычен. Нам дают не только пушки (которые, кстати, можно модифицировать – увеличивать магазин, повышать скорострельность и урон), но и, конечно, плазмиды. Последних в разы больше, чем привычного оружия. Первый плазмид, который нам дают – электрошок – позволяет открывать некоторые двери, убивать врагов, стоящих в воде. Можно по щелчку пальцев разжечь огонь – если на полу разлита какая-нибудь горючая смесь, то достаточно ее поджечь, и враги будут визжать от боли в итоге от них останутся одни угли. Можно превратить свои руки в улей – зрелище не из приятных… в руках появляются дырки, из которых вылетают пчелы. Думаю, не надо объяснять, что будет, если пустить стайку черно-желтых в бедного сплайсера. А еще можно почувствовать себя Дартом Вейдером – есть телекинез. Да, тут можно бросаться во врагов любым подвернувшимся предметом. А можно телекинезом доставать труднодоступные предметы. Вообще, плазмидов тут великое множество. Каждый имеет свой особый эффект. Плазмиды можно улучшать: повышать дальнобойность телекинеза, увеличивать мощь огня, электричества, и так далее.
Еще есть генные тоники: они дают много полезных плюшек, например, «электроплоть» повышает урон от электрошока и защищает игрока, если тот стоит в воде, от электричества. «Скоростной взломщик» понижает скорость потока в трубах при взломе, «уход от охраны» турели и камеры слежения замечают игрока с опозданием на пару секунд. Так же, как в случае с плазмидами, тоники тоже можно прокачивать.
Есть огнестрельное оружие: от револьвера до гранатомета, а так же распылитель химикатов и арбалет. У всех типов оружия есть по три типа патронов. Оружие можно улучшать в специальных автоматах, причем бесплатно. Однако улучшить можно только одно оружие, после чего автомат закроется.
Для того чтобы вести бой более эффективно, нужно уметь совмещать плазмиды и оружие, для этого порой нужно включить смекалку. Результатом может стать вполне эпичное зрелище враги мечутся в агонии от боли, большой папочка кидается на них с буром, а турель расстреливает их всех вместе… вам останется только стоять в сторонке и наблюдать.
Дизайнеры и композиторы потрудились на славу! У них получилось воссоздать атмосферу шестидесятых: повсюду слышен джаз, играющий из граммофонов, висят плакаты с рекламой плазмидов, АДАМа, афиши… Все помещения выдержаны в едином стиле – они просторны, невероятно красивы и разнообразны, все выполнено в едином стиле арт-деко. А коридоры, по которым можно перейти из одной части здания в другую, прозрачные – можно наблюдать за подводной фауной… А иногда можно увидеть большого папочку, который ремонтирует что-то.
Саундтрек содержит лицензированные треки известных исполнителей того времени. Но русскому геймеру запомнится сцена, где нужно будет сражаться с людьми Коэна, и на фоне будет играть «Лебединое озеро» Чайковского.
В графическом плане игра смотрится тоже довольно хорошо, однако, в том же году вышел первый Crysis… Тогда многие критиковали Bioshock за то, что, мол, в игре используется графика не самая современная. Однако, это одна из первых игр, использующих DirectX 10 (сейчас уже не поиграть под ним – нужна Windows Vista). Тут и шикарные эффекты с водой, огнем… И про все недочеты в техническом плане быстро забываешь, когда видишь эти шикарные интерьеры, слышишь прекрасный саундтрек.
Игра вышла просто замечательная. Она не для всех – не каждый осилит сюжет, не каждому понравится такой геймплей. Однако Bioshock стала современной легендой, примером того, что в играх с идеальным сюжетом может быть прекрасный, не однокнопочный геймплей.
Кстати, изначально она была эксклюзивом для PC и Xbox 360, но спустя год, получила релиз для Playstation 3, с некоторыми плюшками, вроде нового уровня сложности и загружаемого контента.
Немного о русскоязычном издании от «1С». Оно отвратительное. Начнем с того, что название подводного города можно перевести по-разному, и в принципе, каждое из этих значений слова будет вполне применимо к городу.
Но на этом беды не заканчиваются – актеры дубляжа переигрывают, а перевод самих аудиодневников порой бывает некорректным, теряется смысл некоторых фраз.
А еще названия некоторых локаций заставляют невольно задуматься над фантазией переводчиков – в игре ох как много двусмысленных фраз и названий!