Бесплатные платные игры
На этой неделе слишком уж часто упоминаются покупки в мобильных играх, причем даже в довольно крупных СМИ. Я решил разобраться, в чем же дело и заодно высказать свое мнение.
Все началось со статьи об игре Real Racing 3, где приводилось исследование того, что в бесплатной игре нужно заплатить более 500 долларов за то, чтобы разблокировать все машины.
http://habrahabr.ru/company/apps4all/blog/170773/
http://www.148apps.com/news/503-ios-racing-game-shocking-reality-iap-real-racing-3/
Читал я статью с большим удивлением от начала и до конца. Ведь покупки есть в практически каждой мобильной игре для iOS и Android с такими же ценами. Кроме того, для прохождения Real Racing 3 на 100% не нужно вкладывать вообще ничего! Чем же таким особенным является данная игра? Могу только сделать вывод, что кому-то нечем было заняться, или статья заказная. Не не об этом речь.
Следующей каплей стала другая новость о мальчике, который за 10 минут купил для iOS игры товаров более чем на 2500 долларов.
http://4pda.ru/2013/03/02/91840/
Статья меня, опять же, ничем особенным не удивила, но читая комментарии я нигде не увидел замечания, что внутриигровые покупки на iOS можно заблокировать на уровне устройства для всех игр в принципе! Снова удивившись такой безграмотности пользователей профильного для новости ресурса, я уже начал думать о том, чтобы написать статью.
Наконец, прочитав комментарии о «сволочах-разработчиках», «продажных EA» и даже «куда катится индустрия», не выдержал.
Эффект толпы
Начнем мы с этого, не очень хорошего человеческого качества, а именно стадного чувства. В жизни существуют такие явления, которые принято ругать. Почта России, операторы сотовой связи, и вот покупки в играх. Напишите на любом форуме, как у вас украли посылку, и вы увидите сотни комментариев на тему плохой Почты. Причем, будет куча негативных отзывов от тех, кто… никогда Почтой России и не пользовался, в силу возраста или ненадобности.
Провинились все эти компании лишь тем, что работают с миллионами людей, а здесь без ошибок не обойтись. Мне, как человеку, к которому все посылки Почты России приходят вовремя и целыми, ровно как и МТС не украл ни единого цента, все это также непросто понять.
Теперь же мне предстояло читать множество отзывов людей, у которых микротранзакции разрушили жизнь, хотя об Айфонах и Айпадах они слышали лишь на Lurkmore.ru
Приступаем.
Реальные деньги в виртуальной игре
Для операционной системы iOS они так и называются - in-app purchases (дословно, покупки внутри приложения). Google со своим Андроидом, как всегда, не успел, поэтому там они не называются никак. Но есть.
В прессе есть устоявшееся название «микротранзакции». Впрочем, не такие уж они и микро, в большинстве игры цены только за разовую покупку доходят до стоимости лицензионного The Elder Scrolls V: Skyrim.
Эти покупки внутриигровых предметов и возможностей, деньги за которые снимаются с вашей настоящей кредитной карты.
На iOS и Андроид периодически запрашивается пароль с аккаунта, чтобы совершить покупку.
На iOS существует возможность запретить внутриигровые покупки, защита осуществляется 4-значным кодом. Этих мер вполне достаточно, чтобы ваш ребенок не смог потратить ни копейки, если планшет попадет к нему в руки. Пока вы не скажете ему пароль…
Откуда это берется?
Эти очевидные вещи приходится говорить, так как, получается, немногие это способны понять с первого раза.
Итак, чтобы сделать игру для Андроида и iOS (здесь и далее, я рассматриваю только эти системы, так как они наиболее популярны, и в них распространены эти самые покупки), нужны деньги. Можно уточнить, что в случае Андроида это не всегда верно, так как там за вечер можно написать Hello World-приложение, и его спокойно опубликуют. Для iOS система модерации в разы серьезнее.
https://itunes.apple.com/ru/genre/ios/id36?mt=8
https://play.google.com/store?hl=ru&tab=w8
Бюджет даже примитивной российской игрушки, рассчитанный на немаленькую аудиторию, составляет, как правило, несколько миллионов рублей. Однако в обоих указанных каталогах приложений полно бесплатных игр. В чем же дело? Игровые приложения бывают:
- платные за них нужно заплатить некую сумму, изначально зависящую от разработчика
- бесплатные с рекламой + платный вариант без нее бесплатные версии указанных ранее приложений. Обычно рекламу можно отключить, заплатив цену полной версии платного приложения. Как вариант, полная версия содержит более серьезный функционал, который, впрочем, не делает бесплатную игру демоверсией
- демо-версии нормально работающее приложение, которое требует оплаты для доступа к полной версии (при той же цене)
- полностью бесплатные игры установил, и играй. Альтернатив таким нет, даже если разработчик решил встроить туда рекламу, то никуда вы ее не денете, даже если захотите заплатить
- игры, с возможностью добровольной оплаты идентичные версии одного приложения, но вторую можно купить, тем самым помогая разработчику сводить концы с концами. А можно и не покупать
И вот те самые внутриигровые покупки могут быть везде, разве что отсутстсвовать в демо-версиях (иначе было бы уже вообще круто).
Зачем это нужно?
Все просто внутриигровые покупки упрощают игровой процесс за реальные деньги, а в это время приносят разработчику дополнительный доход. Вы бы отказались от дополнительного дохода за свое приложение?
Более того, для бесплатных приложений это единственный источник дохода, не считая рекламу. И он должен быть полностью опционален.
Есть правила хорошего тона:
- такие покупки не могут быть необходимы для сюжетного прохождения игры (если это можно назвать сюжетом). Вся игра должна проходиться без вложений, сколько бы времени этого не требовало
- покупки не должны давать явных преимуществ перед другими игроками, которые играют бесплатно. Это правило практически всегда нарушается, но вот в чем дело. В многопользовательских играх у вас всегда есть возможность выбрать, с кем и против кого дружить. И вовсе необязательно нарываться на того, кто играет исключительно за реальные деньги
За все время использования мобильных приложений мне не встретилось ни одной популярной игры, где эти правила бы явно и грубо нарушались, что не давало возможность пройти игру.
Какие бывают покупки?
Мы переходим к самому главному. Сейчас я рассмотрю некоторые (хотелось бы верить, что все, но утверждать не буду) виды внутриигровых покупок и посмотрим, как они влияют на игровой процесс.
Определим степень «серьезности» (severity) игровой покупки:
- низкая: полностью опциональная и не нужна для наслаждения игровым процессом
- средняя: опциональная, но которой так и хочется воспользоваться, ибо разработчики в чем-то все же ограничили игрока
- высокая: без этой покупки невозможно продвинуться по сюжету
Далее я буду перечислять все, что связано с этими покупками.
Twitter и Facebook
Это косвенно связано с оплатой, но тем не менее эти иконки все чаще приветствуют нас в мобильных играх. Разработчикам выгодно, чтобы вы подключили свои аккаунты. И не для того, чтобы читать вашу почту, а чтобы вы делились радостью по поводу достижений, полученных в игре, со своими друзьями.
А чем больше друзей будут играть в игру, тем больше вероятность, что они там что-то купят. Вот и все.
Кроме того, понты на весь Фейсбук, и все такое.
Отключить рекламу
Обычно эта кнопочка предлагается сразу или после нескольких показов рекламы. За стоимость полного приложения вы полностью отключаете рекламу.
Серьезность: средняя иногда полноэкранная реклама идет каждый уровень, что хочется просто взять и уе… отключить, благо недорого.
Полная версия
Кнопка, присутствующая в демо-версии. Оценивать ее как-то сложно, обычно она просто переадресует в маркет, где можно купить обычную полную версию, как любое другое приложение.
Ресурсы, ненужные для прохождения
В играх, где присутствует экономика, то есть возможность что либо покупать за золото, обычно есть и другой способ оплаты. Например, кристаллы в Битве Стихий
https://play.google.com/store/apps/details?id=com.gameinsight.battleandroid
Или печенье в Pirate Hotel Tycoon
https://itunes.apple.com/us/app/pirate-hotel-tycoon/id569430553?mt=8
Суть простая: не хватает обычных денег заплати кристаллами. Нет кристаллов купи их. Обычно этот ресурс можно только покупать, в игре он выдается мало.
Серьезность: низкая ресурс необязателен и опционален. Игрок может продолжить копить основную валюту, как требует игра
Ресурсы, нужные для прохождения
А это уже обычные деньги, а также всякая древесина и камень в строительных играх. Это ресурсы в Dead Space 3, например, которые также можно купить за настоящие деньги.
Суть: не хватает денег на постройку дома? купи их
Серьезность: низкая (если в игре есть чем еще заняться или же зарабатывать деньги интересно, например в ходе миниигры), средняя (если в игре заняться нечем, приходится ждать, хотя так и хочется купить и поскорее продолжить игру)
Сокращение времени ожидания
Также бывает в строительных играх. Дом может строиться несколько часов, за деньги же вы это время убираете. Возможно, требует тех самых опциональных кристаллов, которые также доступны за деньги.
Серьезность: низкая время постройки предусмотрено разработчиками, хотите ускорить платите. Например, прокачка некоторых приемов в EVE Online занимает месяцы реального времени. И там заплатить нельзя.
Сходите выпейте чаю.
Восстановление энергии
В некоторых играх каждое действие игрока требует неких очков действия. Когда они заканчиваются, остается ждать или… заплатить за их восстановление.
Серьезность: средняя как правило, делать в игре в это время просто ничего нельзя. Приходится уходить. А может, расзработчики просто заботятся о нас?
В хороших играх, вроде Diamond Dash есть всплывающие обновления вне игры, сообщающие, что можно возвращаться и играть дальше. Очень удобно.
https://itunes.apple.com/ru/app/diamond-dash/id461402734?mt=8
Покупка вещей
Куча предметов, которые можно купить только за реальные деньги. Так или иначе облегчают игру. Или не облегчают.
Серьезность: низкая всегда хватает, что покупать и за нормальную игровую валюту.
Новые геймплейные возможности
Нечасто встречающаяся вещь. Например, в Angry Birds можно купить дополнительные разрушающие способности для летающих птиц. В Cut the Rope это красивая анимация управления конфетой с помощью телекинеза. В Pudding Monsters волшебные грибы позволяют мгновенно пройти уровень с лучшим результатом.
https://play.google.com/store/apps/details?id=com.zeptolab.monsters.free.google
Серьезность: низкая отбивает интерес прохождения, ведь игры можно пройти и без этих возможностей, тем самым повысив свою самооценку.
Покупка за… рекламу
Некоторые игры предлагают все вышеперечисленное за некие виртуальные монеты, которые можно заработать заданиями от спонсоров. Например сервис GetJar позволяет скачивать рекламные приложения и запускать их, тем самым обеспечивая разработчикам необходимое число скачиваний, а игроку те самые возможности, но бесплатно.
Вы не поверите, но таким образом вы даже приносите больше доходу разработчику, чем если бы просто заплатили. Да и не только одному, а нескольким.
Итоги по публикациям
История с Real Racing 3 никак не ухудшит репутацию игры или компании EA. Наоборот, это привлечет к ней больше внимания, а значит покупки будут совершаться чаще, чем могло быть. Сами покупки в игре ничем не отличаются от десятков тысяч других, ни ценой, ни функционалом.
История с мальчиком и баблом. Игра там не называется, но это и не важно такое можно провернуть и с другими играми. Например, на тестовом аккаунте для игры Cut the Rope я трачу примерно 100 долларов минуту. Некоторые считают возвращение средств семье поражением Apple в некой священной войне, однако они так делают каждый день для десятков игроков. Разработчики при этом беднее также не станут.
А как у вас?
Какие виды игровых покупок, кроме перечисленных, встречали вы? Делитесь интересными.
Или наоборот какое вопиющее вымогательство вам попадалось? Да еще такое, что и игру не пройти.
Будет интересно увидеть ответы в комментариях.
![](/files/user/63249/avatars/60x60C/azraili_4ac94e03.png)
![](/files/user/44905/avatars/60x60C/chronos_2f58d479.jpg)
![](/files/user/63249/avatars/60x60C/azraili_4ac94e03.png)
![](/files/user/44825/avatars/60x60C/blindhawkeye_d09d044f.jpg)
![](/files/user/63249/avatars/60x60C/azraili_4ac94e03.png)
![](/files/user/44905/avatars/60x60C/chronos_2f58d479.jpg)
![](/files/user/63249/avatars/60x60C/azraili_4ac94e03.png)
![](/files/user/44905/avatars/60x60C/chronos_2f58d479.jpg)
![](/files/user/63249/avatars/60x60C/azraili_4ac94e03.png)
![](/files/user/70563/avatars/60x60C/efes_8f2d53c4.jpg)
![](/files/user/4987/avatars/60x60C/channard_1318b662.png)
![](/files/user/44825/avatars/60x60C/blindhawkeye_d09d044f.jpg)
![](/files/user/63249/avatars/60x60C/azraili_4ac94e03.png)
![](/files/user/4987/avatars/60x60C/channard_1318b662.png)
![](/files/user/44905/avatars/60x60C/chronos_2f58d479.jpg)
![](/files/user/54657/avatars/60x60C/artz_25742293.jpg)
![](/files/user/70563/avatars/60x60C/efes_8f2d53c4.jpg)
![](/files/user/70563/avatars/60x60C/efes_8f2d53c4.jpg)
![](/files/user/54657/avatars/60x60C/artz_25742293.jpg)
![](/files/user/70563/avatars/60x60C/efes_8f2d53c4.jpg)
![](/files/user/54657/avatars/60x60C/artz_25742293.jpg)
![](/files/user/70563/avatars/60x60C/efes_8f2d53c4.jpg)
![](/files/user/70563/avatars/60x60C/efes_8f2d53c4.jpg)
![](/files/user/54657/avatars/60x60C/artz_25742293.jpg)
![](/files/user/59249/avatars/60x60C/kamikadse_0b81b173.jpg)
![](/files/user/50484/avatars/60x60C/sairen_ae0e2440.jpg)
![](/files/user/59249/avatars/60x60C/kamikadse_0b81b173.jpg)
![](/files/user/54657/avatars/60x60C/artz_25742293.jpg)
![](/files/user/59249/avatars/60x60C/kamikadse_0b81b173.jpg)
![](/files/user/50484/avatars/60x60C/sairen_ae0e2440.jpg)
![](/files/user/59249/avatars/60x60C/kamikadse_0b81b173.jpg)
![](/files/user/50484/avatars/60x60C/sairen_ae0e2440.jpg)
![](/files/user/50484/avatars/60x60C/sairen_ae0e2440.jpg)
![](/files/user/54657/avatars/60x60C/artz_25742293.jpg)
![](/files/user/50484/avatars/60x60C/sairen_ae0e2440.jpg)
![](/files/user/54657/avatars/60x60C/artz_25742293.jpg)
![](/files/user/50484/avatars/60x60C/sairen_ae0e2440.jpg)
![](/files/user/54657/avatars/60x60C/artz_25742293.jpg)
![](/files/user/1046/avatars/60x60C/7777_10181139.jpg)
![](/files/user/70563/avatars/60x60C/efes_8f2d53c4.jpg)
![](/files/user/1046/avatars/60x60C/7777_10181139.jpg)
![](/files/user/70563/avatars/60x60C/efes_8f2d53c4.jpg)
![](/files/user/1046/avatars/60x60C/7777_10181139.jpg)
![](/files/user/70563/avatars/60x60C/efes_8f2d53c4.jpg)
![](/files/user/1046/avatars/60x60C/7777_10181139.jpg)
![](/files/user/44905/avatars/60x60C/chronos_2f58d479.jpg)
![](/files/user/1046/avatars/60x60C/7777_10181139.jpg)
![](/files/user/44364/avatars/60x60C/louis_99f2d602.jpg)
![](/files/user/70803/avatars/60x60C/jrpgfan_e13f284f.jpg)
![](/files/user/54657/avatars/60x60C/artz_25742293.jpg)
![](/files/user/62489/avatars/60x60C/chan_f943ce18.jpg)
![](/files/user/70803/avatars/60x60C/jrpgfan_e13f284f.jpg)
![](/files/user/70803/avatars/60x60C/jrpgfan_e13f284f.jpg)