Героев нужно знать в лицо. #2. Хироси Ямаути (Hiroshi Yamauchi)
В таком далёком 1889 году Фусадзиро Ямаути основал в Киото небольшую фирму (количество её сотрудников едва ли достигало 50 человек) по производству очень популярных в Японии игральных карт ханафуда. Долгое время данная организация занимала лидирующую позицию по производству оригинальных карт ручной работы. Название у этой фирмы было весьма запоминающимся – Nintendo, что в переводе с японского означает «Оставь удачу небесам».
Хироси Ямаути приходился правнуком основателю фирмы и вступил в должность руководителя в 1949 году, ему было всего 20 лет (Здесь прям так и хочется вставить фразочку типа «а что ТЫ сделал в 20 лет» xD). В силу своей амбициозности, настойчивости и упрямства он недолго следовал традициям фирмы. Ему хотелось славы на мировой арене, а производство игральных карт такого дать не могло, т.к. карточный бизнес стремительно терял прибыль.
Съездив пару раз в Европу, Хироси занялся активной реорганизаций – поменял все кадры на предприятии и кардинальным образом изменил сферу деятельности фирмы. Его сотрудники вспоминали, что он был весьма суровым руководителем, мог уволить за любую провинность, редко улыбался, все дела решал четко и вдумчиво. Всего за несколько лет он, словно назло сплетням, что он «папенькин сынок», «слишком зелен и неопытен», установил абсолютную власть на Nintendo и развернул весьма агрессивную политику, взяв курс на мировую славу. Производство игральных карт не останавливалось, и даже модернизировалось, но чем только не занималась фирма параллельно… Вначале Ямаути инвестировал деньги в рис быстрого приготовления. Но дело закончилось провалом. Потом – в изготовление бейсбольных бит. Провал. Потом – спортивных лазерных пистолетов. Провал. Потом – такси-сервис. Провал. Потом – гостиницы-любви. (Да, чёрт побери, не трите глаза, всё верно! Пару лет Nintendo помогало несчастным японцем получить хотя бы платный часок всепоглощающей любви). Однако и это дело завершилось провалом. Нужно отдать должное упорству этого человека около 10 лет Ямаути всеми правдами и неправдами старался вывести фирму, детище своего деда и прадеда, на мировую арену. Он падал и снова поднимался, не теряя веру и надежду. И вот наконец в 1959 году состоялась сделка, которая в дальнейшем определила ход развития Nintendo. Ямаути подписал договор с Disney, лицензировав знаменитых персонажей вроде Микки Мауса, чтобы отпечатать новую линейку игральных карт для детей. Продажи и, соответственно, прибыль подскочили, и Хироси сориентировался мгновенно – фирма вновь изменила профиль, отказалась от всех побочных инвестирований и взяла цель на продукцию для детей. На дворе было начало 70-х годов, и Nintendo пошла в гору, став одной из ведущих компаний по производству детских игрушек. Молодой сотрудник, инженер, дизайнер по имени Гумпей Ёкои (о нём мы поговорим более подробно в следующих выпусках) создавал игрушки, которые сметали с полок магазинов в мгновение ока. Дети пищали от восторга при виде оригинальных Ultra Hand (устройства из скрещенных реек, нажав на рукоятки которого, можно было схватить удаленный объект) и Ultra Pitch (устройства, автоматически подающее бейсбольный мяч). Кому интересен полный список игр вам сюда. ;)
Наступала эпоха, когда технологии развивались стремительнейшим образом. Американские компании Atari и Magnavox уже выпустили на американский рынок собственные игровые устройства для телевизора. Однако, как ни странно, японские компании по производству игрушек не стремились использовать в своих продуктах технологические новшества. Но Ямаути понимал, что так далеко не уедешь и решил идти в ногу со временем. Было выпущено несколько электронных игр, увидев популярность которых, Хироси уверился, что двигается в правильном направлении. Совсем скоро с Atari был подписан контракт на производство и распространение аркадных автоматов Pong в Японии и Nintendo уверенно взяла курс на видеоигры. Ориентируясь на опыт Atari, была выпущена собственная консоль Color TV Game 6, а ещё чуть позже Color TV Game 15. А к концу 70-х было принято решение разрабатывать собственные игры. В компании появился новый сотрудник по имени Сигеру Миямото (о нём мы тоже еще успеем поговорить более подробно), в котором Ямаути смог разглядеть талант и который в дальнейшем сыграл одну из главных ролей в развитии Nintendo. В начале 80-х произошло сразу 3 события, вознесших Nintendo, Сигэру Миямото представил миру игру «Donkey Kong», Гумпей Ёкои разработал первую портативную игровую консоль с ЖК-экраном и микропроцессором под названием «Game & Watch» (пиратским способом выпущенная в Советском Союзе как «Ну, погоди!», «Тайны океана» и «Веселый повар» и т.д.), а потом «мир дрогнул» =) ибо на свет родилась Famicom (Family Computer)…
Но год на дворе был 1983, в мире разгорался кризис видеоигр, и только благодаря хитрой бизнес-модели, разработанной Ямаути, Nintendo удалось удержаться на плаву. Талантливый руководитель компании предложил ориентироваться не на прибыль от продаж аппаратной части (как делали все остальные), а на прибыль от продаж программного обеспечения. Famicom появилась в продаже по цене гораздо ниже (почти в 2 раза), чем её конкуренты (SG-1000 и японский вариант Atari 2800). Система Famicom была очень простой для программирования и скоро разработчики игр буквально ползали на коленях перед Ямаути, умоляя позволить сделать игру на его устройство. В то же время компания претерпела реорганизацию – Хироси разбил штат на 3 (а позже и больше) подразделения и позволил им конкурировать друг с другом. Такой способ действовал до нельзя хорошо, потому как похвала Ямаути была непомерна велика, он высоко оценивал труд, поощрял, поэтому сотрудники старались угодить ему изо всех сил.
В конце 80-х началась работа над 16-ти-битной игровой системой. Ямаути выразил желание об обратной совместимости игр со старой консоли на новою консоль. Это была принципиально новая идея и аргументировалась тем, что родители не будут покупать детям новую консоль, если она не будет поддерживать игры со старой. Однако на данном этапе инженеры не смогли решить эту проблему, так как совместимость автоматически приводила к удорожанию консоли на 75$ и Ямаути на это не пошёл. А новую консоль было решено усовершенствовать за счёт улучшенной цветовой гаммы.
После выхода Super Famicom в 1990 году Nintendo было не сдержать… вышла Nintendo 64, а потом GameCube…Во главе компании по-прежнему стоял Ямаути, однако он чувствовал, что старость всё больше и больше отягощает его.
«Есть должности, говорил он, с которых нужно успеть вовремя уйти, чтобы тебя запомнили уходящим, а не выгнанным. Если бы у меня была гарантия того, что я могу вечно оставаться здоровым, то я бы еще подумал о своем уходе. Но поскольку никто не может дать такой гарантии, я сделал свой выбор. Никто не говорил мне о том, что мне нужно уйти в отставку — это решение я принял самостоятельно»
В 2002 году Хироси Ямаути покинул пост, который он занимал более полувека. Его сын Кацухито не захотел продолжать династию, так как был достаточно известен совершенно в другой сфере, и на пост руководителя Nintendo пришёл глава подразделения корпоративного планирования Сатору Ивата. Ещё два года Ямаути был председателем совета директоров, но в 2005 году по состоянию здоровья вышел из правления, однако остался крупнейшим акционером компании. Несмотря ни на что, он принимал активное участие в жизни Nintendo, предлагая идеи и раздавая советы. Разработка и производство той же Nintendo DS началось с его подачи, Ивата долгое время не решался на такие инновации.
До последнего дня жизни Хироси Ямаути был сердцем компании. К сожалению, его собственное сердце перестало биться 19 сентября 2013 года. Этому великому человеку было 85 лет… Он был человеком крайностей, человеком, идущим на риски ради того, чтобы подарить миллионам людям по всему миру радость, он был тем, кто создал великую Nintendo – одну из самых значимых компаний в мировой индустрии консолей и видеоигр.