Героев нужно знать в лицо. #1. Нолан Бушнелл (Nolan Bushnell)
Сегодня стартует проект, который призван рассказать вам, уважаемые СФ-куны, СФ-чаны и СФ-тяны, о наиболее важных (естественно, на мой скромный взгляд) людях в игровой индустрии. Всего мною запланировано 30 выпусков, до марта я более-менее свободен, так что надеюсь, успею воплотить в жизнь всё, что задумал. ;)
У каждого фаната, чему бы он ни поклонялся и что бы ни любил, есть свои идолы и кумиры. Иконизация, канонизация, культ личности, как ни назови, но он присутствует у всех –манов и –филов. Что ж, у геймеров такое явление тоже имеет место быть. А почему же нет? Ведь за каждой игрой стоят талантливые, оригинальные, целеустремленные Личности, которые зажигают пламя в наших сердцах и дарят столько положительных эмоций. Но кто знает, по каким тернистым дорогам шли эти люди, дабы донести до нас идеи своих игр, своей музыки, своих артов, кто знает, чего им стоило добиться успеха и известности, каким образом им пришла в голову та или иная идея, для чего или может быть для кого они созидали?
Сразу скажу, последовательность, в которой я буду рассказывать о знаменитых людях игровой индустрии – это никоим образом не рейтинговая система, это просто лично мной составленный список тех, кто, опять же на мой взгляд, когда-то изменил (или сейчас меняет) ход развития индустрии видеоигр. Все статьи написаны чисто на энтузиазме, с совершенно отсутствующим писательским талантом х) и основаны на разнообразном материале (это и статьи, и интервью, и заметки) из интернетов. Я не буду писать в стиле школьных учебников – родился, женился, создал, умер – а расскажу только о некоторых интересных фактах биографии и самых значимых достижениях. =)
Let’s Rock!
«The number of people who have told me that they met their future spouse playing Pong is huge." Nolan Bushnell
Сегодняшний выпуск посвящен человеку, который достаточно широко известен в мире не только как «отец видеоигр», но и как «первый и единственный босс Стива Джобса», а именно – мистеру Нолану Бушнеллу.
Несмотря на то, что этому необычному, неординарному человеку идёт уже 72-й год, он ни на минуту не прекращает творческого поиска, всегда придерживается резвого ритма жизни и двигается в ногу со временем.
Его активная деятельность в мире видеоигр началась в 1972 году, когда он вместе с несколькими единомышленниками основали Atari Corporation, которая уже к началу 80-х стала одной из самых быстрорастущих компаний США и до 1984 года занимала лидирующее положение на рынке видеоигр.
Мало кто знает, но изначально Бушнелл со своим другом и компаньоном Тедом Дабни создали компанию Syzygy. Немного погодя выяснилось, что такое имя в базе данных Калифорнии уже существует. Название необходимо было оперативно менять. Бушнелл, как заядлый любитель игры в го (китайская логическая настольная игра), после некоторых раздумий выбрал японское слово атари, которое означает (применимо к го) камень или группу камней, над которой нависла угроза захвата соперником. И уже в июне 1972 года компания Atari явила миру себя публично и официально.
Для начала молодые энтузиасты планировали выпустить некое подобие автомобильной игры, но немного погодя Нолан увидел демонстрацию приставки Magnavox Odyssey и одну из игр на ней, похожую на теннис (пинг-понг). Посовещавшись с коллегами, он решил сделать аркадную версию этой игры, которая будет позже названа «Pong». В конце 1972 года идея была реализована. Конечно же, это привело к иску со стороны представителей Magnavox, однако слава Pong гремела громче, чем ворчали адвокаты. Игра стала мега-популярной, а после того, как в 1975 году Atari выпустили её домашнюю версию, компанию настиг небывалый успех. Учитывая скорость развития компьютерной индустрии тех времён, это был очередной прорыв. Много позже игра Pong попала в список самых копируемых и популярных объектов для подражания игр в истории.
С 1973 по 1980 компания бросила все силы на разработку и выпуск игровых приставок. Одна за одной выходили Atari 2600, Atari 400, 800, XL и XE. Эти консольки были доминирующими на рынке около 10 лет. Первой успешной приставкой с играми на картриджах стала Atari 2600. Самыми популярными играми на ней были Pac-Man, Pitfall!, Missle Command, Space Invaders, Ms. Pac-Man, Dig Dug, Mario Bros., Donkey Kong, Combat, Kaboom! и т.д. Продажи росли с каждым годом, начиная от 250 тыс. в год (1977 год) и заканчивая 8 млн. (1982год).
К слову, примерно тогда в 70-е годы в компании Atari работал и Стив Джобс. Именно оттуда он ушёл, основав свою собственную компанию, уж не буду говорить какую. Вообще нужно сказать, что подход Нолана к подбору кадров всегда был неординарным. Среди сотрудников его компании можно было встретить и байкеров, и хиппи, и врачей, и даже бездомных. Всех их объединял в первую очередь интерес к видеоиграм. Всю свою жизнь Бушнелл вел своеобразную охоту за талантами и был противником любых «корочек» об образовании. Он мог нанять на работу в Atari обычного официанта или охранника, если тот умел задавать «правильные» вопросы и давать оригинальные ответы.
«Руководствоваться корочками при приеме на работу мне кажется странным. Я ведь не могу там вычитать, что на самом деле представляет из себя человек, чего он хочет добиться и что уже стало его свершением в этой жизни. Мне кажется, что куда информативнее обычная беседа. А если бы я руководствовался бумагами, дипломами колледжей и прочей ерундой, мне бы пришлось уволить едва ли не каждого своего сотрудника. К примеру, один из главных создателей Atari 2600 не имел образования — был самоучкой», — вспоминает Бушнелл в одном из интервью. Мне кажется, что в большинстве случаев, ситуация такова, что самоучки лучше своих коллег с образованием. Причина в страсти, любви к своему делу. Человек учится и постигает все на собственном опыте, двигаясь от простого к сложному, а движет им интерес, он целиком погружены в это. В случае с образованными молодыми людьми чаще встречается косность, когда знания есть, но нет развития».
Долгое время такой подход приносил свои плоды, слава компании гремела на весь мир, однако Бушнеллу в скором времени стало надоедать, ведь он достиг того, чего желал, и больше не мог творить в той мере, в какой хотел. В конце концов, он продал Atari корпорации Warner Communications за $28 млн., что, как он теперь считает, поставило точку в её истории, и ушёл на «вольные хлеба».
«Atari отличала потрясающая корпоративная культура, которая была полностью уничтожена за два года после продажи, — написал Бушнелл в одной из своих книг. — Мне кажется, сегодня Atari могла быть столь же важной для индустрии компанией, если бы не та сделка с Warner Communications».
Atari успешно просуществовала еще пару лет, пока в 1983 году не грянул кризис индустрии компьютерных игр. Рынок видеоконсолей катастрофически быстро сокращался, компания страдала от бесконечных судебных исков в её сторону, среди сотрудников зрело недовольство… Всё это плюс ряд провалов в реализации некоторых игр привел к закату одной из самых великих и успешных компании в истории видеоигр.
Нолан Бушелл в свою очередь занялся тем, чем он так любил – реализацией самых безумных идей, воспитанием детей (их у него 8) и творческим поиском. В числе его самых знаменитых проектов были: сеть развлекательных центров Chuck E. Cheese’s Pizza Time Theater, разработка роботов, создание автоматизированной системы доставки еды (которой пользуются до сих пор). Его заслуги перед миром видеоигр не забыты – он введён в Зал славы видеоигр и Зал славы ассоциации бытовой электроники, получил несколько наград и был назван одним из «50 человек, которые изменили Америку» по версии Newsweek. Кинокомпания Paramount Pictures с 2009 года снимает фильм о Нолане Бушнелле, продюсером которого выступает Леонардо Ди Каприо, который также исполняет его роль.
Сейчас Нолан Бушнелл поддерживает и развивает свои компании и усердно пишет книги, автобиографические, полные юмора и интересных фактов об истории видеоигр, о взлёте и падении одной из самых мощных и великих компании в истории игровой индустрии. Всем заинтересовавшимся и знающим инглиш советую почитать пусть не книги, но хотя бы интервью с этим выдающимся человеком. Поверьте, вы найдёте много чего интересного.
;)