Аркадные игровые автоматы: Back to the U.S.S.R - 2
Первые аркадные игровые автоматы (АИА) стали появляться в СССР в начале 70-х годов. Для справки – аркадным автоматом называется устройство с вертикальным или горизонтальным корпусом и панелью управления, ярко и броско оформленное, созданное для запуска игр, а также для «развлечения, активного отдыха и развития глазомера и реакции у населения»*.
Отечественной промышленностью выпускалось более 80 видов игровых автоматов. Их можно было встретить абсолютно в любом общественном месте, и играли в них люди абсолютно разных возрастных категорий. Иногда автоматы объединяли в самостоятельные специализированные «Игротеки», «Игровые залы» или «Залы игровых автоматов», но не стоит приравнивать их к нынешним игровым заведениям для азартных игр. Аркадные автоматы существовали только для развлечения и не предусматривали никакой выгоды или возможности приза (за редким исключением в виде АИА «Кран», о котором я расскажу позже) для играющего. Вход в игровые залы был свободным и не имел никаких возрастных ограничений. Единственной проблемой для игры мог стать… рост желающих, но, как говорится, голь на выдумку хитра, и люди, которым не повезло с ростом или же которые находились еще в процессе роста , подкладывали себе под ноги всё, что помогало им достать до вожделенной панели управления.
Стоил один подход к игре недорого – всего 15 копеек (для справки – столько же стоил литр пива, или бутылка кефира, или сигареты «Прима», или 1 кг. арбуза). Юбилейные монеты автоматы не принимали, а на жетоны перешли (да и то не все) только после распада СССР в связи с заменой советских монет на российские рубли. После активизации автомата игрок получал возможность (в зависимости от вида автомата) либо провести один раунд игры, либо поиграть определенное время (обычно от 1 до 5 минут). Если были заработаны какие-то бонусные очки, то на многих автоматах предоставлялась призовая игра – продлевалось время задарма.
Увлечение игровыми автоматами достигло пика в 80-е года – именно тогда наблюдалось активное создание и использование их абсолютно всеми и везде. Как ни странно, но создавались АИА в основном предприятиями оборонно-военного комплекса, поскольку в их распоряжении были самые мощные и передовые технологии, и по большей части все идеи были содраны с зарубежных образцов. Однако существовали и у нас свои весьма оригинальные разработки. Всего насчитывалось 23 производителя, которые систематически радовали советских граждан новыми развлечениями. Для этого работали лучшие разработчики, инженеры и специалисты в сфере электроники. Финансового кризиса не наблюдалось и денег на это не жалели. Средняя цена аппарата колебалась в пределах 2-4 тысяч рублей, что практически равнялось цене автомобиля «Жигули».
Большая часть советских аркад по началу не обладала оригинальным или замысловатым геймплеем. Всё было просто, сводилось к одному повторяющемуся действию и не требовало особого ума – убейте, попадите, вытяните, загоните. Однако простота не подразумевает легкость – и некоторые игры требовали нехило развитого глазомера, меткости, силы и даже стойкости. Ближе к концу 80-х стали появляться хоть и немногочисленные, но, тем не менее, полноценные аркады с меняющимися картинками, подобием сюжета и необходимостью задействовать мозг. Одним из наиболее ярких примеров таких «прокаченных» автоматов может послужить игра «Конёк-горбунок», которая была прозвана….внимание!… «Русской Зельдой», ибо главный герой мог бойко идти вперед, нанося удары, пятиться, прыгать и помирать от падения в пропасть или столкновения с драконом.
Фактически все АИА подразделяются на механические, электромеханические и электронные. Я пробегусь по самым ярким представителям каждого типа, чтобы у вас сложилось понятие о принципах их работы и сформировались некие параллели с современными играми.
Механические АИА.
Кран.
«Кран» появился одним из самых первых и стал чуть ли не самым популярным представителем механических автоматов. Периодически я встречаю совершенно разные его модификации и в наше время, причём не только в Рашке, но и в Польше, Литве и Эстонии. Кто смотрел «Историю игрушек», вспомнит зелёных трёхглазых человечков и их восторженное «Клешняяяя!». Играть на этом автомате предельно просто – управляя механической рукой, необходимо попытаться достать из прозрачного контейнера приз. Обычно это уже упомянутые мягкие игрушки, а также шоколад, жвачки, брелки и т.д. Управлялась клешня двумя кнопками, которые осуществляли её движения вперед и вбок (современные аналоги уже перешли на рычажное управление). Она двигалась до тех пор, пока кнопка была нажата. Естественно, никакого заднего хода не было. При отпускании кнопки, отвечающей за движение вбок, рука опускалась и пыталась захватить приз (за это в детстве мы звали её Хватайкой). После она переезжала к лотку, где можно было достать приз – и игрок получал либо выигранное, либо Великое Ничего.)) Хочу сказать, что механика работы Крана очень достоверно показана в «The Legend of Zelda. Link’s Awakening». Если что, можно потренироваться там.
Баскетбол.
Автомат для игры с напарником. Этот АИА – прокаченная детская настольная игра с одноименным названием. Задача предельно проста – накидать мячей в корзину соперника больше, чем накидают тебе. При ничейном счёте игрокам предоставлялось бонусное время. Игровое поле представляло собой прямоугольный стол, накрытый прозрачным куполом. По всему полю были разбросаны лунки с пружинами. Когда в одну из них попадал мячик, игрок нажатием кнопки на панели управления выстреливал мячом по корзине соперника. Каждая лунка управлялась обоими игрока, так что быстрота реакции тут была в цене.
Футбол\Хоккей
Частенько этот АИА в совке называли «шашлыком» за некое подобие на эту вкуснейшую из вкусняшек (не по вкусу, а по внешнему виду, естественно). Футбол также был предназначен для коопа – от двух до четырёх человек. Удары по мячику и пасы осуществлялись вращением рукояток металлических стержней, на которых были насажены фигурки футболистов. Стержни можно было перемещать вперед-назад, плюс менять угол наклона «футболистов». Задача – поразить ворота соперников. Этот автомат частенько можно увидеть в действии в американских фильмах. За рубежом его именуют «кикер», «фузбол», нежно любят и даже проводят официальные соревнований.
Хоккей работает абсолютно так же, отличаясь от футбола разве что видом прозрачного колпака над игровым столом.
Электромеханические АИА.
Морской бой.
Один из самых первых и известных автоматов этого типа, который стал выпускаться в 1973 году. Игра имитирует торпедную атаку с подводной лодки по надводным целям. Корпус автомата был выполнен в виде перископа, в котором игрок обозревал горизонт с периодически появляющимися кораблями противника. Визуальная глубина создавалась при помощи зеркал, и то, что игрок видел корабли далеко на горизонте, было лишь обманом зрения. Технически все корабли двигались вплотную к экрану. На одной из ручек перископа находилась кнопка «Огонь», нажатие которой запускало торпеду. При попадании в цель был слышен звук взрыва, а корабль противника вспыхивал и тонул. За один подход можно было сделать 10 запусков торпед, а при попадании всех 10 игрок получал право на призовую игру – 3 бесплатных подхода. При должной сноровке, после долгих и упорных тренировок топить корабли не составляло никакого труда.
Воздушный бой.
Принцип игры в целом был похож на морской бой. Правда, не было перископа – действие проходило на небольшом овальном экране, на котором игрок видел вражеские самолёты. Управляя специальным джойстиком, необходимо было поймать врага в прицел и пальнуть как следует. При попадании самолёт пропадал с экрана. Для победы игрок должен был уничтожить 3 самолёта за 2 минуты. Нужно сказать, что самолёты виляли и скользили как бешеные, поэтому взять их на мушку было ой как непросто.
Танкодром.
«World of Tanks» 80-х и никак иначе.)) Есть плацдарм, есть полоса препятствий, есть небольшой танчик, который нужно провести до назначенного места, используя джойстик и отчаянно маневрируя. Игра была не очень популярна, однако прапрапрапрадедулю Танков я пропустить не мог.
Охота.
Лет за 15 до того, как детишки начали безжалостный отстрел уток на Денди, их папашки с удовольствием палили в электронных тирах. АИА «Охота» существовал во многих модификациях и под разными названиями – «Зимняя охота», «Удачный выстрел», «Меткий стрелок», «Ни пуха, ни пера» и т.д. К автомату прилагалась световая или электромеханическая винтовка, из которой необходимо было поражать либо мерцающие на экране, либо выглядывающие из-за декораций мишени (обычно звери и птицы). Все это разворачивалось на фоне лесных или болотных пейзажей, что создавало некое подобие атмосферы погружения.
Отдельным видом в стрелялках был АИА «Снайпер», сутью которого было поразить из электронной винтовки двадцать неподвижных мишеней в течение минуты. Система, контролирующая попадания, находилась в подставке ружья. Там же находился и электромагнит, имитировавший отдачу.
Вираж.
Корпус автомата был выполнен в виде подобия автомобиля – кресло, руль, педали – и имитировал движение машины по кольцевой трассе с препятствиями в виде шлагбаумов и попутных автомобилей. Для получения призовой игры необходимо было проехать без столкновений определенное количество километров.
Пенальти.
Одна из модификаций пинбола. Всё традиционно – шарик, рукоятка для удара, игровое поле с препятствиями и призовыми зонами, единственный момент – заточено всё под поражение футбольных ворот. Да при получении бонусных очков автомат выдавал игроку футбольные значки.
Репка.
Один из представителей автоматов-силометров, где необходимо было за пластиковую ручку, имитировавшую ботву, вытянуть «репу». Результат сообщался в цифрах, а также в виде присвоения звания героя известной сказки. Если результат зашкаливал – игрок становился «дедкой», если же наоборот всё было хило – он гордо назывался «мышкой».
Электронные АИА.
Среди Электронных АИА можно выделить несколько подвидов:
телевизионные;
созданные на базе платформы ТИА-МЦ-1 (Телевизионный Игровой Автомат Многокадровый Цветной);
созданные на базе платформы Фотон;
созданные на базе платформы Спектр.
Игр на самом деле великое множество, поэтому я расскажу о самом ярком представителе каждого подвида.
Телевизионные электронные АИА.
Городки.
Управляя битой при помощи джойстика нужно как следует наловчиться и поразить обычные городошные мишени-строения. На прицеливание отводилось – 5 секунд, по истечении которых бита обретала разум и вылетала самостоятельно. При выбивании всех 15 фигур игроку, затратившему не более 24 бит, полагалось 40 призовых бросков.
Электронные АИА, созданные на базе платформы ТИА-МЦ-1.
Этот игровой автомат со сменными игровыми программами был создан на Украине и стал одним из самых популярных. Большинство игр электронных автоматов было создано на его платформе. Одну из самых популярных я уже упоминал выше – это «Конёк-горбунок». Её можно смело называть полноценной аркадной игрой. Всего в игре было 16 экранов-уровней, при прохождении которых главному герою необходимо было преодолевать препятствия и сражаться с врагами.
Электронные АИА, созданные на базе платформы Фотон.
Фотон был разработан в начале 90-х годов в Пемзе и являлся незначительно модифицированным бытовым компом ПК8000. На нем довольно долгое время просуществовала одна из самых популярных игр того времени – «Тетрис».
Электронные АИА, созданные на базе платформы Спектр.
Этот автомат появился практически в одно время с Фотоном, но отличался от последнего тем, что был изначально запрограммирован на 3 игры – «Звёздный АС», «Флиппер» и «Сокровища Нептуна». На панели управления присутствовали 3 кнопки, при помощи которых после оплаты сеанса можно было выбрать интересующую игру.
Закат аркадных игровых автоматов начался с развалом СССР. Тому способствовало несколько факторов – во-первых, перемены в системе денежных знаков и отсутствие средств на адаптацию к ним всех монетоприемников АИА, а во-вторых, доступ к играм в домашних условиях на приставках. Тем не менее, вклад создателей АИА в игровую индустрию непомерно велик, потому как огромное количество игр, которые пользуются популярностью сейчас, впервые появились именно на игровых автоматах. Как вы могли заметить, на АИА присутствовали игры с зачатками всевозможных жанров – начиная от симуляторов и заканчивая шутерами. Теперь игровые автоматы можно найти только на помойках, в очень заброшенных зданиях и специализированных музеях. Их осталось очень мало, единицы, однако идеи некоторых из них до сих пор живы и воплотились не только в современной игровой индустрии, но и в индустрии азартных игровых автоматов, о которых речь пойдет в следующей статье. Доброго дня!))