[Перевод] Sega Stars: Hiroshi Kawaguchi
Перевод исторического очерка с сайта sega-16.com про классического композитора Sega Хироши Кавагучи. Позволил себе добавить в текст немного от себя, снабдив его примерами игровой музыки, соответствующими тексту.
Одним из аспектов компании Sega, перед которым её поклонники благоговеют чуть ли не единогласно, является запоминающаяся игровая музыка, бывшая на протяжении 80-х и 90-х годов явлением стабильным. Не важно, о какой аркадной игре шла речь; если она была разработана японским подразделением Sega, то в ней с большой вероятностью звучала отличная музыка. Удивительно, сколько легендарных саундтреков появилось именно за этот временной период. Ещё более удивителен тот факт, что многие из них, включая одни из наиболее культовых Сеговских саундтреков, были созданы одним единственным человеком: Хироши Кавагучи.
Кавагучи является ключевой фигурой в создании музыки и звуков для Sega на протяжении 30 лет, и он ответственен за многие саундтреки, которые многие люди автоматически ассоциируют с компанией. Его работы шли параллельно с эволюцией Сеговского аркадного железа и продвигали технологии вместе с трудами дизайнеров и программистов. Подавляющее большинство сочинений Кавагучи предназначалось для игр с аркадных автоматов, однако редкий сегабой не отрывался под некоторые адаптации его работ для Master System, Genesis, Sega CD и Saturn. Портфолио композитора больше напоминает список Top 50 лучших Сеговских саундтреков за всё время, и даже по прошествии трёх десятилетий он продолжает выпускать музыку в стенах Дома Соника.
Рождение легенды
Хироши Кавагучи, известный также как «Хиро» или Хироши Мияучи, родился 12 апреля 1965 года в префектуре Чиба, Япония. В детстве он мало увлекался музыкой, однако с возрастом будущий композитор пересмотрел свои взгляды, когда он заинтересовался фолком и освоил гитару. В скором времени он уже играл в группе и писал свою собственную музыку. Параллельно с этим он увлёкся программированием, самостоятельно освоив Commodore VIC-1001. Именно благодаря своему таланту в программировании он был принят в Sega в 1984 году, в которой он начал работать над аркадными играми бок о бок с другими Сеговскими знаменитостями вроде Юдзи Наки.
Кавагучи никогда не терял интереса к музыке, и когда он не программировал игры для Sega, он сочинял. К счастью для него, оба навыка часто пересекались. Создание игровой музыки не являлось на тот момент лёгким занятием, и полный спектр задач Кавагучи включал в себя исполнение композиции на клавиатуре с последующей записью чернового материала на аудиокассету, доработку материала, перенос каждого звука в виде чисел на рабочий компьютер, компиляцию и, в конце концов, перенос результата на игровую плату.
Его работы в скором времени привлекли внимание Ю Судзуки, который трудился тогда над своим вторым аркадным проектом Hang-On. Судзуки высоко оценил музыку Кавагучи и попросил его написать несколько композиций для его игры. Юный музыкант быстро сочинил четыре трека. Кавагучи верил в то, что качество важнее количества, и считал, что горстка запоминающихся мелодий возобладает над массивным, но невзрачным саундтреком, и к этой идее он ещё вернётся не раз. В числе написанных для игры треков была композиция Theme of Love, ставшая главной темой Hang-On. Редкая аркадная игра тех лет могла похвастаться мелодиями в рок-стиле, и Кавагучи воспользовался преимуществами нового железа Sega, поддерживающего PCM-семплы, и написал наиболее реалистично звучащую рок-музыку. Таким образом, Hang-On стала первой аркадной игрой Sega, реализующей оцифрованные семплы ударных, раздающиеся из четырёх встроенных динамиков роскошного мотоциклетного кабинета. На пару с реалистично звучащими эффектами мотора и проезжающих мотоциклов музыке удалось воссоздать адреналин настоящего гоночного состязания и тем самым помочь Hang-On стать настоящим хитом.
Возможность написать музыку для Hang-On стала для Кавагучи настоящим прорывом, т.к. это позволило ему дать полный ход своим программерским навыкам и выжать максимум из предоставленного железа. Примерно в то же время, когда он устроился на работу в Sega, производители аркадных автоматов начали оснащать свои аппараты микросхемами генерации FM-звука. Произошёл большой скачок в технологии, и композиторы получили возможность при работе над музыкой уделять больше внимания общей мелодичности и аккордовым прогрессиям. Кроме музыки, Кавагучи также создавал звуковые эффекты с применением PCM, раздвигая границы возможностей аудиочипа YM2203. Успех Hang-On предоставил ему возможность работать над музыкой в полный рабочий день, и использование высококачественных звуковых семплов и ярких сольных партий стало характерной чертой музыканта.
Следующий проект Кавагучи станет его первым крупным саундтреком как в плане объёма проделанной работы, так и в плане наследия. Игра Space Harrier, вышедшая в 1985 году, предлагала значительно большее число композиций по сравнению с Hang-On, кроме этого она позволила Кавагучи попробовать себя в написании музыки для игры на космическую тематику. Саундтрек Space Harrier вобрал в себя количество материала, сравнимое с тремя Hang-On'ами, и Кавагучи снабдил его рядом композиций, идеально подходящих безудержному темпу игры. Счастливчики, своевременно заставшие аркадный автомат, отмечали, что получили от игры ни с чём не сравнимые впечатления, словно они неслись вперёд с той же скоростью, что и протагонист на экране. Наравне с Hang-On, Space Harrier являлся отличным примером стремления Судзуки создать захватывающий игровой опыт, и неудержимый саундтрек за авторством Кавагучи сыграл огромную роль в этом.
1986 год выдался для Кавагучи необычайно плодотворным. Помимо работы над саундтреком для аркадной версии Alex Kidd: the Lost Stars и над единственной, но просто сногсшибательной композицией для Enduro Racer, он также сочинил музыку для ряда знаковых Сеговских франчайзов. Кавагучи одним махом написал два саундтрека для OutRun и Fantasy Zone, и то, насколько сильно они отличались друг от друга, достойно отдельного упоминания. OutRun ставил игроков против таймера, а его чувство скорости и сочные пейзажи создавали ощущение постоянной спешки, словно игрок сам мчался на авто с открытым верхом по широкой трассе. Судзуки всегда рассматривал OutRun как игру о вождении, а не о гонке, и он вместе со своей командой отправился во Флориду и Сан Франциско, чтобы изучить местность, которой они должны будут вдохновиться при проектировании маршрутов поездки в игре. И хотя Кавагучи остался в Японии, пока остальная команда летала через океан, он извлёк немало пользы из фотографий и видео американских шоссе, сделанных сотрудниками компании во время их визита в США. Они помогли ему представить, как бы ощущалась свобода американских дорог. Судзуки хотел слышать в игре рок, но технологические ограничения того времени препятствовали появлению гитар. Поэтому он запросил у Кавагучи «восьмёрочные рок ритмы в 150 ударов в минуту». Последовавшие сеансы мозгового штурма привели к появлению трёх главных тем OutRun. Кавагучи решил сделать первый трек в стиле Фьюжн, второй — приблизить к року, а третьему композитор придал латинские черты. Его цель состояла в том, чтобы игроки смогли бы почувствовать, что это они рассекают по шоссе на автомобиле под музыку из радиоприёмника, и аркадный кабинет воссоздавал это ощущение предельно точно. Аппарат способствовал большему погружению за счёт того, что он позволял игрокам выбирать, под какую музыку они хотят устроить заезд, и это сыграло значительную роль в признании всего саундтрека.
Alex Kidd: the Lost Stars — Toy World & Monster World
Enduro Racer — Main Theme
OutRun — MAGICAL SOUND SHOWER
Кавагучи также задал музыкальный стиль для Fantasy Zone, и Ёдзи Иши — руководитель разработки игры — распорядился стилизовать звучание мелодий под самбу. Он был впечатлён творческой энергией Кавагучи, а также его способностью делать несколько дел одновременно, особенно на фоне двух предыдущих игр, для которых он воплотил в жизнь те идеи, которые они вместе с Судзуки желали видеть в них. И хотя подавляющее большинство людей, проживающих за пределами Японии, не смогли ознакомиться с аркадной версией Fantasy Zone, игра была портирована на ряд домашних игровых систем вроде Master System и NES и включала в себя адаптации аркадной музыки. Вариации некоторых его тем также попали в сиквел Super Fantasy Zone, изданный в Европе и Японии.
Fantasy Zone — Saari (Round 3)
В декабре следующего года Кавагучи написал музыку для After Burner — первого аркадного блокбастера, как его окрестили сотрудники AM2. Со слов Ю Судзуки, команда получила задание «создать игру, прибыль от которой превзойдёт все предыдущие». Сотрудникам предоставили гибкий график, чтобы они могли работать за пределами офиса Sega и самостоятельно распределять своё время. Тема будущей игры была очевидна. На то время фильм Top Gun был крайне популярен, и именно он послужил вдохновением для продолжателя OutRun. Судзуки дал Кавагучи задание написать саундтрек с преобладанием гитар, чего гейм-дизайнер хотел ещё для OutRun, но передумал из-за тогдашних аппаратных ограничений. Музыкант не горел желанием расстраивать своего босса, так что он купил себе электрогитару и начал практиковаться. Шаг за шагом, он делился с Судзуки риффами и музыкальными фразами, пытаясь поймать дух After Burner. Некоторые из треков Кавагучи использовались в качестве кодовых названий для разрабатываемой игры, например, Red Out. По подсчётам Кавагучи, в общей сложности было написано и отклонено порядка сотни композиций. Хотя он также значится композитором After Burner II, новых треков он для неё не писал, поскольку игра является лишь расширенной версией первой части, получившей возможность управлять скоростью самолёта с помощью рычага. Что интересно, «мелодические» версии его треков, попавшие в юбилейный сборник After Burner 20th Anniversary Box CD, отсутствовали в каких бы то ни было релизах аркадных After Burner и After Burner II, а были восстановлены со старых восьмидюймовых дискет и впоследствии переисполнены для After Burner 3D из линейки Sega 3D Classics на 3DS, вышедшей в 2015 году.
Закрыл декаду Кавагучи уже в составе группы Sega Sound Team (SST), сформированной в 1988 году и игравшей на сцене рок-версии популярных Сеговских аркадных хитов. Группа состояла из «выпускников музыкальной школы» Sega и включала в себя Такенобу Мицуёси, который впоследствии напишет музыку для таких игр, как Virtua Fighter, Daytona USA и Shenmue, а также Катсухиро Хаяси, известного саундтреками Quartet, Super Hang-On и так далее. Группа выпустила несколько альбомов, и Кавагучи был клавишником в трёх из них, с 1988 по 1990 год.
Эволюция Гения
Вторая половина 80-х была золотой эпохой творчества Кавагучи, и он с удовольствием исследовал возможности каждого нового аркадного железа от Sega. Технический прогресс особенно интересовал его, поскольку он направлял его творческую энергию в новое русло и заставлял изучать все звуковые возможности каждой игры. За это время он написал музыку для Power Drift (1988), Turbo OutRun (1989) и Super Monaco GP (1989) (на самом деле, музыку для аркадной версии Super Monaco GP написал Коичи Намики, а для консольной версии — Токухико Увабо прим.пер.) Адаптации работ Кавагучи также продолжили появляться в различных портах аркадных хитов на Master System и на домашние компьютеры.
Power Drift — Side Street (A Course)
Turbo OutRun — Who Are You
С переходом в девяностые, возможности железа аркадных и домашних систем Sega достигли небывалых высот, и Кавагучи смог сильнее углубиться в технологии и создавать музыку нового типа. К настоящему времени он высоко ценится за умение разнообразить своё звучание, чем он сделал себе имя самого выдающегося штатного композитора Sega. Он был одним из самых плодовитых композиторов, создающих музыку для игр всех цветов и фасонов: от аркадного рока для G-LOC (1990) до мультяшних тем из SegaSonic The Hedgehog (1993).
G-LOC — Air Attack
SegaSonic The Hedgehog — Trap Tower
Хоть Кавагучи и помнят за его аркадные саундтреки, он музицировал также для домашних консолей Sega, преимущественно для Mega Drive. Он отвечал за потрясающий саундтрек для Sword of Vermilion 1991 года — первого блина AM2 на поприще жанра ролевых игр. И хотя мнения касательно качества самой игры сильно разнятся, многие считают её музыку лучшей частью игры и одним из лучших творений на консоли. Мощный и разнообразный, саундтрек лишний раз подтвердил, что не найдётся такого жанра, которым Кавагучи не сможет овладеть. Ещё одним подтверждением этого стала музыка для эксцентричной японской ролевой игры Rent-A-Hero (1991).
Sword of Vermilion — 3D Mode
Rent-A-Hero — Town Music 1
Со временем выслуга и навыки Кавагучи были вознаграждены, и он получил место руководителя музыкального отдела AM3. Параллельно этому он всё ещё присматривал за работами соседней команды AM2. Его новые полномочия оставляли ему мало времени на непосредственное музицирование, и ему приходилось добавлять в сиквелы его игр те треки, которые он писал ранее. Между тем, он писал музыку для парков аттракционов Sega и независимых лейблов вроде Synergy. К настоящему времени рынок аркадных автоматов пришёл в упадок, а поскольку Sega по-прежнему оставалась крупнейшим действующим производителем кабинетов, многие выпущенные аркадные игры, среди которых были и те, для которых писал музыку Кавагучи, ввиду своей нишевости никогда не были выпущены за пределами Японии.
В современности
В девяностых прозвенел первый звоночек неминуемого заката Аркадного могущества Sega, поскольку всё больше и больше людей начали предпочитать мощную консоль для проведения их игрового досуга. Уже не отличаясь былой продуктивностью, Кавагучи продолжил работать над музыкой для Сеговского аркадного подразделения, подарив игре Cool Riders (1995) свой фирменный стиль, сочетающий джаз фьюжн и рок, и разнообразил лицензированный треклист игры Sega Touring Car Championship (1996).
Cool Riders — Lightning ~A little good~
Sega Touring Car Championship — Target
В 2000 году, спустя больше десяти лет со времени его ухода из Sega Sound Team, Кавагучи собрался с другими Сеговскоми композиторами и сформировал группу под названием [H.], перенявшую эстафетную палочку исполнения знаменитых аркадных хитов компании в живую. Также он написал музыку для Сеговской ритм-игры Crackin' DJ (2000) и Air Trix (2001), позволившим ему попробовать себя в хип-хопе. Мало помалу, фокус Кавагучи сместился в сторону написания ремиксов своих старых аркадных хитов для новых сиквелов и ремейков. Он перенёс свои классические аркадные саундтреки в современность для таких игр как OutRun 2: Coast to Coast (2006) и After Burner Climax (2006), чем неистово обрадовал всех сегабоев.
Кавагучи продолжил играть в составе [H.] и писать музыку для игр Sega, включая хит последних лет Bayonetta (2009). Он до сих пор любит творить, и его значительные познания в аудиопроизводстве пригодились ему для серии Yakuza. В 2014 году он вместе с несколькими музыкантами, включая Кацуми Томоно и композитора Pokémon Сёта Кагеяму, собрал группу H.K.S. Коллектив часто играет живьём и планирует выпустить альбом в скором времени.
Прослужив Sega более 30 лет, Кавагучи является одним из старейших композиторов компании, видевший её взлёты и падения как на рынке аркадных автоматов, так и на рынке домашних игровых систем. Сами того не зная, геймеры по всему миру с большой вероятностью сталкивались хотя бы с одной, если не с несколькими аркадными играми, для которых Кавагучи писал музыку. Его мелодии цепляющи, его риффы заразительны. За три десятилетия он определил звучание Sega и занял особое место в анналах игровой истории, и под его музыку росло огромное число детей. За это каждый фанат Sega в неоплатном долгу перед ним. Думайте о нём всякий раз, когда будете играть в OutRun и Space Harrier. Напевайте треки под нос и не забудьте поблагодарить человека, определившего игровую музыку Sega больше, чем кто-либо ещё.