^

История игровой приставки Vectrex

+134

image

Еще задолго того, как прогрессивная часть человечества начала грезить Макинтошем, был Vectrex – векторная игровая система, по принципу всё в одном.


Для тех, кто понятия не имеет, чем векторное изображение отличается от растрового, объясняю популярно: Большинство игровых дисплеев используют растровые дисплеи, где изображение формируется выстрелами из электронной пушки (как в TV). Пучки электронов, проходя по горизонтали экрана с частотой 30-60 раз за секунду, вырисовывают маленький блок, называемый пикселем.

imageimageimage

Векторная графика основывается на том, что пушка рисует заданную область, только используя координаты x и y. Именно поэтому, такая графика требует специального оборудования и дисплея. Положительная сторона такой графики – это, то, что линии и детали вырисовываются гораздо четче. Это позволило делать потрясающие по тем временам 3D эффекты. Плохая сторона в том, что крупная цветная графика становится более размытой, и создать большую, движущуюся графику стало невозможным.

imageimage

Векторная графика использовалась в аркадных автоматах в далеком 1980-ом, начиная с Cinemetronics Space Wars в 1978. Вероятно, самой знаменитой игрой, использующей векторную графику, была Asteroids на Atari.

В 1981, Майк Пурвис и Джон Росс из Western Technologies/Smith Engineering, попытались, используя довольно дешевые катодно-лучевые трубки экранов, создать домашнюю игровую систему, использующую векторную графику. Джей Смит, глава этой компании приказал продолжить проект, который впоследствии получил название Мини Аркада.

imageimage

Весной, 1981, компания по производству игрушек Kenner, заинтересовалась Мини Аркадой, и уже планировалось поставить ее на выпуск с 5 дюймовым экраном и черно-белой трубкой. Однако в июле, решено было этого не делать. В сентябре, того же года компания General Consumer Electronis (GCE) решила взять в аренду проект Мини Аркада, и после того как президент GCE, Грег Кракуер увидел концепт дизайн и ранние игры, он сразу же понял, что это золотая жила. Было проведено еще несколько модификаций, например, размер экрана был увеличен до 9 дюймов. Приставка была названа – Домашняя Аркада.

В 1981, начались работы над прототипом с целью создать аппаратную часть и 12 игр к июню 1982 года. Джон Росс занялся аппаратной частью, а Гарри Кар и Джон Холл начали создавать программное обеспечение (кодовое имя проекта «Исполнение»).

imageimage

В январе 1982 года произошел еще ряд изменений. В Vectrex предполагалось использовать 6502 процессор, но он был признан слишком медленным. И он был заменен 6809-ым. Также, Джон Холл закончил работу над одной из 12 игр (впоследствии названной Mine storm).

Большинство этих игр были похожими (часть просто точными копиями) игр с аркадных автоматов того времени. WT/SE заключила договор с известным разработчиком аркадных автоматов – Cinemetronics, что дало доступ ко всем их играм. Полный исходный код стал доступен программистам Vectrex, и Cinematronics решило сделать на Vecrex полные версии своих аркадных хитов. Спустя 2 месяца, когда Vecrex-прототип был уже разработан, разработка переместилась на компьютер S100, содержащий 2 дисковода – один для CPM операционной системы, а другой для данных.

imageimage

В апреле, Scramble, Mine Storm (клон Asteroids), Bezerk, Rip Off и Star Trek были завершены. Работа сразу же переместилась на другие игры для Vectrex, одной из которых была Cosmic Chasm (в последствии она была портирована на аркаду – пожалуй, единственный случай, когда консольную игру портировали на аркадный автомат.

Вскоре назрело решение об использовании цветных слоев. Идея использования слоев была также позаимствована с аркады (в которой слои использовались для разных целей). В ранние автоматы 70-х были черно-белыми. Если вы хотели цвета, то тогда вам надо было прилепить к экрану целлофановую пленочку, как это было в Breakout на Atari или в знаменитых Space Invaders. Также слои использовались для сглаживания некоторых дефектов графики.

imageimage

Вот по этим-то причинам и решено было использовать в системе Vectex слои, и Мива Филосета начал их разработку. Его первая работа – это слой в Bedlam. Однако там были досадные ляпы, все потому, что по каким-то причинам Мива решил сделать слой уже после разработки игры. Эти ошибки поначалу отпугнули других разработчиков, но вскоре, когда Мива продемонстрировал все их возможности, слои стали неотъемлемой частью игры.

Вскоре Лени Карлсон придумал, как добавить музыку и звук во множество оригинальных игр. Восхождение Vecrex’a на вершину славы продолжалось, Уолтер Накано и Колин Вовлес, вместе, придали уникальный вид Vecrex’y за 2 года, до прихода компьютеров Макинтош, этот вид был уникален.

imageimageimage

Следующая задача – это разработка контроллера. Было решено сделать его похожим на аркадный. Он имел 4 кнопки, и на верху тяжелую рукоять джойстика. К Vecrex’y можно было подсоединить 2 джойстика, что позволяло играть сразу 2-ум людям.

В июне того же года, GCE Домашняя Аркада и ее 12 игр были полностью завершены и готовились к показу на Summer Consumer Electronics Show в Чикаго, и интерес к ней был велик.

Летом 82-ого года, еще до начала выпуска, оказалось, что другая компания уже дола своему проекту название Домашняя Аркада, так что пришлось изменить название на Vectron. GCE не понравилось это название и оно было изменено сначала на Vector-X, а затем на Vectrex. В последствии название Vectrex и закрепилось за этой консолью.

imageimage

Как и у всех консолей того времени, игры продавались на одном картридже, Vectrex не был исключением. Правда у Vectrex’a  одна игра (Mine Storm) была уже встроена. В ней был забавный баг, позволяющий попасть на этап, о котором даже разработчики игры не догадывались. В последствии баг был устранен, и новая версия игры была выпущена на одном картридже.

Vectrex поступил в американские магазины в ноябре 1982 как раз в период Рождественских праздников. Коробка с приставкой, влючающая одну встроенную игру – Mine Storm и один джойстик стоила 199$. Вскоре Vecrex стал продаваться в других странах. В Vecrex’e для каждой из стран был ряд изменений и другие игры.

В 1983 году был ряд попыток создать цветной Vectrex, но все они провалились из-за того что, производство такой приставки было очень дорогим.

imageimage

Еще было выпущено два дополнительных устройств под Vectrex, например, световая ручка и 3D очки. Но оба они были какие-то недоработанные, и очень часто вызывали нарекания пользователей. В 84 году цену на Vectrex снизили до 100$, в попытке удержать уровень продаж от падения, но это не помогло. Vectrex был продан общим тиражом в 18,7 миллионов. В феврале 1984 года было принято решение об остановке производства консоли. В 1988 году был сделан Vectrex в виде хэндхелда, но на фоне таких монстров как Game Boy и Atari Lynx, проект полностью затерялся, и, в конечном счете, с треском провалился.

imageimage

Таким образом, игровая приставка Vectrex была весьма интересным проектом и внесла большой вклад в становление консольной индустрии. Vectrex и по сей день вызывает интерес у геймеров всех возрастов. Некоторые энтузиасты даже все еще разрабатывают игры под Vectrex.

Автор Shadowserg 30 декабря 2012, 21:33 (881 просмотр)
Комментарии
+5

Следующая задача была – это разработка контроллера.

Взгляд зацепился: уж очень некрасиво выглядит. Лучше «была» нафиг убрать. :3

+5

Последнее предложение просто убило х_х

А статья очень интересная. Надеюсь следующая будет про Atari 2600, он у меня рабочий на шкафу до сих пор валяется в своей коробке, но в деле я его видел всего один раз, прямо перед тем, как двоюродный брат угробил угробил то ли шнур то ли блок питания когда мне было три года.

+5

Спасибо, очень интересно)))

Почему так много копипаста? Что за безобразие? Никому доверять уже нельзя что ли?

+16

@Derfas13 писал:

Почему так много копипаста? Что за безобразие? Никому доверять уже нельзя что ли?

http://web.archive.org/web/20050420042037/http://vectrex.nm.ru/

Собственно, вот откуда «копипаст». Нет, конечно, Серг мог свою же статью еще раз переписать, чтоб с википедией не совпадало, но смысла, видимо, не увидел. *Как его не вижу и я.

Предупреждать в таких случаях надо.