Обзор Valkyrie Profile
«Эйнхерии все
рубятся вечно в чертоге у Одина;
в схватки вступают,
а кончив сраженье, мирно пируют.»
Valkyrie Profile – уникальная игра, каких не было до этого и более никогда не будет. Она совсем не похожа, на те JRPG, что я играл до знакомства с ней и является этакой смесью двух жанров, но именно это и делает ее неповторимой. Ее невозможно приписать, ни к разряду обычных JRPG, ни к аркадам, ни к какому-либо другому жанру. Справедливости ради отмечу, что в современное время это сложно сделать практически с каждой второй игрой, но для 1999 года это было очень ново. Разберемся по порядку, почему эту игру я считаю уникальной.
Немножко истории
Игра была создана силами Tri-Ace, известной, в основном, своей легендарной, хоть и неоцененной, и сейчас практически мертвой, серией Star Ocean. А издана компанией Enix, которая так и вовсе родила сам жанр JRPG, приложив свою руку к созданию серии Dragon Quest еще до их слияния с Square, для нашей детской консоли PS 1, в 1999 году. Оцените масштаб творческих людей, участвовавших в создании этого шедевра.
В 2006 году игра была переиздана, уже силами SquareEnix, для портативной консоли PSP и получила подзаголовок Leeneth, отличаясь от своей предшественницы разве что только дополнительными заставками, выполненными на 3D движке руками Скварцев (ну видно, что это их работа). Благодаря этому переизданию я и познакомился с ней, хотя скриншоты видел еще в журнале будучи в 8 летнем возрасте. Ну ладно хватит этой отступительной фигни и рассмотрим наконец…сюжет.
Рагнарек близко
Сюжет тут хорош, просто чертовски хорош, и заставляет задуматься о некоторых вопросах. Вот например, вы когда-нибудь задумывались о жизни после смерти? Я вот лично верю в идею реинкарнации, которая заключается в том, что человек умирая, возрождается через 100 лет, в теле своего потомка или животного. А человек, которого он любил при жизни – это его судьба, с которой он еще обязательно встретится. Игра отчасти следует этой точке зрения, но скрашивает ее оттенком мифологии, а в данном случае Германо-Скандинавской.
Вообще в любой мифологии погибшие воины, совершившие при жизни множество подвигов, попадают на небо как, Геракл в Греческой мифологии, или в ад, испытывать вечные страдания и мучения, проходя все круги ада, как какой-нибудь Данте. Ну вот в игре и творится подобный театр. А началось все опять с подростковых гормонов: девушка, убежавшая из дома, от явно несправедливо жестокой мамаши, со своим возлюбленным простодушным пареньком, погибает, становясь, тем самым слугой господа. Но управлять вы будете не тем влюбленным дурашкой-убийцей, страстно желающим вернуть свою любовь, все куда более интригующе.
Под ваше руководство попадает сама госпожа Валькирия по имени Леннет слуга великого правителя Вальхаллы Одина и будущий начальник всех душ земных, а также лучшая подружка всех женщин на небе. Самого сюжета в игре как такового нет. Уясните факты, перед которыми вас поставят в начале игры:
- есть Конец Света Рагнарек;
- есть злой начальник Один;
- есть крылья
Приказ у Одина один, но длинной на всю игру: облететь весь мир и собрать души погибших воинов , что, впрочем, по мифологии типичная работа для валькирии. Ну а затем надо будет предстать на ковер перед начальством, правда в лице не Одина, а Фреи старшей валькирии. В конце игры вам, правда, дадут поучаствовать в местном апокалипсисе, который, в зависимости от ваших действий, произойдет по разному, ведь у игры целых 3 концовки! Что на фоне современных игр, где у каждой 3ей игры по 8 концовок, даже у головоломок типа Catharine, не впечатляет? Ну, так ведь прошлый век, ребята. Конечно тоже не Chrono Trigger или Cross, но первая JRPG игра, на моей памяти, где концовка определяется характером ваших действий за всю игру.
В общем, вся суть сюжета очень хорошо выражается в названии «Профиль Валькирии». А уж, каким будет этот Профиль решать вам.
Вот и воины вышли
Правильнее этот раздел было бы назвать «Эйнхерии вышли». Но сразу бы встал вопрос: кто они? А это, дорогие мои, один из огромнейших сюрпризов. Отныне все ваши спутники – существа неживые, но не зомби, не фантомы, а именно Эйнхерии. В германо-скандинавской мифологии они лучшие из воинов, павшие в битве, которые живут в Вальхалле.
«По преданиям из 540 дверей Вальхаллы в день Рагнарёк выйдет по 800 эйнхериев, которые во главе с Одином (и c другими асами) вступят в битву с чудовищами и великанами.» (Википедия)
Исходя из этой цитаты вы думаю, поймете, кто такие Эйнхерии. Собственно говоря, вот цитированный фрагмент – это практически конец игры, но вот этих самых воинов вам предстоит собирать всю игру. Не пугайтесь их намного меньше чем описано там, причем намного, и большинство из них, как бойцы и маги, очень однотипны, но есть и в них своя изюминка. В рецензиях других авторов я часто натыкаюсь на умные слова: «Сюжет должен вращаться вокруг персонажей, а не вокруг мира». Это вот как раз тот самый случай, вернее эти самые персонажи и есть сюжет. Странствуя по Мидгарду (Миру Живых), вы будете, находите в разные дни (всего 8 дней до Рагнорока), 1-3 Эйнхеров. Причем не просто находить, но даже следить за ними в последние минуты их жизни, узнавать их истории, мысли, взгляды и т.д. Очень способствует этому и огромное количество диалогов в игре. Один огромный минус на русский игра так и не была переведена, незнающим английский, как я в нежном младенческом возрасте, игра может остаться просто непонятной, а оттого и неинтересной. Впрочем если для вас такой минус вовсе не минус, то думаю вы согласитесь, что такой подход игры намного интереснее и оригинальнее, поднадоевших побегов из точки А в точку Б, хотя позаниматься и подобным придется.
А теперь поговорим о геймплее
Многих может увлечь местный геймплей. Здесь игру можно условно поделить на 3 части: карта мира, города и подземелья. Но перед тем, как разбирать их по порядку, скажу пару общих вещей. Как уже было сказано, игра занимает всего 8 дней здешнего времени (в каждом дне по 24 периода) и сам Рагнарек. То есть на то чтобы собрать всех эйнхеров, раскрыть тайны памяти Леннет, узнать самые мрачные загадки этого мира, на фоне которых и Конец света кажется мелкой неприятностью, вам отводится 192 периода здешнего времени. Кажется, что много, но поверьте, игра пролетает быстро. Ну, а теперь я расскажу обо всем подробнее.
Карта мира доступна нам с самого начала игры полностью открытой. Более того, Валькирии умеют летать здесь и без своих Пегасов (то бишь крылатых лошадей, как было в оригинале, ну а Пегас это я так…), что несомненно очень круто, ибо с лошадкой по подземельям не набегаешься. На карте мира у вас одна задача – прожить отведенных 24 периода, чтобы потом отчитаться перед уже упомянутой Фрейей о своих действиях. Что же вы могли такого там понаделать? Искать души погибших воинов, дабы завербовать их к себе в партию или обследовать вражеские локации, со своими воинами, в поисках ценных предметов, а также сражаться с местными легендами, такими как безголовый проклятый король Барбароса из Проклятого Города. Однако держать артефакты и воинов у себя вечно нельзя Один видит все, что лежит в глубоких карманах вашего инвентаря. Так что…если не хотите, чтобы вас отчислили со службы, и игра завершилась (единственный способ проиграть тут кстати), то будьте добры отдавать Господу своему, все самое лучшее, что у вас есть и присылать ему воинов, что ему нужны (доложит все та же Фрейя). Впрочем, зажать у себя пару отличных предметников тоже не помешает, не Одину же ломать себе шею в очередном подземелье.
В городах вы не будете покупать предметы, находить сторонние сайд квесты и прочие типичные для JRPG вещи. Города – тут чисто для развлечения и отдыха души. Ходя по городу, вы можете многое узнать об истории здешних государств, обычаях, религиях, последние сплетни. Даже как-то страшно становится оттого, что где-то там наверху идет страшная война, а людям, из-за которых эта война и идет, дела до этого нет. Также не забывайте заглядывать в родные города эйнхериев, а точнее на места их гибели (чаще всего), где вы найдете, несомненно, полезную для себя вещичку.
Подземелья или там леса это единственное место, где вы можете оценить боевую систему этой игры, одолеть боссов и собрать множество ценных вещичек. Большая часть этих подземелий АБСОЛЮТНО неинтересны, но встречается и пара сюжетных, в которых есть своя история и свой толчок к сюжетной линии. Но подобные вкусности встречается только на высоком уровне сложности. Кстати раз уж мы о нем заговорили, то Валькирия – первая JRPG игра, которая просила меня выбрать уровень сложности. Я не буду очень объективно оценивать этот аспект, так как прошел игру на самом легком уровне сложности, потому что времени катастрофически у меня не хватает и, соответственно, видел только концовку Б. Но, судя по тому, что пишут об этих самых сложностях в окошке с ними, то легкий создан только для знакомства, а сложный же для погружения. На самом легком уровне сложности вы никогда не увидите всех своих воинов в полном составе перед Рагнареком, не посетите все локации и не увидите самую лучшую концовку. Зато сама игра будет простой до безобразия, ибо очки опыта вашим воинам будут капать до фига и больше. Тратятся они в основном на оправдание Валькирией своих воинов перед богами, то есть прокачиванием лучших качеств их характера, как людей, или же боевых навыков. За все это растет их Героическая Харизма и становятся они просто до неприличия сильными. С такими в последний бой идти будет нестрашно. Страшно будет только на финальном боссе, где действует столь подлое JRPG правило о сложности финальных противников. Так что проходить эту игру придется точно несколько раз.
Боевая система вышла тут такой же оригинальной, как и все остальное. Даже те люди, что ненавидят JRPG, из-за ее стратегически-тактических примочек, смогут играть в нее без проблем. Здесь все строится на ваших пальцах, реакции и мозгах. Всего бойца может быть 4 (Леннет обязательна), на 4 кнопки геймпада. Эти самые кнопки отвечают за обычные атаки, то есть забудьте о том, как выстраивать длинные комбинации. Атак обычных тут может быть 1-3, причем вам их можно, и даже нужно, чередовать всеми бойцами. Ответственен за это параметр «Удар», чем он выше, тем больше ударов вы нанесете, но все зависит от того же оружия (кстати, аккуратнее, оно ломается, так что закупайтесь им заранее, покупки осуществляются в меню, в соответствующем разделе). Самая соль любого сражения это нанести 4 удара вашими бойцами в такой скорости и последовательности, чтобы счетчик урона достиг 100, и вы смогли бы провести спецатаку ваших бойцов, тоже на время и тоже по нажатию одной кнопки. Лично мой вам совет (для тех, кто не играл или только собирается, разумеется): берите в команду обязательно двух бойцов (один тяжеловес как Арнгрим, а второй быстрый мечник как Леннет или Люциан, которые могут провести по несколько ударов). На 3 место можно поставить либо лучника (Ян), либо еще одного быстрого мечника. И, наконец, обязательно 4ым должен быть маг, дабы лечить вас и кастовать на врагов мощнейшие заклинания (все это тоже можно проделать в бою по нажатию кнопки SELECT). Итак, маг атакует врага каким-нибудь заклинанием, тяжеловес сбивает его с ног свои ударом и мечники добивают его пока он лежит (или лучник с мечником). И все…победа у вас в кармане. Только берегите Леннет. Если погибнет Валькирия, то ваши воины также погибнут через 1-2 хода.
Шедевр ли?
Музыка вроде как и неплоха, а боевые темы для меня могут вполне сравниться с теми же The Legend of Dragoon, но…не веет для меня она ностальгией, а скорее наоборот раздражает. Единственная достойная композиция за всю игру, как по мне это вступительная композиция игры, заряжающая драйвом на целый день.
Подведем черту
Игра оригинал. Ничего подобного вы ранее не видели, честное слово. Играть в нее по сей день интересно, что я вам и советую. Так что иди мужик (или девушка) и поиграй в нее прямо сейчас. Ну или можешь не играть, мне в принципе все равно.