Обзор PC-версии Valkyria Chronicles. Вальхалла зовёт!
Pourquoi pas?
«Не надлежит мыслить,
что слепая храбрость
даёт над неприятелем победу.
Но единственное,
смешанное с оною
— военное искусство.»
А. В. Суворов
Вступление
Итак, практически недавно состоялся релиз тактической ролевой игры Valkyria Chronicles на PC. Игра, как известно, выходила ранее, но на PS3, так что возможности оценить вещь ранее у меня не было. Как любитель пошаговых тактик (привет, X-COM!), я не мог пропустить такое событие. Являясь любителем хорошей тактики, я подходил к игре с некоторым предубеждением: какие-то там элементы реалтайма, рассказы про то, что в игре «нет тактики», единственная стратегия беги быстрее и всё, и т.д. Однако месье Lahli и Victorique приглушили мои сомнения. Итак, мужественно выждав два дня с гаком, пока игра качалась (я из принципа не стал качать игру с вырезанными роликами историю-то знать надо), я сел за неё. В чем цель этого обзора? Рассказать тем, кто ещё не поиграл и всё ещё колеблется купить или нет о достоинствах и недостатках игры. В англоязычном интернете люди делятся впечатлениями о ПК-версии, так чем мы хуже?
Что я знал об игре, когда запускал её? «Анимешная тактическая РПГ» скажу я вам. Анимэ я не смотрел, за проектами не следил, хотя во время очередных поисков хорошей тактики натыкался в списках и на эту вещь. Ни рецензий, ни отзывов не читал (единственно ознакомился со здешним, и то, когда уже начал пилить свой так, для справочки). Рекламы проекта я тоже не видел. Чего-то особого от него не ждал. Видимо, в этом кроется главная причина того, что мне игра в итоге очень даже понравилась. Впрочем, личные восторги постараюсь свести к минимуму и говорить объективно, насколько это будет возможно. Ещё не уснули? Приступим!
История
Сеттинг игры выполнен в антураже Первой мировой войны (условно, конечно) винтовки таких же образцов, что использовались тогда; первые танки (и отсутствие авиации, совсем, летающая свинья не в счёт). По истории же самой игры это уже Вторая Европейская война между Атлантической Федерацией и Восточно-Европейским Имперским Альянсом. Федерация оплот демократии, Империя авторитаризма (все дружно понимающе киваем и поправляем ватники, ой то есть бушлаты). Прошу меня простить за несколько неуместные ремарки, этот пункт можно пропустить и перейти к следующему, но от аллюзий я удержаться не могу: флаг у Империи чуть ли не банальный ретекстур флага Российской Империи, а оружие и техника большей частью советские, но некоторые вырезанные танки напоминают прославленные КВ и Т-34, встречаются так же и русские модели винтовок. Впрочем, конкретно в самой игре данный конфликт затронут лишь отчасти: нам предстоит оборонять мирную страну, держащую нейтралитет между двумя воюющими сторонами Галлию. К несчастью, она обладает большими запасами раднита местного источника энергии, на котором работают моторы (и не только, даже в медицине он используется). Естественно, милитаристически настроенная Империя, находящаяся в состоянии войны не могла упустить. Поэтому на бедненькую Галлию выделяют силы принца Максимиллиана и гордой, но маленькой стране придётся оборонятся.
В целом, атмосфера весьма и весьма неплоха, на мой субъективный взгляд: здесь вам и ужасы войны (буквально с первых минут роликов начнутся жертвы) и особая, ничем не передаваемая романтика неожиданных минут затишья. Люди здесь умирают абсолютно просто и случайно, и тем становится только ужасней. нет наигранного жалобного протягивания рук или лиц, или ещё чего хуже предсмертного монолога а-ля «позаботься об остальных». Пуля в спину и человек падает на землю, всё. Достаточно натуралистично на мой взгляд. Конечно, есть и условности, всякие Копейщики с копье-пушками, но не стоит забывать, что это всё-таки японская игра, и совсем уж без экстравагантных вещей тут не обойтись. Каких-то исторических достоверностей здесь особо и не будет (дело вообще происходит в альтернативной реальности), но любители ратного дела найдут для себя фансервис в моделях оружия и танков.
Сюжет и персонажи
Завязку сюжета я изложил в предыдущем пункте: его развитие, по факту, от нас мало зависит. На протяжении девяти глав мы будем пытаться спасти Галию от захвата Империей, выполняя различные миссии по защите/захвату/диверсиям. Впрочем, не стоит сразу разочаровываться может, особых изысков в нём и нет, чтобы рассуждать о нём, как о чём-то шедевральном, но увлечь, он на мой взгляд может. Больше всего интересна подача: мы читаем книгу о войне в Галлии, и каждая глава в ней представлена главой в книге, с кучей фронтовых фотографий и карт боевых действий. Как будто читаешь исторический военный роман, написанный одним из участников событий: воспоминания о сражениях и том, что происходит между ними. Отличный способ подать сюжет в тактической ролевой игре.
Персонажей же главных у нас трое Вэлкин Гюнтер, Исара Гюнтер, Алисия Мельхиотт. Всего же персонажей гораздо больше, и все они довольно уникальны: но это можно узнать в соответствующей статье, а здесь я только возьму совокупность.
Вэлкин Гюнтер
Сын героя Первой Европейской войны, Белгена Гюнтера. Получил ранг лейтенанта и теперь командует Отрядом №7. он достаточно спокойный и миролюбивый человек, его хобби биология. Однако теперь он вынужден исполнять свой воинский долг. Сидя в родовом танке (и это не шутка), Гюнтер отдаёт приказы остальным отрядам и сам участвует в бою, прикрывая своей бронёй соратников, если того потребует необходимость.
Исара Гюнтер
Приёмная дочь Белгена Гюнтера. Её родители были близкими друзьями прославленного командира, но погибли во время войны и она осталась сиротой. белген приютил её у себя и вместе с Гюнтером они сделали всё, чтобы она могла чувствовать себя частью семьи. Исара вежливая и покладистая девушка, но кроме этого ещё и отважная. К тому же, она просто великолепный техник, умеющий водить танк, и именно она улучшила родовую боевую единицу Гюнтеров «Эдельвейс».
Алисия Мельхиотт
Дочь из семьи булочника. До начала войны мечтала продолжить ремесло отца, но нападение Империи разрушило все её планы. Знакомимся мы с ней как с предводительницей ополчения города Брахл, после того как вы покинете город, она так же вступит в регулярные войска Галлии. Она отважная и храбрая девушка, ставящая превыше всего цель защитить как можно больше своих друзей.
В целом, конечно, утверждение что в Хрониках «интересные и проработанные персонажи» будет несколько неверным; несколько не о том игра, всё-таки тактика налагает свой отпечаток и в первую очередь персонажи здесь пешки, бойцы на поле боя. Однако и болванчиками их назвать нельзя: каждого связывают какие-то отношения, каждый обладает какой-то своей чертой, и назвать их просто болванчиками, игрушечными солдатиками у меня не повернётся язык. Особую роль играет в этом наличие различных (и не всегда полезны) перков персонажа, но об этом в следующем разделе.
Геймплей
Если вы до этого уже имели дело с тактическими играми, то Хроники Валькирии не будут для вас особым откровением. Такие же походовые бои, ограниченное число действий за ход, Action Points в виде шкалы выносливости. Стоп, это уже явно что-то не то…Но на самом деле всё действительно практически то же самое, разве что привычных многим клеточек здесь не будет, скорее определённый круг, до границы которого у персонажа хватит сил добежать. Итак, по порядку. В игре есть:
- Action Points самые что ни на есть очки действия. Правда, представлены в виде шкалы, а не какого-то целочисленного значения (по крайней мере, для игрока). Расходуется на всего одно действие двигаться вперёд. После того. как выносливость подойдёт к концу персонаж всё ещё сохранит способность стрелять, прятаться за укрытия и вертеться на месте аки юла.
- Command Points очки, которые дают возможность отдавать приказы своим подчинённым. Влияет на то, сколько и кем вы сможете сходить за один ход. Каждая одна медалька даёт возможность персонажу передвинутся на расстояние, на которое только позволит выносливость и единожды (если нет особенных способностей) выстрелить. Два очка нужны для таких же действий танку.
- Real-Time пусть это и тактическая рпг, но нововведения никто не отменял. Передвигаться, стрелять, лечится и перезаряжаться вы будете в режиме реального времени. Так же, пока вы передвигаетесь по вам могут палить (и не единожды, как во время хода) и вы тоже ведёте ответный огонь во время хода противника. Кроме того, у всех бойцов есть зоны поражения: во время прицела вам покажут, сколько выстрелов в эту часть тела потребуется, чтобы убить. Присутствует критический выстрел в голову, но не всегда убивает стопроцентно, плюс стрельба ведётся достаточно случайно.
Кроме того, у персонажей есть различные перки, которые влияют на способности: увеличивают точность, дают способность выстрелить два раза и так далее. Некоторые срабатывают только если рядом находится персонаж, к которому боец питает симпатию. Это второй интересный аспект игры: некоторые персонажи дружны с некоторыми более, чем с остальными (а может и влюблены). Это весьма важно, потому как некоторые перки смогут быть открыты при тесном сотрудничестве связанных друг с другом отношениями персонажей. данный аспект превращает каждого бойца в уникальную единицу; не каждый перк несёт что-то обязательно для боя полезное. Есть перк «болтливость», а некоторые персонажи трусят, когда вокруг много врагов или наоборот воодушевляются совсем, как настоящие люди на войне.
Всё это звучит, конечно, мягко говоря неоднозначно, но я, как большой фанат X-COM-а могу сказать, что игра лишь развивает идеи, заложенные этой тактической игрой. Если кто помнит наработки последнего X-COM-а, когда этим ещё занимались авторы оригинала, то на скринах можно было увидеть похожую систему, с прицеливанием в режиме реального времени, да и другие схожие элементы. В общем, здесь нет универсального способа решить, понравится или нет, нужно опробовать самому и решить для себя, подходит или нет. Лично мне подошло вполне.
Опыт и очки улучшений, которые вы зарабатываете по ходу миссии можно тратить в штабе на прокачку бойцов и вооружения; здесь нет чего-то особенного, на чём можно было заострить внимание. Разве что прокачка бойцов производится не индивидуально, а поклассово выделяете опыт на поднятие уровня классу «разведчик» и все разведчики под вашим командованием получат +1 уровень.
Пару слов о сложности. Игра и правда по умолчанию не даёт какого-то особого вызова: стреляете вы более метко, уклоняетесь лучше чем противник, и урона тоже получаете меньше. К тому же, многие миссии действительно можно пройти простым рашем скаутов просто добежать до флага и поднять свой. Однако, здесь всё ещё имеется большие возможности для собственной настройки сложности: во-первых, получить рейтинг A на всех миссиях не так-то просто (а зачастую без прокачанной команды невозможно, но это скорее минус ведь можно просто набить уровней и завалить противника мощью благодаря скирмишам). Во-вторых, если подходить к делу обстоятельно и качественно, получится гораздо интереснее: убить всех противников на карте и спокойно провести бойца к точке назначения, ещё и с No Damage попробовать пройти. Так же отдельно хочу упомянуть миссию по защите городских ворот лично я пока не нашёл решения, кроме как закрыть своим же танком ворота, что довольно реалистично. Вообще, «Эдельвейс» может быть хорошим тактическим подспорьем, прямо как в реальных сражениях, когда танки использовались для выбивания врага из окопов и прикрытия собственной пехоты.
Графика и музыка
Ну, кроме всем известного, что игра получила поддержку 1080p/60fps говорить, думаю, много не придётся. Вообще, в такие игры играют не за графику, тем более чего ожидать от игры, которая вышла 6 лет назад. Графика как минимум не ужасна, и, думаю, любителям жанра этого будет достаточно. Разумеется, известное размытие присутствует, но! Ещё одно очко в пользу персональных компьютеров: при большом желании и прямых руках весь этот блюр убирается достаточно известной в узких кругах программой, да ещё и разрешение повышается. Правда, возросшая чёткость будет компенсироваться «лесенкой», так что сами решайте. В общем, настроек достаточно и внутри, и сторонних, так что жаловаться грех подогнать можно практически под любые вкусы (в пределах разумного. конечно).
Про музыку мне сказать по счёту особо нечего: это не то, зачем я играю в игры. Отвращения у меня по крайней мере ни одна композиция не вызвала, всё достаточно уместно, и для сцен, и для сражений, но цепляющих мелодий на мой взгляд нет. Но, как говорится, на вкус, на цвет может кто-то и найдёт в этой игре композицию для себя.
Заключение
Собственно, я искренне не понимаю, почему к игре столько негативных отзывов. Да, не сказать что это шедевр, но отличный и крепкий проект однозначно. Красноречивей всего говорит тот факт, что игрушка, выпущенная шесть лет назад и являющаяся портом обогнала проект ААА-класса, который рекламировали и восхваляли все, кому не лень Assassin's Creed Unity. Возможно, на PS3 его и рекламировали, и он, как многие игры пал жертвой неоправданных ожиданий. Я же, повторюсь, ничего о проекте не знал до сего времени и на мой взгляд игрушка получилась добротной и заслуживающей вашего внимания хорошо подана история, пусть и не являющаяся образцом шедеврального сюжета, неплохие персонажи и опять же, годная тактическая составляющая. На этом всё, благодарю за внимание.