Tales of Phantasia - Обзор
Что это за новая сказка, раскрывающая свои двери перед игроками? Почему она так необычна и манительна? Злодей, пытающийся собрать энергию мира, герои, противостоящие ему в разных эпохах и лихо закрученный сюжет, создают неповторимый микс ощущений. Знакомо? Ну, тогда, в путь.
Не первая и не вторая:
Давненько я уже не писал обзоров ни на одну из моих любимейших игровых серий Tales of, а написать надо, хотя бы про самую первую (не у меня), про оригинал и с чего всё началось. Так получилось, но к игре этой я прикоснулся относительно недавно, позже, чем к другим частям, выходившим даже на PS2. Уговорил меня на это один мой знакомый, ну и я ему благодарен, что он мне подсказал выбрать её. Особо страшной графики прошлого столетия (а именно такая в игре и есть) я не пугаюсь, поэтому мне ничего не стоило зарезаться.
Лично я играл в PSX версию, которая уже была римейком с дополнительными сайд квестами, персонажем и полостью обновлённой графикой. Оригинал между тем появился гораздо раньше на консоли SNES. Вообще многие культовые ролевые игры принято было выпускать именно на этой консоли, но она просто ни разу не появлялась в моём детстве. Так вот, существует ещё одна версия игры с подзаголовком Full Voice, которую мы обязательно рассмотрим в данном материале. Если уж говорить, то сразу про всё. Вряд ли будет шанс когда-либо снова вернуться к этой теме. Это переиздание вышло уже для PSP, и как следует из названия, подверглось полной озвучке… но японской, и это – его главное достоинство и недостаток. Поговорим же теперь о том, как зарождалось нечто новое в кузнице компании Namco.
Небольшой экскурс:
Несколько грустная история связана с появлением первой части на рынке видеоигр. Сюжет игры основан на событиях романа в стиле фэнтези, написанного японским писателем и мангакой. Дословно книжка называлась Tale of Phantasy. Тогда-то к руководству Намко попал этот бестселлер с уникальной и волнующей историей о путешествиях во времени и битве во всех эпохах с могущественным колдуном Даосом. Этот сюжет казался просто бомбой, поэтому было решено немедленно заключить контракт с автором и начать разработку игры.
В процессе у автора и компании возникли некоторые разногласия. Пусть автору платили неплохой грант за пользование его трудом, всё равно он настаивал на продвижении своих идей, тогда как толстосумы из Намко цеплялись за стандартные клише, которые помогут продать игру большим тиражом. Конфликт интересов привёл к разрыву контракта, перенаписанию сюжета, отчего фондооснова игры несколько подкачала, и изменению названия на Tales of Phantasia. Не будем судить, кто прав или виноват в этой ситуации, серьёзные дядечки в костюмах из Намко или бедный крестьянин, пытавшийся прокормить своей историей многодетную семью, но факт остаётся фактом. Игра появилась на прилавках магазинов в срок, да ещё и разошлась огроменным тиражом.
Как вы теперь знаете, после неё вышла уже куча игр в основной серии и среди спиноффов, каждая с интересной боевой системой, персонажами, историей, можно продолжать практически бесконечно. Вы уже знакомы с Tales of Eternia, Tales of Abyss и Tales of Vesperia, если немножечко порыщите в инете, то найдёте мои материалы по Tales of Legendia, Tales of Symphonia и, конечно же, Tales of Phantasia, если вам будет интересно.
История о пространстве и времени:
Уже до начала самой игры вступительный ролик знакомит нас с основными персонажами, но что это такое? Почему в первые кадры геймплея нам показывают совсем неизвестных личностей, которые эпично сражаются и, к слову сказать, погибают от рук главного злодея (и это не спойлер, а матчасть).
Парниша оказался просто несколько сильнее героев, видимо, положительных, но это уже неважно, так как про них мы некоторое время не услышим. Как сцена эта закончится, тут же начнётся другая, которая представляет нам нашего протагониста Клесса Алвейна, проживающего в небольшой деревушке Тотис, и внимание, в настоящее время (имею в виду временную линию). На пару со своим лучшим другом Честером (совсем не знаменитый гепард из компании чипсов) мы не против поразмяться в ближайшем лесу, чтобы малость потренироваться во владении оружием и отточить навыки.
Пока организация защиты живой природы дремлет, наши друзья выносят пару семеек диких кабанов, … вот только расплата не заставила себя ждать. В деревне бьёт колокол. Чуткий глаз судьбы наслал злодеяние на их деревеньку, и она была полностью спалена отрядом рыцарей. Ни единой живой души, кроме мамы героя, но и она вскоре погибает, успев отправить его за медальоном. Кто атаковал родную деревеньку Клесса, по какой причине, и что хотел найти враг? Мы этого не знаем. Зато хорошо знаем другое. С этого момента начинается наше, я бы хотел сказать, захватывающее, но в виду таких событий даже язык не поворачивается так сказать, путешествие сквозь время и пространство, которое постепенно перерастает в сохранение баланса в самом мире.
Позволю себе немного забежать вперёд по сюжету, чтобы не останавливаться на достигнутом. Спустя часик после начала игры мы оказываемся брошенными в тюрягу, где находим девушку, обладающую необычайным даром использования манны – магической энергии мира. Приводит его к ней чей-то таинственный голос. Затем они встречают старого друга их семьи Морриса, который рассказывает загадочную историю о могущественном колдуне. Далее следует встреча с ним и наше полнейшее поражение. Гейм Овера, правда, не будет, ведь из последних сил Моррис, спасая нас от гибели, отправляет в непонятное место, а карта мира до боли напоминает знакомые пейзажи…
Мы оказались в прошлом, и именно на наши плечи ложится ответственность не допустить фатальных событий и того варианта будущего, что произошёл в нашей временной линии. Фух, высказался. Когда я впервые узнал про этот сюжет, сразу вспомнил Chrono Trigger и он во многом напоминает его, только тут всего 3 временные эпохи и перемещаться между ними свободно нельзя. Коллекционерам предметов и монстров нужно быть внимательными!
Не смотря на довольно закрученный сюжет, частично история предсказуема, но это не должно вас смущать. Сама идея путешествий во времени подразумевает огромное количество дыр в сюжете, которые пытливым игрокам придётся домысливать самим, но именно поэтому для каждого это будет уникальный и свой личный опыт игры. В версиях для более продвинутых консолей добавили скиты (такие коротенькие и забавные миниатюрные сценки – визитная карточка почти каждой Tales of игры). В PSP ещё и озвучку реплик, пусть на японском, но, тем не менее, на слух она приятна. Если вы проходили переведённые на английский язык части, то должны неплохо разбираться в сюжете и головоломках, так что в путь.
Полезные вещи:
Чтобы успешно путешествовать по миру игры, необходимо постоянно выполнять стандартные вещи: исследовать локации, находить сундучки с предметами, вырезать местную живность, занося новые виды монстров в красную книгу, отовариваться в магазинах, копить состояние, беседовать с жителями городов и деревень, а также решать их мелкие и не очень розни да проблемы. Как во всём этом не запутаться – поможет полное прохождение игры, ну а главная ваша цель, не только мир во всём мире, но и его спасение.
Игра наполнена огромным количеством сайд-квестов, начиная с мини игр, сбора титулов и рецептов, и заканчивая нахождением и изучением мощных заклинаний для Арч, Клесса, сражениями с опциональными врагами, блужданием по опциональным подземельям и общением с духами манны. В ней сокрыто столько контента, что для старенькой и добротной JRPG-игрушки было попросту невероятно! Чем дальше в лес, тем больше дров, тем жарче пламя.
Рамки основ:
Передвигается, то есть семенит ножками, Клесс достаточно быстро, так что проблем с путешествием по локациям не должно возникнуть. Все локации расположены, в свою очередь, на карте мира. Такой подход лично мне очень нравится. Кнопка Select как раз таки отвечает за скиты, о которых речь шла выше. Если персонажам есть, что сказать, то они обязательно сделают это. По большей части они обсуждают насущные проблемы, как то: куда двигаться дальше, как победить врага, какие чувства кто к кому испытывает, насколько сложны битвы и как успешно партия выполняет квесты. В общем, довольно интересные и забавные мотивы у них.
Путешествовать по карте мира придётся не только на своих двоих. Также вскоре у нас появится корабль, а затем и специальные летательные средства. К тому же, в игре есть город под названием Венеция, который старается быть похожим на реально существующий, поскольку там можно передвигаться на речном транспорте. Благодаря этому способу в начале игры открывается неплохая точка заработка денег, которую, кстати, я открыл (по крайней мере, ни в одном из гайдов, которыми я пользовался во время прохождения игры, подобных трюков не было описано).
Кто там в темноте:
Все монстры в своём большинстве прячутся в подземельях за укромными закоулочками и других потаённых местечках. Битвы, конечно же, рэндомны в силу возможностей более старых консолей (ведь PSP-версия вполне бы потянула и отображение монстров на этапах). В игре есть возможность увеличить частоту сражения с врагами или уменьшить, как вам будет угодно.
Боевая система в игре уникальна. Чем-то даже напоминает двумерный аркадный файтинг. По экрану носятся до 4 главных персонажей и толпа монстров. Мы управляем лишь одним из протагонистов, а действия других можем назначить через меню стратегии, формации и техник, где отключить ненужные спеллы и атаки. В основном, компьютер, играющий за оставшихся персов, сражается честно и не позволяет нам прогибаться под гнётом монстров, но иногда и его электронным мозгам нужна помощь и зачастую с лечением и восстановлением персонажей. Битвы получились яркими и насыщенными, за счёт спецэффектов от магии и техник, да ещё это всё в реальном времени, а если ещё учесть, что большую часть атак можно соединять в последовательные цепочки комбо, да назначать атаки компаньонов на шорткаты, всё встанет на свои места.
Каждое нажатие кнопки позволяет вам использовать обычную атаку или магию и техники. Доступ к меню экипировки, предметов, формации и стратегии, а также бегству можно получить прямо во время битвы, так что со сменой вооружения и лечением всё в порядке. Какого монстра атаковать первым или как распределить силы персонажей, также можно выбрать, так что система очень гибкая. От атак противника можно поставить как обычную физическую защиту, так и магическую, и в отличие от других игр, здесь данная система рулит отлично. В партии присутствуют как умелые бойцы, так и сильные маги, в последствие даже присоединится девочка ниндзя, не говоря уже о мистических духах манны.
Награды:
После завершения битвы мы получим экран со статистикой, на которой отражены параметры:
время битвы;
максимальное количество ударов в одной цепи;
полученные ЕХР (очки опыта), Gald (местная валюта);
сброшенные монстрами предметы (лут/дроп);
количество Grade Points, которые зависят от многих параметров, на которые можно приобрести различные бонусы для следующего прохождения.
Небольшое количество НР и ТР также восстанавливается после битвы, чтобы в следующем сражении у нас было чем адекватно ответить на притиск монстров. Для того, чтобы подняться на следующий уровень пригодятся очки опыта. Это влечёт за собой повышение НР и ТР, а также различных характеристик: скорость, атака, физическая сила, выносливость, удача, магия, защита и т.д. Большинство новых умений и техник также приобретаются с набором уровней, хотя есть и такие, которые необходимо находить в сундуках или выполнять для этого боковые квесты.
Графон:
В силу нескольких переизданий, игра выглядит даже на сегодняшний день добротно и изумительно. Когда-то вышедшую на SNES игру полностью перелопатили и преобразили, сохранив великолепный фэнтези стиль и красоту. На двумерных локациях передвигающиеся спрайты персонажей выглядят миниатюрно и сносно, тогда как на карте мира они немого увеличены в размерах, в пределах стиля super deformed. Их портретики, которые появляются во время разговоров, выполнены в аниме стиле, причём они не бездушны, а выражают разнообразные эмоции так, чтобы игрок мог полностью прочувствовать ситуацию.
В дополнение PSP-версия ещё и получила немного изменённый стиль отображения монстров и персонажей в битве. Они стали больше похожи на героев из Tales of Eternia (никаких больших голов или маленьких туловищ). Заметно, что каждое оружие и щит показываются в битве со своей анимацией. Заклинания и техники, которые постоянно используются в битве чуток проапгрейдили. Красивые аниме сценки также присутствуют в игре.
Озвучка и саунд:
Более ранние версии игры не были озвучены и на толику мизинца, но PSP удостоилась такой чести. Проект был полностью озвучен японскими сейю, вложившими душу, чувство и самих себя в это дело. Даже не понимая толком языка чисто по интонации и портретикам персонажей можно определить, что происходит в конкретный момент. В принципе, есть даже скрипт с английским переводом, так что этот момент можно немножко натяжно и пропустить.
Саундтрек, звучащий в игре, явно написан талантливым человеком Мотой Сакура-бой. В каждой локации и для каждого персонажа звучат собственные темы и мотивы. Громкость музыки и её напряжённость возрастают прямо пропорционально наличию тревожных и пугающих моментов в игре. В противоположность этому в мирное время мелодия тихая, плавная и приятная на слух. Особенно любимых мелодий я для себя не выделил, но вы вполне сможете.
В завершении:
Подводя итог, хочется сказать, что такое приключение запомнится вам на всю жизнь. Другие игры могут бесконечно улучшаться за счёт геймплея и графики, а Tales of Phantasia – то самое святое, что останется с вами навсегда.
Несколько артов напоследок: