Обзор Shelter
Всем добра, ребятки! Буквально сразу после прохождения удивительно ламповой игры Pid я решил окунуться и в другой проект шведской студии Might & Delight под названием Shelter, но найти время на него удалось только сегодня в ночь. Что, впрочем, пошло только на пользу, поскольку я успел за это время отдохнуть хорошенько от игр и прочих интерактивных проектов и со свежей головой засесть за что-то новенькое. В теории текст должен получиться компактным из-за малых габаритов самой игры, а на практике посмотрим.
Shelter, являющийся на данный момент последним проектом, вышедшим из-под пера творцов из Швеции, от предыдущей игры студии отличается разительно. Если Pid был классическим двумерным платформером, то здесь нам предстоит играть в… эм… Это даже симулятором сложновато назвать. В общем, игроку предстоит принять на себя роль барсучихи в естественной среде обитания, оберегающей и кормящей пятерых (пока ещё пятерых) спиногрызов. Будь моя воля, я бы жанр игры охарактеризовал как: «созидательный симулятор выживания маленьких существ в большом мире». Что ж, самое время в это попытаться поиграть.
Главное меню сразу демонстрирует общий визуальный стиль игры, который заметно отличается от Pid. Вот только как бы мне его словами описать… Выглядит игра примерно как бюджетный Okami. Но «бюджетный» не в плохом смысле того слова. Поясню. Талантливый художник может одинаково сотворить прекрасный рисунок и куском угля на туалетной бумаге, и на профессиональном графическом планшете за несколько тысяч долларов. У первого будет хромать техническая сторона, но это лишь немногим помешает рисунку выглядеть красиво. Как-то примерно так в Shelter и есть. Вроде бы и неказисто (особенно в моменты, когда камера отдаляется от земли, показывая повторяющиеся текстуры), но просто дофига стильно. Словно из бумаги собранные деревья, камни и прочие декорации воспринимаются как должное и совсем не напрягают.
Геймплей-то как? Ну-у-у… Незамысловат. Основное занятие на всю игру добывать еду для подрастающего поколения и избегать крупных хищников. Выкапываем из земли различную съедобную флору, бьём лбом яблони, подкрадываемся и умерщвляем различных лягушек и мелких грызунов. А если же видим опасность юркаем в кусты или норки, если таковые есть поблизости. Казалось бы, не надоест ли одно и то же делать постоянно? Разнообразие в Shelter достигается путём смены обстановки. Игра разбита на уровни, которые правильнее было бы назвать «состояниями», выделяющими какое-либо погодное явление. Первый уровень представляет собой ясный день в лесу, второй глубокую-преглубокую ночь, третий ливень, четвёртый пожар. Если чуть промедлите где-то число отпрысков поубавится. И именно в этот момент приходит понимание того, насколько игра цепляет за живое. Буквально за считанные секунды ты просто всеми фибрами души прирастаешь к этим пятерым вечно голодным меховым комочкам, и скоропостижная кончина хоть одного из них бьёт по сердцу больнее ножа. Это и есть главная сила Shelter. Это игра не на геймплей, а на эмоции.
Что характерно, за потерю спиногрызов игра Вас никоим образом не пинает (кроме угрызения совести, но это уже игрок сам себя наказывает), скорее даже неявно поощряет, ведь меньшее потомство становится куда проще прокормить. Что могу сказать… Такова жизнь.
Единственный серьёзный недостаток в Shelter здесь слишком мало игры. Настолько мало, что её и игрой-то сложно назвать. Да, это уникальный в задумке и реализации интерактивный опыт, но для того, чтобы стать игрой, ему не хватает немножечко дополнительного геймплея. Хотя здесь я позволю себе поспорить с… собой и всё же отмечу, что, когда игра ужимается до столь крохотных размеров, то все её элементы начинают нести большую ценность для игрока. Как пример можно привести ту же серию Silent Hill, игры которой проходятся часов ну за пару каждая.
И последнее по порядку, но не по значению музыка. Над ней работали те же ребята, что и над саундтреком для Pid, поэтому от игры я ждал чуть ли не музыкального альбома. И я дождался.
Если сразу начать с итога, то скажу, что это явно не Pid. И это явно не лучше и не хуже, чем было раньше. Это абсолютно другое настроение, абсолютно другая атмосфера для абсолютно другой обстановки. Саундтрек Shelter это превосходное облачение дикой природы в музыкальную форму. Более того, звучащие на фоне мелодии играют на руку игроку, подсказывая стиль игры на том или ином уровне. Например, композиция ночного этапа звучит медленно и тревожно, а надрывное звучание темы лесного пожара недвусмысленно намекает на губительность топтания на одном месте. Однако «фоновость» звучания саундтрека ощутимо меньше располагает к прослушиванию отдельно от игры. Но всё-равно располагает. :)
В заключение я бы хотел скромно промолчать. Но не смогу. Shelter это уникальная мини-игра, в которой игрок предоставлен самому себе, а барсуки законам природы. Правила игры просты, но жестоки и циничны. За всю игру не произносится ни слова, но и без них всё понятно. Финал истории, наконец, настолько очевиден, насколько честен и суров. Здесь нет плохих и хороших есть только круговорот жизни.
И жизнь продолжается.
Реализация 6 (Очень стильная игра, но она преступно крохотная и технически незамысловатая).
Музыка 10 (Т.е., тех пяти треков для подтверждения оценки оказалось мало? :) ).
Сценарий 8 (Немая притча о жизни и о родителях. В целом, в предыдущее предложение уместился весь сценарий Shelter от начала до конца).
Личное мнение 7 (Я весь в противоречиях по поводу ощущений от игры. И всё-таки ей, на мой взгляд, не хватает дополнительной детализации поведения местной фауны и взаимодействия с миром. Но и так всё-равно шикарно).
Ждём Shelter 2 в следующем месяце!