^

Shadow of the Colossus - Обзор

+150

image

В последнее время меня, как человека изъеденного всяким трэшем игромира, видео и аниме мира и разрекламированными американскими игрульками и фильмами, потянуло на нечто душевное. Захотелось опробовать нечто такое, к чему ранее душа как то не лежала, или просто ленилась попробовать.

В магазине я приобрел, считайте задаром, фильм Дэвида Финчера «Семь», который меня давно интересовал. В дополнение ко всему этому, я заценил любительский фильм «Страх» снятый по рассказу голубого маэстро кровавых ужасов Клайва Баркера. Если честно, то оба произведения оставили меня равнодушным.

В тот же день, когда я приобрел «Семь» в магазине я взял указанный выше предмет статьи. Диск-сборник, на котором были игры ICO и Shadow of the Colossus. Вот эта вещь оставить меня равнодушным точно не могла.

Разузнав, что Shadow of the Colossus является инди-игрой, то есть той, о которой я толком ничего не мог слышать ранее, к тому же приквелом к ICO, я решил ознакомиться сначала с ней. Как я уже указывал выше, игра равнодушной меня не оставила. Она подарила мне незабываемый спектр эмоций, но не все из них были положительными.

 

История

imageРаздел для тех кто возможно впервые слышит об этой игре. Разработана и выпущена она, как и первая игра из этого сборника, была компанией Team ICO во главе с дизайнером Фумито Уеда (Fumito Ueda). Эти игры так и не получили хорошей рекламной компании и не были очень уж ласково приняты в прессе, но все равно они остались играми, которые будут всегда жить в сердцах фанатов, которых они покорили и таких, как я вижу, немало. Так что думаю, не стоит удивляться, если я скажу, что подарок господина Уэды для консольщиков PlayStation 3 просто неоценим. Позже я скажу почему. По словам самих разработчиков, они пытались свести в своих играх такие стереотипные и приевшиеся аспекты, как крутой геймплей и головокружительный сюжет к минимуму, но насытить их тем, что очень редко встречается у подавляющего большинства продуктов современного игропрома — атмосферой.

 

Сюжет

image

image

image

imageРазработчики не врали, когда говорили, что старались создать игру, в которой игроку не придется думать о такой вещи, как сюжет. Будьте спокойны – сюжет вам в самом деле не будет морозить глаза, так как представлен он всего лишь в двух по-японски длиннющих видеороликах: в начале и в конце игры. Начинается все с очень, очень длинного ролика, в котором вам не расскажут, как этот мир был сотворен и что вообще происходит. Нет, вместо этого вы будете лицезреть с абсолютно различных ракурсов, как молодой парень едет на своем черном коне по живописной местности, что-то везя с собой очень большое, завернутое в покрывало. И вот он едет по дороге, которой, по всей видимости, нет конца. Приедет он только тогда, когда вы нажмете действие «Новая игра». Лишь после этого выяснится, что целью нашего Странника (да именно так его и зовут, ну или по-английски Вандерер — подходящее имечко ничего не скажешь) является некий Храм, расположенный в живописном месте, с очень странным названием «Запретные земли». Странник вез с собой девушку, о которой известно лишь, что она была принесена в жертву, так как ее судьба была проклята. Именно эта девушка и является причиной, по которой вы и будете проходить игру. Кто она, кем была и даже какие отношения ее связывают с главным героем – неизвестно. Сказано только, что была она проклята. Как это не иронично звучит, но только обитатель этих Запретных земель, в простонародье зовущихся проклятыми, может исцелить проклятую девушку, точнее воскресить ее. Звать девушку, кстати, Моно, а верного спутника Странника, его черного коня, Агро. И все. Приготовьтесь смириться с тем, что вас просто поставят перед фактом: есть девушка, которая умерла непонятно зачем и есть парень, который хочет ее спасти. Всю историю, происходившую с этими двумя до приезда в храм, вам предстоит домыслить самим.

image

imageЗапретные земли — место, где уже и живых то не осталось, кроме толи божества, толи демона, толи еще какого-то могучего духа по имени Дормин, обитающего в храме, и не имеющего даже собственной материальной формы. Сами Запретные земли абсолютно безлюдны и Дормин давно не видел гостей, потому на просьбу Странника о воскрешении Моно откликнулся весьма охотно, но сделать сейчас он этого не может. Для этого ему требуется восстановить свою силу, а сделать это можно лишь с помощью уничтожения 16 статуй чудищ, которые стоят в храме. Ну а для того, чтобы уничтожать статуи, надо убивать Колоссов — существ, с чьими жизнями эти статуи и связаны. Перед подписанием подобного контракта, Дормин честно предупреждает Странника, что цену ему придется заплатить очень высокую и скорее всего его душой тут дело не ограничится. На это наш доблестный герой отвечает что-то в духе: «Олооло, улалала», что в переводе на русский означает наипафоснейшую фразу: «Цена не имеет значения».

Если вы не поняли, то я хотел сказать, что разработчиками Team ICO был изобретен собственный язык для их вселенной, что, несомненно, не может не радовать. Для удобства, язык снабдили английскими субтитрами, написанными на каком-то непонятном, чрезвычайно поэтичном, а потому и сложном, английском языке.

Итак, условия понятны, будем исполнять. Нужно уничтожить 16 колоссов и это единственное чем вы будете заниматься, по сути дела, всю игру.

Забегая вперед по поводу всех слов сказанных разработчиками, скажу: «Да, да им удалось, черт возьми!». В этой игре вы не встретите даже ни привычно долгих диалогов, как в подавляющем большинстве японских игр, ни того, что разработчики будут вести вас под ручку, спонтанно объясняя, что делать. Место всему этому заняла — атмосфера. Но расскажу обо всем по порядку, дабы у тех, кто не играл, возникло желание ознакомиться.

 

Геймплей

image

image

image

image

imageПуть к Колоссам вам придется прокладывать с помощью специального Древнего меча, тоже непонятно откуда взявшегося у Странника. Когда вы находитесь на улице, в месте где есть солнце, то нажмите кнопку ps-circle, выбрав меч и увидите, что на него падают лучи солнца, которые должны сойтись в итоге в одну линию в определенном направлении. Так вот, направление где они сужаются — это указатель на место, где живет Колосс. После этого вы должны будете взобраться на своего верного коня Агро и скакать в том направлении.

Вообще Агро и спутник отличный, и средство передвижения просто-напросто надежное. С этим конем вы и быстрее доскачете до нужного места назначения, так как возможность фаст тревела (быстрое перемещение между посещенными местами) здесь отсутствует, и в пропасть никогда не свалитесь (Агро просто будет отступать перед смертоносными обрывами), да и просто отдохнете с душой. Поездки на Агро до очередного Колосса позволят вам оценить все «очарование смерти» Запретных земель и оценить очень хорошо проработанную окружающую местность (для PlayStation 2 конечно). И самая прелесть в том, что вашего коня вы никогда не сможете потерять: он всегда придет на ваш зов (кнопка ps-cross), который будет отличаться в зависимости от того, как далеко вы стоите. Но думаю понятно, что на гору бедняга Агро взобраться не сможет, так что зов действует в пределах разумного. Не всегда еще Агро будет вас слушаться, порой самостоятельно выбирая нужные маршруты для движения или наоборот убегая во всю прыть, от напугавших его чудищ. Так что доверьтесь своему коню — он ваш единственный напарник.

Помимо отсутствия фаст тревелов, Shadow of the Colossus отличается от похожих по жанру проектов еще отсутствием различных населенных пунктов, как больших так и малых, и других NPC. Серьезно, в Запретных землях вы не встретите ни одного живого человека или оленя, а какие-то мрачные катакомбы, затерянные города, будут лишь памятниками, свидетельствующими о том, что здесь когда-то была жизнь, но что-то ужасное забрало ее. Впрочем, ни вам, ни Страннику под вашим руководством до этого дела, скорее всего, не будет.

Помимо вас, коня и Колоссов единственными живыми существами тут (не считая Дормина) будут очень черные ящерицы с очень белыми хвостами, черепахи и рыбы, почти такого же цвета. Насчет ящериц, я упомянул не просто для красочного оксюморона, но и в жизненных целях, а именно: белые хвосты ящериц, а также различные плоды с деревьев, которые вы встретите на каждом шагу — единственный способ увеличить ваши столь маленькие характеристики, такие как линейку здоровья (красная полоска, увеличиваемая фруктами) или розовый кружок выносливости (увеличивается поеданием хвостов ящериц, а для чего этот кружок понадобится, я расскажу позднее). Добывать их предстоит с помощью лука, находящегося у героя неизвестно где, впрочем, как и у многих героев экшен игр, с бесконечным комплектом стрел.

 

Колоссы

Ну вот и пришло время заценить главную составляющую геймплея игры — убийство Колоссов. Как добраться до них я уже рассказывал, но не ожидайте, что каждый Колосс (точнее вообще почти ни один из них) находится в легкодоступном месте. Нет, эти странные создания живут преимущественно в скалах и оживают лишь при вашем появлении. А где находится конкретно нужная скала, скажет вам Дормин, в какой-то непонятной форме, да покажет солнце. Готовьтесь к тому, что нужный участок скалы может находиться на вершине горы, на которую нужно вскарабкаться, или на другом берегу, озеро которого нужно переплыть.

Вот тут и помогут акробатические навыки школьника, которыми обладает главный герой. Как уже говорилось в конце позапрошлого абзаца, помимо здоровья, потеря которого ведет к game over-у, игрок еще имеет и индикатор выносливости, выраженный розовым малым кружочком, который будет увеличиваться с каждой новой вашей победой, чтобы впоследствии было чуть-чуть, но полегче, хотя учитывая увеличивающуюся сложность каждого Колосса, это скорее было сделано просто из необходимости. Итак, подобно Ико из первого проекта Team ICO — ICO, Странник должен будет обязательно карабкаться, прыгать, падать, подниматься. Притом, этот процесс составит большую часть игры, можете мне поверить. Вот только там, где маленький мальчик мог держаться до бесконечности долго, чуть более взрослый юноша Странник никак не сможет, ибо как только истечет его индикатор выносливости, он разожмет свои ручки и полетит вниз, а уж удачно ли ему суждено приземлится уже зависит от вас. Хотя пугаю я вас, конечно, зря — фатальными для него будут падения только с очень высоких гор, падение же с 6 этажного Колосса повлечет за собой лишь потерю единиц здоровья. Вот так вот, играя роль быстро выдыхающейся и отдыхающей Лары Крофт ну или Нэйтона Дрейка — расхитителей гробниц, вам предстоит искать Колоссов. Для чего было сделано такое усложнение догадаться несложно — это видимо такая дань реализму, в игре, где ваше здоровье восстанавливается за 30 секунд ничего-не-делания. Но, мне кажется, могли бы сделать этот пунктик с выносливостью и более терпимым к игрокам, так как данный индикатор, вы нередко будете проклинать из-за проблем со здешней камерой и самими Колоссами.

image

image

image

imageНо вот вы находите его, Колосса. Если вы ленивы, чтобы посмотреть на скриншоты справа от вас, то я скажу в паре слов, что Колоссы представляют из себя чудовищ, чаще всего изображающих какое-нибудь животное (собака, ящер, бизон, бык) или гуманоида. Все они чаще всего являются великанами, не считая парочки, и очень агрессивно реагируют на ваше присутствие, не желая вступать в контакт и начиная атаку. Но мы и не чай пришли пить с ними, а убивать. Итак, вот вы видите Колосса, каждый из которых выглядит по разному (некоторые чудо как красивы, другие настолько свирепы, что даже подойти к ним боишься), и тут возникает вопрос: «А что делать то?». Вопрос отличный и очень даже логичный — вы маленький слабенький человечек, у которого есть лишь сомнительного вида меч, да бесконечный колчан стрел, которые Колоссу все равно, что комариные укусы. Ответ приходит со стороны Дормина: ваш ментор подсказывает искать слабые точки Колосса, которые предательское солнце тоже может освещать, если направить на них меч. Хорошо — солнце показало, что слабая точка Колосса это брюхо. Тут же возникает второй вопрос: «Как туда добраться?». Эх, жаль, что Странник не додумался до изобретения Икара, это решило бы многие проблемы. Забраться на Колосса — это самая трудная задача, до которой вам предстоит додуматься, если конечно не пользоваться видео-гайдами. Дормин конечно и тут вам поможет, бросая подсказки типа: «Встань на видимую сушу», но и с ними становится все не очень просто. Некоторые его подсказки говорят, как заставить споткнуться Колосса буквально, а некоторые лишь намекают на место, откуда вам лучше всего начать думать над следующим шагом. Ну, я же скажу вам проще, есть два способа забраться на Колосса, зависящие от структуры (ландшафта?) его тела: либо нужно поразить сияющие голубым с темной дымкой места, например колени или пятки Колосса, для чего достаточно одной стрелы, либо придется взобраться на него, заставив Колосса наклониться к вам хитростью (например, залезьте в пещеру и заставьте это любопытное существо наклонить голову пониже, чтобы посмотреть, где вы, а потом прыгайте на его бороду).

image

image

image

image

image

imageВсе эти задачки поиска способов вполне логичны, хотя и могут порой отнять у вас 30 — 60 минут свободного времени. Я лично додумался до всего сам и после этого был очень горд собой, что ни разу не воспользовался просмотром чужих мытарств с You Tube. Но залезть на Колосса и найти его слабую точку — это только полбеды. Гораздо сложнее удержаться на нем и доползти до нужной точки. Несмотря на то, что Колоссы все внешне отличаются, они примерно одинаковы в компонентах, из которых состоят: в них есть камни, земля, мех и выступы. За последние два, вам будет необходимо держаться, дабы не улететь вниз. Считая вас назойливой блохой, Колосс будет пытаться стряхнуть вас, даже до того как вы начнете делать свое черное дело, что очень сильно осложняет процесс, так как герой постоянно будет вертеться на одном месте, как лист сдуваемый ветром, а сделать движение не сможет.

Удержаться на Колоссе — это как самостоятельно поучаствовать в родео, особенно это касается воздушных типов, в битвах с которыми прямо дух захватывает от несущихся высот и, как будто, продувающем вас с той стороны экрана, ветром. Добравшись до точки, необходимо наклониться, желательно точно по центру, зажать кнопку удар, чтобы Странник вложил как можно больше силы (все показывает на том же кружке выносливости) и вонзил меч. Чем больше накопили силы, тем больше здоровья снимется. Не забывайте, что у Колоссов этих точек несколько (1-3 увеличиваются с уровнем сложности) и макушка не обязательно всегда самая последняя из них. Расходуйте силы экономно. Неизменно раздражать вас во всем этом процессе будут лишь слабые ручки главного героя, который готов свалиться, как только истечет кружок выносливости, даже если момент у вас решающий. На первых Колоссах еще будут встречаться выступы, которые выглядят даже как-то нелепо, на которых вполне безопасно можно перевести дух, но к последним чудищам, о поблажках вы уже забудете. Следствием полета главного героя вниз с Колосса, является повторение всего алгоритма совершаемых вами действий раннее, не считая поиска слабых точек. И хорошо, если попадется Колосс, покорение вершин которого от него никак не зависит, но чаще всего придется ждать, пока Колосс удачно махнет дубиной, которая послужит мостом для вас или другое, более долгое и нудное действие. Это очень раздражает.

К еще одному весьма существенному недостатку стоит отнести здешнюю камеру, которую я ненавижу ровно настолько, что с уверенностью могу сказать, что всю игру я боролся не с 16 Колоссами, а с камерой и ее дурацкими положениями. Примерно к середине игры, я научился закреплять камеру ровно на Колоссе, но это все равно помогает не особо часто, так как ей важнее показать измученное лицо главного героя, чем то, что происходит у него за спиной ракурсом повыше. В общем, приготовьтесь бороться еще и с камерой. Она будет 17, вашим самым страшным врагом.

Итог битвы с Колоссами всегда один и тот же, чудище падет и из него вырывается поток каких-то черных щупалец, которые вонзаются и затем проникают в главного героя. И чем больше этих щупалец внутри него, тем болезненней и страшнее становится его внешность в течение игры. Затем он очухивается в Храме, статуя разрушается, а Дормин дает следующий приказ. Порядок устранения Колоссов определен вашим начальником и сменить его, при всем желании, нельзя.

 

Немного мыслей об атмосфере и возможной экранизации

imageПомимо весьма унылого окружающего мира, всем видом показывающего что это мертвое место, где даже солнце выступает как маяк ведущий вас к прямой смерти, атмосферу поддерживает и музыкальное сопровождение, написанное композитором Ко Отани, наиболее известным как композитор к фильмам про Гамеру (японский монстр в виде огромной черепахи, эквивалент Годзилы), аниме Shakugan no Shana и Eyeshield 21. За свою работу, он получил премию «Саундтрек Года», что, согласитесь, является весомым достижением.

Само музыкальное сопровождение будет навевать на вас либо чувство меланхолии, показывая насколько вы ничтожны в этом мире и что помощи ждать неоткуда, либо наоборот пытается вас взбодрить бодрыми ритмами, побуждая к борьбе за свое выживание. Звучат они, соответственно, только во время заставок и битв с Колоссами. Перемещение между Колоссами осуществляется без музыкального сопровождения, доверяя песне матери природы вести вас, от чего становится еще жутче.

Что касается экранизации, то этим делом нас обещала порадовать кинокомпания Sony Pictures. Дата выхода фильма неизвестна, да и актерский состав тоже. В режиссерское кресло усядется Джошуа Транка (кто он такой?), а свое видение этого мира и взаимоотношений между Странником и Моно нам расскажет сценарист Сет Локхед («Ханна: Совершенное оружие» практически за 45 лет своей жизни его самая лучшая работа из трех). Честно говоря, даже этот состав из двух человек доверия не внушает, но надеюсь, что надеяться на аттракцион типа «Пиратов Карибского Моря», пока к процессу не подключился Disney, не стоит, и слава богу. Вообще много сомнений вызывает подобное решение: экранизировать игры, где окружающий тебя мир является лишь декорацией, а его историю ты почти пишешь сам. Ну что ж, поживем — увидим. Хотя, скорее всего, проект экранизации скончается в долгом ящике кинопродюсеров через полтора года. Печально.

 

Итог

Если говорить начистоту, то подобных игр вы никогда раньше не видели, да, скорее всего, и не увидите. Если вас тошнит от атмосферных игр, то попробуйте сыграть в нее, хотя бы для испытания своего ума и своей духовной выносливости. Согласен, данное испытание выдержит не каждый. Некоторые просто не поймут, что там делать, а другим это может показаться скучным, третьих же добьет камера и управление. Но это не меняет того факта, что игра очень хороша и я не пожалел ни копейки, потраченной на нее.

И да, для любителей графона: HD переиздание на PS 3 намного улучшило качество самой игры, теперь она не смотрится так серо и, самое главное, избавило ее от подтормаживаний. Проверял обе версии: на PlayStation 2 игра начинает заметно тормозить, очевидно, из-за того, что сама консоль была не в состоянии переработать на 100% все возможности движка, используемых в этой игре. На PlayStation 3 данная проблема, естественно устранена.

Я рад, что познакомился с этим чудом от мира видеоигр. Теперь с нетерпением буду ждать The Last Guardian, заниматься прохождением ICO и периодически переигрывать в «Тень Колосса».

imageimageimageimage

Автор Стокер 23 января 2013, 17:30 (2832 просмотра)
Комментарии

Предположу, что автор имел в виду «Семь» Девида Финчера, а не Линча?

Упс! Опечатка

надо как-нибудь перепройти, жаль всё равно большую часть слабых мест и тактику помню. Ну, собрать всех ящериц, добраться до Секретного Сада, собрать все фрукты и ещё раз окунуться в эту атмосферу — оно тог стоит.