Обзор Lifeless Planet — «russians in da spaaaaace»
Всем времени добрых суток! В силу того, что больше в этом году я ничего не проходил, далее последуют, возможно, последние тексты. Итак, представляю Вашему вниманию игру под названием «Безжизненная Планета»!
Ну, или Lifeless Planet, суть одна. Прошёл её я буквально через пару дней после релиза (непреднамеренно проигнорировав ранний доступ), но оформлять в письменном виде какие-либо впечатления от игры тогда не стал. Свои коррективы внесло время. Спустя почти год воспоминания о потраченных за игрой часах оказались на удивление положительными и приятными, а после беглого просмотра летсплея от Чёрно-серебряного Артура я так и вовсе решил, что надо точно что-то делать. В силу некоторых особенностей игры, обзор обещает получиться достаточно компактным. Понадеюсь на это.
Честно говоря, ещё только увидев обсуждение игры на одном из сайтов, я был настроен по отношению к ней очень скептически. Первой и главной причиной этого являлся её логотип. Да, серп и молот, а следовательно, где-то неподалёку и всеми любимый СССР. Разумеется, ничего кроме бестолковой клюквы и бравых американских супергероев от игры мною уже не ожидалось. Забегая вперёд, скажу, что опасения, как ни странно, не оправдались — подошли разработчики ко всему русскоязычному на удивление щепетильно. Но до этого мы ещё дойдём, а сейчас пора бы уже и игру включить.
Знакомьтесь, ещё одна игра, задающая извечный вопрос: «одни ли мы во Вселенной?». Однако на сей раз не к нам кто-то прилетает с ответом (и недобрыми помыслами), а летим уже мы. Найдя в закромах галактики планету, якобы богатую жизнью и обладающую родственной Земле атмосферой, NASA отправляет туда экспедицию из трёх человек, одним из которых и является главный герой этой истории. Учитывая тот факт, что полёт туда продлится целых 15 лет, для космонавтов это станет билетом в один конец. Готовы ли Вы отдать всю оставшуюся жизнь ради призрачного шанса повидать абсолютно иной мир? Тогда полетели. Как это обычно и бывает в подобных историях, на подступах к планете что-то начинает идти не по плану и экипаж терпит крушение, пусть и не фатальное. Но эта неприятность станет ничтожно малой сразу после того, как первопроходцы, окинув взором местные пейзажи, осознают одну ма-а-аленькую деталь — в пределах видимости нет никаких признаков жизни. Теперь кое-как уцелевшему главному герою надо найти пропавших без вести товарищей и разобраться, куда делась вся местная флора и фауна.
Что ж, начало настраивает на нужный лад. И с первых же минут Lifeless Planet делает то, что удаётся лишь немногим играм — сдувает геймера таким беспощадным порывом атмосферы, что теряешь контакт с землёй во всех смыслах. А ведь, казалось бы, что такого особого может быть в обычной пустыне? Знаете, всё-таки музыка, внешний вид, сценарий и пара прямых рук, соединивших все эти ингредиенты в правильных пропорциях, способны творить настоящие чудеса. Начнём тогда по порядку.
Нечасто я стартую с музыки, но здесь имеет место быть такая нетипичная ситуация, что без понимания того, как оно звучит, невозможно понимание того, почему игра цепляет буквально ничем. Композитор Рич Дуглас создал целый ряд крайне густых и медитативных композиций, которые как нельзя подходят чужому миру, в котором больше нет ни капли жизни. Квинтэссенцией вышесказанного является главная тема игры The New World, давящая на психику своей красивой и даже надрывной меланхолией. Послушайте её и представьте состоящий из одного песка и камня мир, в котором нет никого, кроме Вас, а путь до дома, будь он вообще реален, занял бы целых 15 лет. Если композиция Вас хоть немного зацепила, то с большой вероятностью и остальная игра придётся по вкусу.
It suddenly struck me that that tiny pea, pretty and blue, was the Earth.
I put up my thumb and shut one eye, and my thumb blotted out the planet Earth.
I didn't feel like a giant. I felt very, very small.
© Neil Armstrong
Про внешний вид сказать могу немногое. В конце концов, я буду не я, если хоть раз что-то вякну о текстурах. :) Но есть пара моментов, которые упоминания достойны. На фоне окружающего мира главный герой выглядит совсем маленьким, даже микроскопическим. Размашистые песчаные дюны, огромные скалы, монументальные вулканические образования и маленький клоп с планеты Земля, через всё это усердно переползающий. Ощущение ничтожности протагониста, попавшего в чуждый ему мир, у авторов получилось на славу. И задние фоны… Ох, эти задние фоны! В моменты, когда густой слой пыли не заслоняет собой горизонт, обнажаются баснословно красивые пейзажи. Особо одобряю местные закаты.
Хотя нет, кое-что меня всё-таки смутило: катсцены. К сожалению, именно на них наиболее ясно просвечивается гаражное происхождение игры. При их просмотре создаётся впечатление кукольного театра, только верёвочек не видно. Не то чтобы в Lifeless Planet так уж много роликов на движке, но под конец они действительно начинали бить по глазам.
С сюжетом дела уже обстоят сложнее. В принципе, он был одной из главных причин, по которой сей текст появился в этом году, а не в прошлом. Потребовалось некоторое время на то, чтобы его как следует обдумать. Не из-за того, что он такой уж прям витиеватый и сложный, нет. Больно уж противоречивые чувства он вызвал.
Продолжим с момента, когда главный герой отправился на поиски своих товарищей. Угадайте, что он первым же делом нашёл. Советское поселение. Советское, мать его, поселение! На планете, расположенной чёрти где во Вселенной. Впрочем, поселение на деле было уже давно заброшенным, и представляло из себя оно зрелище угрюмое до дрожи. Некоторые дома уже частично засыпало песком, а наспех сколоченные могилки на окраине усугубляют и без того мрачный настрой. И всё же, как наши соотечественники умудрились оказаться там? Из записей учёных станет известно, что где-то на территории СССР вдруг был обнаружен портал в форме тора (мм… Stargate?), ведущий сюда.
Да много чего станет известно из записей. Воссоздание цельной картины прошлого на основе обрывочных данных будет являться первостепенной задачей игрока. Даже более важной, чем сам геймплей, но об этом позже. Благодаря такой подаче сюжета появляется смысл хотя бы раз перепройти игру, ибо информация, поначалу казавшаяся каким-то набором слов, вдруг обретает смысл. Записи бывают как сугубо текстовые (к ним относится и дневник главного героя), так и голосовые, зачитываемые либо нашим соотечественником, либо человеком, посвятившим уйму времени освоению русского языка, поскольку никакого акцента в них я не уловил вообще. За это разработчикам определённо зачёт.
А ещё им зачёт за то, что уж как-то они перебороли себя и не стали нашпиговывать сценарий клюквой. За всё время мною не было обнаружено ни одной vodka bottle, ни balalaika, ни даже останков russian bear. «В чём подвох?» — спросите Вы. Помимо того, что русские, как водится, окажутся виновниками всех бед (пусть и косвенно), в остальном, честно говоря, ума не приложу! Пару раз я даже задумывался над тем, что подвоха может и не быть вовсе, но скептическая часть мозга подобные порывы простодушия душила на корню.
Вышеупомянутые противоречивые чувства вызвала святая наивность всего и вся. Таинственный портал на территории Советов, внезапное раскрытие личности главного героя, у которого нет не только имени, но и лица, и наш загадочный спутник… Вернее, спутница, над которой русские учёные проводили чудовищные эксперименты. В общем, примешали всё, что только можно. Однако заключительный поворот, ставящий точку в вопросе о коренных разумных обитателях планеты, просто сотворил с игрой чудо.
Последним по порядку и, в принципе, по значению будет сам игровой процесс. Я специально вынес всю геймплейную составляющую во вторую часть обзора, поскольку в ней будет собран весь тот негатив, который Lifeless Planet вызвала в процессе прохождения. Сразу же скажу, что самой игры здесь практически нет. Всё, чем игрок будет заниматься — бегать, прыгать и думать о Высоком. Кто-то, возможно, скажет, что ещё и решать загадки, но, лично на мой взгляд, местные потуги на паззлы не заслужили таковыми называться. Основная задача на протяжении всей игры — прокладка маршрута из точки «А» в точку «Б» посреди безжизненной песчаной пустоши. Но даже не само отсутствие геймплея меня расстроило. Как Пиноккио из одноимённого мультфильма студии Дисней хотел стать настоящим мальчиком, Lifeless Planet вполне искренне желает стать настоящим платформером. Особенно это чувствуется в моменты, когда главный герой иногда будет находить баки с горючим для своего ранца, позволяющим отталкиваться от земли ещё более энергично и преодолевать огромные расстояния за один лишь прыжок. На пути к становлению игрой Lifeless Planet мешают, к сожалению, бесконечные жизни главного героя и на каждом шагу расставленные точки восстановления. Даже агрессивные растения, выходящие на тропу войны ближе ко второй половине, сложности вызывать будут не больше, чем лужи на дороге — в большинстве случаев их можно обойти. Если даже и окочуритесь где-нибудь ненароком, игра любезно возродит Вас неподалёку, и можно будет попытаться пройти проблемный участок ещё раз. И ещё раз. И так до тех пор, пока не пройдёте. Говоря другими словами, в Lifeless Planet попросту невозможно проиграть. Во всех смыслах типичная современная видеоигра, что ж поделать.
С другой стороны, Lifeless Planet остаётся верна принципу «всё ради идеи». Разработчики настолько сконцентрировались на окунании игрока в атмосферу одинокого блуждания по умершей планете в компании с существом, в котором от человека-то ничего не осталось, что банально забыли сделать игру. Впрочем, обвинять их в этом было бы чистым свинством.
Что-то, наверное, надо сказать в заключение. Что бы такое сказать… Lifeless Planet — это не просто история, за которой интересно наблюдать, невзирая ни на что. Lifeless Planet — это настроение, которое хочется примерить на себя. Lifeless Planet — это новый мир, частью которого хотелось бы стать. Если игра зацепит, то на технические изъяны станет плевать. Если же не зацепит, то и играть в неё смысла нет.
Реализация — 9.5 (Блин, ну катсцены! Катсцены меня напрягают. В остальном же отлично.)
Музыка — 10 (По ощущениям просто Sublustrum в космосе.)
Сюжет — 7 (Своеобразный очень уж. Странные вещи в нём творятся, но прожить историю русских колонистов и гибели планеты было весьма интересно.)
Личное мнение — 9 (Игра-настроение, авторы которой вложили все силы в то, чтобы их детище получилось максимально эмоциональным. В принципе, у них это получилось лучше, чем у создателей той же Monochroma.)