Обзор Game Center CX: Arino no Chousenjou 2 — возможность прожить не наше детство... Ещё раз
Эх… А ведь раньше такие игры назывались stand-alone expansion packs (дополнения, не требующие оригинальной игры), но уж никак не сиквелы. Мне-то, впрочем, грех жаловаться, поскольку эта сторона видеоигровой индустрии лихо обошла меня стороной. Ну, ладно, что-то я совсем не с того начал, ведь речь далее пойдёт о продолжении Retro Game Challenge, выпущенной два года спустя только в Японии, но в конце прошлой осени получившей полноценный фанатский перевод. Что ж, «Game On!»
И снова вводная часть для тех, кто не в курсе о существовании GameCenter CX. Так вот, GameCenter CX — это мегапопулярное юмористическое шоу о японце средних лет по имени Арино, всеми правдами и неправдами пытающемся проходить старые консольные игры (преимущественно с Famicom, однако нередки и исключения) и выполнять в них какие-нибудь заданные условия. И всё это подаётся и озвучивается комментатором так, словно снимается не шоу о видеоиграх, а экранизация Ultimate Survivor Kaiji. Шоу в эфире уже более десяти лет и на текущий момент снято более двух сотен эпизодов в среднем по 40 минут — 1 час каждый. Первую попытку перенести атмосферу телепередачи в интерактивную среду авторы предприняли в 2007 году, выпустив Game Center CX: Arino no Chousenjou. Спустя два года, видимо, с целью нащупать зарубежную аудиторию для сиквела, они издали игру в США под названием Retro Game Challenge, продажи которой оказались огорчающими. Не нащупали.
Авторы с сюжетом особо долго возиться не стали и просто взяли его из первой части: из-за постоянных проигрышей в старых консольных играх сердце Арино наполнилось ненавистью, из-за чего он снова воплотился в страшный компьютерный вирус, заражающий портативные игровые консоли по всему миру, превращающий их владельцев в школьников, отправляющий в прошлое и заставляющий проходить старые игры, опять ставшие новыми. Вот и Вам в один прекрасный день не повезло, и теперь Вы вынуждены жить в образе ребёнка дома у Арино-из-прошлого и проходить различные челленджи, надеясь рано или поздно вернуться в своё время. В общем, практически слово в слово, добавив только «снова» чтобы убедить игрока, что он не перепутал игры. Недостаток? Не сказал бы, учитывая, что переизбыток сюжета мог бы отвлечь игрока от, собственно, игрового процесса.
Как и раньше, игра является своеобразным срезом эпохи компьютерных игр 80-х и предлагает просто в своё удовольствие посидеть перед телевизором с контроллером в руках или почитать видеоигровые журналы, по прежнему радующие радужным оформлением и обилием читов. Основной задачей игрока (в геймплейном понимании) опять становится прохождение классических игр и выполнение каких-либо условий вроде получения определённого количества очков, нахождения какого-нибудь бонуса или достижения заданной точки назначения. По первому впечатлению, за два года кроме головы Арино, получившей больше полигонов и разнообразившей мимику, не поменялось вообще ничего. По второму и последующим — тоже. Так уж получилось, что вторая часть сборника пародий на классику игростроя пошла не вглубь, а вширь. С одной стороны, это хорошо — разработчики не стали чинить то, что и так работало исправно, а только лишь наложили на имеющийся каркас побольше мяса, ограничившись лишь незначительными изменениям старых идей. С другой стороны, если Вы играли ранее в Retro Game Challenge, чувство дежа вю к середине рискует Вас окончательно доконать. Впрочем, с задачей пойти вширь разработчики справились на ура, нашпиговав своё детище различным контентом и значительно расширив «автопарк» игровых консолей. Теперь играть предстоит не только на одной пародии на Famicom, но на пародиях на MSX, Famicom Disk System, Game Boy, Game Boy Color, Super Famicom и на одной неопознанной железке, являющейся, предположительно, отсылкой то ли к Sega Master System, то ли к Sega SG-1000, то ли и к тому, и другому одновременно. Вам даже доведётся поиграть в прокачанный аналог Game & Watch, на который, к сожалению, не распространился ни один игровой челлендж.
Но как минимум одно значительное нововведение всё-таки появилось: режим Daily Challenge, в котором игроку ежедневно предлагается выполнить случайный челлендж к случайной игре. За успехи в этом нелёгком деле будут открываться футболки для Арино, а также новые голосовые семплы, которые будут мало полезны людям, плохо понимающим японский на слух. Поскольку за основу режима берутся реальные дата и время, введённые игроком в настройках консоли, Арино будет комментировать то, как часто Вы появляетесь, а также поздравлять с некоторыми праздниками. Особенно умилительно его поздравление с днём рождения, в котором он не то восхищается, не то сокрушается, что Вы в свой праздник сидите и играете в видеоигру. В целом режим не отличается увлекательностью, а челленджи — сложностью, однако он является хоть каким-то поводом включать игру после полного прохождения.
Но пора уже перейти к основному блюду. И тут уже наблюдается какой-никакой, но прогресс со времён первой игры — они стали сложнее. Не настолько, конечно, чтобы тягаться на равных со своими 8-битными оригиналами, однако они уже вынуждают игрока изрядно поднапрячься, а порой даже могут серьёзно испытать нервы на прочность. Но сами челленджи… Как были они своеобразным туториалом к предоставляемым играм, так ими и остались. Полная стагнация: ни в лучшую сторону движения нет, ни в худшую… Но теперь об играх!
Осталось лишь отметить, что впечатления от местных мелодий будут писаться сразу на ходу лишь с небольшим подытоживанием в конце, поскольку музыки для игры сочинили доху… дохр… Очень много.
— Game Training Tool: GO! EDGE JUMPMAN X —
Игра, доступная только в режиме тренировки. Да, ещё одно нововведение в изначальную концепцию, только на сей раз куда-а-а более сомнительное. По задумке разработчиков, она является чем-то вроде обучения прыжкам. Представляет эта игра собой крайне незамысловатый платформер с автоматически прокручивающимся экраном и, судя по всему, бесконечными уровнями (всё, что могу сказать, — их явно больше семидесяти), а выглядит она так, словно разработчики до самого конца не могли решить, выпускать её на Game & Watch или на Game Boy. Поскольку конца и края ей не видно, единственной целью можно поставить лишь получение как можно большего количества очков, благо после потери всех жизней показывается таблица рекордов и даже присуждается какой-нибудь ранг. Жаль, на самом деле, что игрушка не оказалась в основной истории, уж парочку челленджей, но можно было бы к ней придумать.
Музыка здесь монофоническая и в лучших традициях Game & Watch, их отечественных клонов, а также китайских Brick Game. Не знаю, что ещё про неё сказать. Пищит? Пищит.
— Wiz-man —
Первая полноценная игра в сюжетном режиме, и на столь почётное место решили выбрать клон Пакмена. Вернее, клон клона. Честно, я даже не удивлён, что реально существовавших клонов у жёлтого вакавакателя оказалось на деле так много. Однако изначальную концепцию здесь усложнили дальше некуда. Точки в игре бывают двух цветов и, для того чтобы их собирать, нужно находить волшебные посохи совпадающего с ними цвета. Есть также секретный золотой посох, с которым в руках можно собирать точки любого цвета и который появиться на экране надо ещё заставить. Буквально. На первых уровнях ещё получается как-то случайно выполнить требуемую последовательность действий, но потом… В целом для нахождения золотого посоха надо либо пройти по определённому маршруту, либо убить определённое количество врагов, либо убить врагов определённого цвета, либо просто тыкнуться в какой-нибудь участок карты. Да, тут ещё и враги есть. Причём бывают они аж четырёх цветов: белые, красные, синие и чёрные. Красные и синие убиваются посохами противоположного цвета, а также золотым, белые убиваются любым посохом, но золотой на них действует в два раза хуже, чёрные же поддаются только золотому посоху, поэтому если Вы не поняли, как подобрать его на уровне, где чёрных гадов развелось выше крыши, готовьтесь к полной заднице.
Wiz-man — это впечатляющее для первой же игры испытание на выносливость, поскольку уровней много и далеко не каждый из них получается пробежать налегке. А в конце ещё финального босса надо победить… Главное — накопить в начале как можно больше жизней, благо выдаются первое время они практически ни за что.
Если говорить о музыкальном наполнении, то пока ещё без откровений: простенькие композиции, пропадающие где-то на фоне, но зато уже полифонические!
— Mutekiken Kung Fu —
Вот это уже интересно. В смысле, ещё более интересно, чем было раньше. Теперь предстоит поиграть на неопознанной консоли, похожей на Master System и SG-1000 одновременно, и здесь нас ждёт битемап, в котором все персонажи нарисованы и анимированы с применением ротоскопирования. Если коротко, то ротоскопирование — это покадровая обрисовка движущихся существ/объектов с предзаписанного видео. В мире видеоигр таким образом, например, были сделаны Prince of Persia, Karateka и Another World.
Что же касается игры, то она впечатляюще неплоха. Обычную задачу идти вперёд и выбивать дух из злодеев обставили на удивление весело и увлекательно. И различные комбо-атаки есть, и повер-апы, на пару секунд превращающие вас в машину смерти, и даже боссы — бич всех игр предыдущего сборника — здесь хотя бы разные. И, в отличие от Wiz-man, здесь с дополнительными жизнями дела обстоят значительно хуже, поэтому излишне бездумное управление рискует привести к самому настоящему Гейм Оверу.
Также в игре впервые появилось ещё одно важное дополнение — режим на двух игроков. Здесь он не относится к сюжету и предлагает лишь победить соперника в битве «один на один», однако это уже значительный прогресс!
Первое откровение появилось и в музыке. Музыка, в основном, осталась такой же фоновой, однако на некоторых уровнях начали мелькать на удивление душевные композиции. Да и не только на уровнях; даже тема босса, которая хоть и безумно монотонна, в самой игре звучит необычайно к месту.
— Demon Returns —
Наигравшись с «неопознанной консолью, похожей на Master System и SG-1000 одновременно», пора вернуться на поле Famicom, ведь наконец-то время настало поиграть в полноценный платформер в духе Super Mario Bros… смешанного с Adventure Island и приправленной стилистикой безумного Monster Party и иже с ним. От усатого водопроводчика игра получила повер-апы, а также общую идею взаимодействия с окружающими предметами вроде разбивания блоков головой. Что же касается известной серии от Hudson, то из неё авторы позаимствовали жёсткий лимит времени, который нужно восполнять фруктами. Если не считать за недостаток малое количество уровней — всего четыре, то игра вполне достойно бы смотрелась даже на реальных картриджах.
Музыка же видится мне небольшим шагом назад после игры про Кунг-Фу. Мелодий меньше, сами они менее продолжительные, но для фона всё так же подходят.
— Arino: Ace Detective —
…Неужели на FDS (Famicom Disc System) не было других интересных игр для подражания? Почему они выбрали именно квест? Это же так надолго… Впрочем, это хотя бы логично, ведь в предыдущей части Game Center CX ничего подобного не было, так что доведётся хоть поиграть в пародию на Famicom Tantei Club. В итоге получилась довольно простая и линейная текстовая адвенчура, в которой практически все вопросы решаются путём простого диалога с минимумом использования инвентаря и в которой сложно заплутать. Зато это первая игра с полноценным сюжетом, а также уймой персонажей, поголовно состоящих из участников оригинального шоу. Если Вы хорошо разбираетесь в лоре Game Center CX и Вас не напрягает медленный геймплей, то эта игра уж точно Вам понравится.
Один лишь нюанс: у игры две части и проходить их надо обе. Такое чувство, что разработчики просто попытались искусственно растянуть время, необходимое для прохождение всех игр сборника. Однако у продолжения внезапно оказался более захватывающий и подвижный сценарий с прикольной кульминацией. Да, я это сказал. Впервые за всё время в серии игр по Game Center CX появилось что-то, имеющее осмысленный сюжет!!
А ещё здесь музыка хорошая. Даже очень! В основном, играют неспешные лёгкие композиции, не мешающие вчитываться в тонну текста, но в кульминационные моменты сюжета темп музыки ускоряется и её настроение меняется на тревожное или напряжённое.
— Gun Duel —
Что ж, появление в сборнике скролл-шутера было лишь вопросом времени. Обладает более развитой системой повер-апов, подразумевающей эффективное использование первичного и вторичного оружия и переключение между ними. Чтобы было более понятно, о чём речь, следующий пример: в процессе игры Вы находите огненное оружие, которое, если подобрать, помещается в первичный слот (если в нём до этого было другое оружие, оно меняется на найденное) и наносит значительный урон на небольшое расстояние перед кораблём. Если же его перенести во вторичный слот, то вместо атаки оно будет создавать огненный барьер вокруг корабля. Учитывая довольно неплохой арсенал различных улучшений, Gun Duel видится довольно интересной игрой. Другой отличительной её особенностью является полноценный режим на двух игроков, в котором Арино-из-прошлого подключится к общему веселью и поможет Вам добраться до финиша.
Один лишь недостаток у него — всего четыре уровня. Только начинаешь входить во вкус, а игра уже титры показывает. Зато музыка неплоха, некоторые мотивчики просто-таки кричат о полноценной гитарной аранжировке.
— Triotos —
Детище Пажитнова живёт и процветает и по сей день, воплощаясь в самые мыслимые и немыслимые формы и ипостаси. Играть же на сей раз предстоит в очередной клон клона… Или клон вольного переосмысления, не знаю. Вот насколько далеко от оригинальной идеи ушла серия Columns? Как бы то ни было, на очереди первая портативная игра, в которой нужно складывать цветные блоки и выживать в гонке против постоянно увеличивающейся скорости.
Как бы это странно ни звучало, но в игре есть даже концовка, и получить её можно лишь только пройдя режим «vs. Rival». От обычного этот режим отличается наличием десяти противников, которые по очереди играют с Вами. Строго говоря, Вам нужно прожить без переполнения стакана дольше злодея, на что, в среднем, уходит от полутора до четырёх минут. Прохождение этого режима (что официально означает прохождение игры) одно из самых быстрых среди всех предыдущих, за исключением, разве что, Gun Duel, однако более других заставит понервничать, поскольку испортить жизнь Вам противник может так же легко и с удовольствием, как и Вы — ему.
Здешнюю музыку считаю одной из лучших наравне с Ace Detective. Начинаясь с медленных композиций в восточном стиле, с повышением скорости игры музыка также начинает набирать обороты.
— Guardia Quest Saga —
jRPG… Да ещё более закрученная… Третья часть Вселенной Guardia Quest вышла на пародии на Game Boy Color и на сей раз пытается откусить кусок ни много ни мало, а от самих Покемонов. Теперь надо не только героев прокачивать, но и заниматься ловлей и выращиванием монстров, пусть и без такого большого акцента на последнем, как в небезызвестной портативной серии. Как и раньше, игра рискует стать большой проблемой для тех, кто не любит японские ролёвки, да и проходить её надо не меньше, чем обе части Arino: Ace Detective, вместе взятые, если даже не больше. Что одновременно и радует, и огорчает, Guardia Quest Saga первое время выглядит прямо-таки по-олдскульному сложной; при неосторожной игре враги могут смять героев в лепёшку очень быстро. Это могло бы стать огромной проблемой, не будь двух важных факторов:
1. Смерть лишь отбрасывает героев в начальный замок и отнимает половину суммы;
2. Сохраняться можно в любом месте и в любое время.
Саундтрек подобен тому, что звучал в Arino: Ace Detective, однако он ещё более мелодичный. И ещё больше использует высокие частоты для инструментов, аж уши закладывает.
— Super Demon Returns —
Последней игрой сборника стал сиквел уже имеющейся, да ещё и 16-битной консоли. Как результат, получился на удивление весёлый и увлекательный платформер, который несколько потерял родство с Adventure Island из-за практически бесконечного временного лимита, однако получил уйму скрытых платформ и труднодоступных локаций. Конечно, здесь опять четыре уровня, но сделаны они значительно более размашистыми и требуют на прохождение куда больше времени.
А вот саундтрек стал первым серьёзным огорчением за весь сборник. Ожидая мелодичные псевдо-оркестровые композиции, возможностью воспроизведения которых так хвасталась Super Famicom, я получил старый добрый чиптюн, в котором просто заменили один-два инструмента. Если б не было столь очевидно, какую именно консоль пародирует эта игра, то я бы всерьёз задумался о PC Engine.
Фух… Это все игры, необходимые для прохождения. Но есть ещё пять, которые постепенно открываются для прохождения в магазине неподалёку. Да, в игре сделали ещё одну локацию! Почти все тамошние игры являются приветом из первой части Arino no Chousenjou, но прошедшие через ту или иную модификацию. Cosmic Gate — MASA-X version, например, является своеобразным ответом реальным портам игр на MSX и включает лишь 16 уровней из бывших 64, зато порядком усложнённых, а Haggleman — Koume Version отличается от оригинала не только другим персонажем в роли главного героя, но и вырезанной концовкой, превратившей игру в вечную петлю, оканчивающуюся лишь с последней жизнью. Единственным исключением стала игра Triotos DX, которая является 16-битной версией оригинального Triotos со всеми вытекающими (музыка также совмещает чиптюн и простенькие инструменты, да). В сумме, в Game Center CX: Arino no Chousenjou 2 уместились сразу 15 игр всех цветов и фасонов. Учитывая, что в первой части их было всего 8, это можно назвать полноценной эволюцией.
Такая вот Center CX: Arino no Chousenjou 2… Хоть и со времён первой части в ней ничего сильно не поменялось с технической точки зрения, однако количество контента возросло почти в два раза. Со всеми своими журналами, читами, пародийными играми и постоянно восклицающим другом под локтем, с которым теперь можно и на двоих поиграть, игра является пусть и не отличным, но очень крепким симулятором геймера, если можно так выразиться.
Реализация — 9 (Хоть игра и походит на дополнение, а не на полноценный сиквел, сиквелить-то тут нечего особо — хоть до посинения можно добавлять игры и получать от них удовольствие. Немногочисленные же технические добавления пришлись к месту.)
Музыка — 8 (Саундтрек воистину огромен, в нём одними лишь одно-двухминутными треками набралось на три с половиной часа беспрерывного проигрывания. Что касается качества, то оно примерно на том же уровне, что и в Retro Game Challenge, но на сей раз берёт количеством. Треков тут там много, что среди них совершенно случайно попадаются хорошие.)
Сюжет — 7 (У самого сборника сюжет не поменялся, зато среди представленных игр сюжетными оказались целые три… Или две с половиной, зависимо от того, можно ли считать Arino: Ace Detective 2 самостоятельной игрой. Насчёт jRPG'шной игры не уверен, но сюжет этого квеста уже хотя бы осмысленный.)
Личное мнение — 9 (Игра взяла всё, что хорошо работало в Retro Game Challenge, и улучшила это. Стоит прохождения, но в комплекте с первой частью, их сложно теперь воспринимать раздельно.)
И каково было моё удивление, когда я узнал, что вышла третья часть! Правда, вышла она на 3DS и опять только на японском, т.ч. теперь придётся изрядно подождать англофикации, если таковая вообще появится.