Final Fantasy Tactics Advance – Ретро Обзор
Приготовьтесь окунуться в новую сказочную историю загадочного мира Ивалис, в который попадают герои этой игры. Со своими законами и правилами, со своими судьями и вершителями правосудия, он распахнул перед нами двери, чтобы мы могли решить, остаться ли в нём, или же бежать, что есть мочи, в реальность.
Вступление:
Эта игра является спин-оффом к известной японской ролевой серии игры Final Fantasy, причём спин-оффом не простым, а тактическим. Собственно, когда я впервые услышал это название, то подумал, что это продолжение Final Fantasy Tactics, но начальные минуты игры меня окончательно разубедили. Игрушка, сама по себе, довольно старенькая и вышла ещё на портативной консоли пред-предыдущего поколения Game Boy Advance (GBA). Кстати, мне известно несколько игр, которые получали подзаголовки “Advance” в своё заглавие, и новая финалка не стала исключением.
Именно поэтому ничего экстраординарного от неё ждать не приходится. Геймплей TRPG известен, графические возможности консоли тоже. Может сразу дать финальную оценку, да и дело с концом? Нет, тут у нас ничего просто так не делается, и ещё нужно взглянуть на игру и пробежаться по ней более детально.
Незамысловатая сказка:
С сюжетом мудрить не стали. Действительно, зачем простенькой игре на простенькой игровой платформе такие сложности? До симулятора школьных знакомств, впрочем, не опускаемся. Есть главный герой по имени Мач (Marche), как выяснилось позже, у него есть брат с ограниченными возможностями с именем Донид (Doned), которое мне не нравится. Родители только что переехали с ними в новый город, а тут ещё сразу началось такое!!! Проблемы в школе словно снег на голову свалились, стали много задавать, училка с жиру бесится, красивая девочка Ритз (Ritz) в классе не даёт проходу. Учитывая, что она смелая и силы воли ей не занимать, это может стать проблемой для нас. Персонажей также дополняет этакий парень Мит (Mewt), с малым количеством друзей, на которого набрасываются сверстники по поводу и без. Ну, в общем, типично для среднестатистических героев японских игр / новелл / симуляторов / аниме.
Нас отправляют на школьный двор, чтобы принять участие в защите Мита, кидаясь снежками. Вот такие школьные разборки за углом. Тренировочная миссия, знакомящая с основами поведения в битве, довольно удачно вгравированная в саму игру. После этого Мит находит странную книжку в местной лавке и показывает Мачу. Удержаться от того чтобы её открыть, невозможно, да и вряд ли ребята вообще думают о чём-то подобном. Разобрать ничего не получится, не доросли ещё наши познания в латинском языке до нужного уровня, поэтому на время о ней все забывают.
Поздним вечером, когда детки отправились спать, а взрослые занимаются своими делами по дому и хозяйству, книжка раскрывается и засасывает мир вокруг себя, сопровождая это нехитрое дело гигантскими вспышками молний и света. Каждый житель трансформируется в одну из удивительных рас мира Ивалис (Ivalice), про который рассказывалось в книге. Это не первая встреча с данным миром, так как в Vagrant Story уже было что-то похожее… Короче, трансформировались абсолютно все … кроме вас самих. Когда мы просыпаемся, взирая на незнакомые просторы, появляется мугл (такое забавное существо с большими ушами и помпончиком) и приглашает вступить в его клан, нашу новую семью, чтобы присоединиться к войне между другими кланами!
Наша цель – вернуться в наш мир, для чего придётся разбить 5 кристаллов, охраняемых мощными саммонами. Если всё сложится удачно, то мы заручимся их поддержкой. Вы не поверите, кто будут нашими основными оппонентами в этой цели, раскрывать завесу тайны я не стану. Скажу только, что эти персонажи очень не хотят возвращения реального города Ивалис на круги своя.
Наши и их цели совершенно не корреспондируют. Возникает конфликт интересов, который поможет решить сражение, и всё равно, сколько кланов, препятствий и королев Ивалиса встанут на нашем пути. Прорвёмся ли мы сквозь орды врагов? Если очень захотим вернуться домой, то, конечно же, да.
Испытания:
Игра предлагает традиционный геймплей, завязанный на битвах по самую шею. Тактическая сторона игры обязывает и неприкрыто на это намекает с самого начала истории, где даже игра в снежки оборачивается для нас своего рода туториалом. Не сказать, что сюжетная составляющая продолжительна. Я пробежал по всей игре за 20 с лишним часов (правда, на эмуле), большую часть времени проведя в битвах. Когда она закончилась, я даже не понял, что произошло, так как это была первая встреча с настолько короткой ролевой игрой.
Но не думайте, что вам совершенно нечем будет заняться. Это не так. Дополнительная часть геймплея и истории, рассказываемая в дополнительных сайд-квестах, коих ровно 300 и которые называются миссиями, может составить вам компанию на следующую сотню оборотов минутной стрелки. Да, вы не ослышались. Квестов 300 и ни одним меньше! Разнообразие в них лишь условное и специфичное, варьируются они от убийства монстров до доставки посылок и поисков затерявшихся клиентов.
Получать новые задания мы будем в баре (Pub). За выполнение каждого нам сулят неплохие предметы и вознаграждения. Если не желаете принимать самостоятельное участие в миссиях и уверены, что прокаченный персонаж без вашей помощи сможет успешно её завершить, тогда отправляете одного героя или даже часть партии на её выполнение. После того как пройдёт отведённое на миссию число дней / битв, они к вам вернутся либо с трофеями, либо с понурыми головами. Ругать их не стоит, так как все такие квесты можно попробовать пройти повторно. При этом карта мира миниатюрна и передвигаться по ней легко.
Особые миссии заключаются в том, чтобы продвигать ваш клан на верхнюю ступеньку среди других. Это достигается путём победы оппозиции в битвах. Такие сражения гораздо интереснее, чем разборки с обычными монстрами, так как в кланах обычно присутствуют более мощные и хитрые противники, действующие по определённой схеме. Иногда придётся участвовать в кооперации с другими персонажами, чтобы выполнить цель или защитить союзника. Это также представляет интерес и какое-никакое развлечение.
Менюшка:
Все действия над партией осуществляются из внутри игрового меню. Оно как будто существует вне времени и пространства, где-то между ними. Незнакомым с данной системой будет немного трудно разобраться, но опыт приходит со временем. Из одного места можно снаряжать отряд экипировкой, выгонять из клана, модифицировать способности персонажей, сортировать предметы многочисленными способами.
Самое важное, чем вам предстоит тут заниматься, назначать классы (уверен, вы знаете их под другим названием, а именно “профессии”) вашим членам. От классов зависят, и ваша экипировка, и ваши способности и даже внешний вид персонажей!
Чего умеем:
Способности. Это сладкое слово включает все мувы и техники персонажей, которыми они могут воспользоваться в битве, как активные, так и пассивные. Если первые помогают крошить врага, то вторые твёрдо стоять под его натиском.
Новые способности мы разучиваем благодаря экипировке. Один и тот же предмет даёт совсем разный эффект для разных классов, то есть способности для каждой профессии будут свои (в качестве примера можно взять Flametongue, действие которого отличается, в зависимости от того, находится ли он в руках Fighter или же в руках Moogle Knight). При разэкипировке способность теряется с предметом, оставить её у персонажа можно, лишь разучив навык и заработав необходимые очки АР (ability points) в битве. Выучить некоторые заклинания сложнее, чем другие. Это обусловлено их небывалой мощью (для Ultima требуется 999 АР, чтобы навсегда разучить её, тогда как для First Aid нужно лишь 100 АР).
Классики:
Разница также ощущается в пределах одного класса, но разных рас. К примеру, Moogle Mage обладает лучшими характеристиками атаки, чем Human Mage, но зато второй обладает лучшей защитой и проворностью. Некоторые классы доступны лишь одной расе персов, к примеру, только человек может стать Blue Mage и только мугл Gunfighter. К счастью, в клан могут войти 23 перса, так что у вас всегда будет шанс назначить профессию новичку или избавиться от старого соклановца. Согласитесь, это интересно.
Всего в игре 5 рас: люди, муглы, виера (девушки с ушами), Ну-Му (интеллигентные существа) и бангаа (болтливые и неприятные ящеры). У каждой есть отличительный признак: люди сбалансированные персонажи, муглы – специфично относятся к технике и оружию, виера – быстры, Ну-Му – щеголяют умом, а бангаа – сильнейшие, но немного тупоголовые воины.
Мы начинаем игру с несколькими базовыми профессиями, такими как: Black Mage, White Mage, Archer, Soldier и White Monk. Думаю, не придётся мне объяснять, чем хорош каждый класс и его специализация. Наибольший выбор проф, прежде всего, у человеческой расы. Изучая способности каждого класса, мы автоматически их развиваем и получаем новые профессии. Многие являются вариациями старых, а другие совершенно необычными профами.
Поле битвы:
Сражения появляются сюжетно при визите в каждую новую локацию, а также рэндомно при путешествии по уже посещённым местам. Персы двигаются по клеточкам, используют доступные действия, предметы, завершают ход и ждут атаки противника. Просто, как два пальца об стол. Также можно использовать совместные техники, чтобы причинять больший ущерб вражеской единице.
Старайтесь преимущественно вставать на клетке сбоку или сзади противника, которого собираетесь погубить, потому что это серьёзно увеличивает шансы на успешность атаки. Использование перепадов высоты на местности и препятствий также положительно отразится на нас. К примеру, атака с более высокой местности имеет больше шансов поразить противника и даже нанести ему критический урон, а вот валуны, стоящие между вашим персонажем и вражеским лучником защитят нас от стрел.
Комбо атаки и призыв саммонов присутствует, в виде ещё одной фишки игры. Чтобы использовать призыв, придётся задействовать JP (Judge Points), выдаваемые специальными арбитрами боёв, сидящих верхом на чокобо, по итогам битвы. Эти ребята – страшные проныры. Они могут запрещать какие-либо действия в бою, выдавая жёлтые и красные карточки. В большинстве случаев, это нам не на руку, так как могут отсутствовать определённые умения в сражающейся группе. Если персонаж получит слишком много наказаний, то будет отправлен в закрытое учреждение (тюрьму), откуда нам придётся вызволять его силой.
Графические … изыски:
Скиньте все ваши ожидания в плане графики на минимум, а затем поделите ещё на 10 раз, вот такой уровень графики представляет игра. Оно и понятно, в эпоху PS2 эта игра вышла на GBA устройстве, которое лично я, как консоль не воспринимаю. Графический процессор у него никакой, ну да ладно, обсуждаем мы не его, а игру.
Несмотря на ограниченные возможности, цвета в игре яркие и красочные. Есть несколько определённых типов локаций город, пустыня, болота, горы, снег, лес и т.д., на которых происходят сражения и развитие сюжета. Они незначительно отличаются лишь наполнением и его вариациями.
К слову о персонажах. Каждая раса выглядит уникально и непохожа на другую. Для каждого класса персонажей и каждой расы нарисован отдельный арт, 3D-модель и портретик, которыми они пользуются. Главные герои тоже не подкачали, и их внешний вид соответствует их характеру, будь это отважная и заносчивая Ритз или нетвёрдый в своих поступках, но надёжный Мач. Вот только при смене класса их внешний вид не меняется. Кстати, других отличий между жителями Ивалиса нет. Все муглы Time Mage выглядят один в один, как и виера Archer. Как там было в сказке Пушкина: “И выходят из моря тридцать три богатыря!” Да, это про нас. =)
Эффекты заклинаний сделаны максимально красиво и эпично, будь то Thundaga с рассекающими молниями или Blizzaga, устилающая поле ледяными обломками. Они просто мощны и их хочется использовать раз за разом, устраивая жуткие катаклизмы на экране. Вызов саммонов тоже при делах, насколько это возможно. Впрочем, он мог бы быть более стильным в плане продолжительности.
Музыкальный перезвон:
Конечно же, никаких mp3 и других высокоуровневых форматов треков мы тут не услышим. Аранжировка некоторых стандартных мелодий из ранних частей Final Fantasy удачна. Вступительная композиция в игре приятна на слух, но не более того. И да, вам придётся полюбить Battle Theme, иначе удовольствие от игры получить будет сложно.
Заключение:
К сожалению, я не могу сказать, что вы вернётесь к этой игре после прохождения. Лично меня возможность повторно выполнять 300 однотипных квестов убивает наповал. В игре есть секретные персонажи и экстра миссии, назначаемые судьями, но лучше за один раз пройдите всё, что сможете, а долго выезжать на опциональных событиях не выйдет. Правда, если кто задался целью завершить их все, я мешать не буду. Для того чтобы прокачать каждый класс со всеми способностями так много АР не надо. Да и кража редких предметов в конце концов закончится.
К игре стоит вернуться лишь в том случае, если вам понравился её антураж, лёгкая история, приправленная приключениями в параллельном мире. Возможно, вы будете сочувствовать персонажам и примете чью-либо сторону, но я, как обычно, разделил взгляды моего протагониста. Ознакомиться с игрой стоит, благо скорость прохождения можно увеличить в разы, если пользоваться РС умело.
Немного артов напоследок.