Очень неровным вышел проект-то. Поиграв в него, я теперь понимаю почему игра была запрещена во многих странах в момент выхода. Но делает ли это, и не безынтересная завязка, игру автоматически хорошей? Нон.
Спойлер
Мужские генеталии и сейчас-то не часто демонстрируют, а это ведь лишь одна из причин
Во-первых есть придирки к построению сюжетной линии, а именно: показанные в игре мистические события как бы сомнению не подлежат. Перед нами мол правда чувак, спасающий будущее. Но прилагающийся к игре мерчиндайз (книга «Дневник безумца», описывающая события игры глазами ГГ, тем самым намекая, что это его мемуары, а сам он безумный маньяк) породил вокруг игры легенду, кою я описал в скобках. Меня подобное еще во времена «Попутчика» выбесило (там даже вышедшая новеллизация породила теорию о нереальности происходящих в фильме событий), ибо считаю, что если игрок должен это домыслить, то и в оригинале должны быть хоть какие-то весомые сюжетные линии для этого. Разговоры его дружков, начальника и девушки, сводящиеся к тому, что он ведет себя как-то странно и вообще пугают не считаются. Это именно зачатки, но никак не развитие. Сюжет стоило бы построить как в начале игры, когда до каждого следующего убийства должен был бы показываться кусочек жизни Райана и его социальной жизни. А то после первого убийства все как понеслось, так и вылетело до финала, расплескав где-то по пути все то хорошее, что было в начале.
Потом убийства непосредственно убийцей ГГ был только в трех случаях (и то третий что-то на грани фантастики). Другие два вышли случайно, другие два совершили за него (притом причины я так и не понял видно ответы искать надо все в том же «Дневнике»). И только первое поставлено выше всяких похвал, второе оригинально все остальное фуфел.
Привыкать к виду сверху действительно дико неудобно, поскольку герой даже не может ходить, если только ты не прикажешь ему подойти к чему-то. Потом этим пальцем (курсором) вечно очень сложно попасть туда куда нужно. Особенно с непривычки. Окошко слева, которое увеличивает выделенное изображение и, по идее, делает картинку четче, работает с точностью до наоборот от пикселей начинает просто рябить в глазах, а забор как казался тебе дорожкой так и продолжает казаться.
Однако мне понравилось как проработан мир игры Безумец, писавший этот «Дневник», явно дурака не валял. Буквально любой прдемет, кой будет выделен, может стать объектом пристального изучения Раяном: будет высказано мнение и даже предпринята попытка его использовать. Чаще всего безуспешные, ибо что делать-то полезного можно с, скажем, настольной лампой? Но все-равно сделано круто меня особенно порадовало, что постояв с минуту в комнате ничего не делая, вскоре ты увидишь окошко с текстом, в котором Раян рассказывает об этой комнате (ну точнее делиться своим мнением).
Понравилась связанная с геймплеем некая скука и обыденность: свою дверь придется ОБЯЗАТЕЛЬНО КАЖДЫЙ РАЗ открывать вводя электронный код; тамошние компьютерные системы будут прогружаться медленнее, чем DOS, на котором игра и вышла; все тамошние действия каждый раз обязательно нужно будет прописывать; чтобы поехать на лифте, нужно будет каждый раз предварительно его вызвать, нажав на кнопку где-то справа (а не тупить, как я, почему лифт все не едет, хотя я на большие двери раз 20 нажал) и т.д. Это все утомительно и скучно, но, господи, как же это реалистично. И это идеально передает всю убогость жизни ГГ, вынужденного повторять изо дня в день одни и те же действия, как обычный смертный, а не герой приключенческого квеста.
С этим же самым реализмом и связаны здешние логичные задачки, кои не страдают синдромом «русского квеста»: как пройти мимо охранника, что не пускает вас? Подкупить его конфетами, кои вы выменяли у старой бабули в магазине, коя продала вам их за американские доллары, которые вам дал богатый иностранец в обмен на мед африканских пчел, живущих в улье, стоящего в доме вождя племени каннибалов на необитаемом острове? Нет, достаточно просто пристрелить его и путь свободен. Точно также и с другими ситуациями (попасть в чужой дом можно просто забравшись в окно, минуя стоящего полицейского). Хотя я в таких ситуациях и не понимал, почему я не могу стрелять в кого попало, но списал все на отсутствие патронов.
Но в целом сам геймплей вышел на мой взгляд слишком перегруженным (не в книгу ж мы все-таки играем) и мог бы быть более отзывчивым к игроку, даже в те времена (о сейчас и говорить-то нечего), а сюжет более детальным и гораздо менее обрубленным во второй половине.