Oldschool с Гурей #1
Встречайте новую рубрику от Square Faction Oldschool с Гурей! Тут будут обозреваться старые игры, ставшие культовыми, в них стоит поиграть любому. И первый выпуск хочется посвятить первой игре культовой серии Carmageddon.
Многие играли в конце 90х начале нулевых в эту игру, у разных людей она оставляла самые разные впечатления, но в одном мнения сходятся – это одна из самых кровавых и одновременно самых веселых игр девяностых!
Но времена идут, у многих из нас появились братья или сестры, а у кого-то – свои дети. И вот незадача – новое поколение вряд ли знакомо и вряд ли захочет знакомиться с этой игрой, даже не в силу возраста, а в силу устаревшей графики (ну конечно, кто же захочет играть в такое «старье» после всяких сами-знаете-каких игр…). Поэтому этот ретро-обзор хочу посвятить сразу двум категориям граждан: тем, кто родился после 1996 года, и тем, кто родился до 1996, что бы вспомнить, какие раньше были игры (не то, что сейчас…).
Скандалы, интриги, расследования!
Выйдя в 96 году, игра сразу стала своего рода «бомбой». Ее полюбили, возненавидели, раскритиковали и даже подвергали цензуре. Спрашивается, за что? Во-первых, не в каждой игре вы увидите столько аморальности: откровенная жестокость, нарушение ПДД, в роли главной героини – несовершеннолетняя девочка… Стоп-стоп, обо всем по порядку.
Когда цензоры увидели, что в игре не то, чтобы можно, а НУЖНО было давить невинных пешеходов. Они [цензоры] ,буквально разгневались на разработчиков: мол, что это?! Как такое вообще можно было сделать?! Разработчикам это как-то было до лампочки, ведь они сделали гениальную игру, ведь никому раньше то ли не приходило в голову, то ли все думали, что задумка с «пешеходами всмятку» была бы глупой… либо другие девелоперы были трусами.
Как бы то ни было, пришлось ввести цензуру в определенных странах. Где-то убрали коров (Индия), где-то – пешеходов заменили на зомби (Англия), а где-то – вместо пешеходов нужно было давить роботов (Германия). Таким образом, цензура делала игру скучной и… глупой, что ли? Кстати, говорят, что цензуру-то уже в то время можно было отключить – Интернет становился повсеместным явлением.
На счет главной героини… Уж Макса Дэмэжа (Max Damage) знают многие, но не все помнят, что была в игре такая дамочка, как Anna Die, которую фаны называют по-разному: Дианна, Анна Смерть… А еще меньше народу знает, что этой даме на момент съемок в игре было всего… 14 лет. Естественно, был скандал.
Игре даже отказывались ставить возрастной ценз. И чтобы она появилась на прилавках, пришлось Stainless Games воспользоваться услугами адвоката, так что все-таки дали ей ограничение «от 15 и старше».
Верх оригинальности
Игра получила известность не только благодаря своей скандальности, но и геймплею и технической составляющей. На момент выхода не было игр с подобной графикой: реалистичная модель повреждений, какая-то физика, в общем, было на что посмотреть.
Правила игры предусматривали целых три варианта победы в гонке: собственно, проехать все чекпоинты первым, либо разбить все машины противников, либо передавить всех пешеходов на уровне (самый сложный вариант – в среднем на уровне 450-500 человек, к «пешеходам» относят и буренок, пасущихся возле дорог). Мало того, что все выше перечисленное дает вам победу, но и очки и дополнительное время на прохождение уровня (ага, время ограничено). За все это вам будут начисляться очки. Но есть очень «дорогой» способ прохождения уровня, за который вам дают больше всего очков: для этого нужно, скажем, передавить большинство (в идеале – всех без одного) пешеходов, уничтожить четыре автомобиля противников, проехать все чекпоинты.
Как и в других автоаркадах, тут тоже есть возможность апгрейда вашего авто (кстати, почти у каждого автомобиля в игре есть реальный прототип), можно выбирать и другие машины.
Сумасшествию на трассе способствуют бонусы, которые можно получить, разбивая бочки, расставленные по территории уровня. Это могут быть как полезные, так и не очень бонусы: турбо-ускорение, моментальный тормоз, увеличение силы авто… а еще есть такой бесполезный бонус, как превращение машины в мячик от пинг-понга: авто будет отскакивать не только от стен, но и от соперников при столкновении.
Но не думайте, что все так просто. Да, первые пять уровней будут простыми, но дальше только сложнее – появится полиция, а полиция представляет собой здоровенный язь автомобиль, больше похожий на танк небольших размеров. И этот «танк» так и норовить разбить ваше транспортное средство, наезжая на вас со всей своей скоростью. Чем ближе вы к концу игры подходите, тем больше полицейских авто вам будут мешать.
Как ранее я уже писал, в этой игре достаточно реалистичная система повреждений. Вашу тачку могут так побить, что вы с трудом будете ей управлять. К счастью, тут есть регенерация, но она не бесплатна – придется платить за восстановление теми очками, что вы зарабатываете, например, давя пешеходов.
А чего только стоит озвучка игры… Так и хочется переехать этого пешехода, а потом еще разок жахнуть по его трупу… и еще раз… и еще раз… Нет, ну вы мне не верите?! Или думаете, что я слишком жестокий?! Значит, вы не играли в эту игру. Или просто не в состоянии оценить эти прекрасные хлюпающие звуки размазанного по асфальту трупа пешехода. А знаете, как весело кататься по пляжу, пытаясь передавить всех этих визжащих сучек блондинок в бикини? А эти полеты по минному полю… Уважаемые читатели, я столько удовольствия получал только от еще одной веселой автоаркады – FlatOut 2. Сложно поверить, что «карма» вышла 15 лет назад!
Проблемы взаимопонимания
Ну что, школьники, уже хотим сыграть? А вы, олдскульщики, тоже, небось, загорелись желанием вспомнить, как играли в эту великолепную игру эдак лет 10 назад? Что ж, советую немножко притормозить и вспомнить, что игре ни много, ни мало, целых 15 лет. Да, в то время были такие игры, которые могли запускаться аж в разрешении 800х600 (а это было огромное разрешение, по тем временам). Все же большинство игр шли в разрешении 640х480, но все равно, в подавляющем количестве игр стандартным разрешением было 320х240. (Страшно? Но тут нет ничего такого – у большинства тогда были обыкновенные ЭЛТ- мониторы, которым в принципе было все равно на разрешение.) К чему я все это? Сравните разрешения современных мониторов (1024х768, 1280х1024, 1920х1080). Сложновато сопоставить с 320х240. И вот теперь представьте, какой кашей спрайтов и несглаженных полигонов будет выглядеть запущенная на современном компьютере с современным монитором эта игра. Представили? Нет? Ну вот, любуйтесь:
Вот таким образом выглядит Carmageddon, запущенный на нетбуке под управлением Windows XP и экраном с разрешением 1024х600.
Ужасно, не правда ли? Тогда я вас обрадую: есть возможность запуска старой доброй «кармы» в HD, сглаживанием и фильтрацией текстур. Не верите? Вот вам скриншот, доказывающий сей факт:
Как же это сделать? Качаем патч с поддержкой 3dfx. Он создает новый файл CARMAV.EXE, с помощью которого и будем запускать HD версию игры. Но перед этим настройте параметры графики примерно так:
Ну, если возникнут какие-то проблемы, есть статья, на которую я сам опирался, но там куча всего ненужного описано, честное слово…
http://www.liveinternet.ru/users/dimzon541/post49514929/
Послесловие
Carmageddon – это одна из тех игр, которые сложно забыть, мимо нее сложно пройти мимо. Ее успех обусловлен смелостью авторов, скандалами и новаторскими по тем временам технологиям, на которых построена игра. Жаль, что такого больше не делают… Кстати, недавно вышел порт этой игры на iOS.