Очередное приключение в мире Британии. Пятая часть великой и могучей серии с незыблемыми постулатами собери комплект чего-нибудь, спускайся в самую глубокую дыру мира и примени предмет. В этот раз, перед тем как принять очередной вызов Гэрриота я долго не мог решить в какую версию пятой ультимы играть. Есть оригинал с ДОС, который в сравнении с четвёртой частью стал чутка по краше, но всё равно даже до ремастера с Мастер Систем (ультимы 4, разумеется) ему далеко. Есть великолепный фанатский ремейк на движке данжен сидж, который я уже пытался ковырять года два назад. Но решил оставить его на сладенькое, да и ощущения от него как от современной игры, что не интересно. В итоге остановился на версии для НЕС, про которую обычно говорят худшая РПГ на нинтендо. Учитывая, что Хоши Во Миру Хито худшая JRPG на фамиком, мне лично понравилась, я немножко поломавшись всё таки решился погрузиться в этот омут. На самом деле эта версия не так проста, как кажется на первый взгляд. Во первых она вышла аж в 1993 году, уже после 6 и 7 частей серии. И это как бы ремейк с закосом под шестую часть. Мир в этой игре бесшовный, города находятся прямо на карте, а не как раньше в них нужно было заходить, интерфейс приближен к 6 части, да и сама графика, как бы копирует её. Идея хорошая, но реализация… Из за ограничений консоли игра не стала ни полноценной 5-той частью ни 6-той, получилось где-то посередине и криво. Графика с одной стороны не плоха, даже в каком-то смысле амбициозна (портреты персонажей в диалогах, крупные спрайты, персонажи не стилизованы,а пытаются походить на реальных людей), но дикая цветовая палитра, малая детализация спрайтов (враги вообще иногда напоминают не мрачных гаргулей, а милых кроликов) и невероятные тормоза портят общее впечатление. Музыка одна надоедливая мелодия и ещё одна для титров, а учитывая, что звуков вообще нет, можно смело выключать звук совсем. Ещё один существенный минус как ролевая игра этот порт вообще никак не воспринимается. Прокачка есть, но она не нужна вообще, достаточно в самом начале игры взять лучшие доспехи в одном из данжей и вуаля, вы практически непобедимый супергерой. Множество предметов, которые непонятно для чего нужны куча талисманов, еда, бесполезное оружее (в том числе секретный стекляный меч, который убивает всех, но тут же ломается, хранил его всю игру и так и не понял, для чего), секстант (не помню, чтобы хоть кто-то в игре говорил мне чёткие координаты, но может я ошибаюсь), странные квестовые предметы, которым я не нашёл применения. Но не смотря на всё это, игра мне понравилась. Во первых мир стал намного меньше (опять же из-за ограничений железа, в оригинале карта такая же как в четвёрке), но насыщеннее, теперь предметы находятся за запертыми дверями (их их видно!!!), а не в рандомной точке мира. Диалоги стали действительно обязательны, ведь ручной набор команд упразднён совсем. Теперь есть смысл поговорить вообще со всеми людьми этого мира (их, кстати, не так много). Ну и атмосфера, мрачная и угнетающая повсюду недовольные крестьяне, сопротивление и вообще безысходность (в отличие от четвёрки, где была меланхоличная средневековая повседневность). Данжи всё так же угнетают, но они здесь намного проще, без невидимых кнопок, да и в целом игра не требует от игрока вывернуться наизнанку при внимательном прохождении можно до всего дотумкать самому, хотя и не всё так гладко, использовать ноты в комнате лорда Бритиша на единственном рояле в игре вроде и очевидно, если бы рояль был похож на себя, а не на очередной странный деревянный ящик. В целом от игры на НЕС не ожидаешь такой глубины проработки, свойственной современным РПГ с компьютера. Да, многое не работает, но всё равно ультима 5 на фоне бесконечных драгон квест клонов смотрится очень большой и глубокой игрой.