Завершил прохождение серии игр. К удивлению, пятая часть оказалась очень даже ничего, несмотря на мой скепсис. (Ведь именно после ее релиза разработчики обанкротились.)
Начало игры всячески старается разочаровать своими новыми механиками в сравнении с предыдущей частью.
В первую очередь расстраивают бои. Большинство врагов теперь не имеют анимаций, подсказывающих игроку, по кому они собираются бить. Тупо появляется прицел и игрок сразу знает кем ему надо рулить.
Во вторую очередь предсказуемую систему талисманов, дающих бонусы в бою, заменили на собираемые рандомные колоды карт, которые каждый новый раунд боя выдает одну случайную карту разной степени полезности.
В третью очередь, эпичнейшие бои гигантов из 4 части (которые мой комп с эмулем выводили в эпичном Slo-mo под 15 FPS), тут заменили на какие-то нелепые толкания картонных гигантских фигур героев и злодеев.
Ну и в последнюю очередь, ассортимент способностей героев вне боя поначалу игры кажется ну очень урезанным.
Опциональным минусом можно считать не использование в геймплее различных фишек управления, типа гироскопа, микрофона, поворота консоли и т.п. Третья и Четвертая часть в этом плане были очень круты.
Но чем дольше играешь, тем глубже вникаешь в геймплей, и тем сильнее он увлекает.
Главной фишкой этой игры будет присутствие персонажей из Paper Mario серии.
Активная партия персонажей тут состоит не из двух героев, а из трех. И если привыкнуть к управлению двумя героями в бою можно очень быстро, а сложность управления четырьмя героями во второй части держалась до самого конца игры не позволяя быть уверенным в успехе при использовании приемов на полную мощь, то управлять тремя полноценными Марио оказывается как раз самое то. Привыкнув к наличию третьей кнопки, быстро начинаешь успешно справляться с любыми противниками и выполнением приемов.
Бумажный Марио тут держится особняком, имея уникальный набор спец атак, работающих только вместе с двумя другими героями, а его обычные атаки прыжком и молотком работают по иным принципам (Молоток бьет сразу по «всем» врагам, а прыжок слабый уроном, но попадает очень много раз). Также особенностью Бумажного Марио будет его толстый щит из бумажных его копий от 6 до 10 штук, которые принимают урон на себя. Эти же копии определяют число попаданий прыжком, и число поражаемых врагов с помощью молотка. Чем меньше копий Марио осталось, тем менее эффективными будут его атаки (хотя на супер приемы эта механика не работает). Восстановить копии до максимума можно, потратив один ход этого Марио.
Ряды врагов тоже пополнились бумажными версиями всех вариантов противников. Они отличаются собственными типами атак и способностью иметь собственные копии, как бумажный Марио. Копии отваливаются при получении урона, и влияют на сложность уклонения Марио от атак врага, а при малом числе копий, тип атаки врага может вообще поменяться на другой. До кучи, партии врагов, состоящие из обычных и бумажных типов монстра, имеют уникальные кооперативные атаки, где обычный монстр использует бумажного монстра в виде своеобразного оружия.
Боевка оказалась вполне себе увлекательной. Несмотря на отсутствие анимаций выбора цели у монстра, у многих монстров есть массовые атаки, которые могут поразить любого из героев. Тут придется реагировать быстро по положению врага или теням от снарядов. Это вполне нормально играется.
К удивлению, в отличие от всех предыдущих игр серии, тут нет дисбаланса из-за прокачки. Герои не будут ультимативно убивать всех врагов одной атакой, а боссов разрывать парой супер-атак. Сложность держится на приемлемом уровне до самого финала игры, не давая заскучать. (Даже до предела вкачаный на выживание Луиджи у меня умирал во время атак боссов.)
Колоды из 10 карт с бонусами, заменившие собой бонусы от комбинаций талисманов, оказались не так уж и плохи. Карт довольно много, но все они делятся на не такое уж большое число разнообразных эффектов. Восполнение НР/МР, воскрешение, повышение/понижение характеристик, бонус к опыту или деньгам за бой, нанесение урона врагам или снижение урона по героям. Плюс пара совсем уникальных эффектов типа бонуса к таймеру в целых 5 минут, если он есть, превращение врагов в Гумб или просто в лечащие грибы, или снижение уровня боссов. Карты выдаются каждый раунд боя по одной, а их использование ограничено звездными очками, выдаваемыми за успешные атаки по врагам.
Также с картами связана единственная особенность консоли, которая используется в игре. Фигурки Амибо тут создают особо мощные уникальные одноразовые карты со спец атаками героев. Без фигурок об этой механике и фиче можно просто забыть. В целом это никак не критично, обычных карт вполне хватает. Но привкус чего-то донатного, и недоступного некоторым игрокам в пиратской шляпе, в игре остается.
Альтернативные бои картонных гигантов тут куда менее зрелищные и интересные, чем были в 4 части. На небольшой арене нужно уронить и раздавить своим Пеперкрафтом таких же гигантских картонных врагов. Каждый тип врага побеждается уникальным образом, в зависимости от умений врага. Обычно нужно толкнуть врага, а когда он упадет, прыгнуть сверху. На каждое такое действие тратится энергия, которую нужно регулярно восполнять в небольшой ритм-игре, где нужно тыкать по кнопке в ритм музыки и индикаторов, как в Гитар Херо. После избавления от обычных картонных врагов, появляется босс, который просто более живуч и имеет более сложные атаки, которыми нужно пользоваться, чтобы выводить врага из равновесия и наносить урон. (Ладно хоть в этих сражениях мой эмуль не просаживает FPS на половину, как то было в 4 части.)
Исследование локаций на деле оказалось довольно разнообразным, да и способностей у героев окажется прилично, хоть и не так много как например в первой части серии. Вот только теперь они активируются исключительно благодаря наличию Бумажного Марио в команде. Можно бить молотком, разбивая камни и переворачивать некоторые объекты. Можно доставать удаленные объекты или притягиваться к колышкам для преодоления ям. Можно закапываться в землю и двигаться так даже по стенам. И Можно летать, преодолевая большие расстояния в длину и высоту. Возвращаться в уже посещенные локации не так уж и необходимо. Секретиков много, но ничего критического в них не лежит. Достаточно это сделать уже после получения возможности выкапывать бобы для прокачки характеристик.
И вот если в 4 части все прохождение новых локаций сводилось к одному и тому же: собери подушки, попади в мир снов, победи там босса. То тут прохождение цельное, и не поделено на равные отрезки с повторением действий. Причем события постоянно разбавляются десятками мини-игр разной тематики (всего 70 штук за всю игру). Тут и квизы по сюжету и геймплею, и поиски предметов, и гонки на скорость, стелс и пазлы на использование способностей и просто разные аркадные действа. В ходе сюжета предлагается проходить простенькие вариации этих развлечений. Успех вселяет уверенность и поднимает настроение. Хочешь еще, и посложнее. И игра позволяет пройти все эти мини-игры на харде. И тут это действительно хард, который иногда просто рвет жопу. То к довольно сложному процессу добавят жесткий таймер, то сам процесс сильно усложнят, увеличив скорость или число необходимых действий. (Но до хардкора обязательных мини-игр третьей части тут все же не дотягивают). Синие Тоады заставят тебя просто орать от негодования.
В общем, если не сравнивать игру с предыдущими хитами (в узком кругу ценителей геймплея в JRPG), то она окажется очень даже достойной.