Обзор - La Pucelle: Tactics
La Pucelle: Tactics является творением компании Nippon Ichi – людей зарекомендовавших себя как опытных бизнесменов, умудряющихся выпускать, собственно говоря, одну и ту же игру уже 12 лет подряд. Речь идет об их главном творении и курице, несущей золотые яйца, – серии Disgaea. Однако именно La Pucelle была первой успешной ласточкой этой конторы, а не Disgaea, которой повезло выйти на Западе раньше.
Я не знаю причин, которые вынудили компанию задержать релиз La Pucelle: Tactics и выпустить ее спустя довольно продолжительный срок после Disgaea: Hour of Darkness, учитывая, что ее игра на PlayStation 1 про фей, называемая Rhapsody: The musical adventure не страдала ни от чего подобного, но факт остается фактом – La Pucelle: Tactics не получила своей доли, несомненно заслуженной, известности. В данном обзоре, я постараюсь исправить данную несправедливость. Надеюсь, что у людей, прочитавших это, появится желание оценить по достоинству игру, без которой возможно и не существовало бы великой Disgaea.
Сюжет
События, происходящие в игре, отсылают вас к прототипу, очевидно, Франции, во времена, когда инквизиция вовсю истребляла ведьм и прочую нечисть, а живущие в том мире люди обожали жить вкусно, придумывая связанные с блюдом имена и названия. Начнем с того, что вы будете действовать от лица королевства Паприки, в котором будущим правителем является принцесса Эклер, под предводительством отца Салата. И таких примеров будет действительно довольно много.
Исходя из названия игры, думаю, вы уже догадались, какое название будет у вашего отряда, а чем он будет заниматься, я уже сказала. Главными героями игры выступают двое сирот, брат и сестра. Старшую сестру, которая по совместительству главная ударная сила вашего отряда, пацанка, красотка и секретный босс других игр серии Disgaea, зовут Праер (от англ. Pray – мольба). Ее младшего брата, заносчивого зануду, который бывает порой и отважным, звать Куллот (от фр. «подштанники»). Взаимоотношения этих двоих станут одной из самых трогательных тем, не только самой игры, но и видеоигр вообще. Праер с Куллотом живут как кошка с собакой, но при этом они твердо держаться друг за друга и ни один из них никогда не бросит другого в беде. Сто раз поссорятся, сто один помирятся.
Алуэтта, Праер и Кулотт |
Прием у принцессы Эклер |
Инквизиция |
Помимо этих двоих, в отряде есть еще один человек, который должен уравновешивать такую ролевую партию. Если Праер является воином, а Куллот черным магом, то получается что им просто напросто необходимо иметь светлого мага. И такой действительно есть – сестра Алуэтта (еще одно французское словечко), у которой несчастье похлеще, чем у этих двоих. Алуэтта страдает распространенной в развлекательной индустрии болезнью – амнезия. Потеряла она память в результате, какого то очень страшного события, о котором она сама ничего не помнит, а тот, кто знает, отец Салат например, делиться с нею явно не желает. Алуэтта служит неким посредником между Праер и Кулоттом, которая и остудит пыл очень часто зарывающейся Праер, ударом святой книги по голове («Это богиня тебя наказала», ага) и Кулотту укажет на ошибки его молодости. Эти двое очень привязаны к своей наставнице и любят ее как настоящую сестру, а кое-кто из них даже больше (догадайтесь кто).
В игре вам первую ее половину придется выполнять различные задания церкви за эту троицу, притом сами задания являются зачастую исторически-пародическими: будь то дом, в котором бесчинствуют призраки одной убитой там семьи или поимка самого Джека Потрошителя. Расследование дела и разрешение его загадки прилагается по ходу. Но так как здесь явно не «Скубби-ду», то вывод напрашивается сам: если демон, которого подозревают в преступлениях ненастоящий, то это значит лишь то, что в деле замешан демон пострашнее. Разбираться со всеми заданиями все же придется одним и тем же, столь любимым Праер, методом – кулаком по наглой морде нечисти.
Помимо самой работы, герои не будут забывать поговорить и о личных проблемах, часть которых была освещена выше. Проблемы влюбленности, ревности, сложности выбора между долгом и свободой лишь часть из тех, что будут разрешать наши герои, которые с каждой главой будут все пребывать да пребывать в наши ряды. В виде мирового зла здесь представлен некий Принц Тьмы, противостоять которому может лишь Дева Света. Скажу по секрету, что эти двое не какие-нибудь жители иномирья, а вполне обычные люди. Ну а уж кто они, вам предстоит узнать, пройдя игру. Скажу сразу, что сюжет я здесь считаю хоть и не таким сатирично уморительным как в Disgaea, но куда более цельно и гармонично построенным. Здесь не будет пустых для сюжета глав, где главному герою придется что-то доказывать, а напротив – все главы сюжетно лишь дополняют друг друга и не тащат сюжет, стараясь выжать из него как можно больше глав. Достойно небольшого фэнтези-романчика – местами поучительного, местами забавного, местами пугающего.
Воспоминания о былом |
Сюжетная локация |
Противостояние Света и Тьмы |
Мирные деньки
Подобно всем играм серии Disgaea, La Pucelle Tactics поделена на главы, которые, к сожалению или к счастью, решать исключительно игрокам, перепройти нельзя. Единой базы здесь нет, но есть карта мира и лежащие на ней несколько городов (подземелий соответственно больше), что создает хотя бы иллюзию свободы, а не тюремной камеры, пускай и оформленной в виде целого замка из 4рех комнат. Если честно, то наличие этой карты мира с городами делает игру ближе скорее к традиционным JRPG нежели традиционным TRPG. В отличие от, скажем, Final Fantasy Tactics и Vandal Hearts, игра не делает различия в городах лишь по задним планам и других лицах собеседников в таверне. Нет, каждый город построен из 3-4 связанных друг с другом локаций, которые населяют люди, не похожие друг на друга. Оформлены они в двухмерном измерении и перемещение между ними осуществляется по типу таких игр, как Марио или Odin Sphere, прыгать вам правда не придется, конечно, только разговаривать с очень интересными людьми. Серьезно, в начальном городе практически каждый житель – это отдельная мини личность, развивающаяся по ходу сюжета, вместе с основными героями. С каждой новой главой в мире происходит какое-нибудь новое событие, вплоть до катастрофы библейского масштаба. А это значит, будьте уверены, что с каждой главой у ваших старых знакомых будет новый монолог и свое мнение. Порой за выслушивание этих монологов вы будете получать какой-нибудь ценный предмет.
Карта мира |
Беседа с горожанами |
Уютный магазинчик |
Помимо сплетен в городах вы можете заняться покупками (старая знакомая торговая сеть Rosen Queen) и… к сожалению все. Дополнительных квестов вы не получите, да и никто вам их не даст. Впрочем, если вспомнить, что Nippon Ichi в сторону интересных дополнительных заданий никогда даже не глядели, то и расстраиваться нечего.
В путь далекий бери кувалду покрепче
Теперь настало время рассказать о более интересном аспекте геймплея – боевой системе. Похожа ли она на ту, что была в Disgaea? Безусловно, заметно какие корни почерпнула культовая серия отсюда. Но есть и отличия.
Непонятно толком для красочности ли, или с какой другой целью потянуть время, но для показа выполняемого вами действия, разработчики решили сделать отдельную сценку в виде целого отдельного экрана. Надо сказать, что в плане красоты, все смотрится просто на ура: персонажи в качестве атаки выполняют не одно скромное действие, а прям заранее запрограммированный танец, который с развитием навыков все более прогрессирует и меняется, становясь еще лучше и мощнее. Помимо обычных физических атак, каждый герой имеет набор своих специальных атак, нарисованных в духе Nippon Ichi, то есть масштабно. Герои не умеют разве что швырять друг в друга планеты, к сожалению.
Персонаж в бою |
Расположение юнитов |
Начало сражения |
Не делась никуда возможность, и проворачивать совместные удары, причем как со стороны вас и ваших союзников, так и со стороны врагов. Чтобы осуществить совместный удар нужно встать перед врагом, для большей эффективности удара желательно перед его задницей, небольшой группкой человек (от 2 до 7). Притом чем эффективнее фигуру вы придумаете при соблюдении определенных геймплейных условий (например «крест», в который можно включить 5 человек, но «линейка» из 5 работать не будет), тем больше вероятность, соответственно и убить врага. Помимо смерти самого супостата герои смогут прокачать нужный удар и поднять уровень персонажей (как вы сами понимаете опыт за поверженного врага делится между его убийцами пополам: у всего ведь есть и отрицательная сторона). Для удачного проведения совместных ударов больше чем на 2-3 человека, вам точно понадобится боец с дистанционным орудием ведения боя, стоящим в центре.
Суперудар Праер |
Прокачка характеристик |
Черная магия |
Где-то примерно к концу игры, герои начинают познавать совместные специальные атаки, тратящие огромное количество MP, но практически точно вышибающие дух из врага. Ну или наоборот практически исцеляющие полностью ваших друзей, благо общие совместные навыки тут довольно разнообразны и встречаются в паре практически каждых героев. Так что экспериментировать можно будет с этим долго.
Вместо Geo Panel/Geo Block и Item World, здесь есть два неразрывно связанных друг с другом элемента: Dark Portal и Dark World. Суть темных порталов заключается, собственно говоря, в том же, в чем и гео-панелей, то есть изменение статусов на поле боя при правильном их размещении, вплоть до уничтожения всех врагов. Однако есть отличительная особенность этой игры, связанная исключительно с этими порталами. Дело в том, что если ваши избранные воины, исключительно люди, верящие в добро, счастливые по самые уши или связанные с церковью, могут производить «Чистку». Выражается это в отдельном действии в командном меню персонажа. Если «чистку» не производить, то через пару ходов они начнут дымиться и на следующий ход из него вылезет очередной монстр. Если ваши воины не прокачаны достаточно, а карта слишком велика, то сражения всего лишь на одной локации могут тянуться бесконечно. Так что на начальных порах лучше всего производить зачистку, благо сама игра горячо вам это рекомендует. Возможно «чистку» придется проводить несколько раз, так как ее сила зависит исключительно от самого перса и его уровня, а порталы тоже любят развиваться в процессе прохождения. Помимо силы зачистки от персонажа зависит и ее периметр, что в экстремальных боевых ситуациях также сыграет немаловажную роль.
Порталы тьмы |
Чистка |
Успешная очистка |
Но если вы достаточно сильны и приходящие из порталов монстры вам не кажутся достаточно сильными, то вы можете проходить локации, не производя никакой зачистки порталов, просто уничтожая всех монстров до прибытия подкрепления. Как итог, локация, после вашего ухода, начнет заполняться тьмой, что выражается в процентах на экране перехода между локациями. Чтобы локация заполнилась тьмой окончательно на все 100% ее, возможно, придется посетить пару раз. Но, в конце концов, эта локация станет частью Dark World-а. Мир Тьмы таит в себе кучу очень опасных и сильных противников, победа над которыми значительно поможет вам в прохождении основной сюжетной линии. Главным секретным боссом является сильнейший босс всех игр Nippon Ichi – повелитель Баал, а главным бонусом новая форма Праер (поверьте фанаты Дисгаи в самом деле оценят).
Насчет экранов перехода – дело в том, что здесь, в отличие от других похожих проектов, прослеживается некая нелинейность. На одной локации легко может быть три выхода, причем один может вести к сундуку, где будут могучие враги, а два других к сюжетным сценам. Восстановиться и сохраниться можно, выйдя на карту мира, причем перебегать опасные зоны вам не придется.
Вот он, босс |
Выбор карты |
Развилка к сундуку |
Враг или друг
В противовес системе профессий и Темной Ассамблее, в La Pucelle внедрена система приручения монстров. Создавать, покупать и выполнять прочие операции по добавлению в наши ряды персонажей мы не сможем. Единственными спутниками, не считая сюжетных персонажей, имеющих свою хорошо проработанную историю, здесь будут монстры. От вас требуется лишь приручить их в бою специальным, уже хорошо знакомым нам, навыком людей верящих в добро «Чистка». Очистив врага, впитав темную энергию из него, вы внушите в его создание нечто хорошее, вследствие чего он просто напросто последует за вами. Сделать это можно буквально с любым типом монстров не считая Боссов (видно слишком злые), чем послужат вам огромную службу. Собственно говоря, это единственная возможность присоединять к вашей команде других, помимо сюжетных, воинов.
Потенциальные друзья |
Фиксация и подход |
Приручен и прикормлен |
По некоторому прибытию зверька у вас в команде можно будет заметить его отношение к вам, и заработанными очками побаловать его лишний раз лаской, дабы увеличить его полезность и привязанность, или же пнуть за какой-нибудь недавно не понравившийся вам удар или промах. Но будьте готовы, что за такие пинки он рано или поздно от вас убежит, если шкала отношений падет ниже 4 из 10. Зверьки, имеющие шкалу 10 из 10 тоже смогут производить «Чистку».
Довольно интересная система, которая отчасти напоминает систему, присутствующую в Final Fantasy Tactics, но более естественную и доработанную.
Версии и перевод
Игра вышла на PlayStation 2 в 2002 году, позже ее переиздали на PSP. Была полностью переведена на русский язык, правда зачастую на такой корявый, что смысл фраз и произошедшего будет не понятен, даже пол второго главного героя, которого половину игры там называли девочкой. В прочем есть и англоязычная версия, но решайте сами, что вам милее. Порой приятней играть все же на русском, дабы еще и наслаждаться игрой, в исключение опять же приведу в пример Final Fantasy Tactics, где в русскую версию играть невозможно, просто на просто.
Мелодия для души
Сложно упомнить подобные вещи и уж тем более описать. Ненавязчиво, способствует мирной обстановке игры, душевно, спокойно. Красиво.
Итог
Возможно, местами игра заставит вас поскучать, из-за насыщенности сюжетных диалогов и то потому, что после завершения главы вам не дадут сохраниться и выйти, а начнут длинное вступление к следующей и только потом, выслушав все, вам представится эта возможность, а там уже двигать дальше. Впрочем, игра наполнена большой оригинальностью, что особо далее нигде не эксплуатировалось и делает ее этим еще более уникальной. Сюжет хоть и тривиален как в аниме, но в подобной Тактике смотрится просто превосходно, заставляя переживать за героев и желать собственными силами пройти очередную сложную зону и узнать, что там будет дальше. Юмором игра не обделена, сложность у нее тоже не особо высока, так что ее смело можно рекомендовать и как просто хорошую игру и как достойное начало не самой непопулярной серии. Жаль, что в наше время таких игр очень мало, а современные тактики выпускают лишь в угоду аудитории, уродуя их никому не нужными нововведениями в боевой системе, превращая тактику не в тактику, а какой-то зоопарк сверху, глазами пьяного парашютиста.