Final Fantasy X-2: International + Last Mission – Обзор
Что может быть лучше игры в серии Final Fantasy? Правильно! Её продолжение, причём прямое. Пусть это несколько и радикальный эксперимент, но над игрой вообще хорошенько «постарались», чтобы она изменилась до неузнаваемости. Хорошо это или плохо? По большей части, думаю, эффект положительный.
Нам показалось мало:
В мире Final Fantasy была не одна печальная история, но чтобы так вот, сама игра была реально, мягко говоря, несчастливая… в общем, по этому параметру круто подфартило (в переносном смысле) Final Fantasy VII и Final Fantasy X. Требовались продолжения обеих игр. Теперь-то мы знаем, Final Fantasy VII повезло больше, но зато Final Fantasy X повезло раньше.
Спустя пару лет мы увидели продолжение последней игры, названное очень просто – Final Fantasy X-2 (за себя не говорю, поскольку сам увидел его гораздо позже). На самом деле, весть про новую игру дошла до меня спонтанно, …когда мне приобретали первую комплектацию PC в 2004 году. В салоне компьютерной техники на экране всех жидко-кристаллических мониторов циклично крутились 2 ролика из Final Fantasy X-2. Тогда я, конечно же, не представлял, что это за игра, но символы “X-2” внушали небольшую надежду. Плюс, показанный геймплей, всё больше убеждал меня в том, что это – полноценное продолжение истории FFX (которую на тот момент я тоже ещё не прошёл).
Ну и раз уж у нас зашла речь о первом продолжении Final Fantasy в истории серии, будет несправедливо забыть про очередную интернациональную версию (для англоязычных игроков), а затем и расширенной версии, которая вышла с подзаголовком “Last Mission” только в Японии. На самом деле проблем с её запуском на модифицированных консолях и даже эмуле никаких нет. Что вас может остановить, так это полностью японский текст игры. Озвучка, правда, в основной части игры английская, что уже замечательно (версия-то интернациональная), но дополнительная часть (та самая бонусная Last Mission) с японской озвучкой. Рассмотрим обе стороны одной монеты.
Спустя 2 года:
История продолжается спустя 2 года после завершения оригинала. Для тех, кто забыл, что там произошло в конце: Юна победила Сина, уничтожив всех саммонов, при этом естественно сама лишилась возможности призывать их в дальнейшем. Тидус растворился в туманной дымке, поскольку был просто проекцией одного Faith, призванным, чтобы защитить Юну. Теперь это больше не его история, Юна совершенно чётко намекает, говоря про себя, что Final Fantasy X-2 “It’s My Story”.
Всё душевно больное и полумёртвое святейшество религии Йевона пало. Зомбяки позабирались обратно в свои щели или на крайняк отправились на Farplane, где им самое место. Теперь, когда единого лидера у Спиры не стало, множество разных фракций выставили свои кандидатуры на пост в правлении. Наиболее крупные из них: Нью Йевон (New Yevon), основанная в Бевиле (Bevelle) и Младшая Лига (Youth League), сделавшая своей базой Mushroom Rock Road.
Пара пистолетов, которые можно увидеть у Юны в руках на протяжении многочисленных роликов, серьёзно подняли самооценку девушки и изменили её персональность. Больше перед ней нет такой неотвратимой судьбы, как смерть ради мира на Спирее, поэтому сейчас её заботит лишь собственная жизнь. Девчушка поменялась в лучшую сторону, по моему мнению, жизнь бьёт из неё ключом, и больше она не говорит двусмысленными фразами о смысле бытия.
Однако главных героев в игре три, и все они – девушки. Настоящий анти мужской альянс, названный Gullwings. Юне аккомпанируют повзрослевшая Рикку и совершенно новый персонаж в истории – Пейн (Paine), которая кажется тихой и неотёсанной поначалу, но в процессе истории раскрывается её доброе сердце.
Чем заниматься в восстанавливающейся Спирее? Конечно же, сбором её исторических вех, посредством видео сфер, разбросанных по всему миру. Поэтому наша братия носит звание охотников за сферами (Sphere Hunters). Мы, кстати, не одни такие бравые охотники, так что путь нам очень часто будут преграждать другие группировки, одна из которых во главе со скандальной дамой Ле Бланк очень уж надоедливая.
Но вот нам везёт, и одну из видео сфер нашёл наш старый знакомый большой и синий друг Кимари на горе Гагазет. С этого, собственно, и можно считать игру начавшейся. Проблема в том, что эта видео сфера показывает самого дорого и близкого сердцу Юны человека, которого она потеряла 2 года назад… Тидуса… Ну, или в крайнем случае, этот второй человек очень похож на него. Он находится за решёткой, и наша бравая компания Y.R.P (Yuna, Rikku, Paine) отправляется на поиски новых сфер, чтобы узнать о нём подробнее на своём летающем корабле с экипажем Аль-бед. Такова завязка истории, и она вполне имеет право на существование.
Девушки атакуют:
С уверенностью могу сказать, что геймплей и боевая система в игре одна из лучших её частей. Ну, вот нравится мне, когда девушки эффектно скидывают наряды, меняя тем самым профессии и способности, ничего тут не поделаешь. Сама игра поделена на 5 частей, которые в свою очередь разбиты на несколько сюжетных миссий. Всё управление и доступ к миссиям осуществляется с борта нашего воздушного корабля, так что мы можем в любой момент посетить интересующую нас локацию. Прохождение сюжетных миссий ведёт к быстрому завершению части игры и прогрессу по истории, но вдобавок есть куча сюжетных миссий, часть из которых даже секретна.
По ходу дела вам начисляются % прогресса. Пройти игру на 100% с первого раза, не начиная New Game+, сложная, да и вроде, невыполнимая задача. По крайней мере, если вы выберите неверное направление развития сюжета (зависит, будите ли вы выступать за New Yevon или же за Youth League). Все доступные миссии на карте мира характеризуются надписями “Hot Spot” и, вполне возможно, требуют вашего немедленного реагирования.
Быстрее, выше, сильнее:
Боевая система изменилась в сторону своих традиций, приобретя полосочки ATB (active time battle). Каждый персонаж может совершить ход / действие, когда зелёная полосочка заполнится до правого края шкалы (или же полоска станет красной, при использовании Haste). Вот только сами действия стали гораздо быстрее. Ни вы, ни монстры не ждут, пока кто-либо завершит свой ход. Зачастую ситуация разворачивается таким образом: монстр бежит вам на встречу, пытаясь атаковать одну из девушек, Юна в этот момент стреляет по нему из пистолетов, задерживая его, Рикку применяет заклинание чёрной магии Thunder, которое в этот же момент пронзает его насквозь, а Пейн, неторопливо подбежав, хорошенько прикладывает холодную сталь широкого лезвия своего меча на голову уже готового противника. Вы вскоре поймёте, как стали зрелищнее сражения, причём не только за счёт быстрых действий, но и смены профессии прямо на ходу!
Гардероб:
Фишка по смене экипировки и костюмов – замечательное дополнение и элемент игры. Это сейчас в 2012 году за каждый костюм, покупаемый в DLC, нам надо платить, а раньше же всё бесплатно было.
Суть в том, что есть особые сферы, называемые Dress Sphere, которые позволяют менять прикид протагонисток и их профессии со способностями в придачу. Большую часть можно получить сюжетно или отыскать в сундуках, но наиболее мощные и секретные придётся искать днём с огнём и завершать многочисленные боковые квесты. Сферы одежды экипируются на решётки, называемые Garment Grid. Они бывают разного типа (от кружочков до ромбиков, от 3 пазов до 10 для сфер одежды). Какие сферы вы установите в них, только те и сможете использовать во время битвы.
Ячейки с картинками в этих орнаментах (пистолеты, мечи, посохи) позволяют получить дополнительный эффект при смене наряда. К примеру, у вас есть сферы белого, чёрного мага и стрелка. Установив их в орнамент с 3 картинками и меняя профессии в течение одной битвы с белого мага на чёрного и т.д., вы получаете бонусы к характеристикам. Также у каждой девушки есть особая сфера одежды, которую можно активировать, лишь сменив каждый наряд в течение одной битвы. То есть, меняя одежды с белого мага на чёрного, затем на стрелка и снова на белого мага, совершите полный цикл и активируете самую лучшую сферу одежды. Она заменяет оставшихся двух членов партии на дополнительные атакующие устройства. Насколько я помню, их просто так не получить, так что придётся выполнить сайд квесты. Ну и сама смена экипировки в течение битвы выглядит довольно эффектно, так что не скоро вам надоест.
Вы, наверное, уже догадались, что девушкам лучше всего назначать разные профессии и учить разные умения, несмотря на то, что одинаковых костюмов (к примеру, белого и чёрного магов) хватает. Несколько лекарей или чёрных магов в партии никогда лишними не будут, но если есть выбор, желательно вплотную заняться техниками одного костюма. Изучаются они накоплением очков AP (ability points). В меню вы заранее ставите курсор на ту технику сферы одежды, которую желаете выучить, и все накопленные в битвах очки АР автоматом зачисляются на неё. Когда техника изучена, вам придётся вручную переназначить накопление очков на другую необходимую технику или же довериться компьютеру, который также автоматически выберет следующую технику для изучения (никогда ему не доверял).
Плюшки International:
Улучшенная американская версия игры включает в себя несколько дополнительных плюшек. Во-первых, это 2 новые фантастические сферы одежды. Во-вторых, арена Колизея, где можно сразиться, как со старыми друзьями, так и врагами в 10 турнирах! Противниками могут быть также тёмные Аеоны или герои из FFX. В-третьих, система захвата монстров (Creature Capture). Она позволяет захватить встречных монстров и добавить их в свою активную партию, чтобы те могли сражаться на одной стороне с нами. Глупо не сказать, что даже ваши знакомые из FFX точно также могут быть “приручены” нами и помогать по мере своих сил … и возможностей AI, так как именно он управляет ими. Для более гибкого планирования им можно скармливать предметы и навешивать аксессуары, чтобы те использовали авто-способности и техники.
Sphere Break:
Новая игра – забава, выдуманная неугомонными жителями Спиры, которым только бы развлекаться, колбаситься под чёткие ритмы “What Can I Do For You”, да тусить под лунным светом, называется Sphere Break. Вся игра основывается на математической грамоте, бросках монет и умножении. Проводятся даже целые турниры, участником которых станете и вы. Блитцбол также присутствует, но это уже устаревающий вид спорта.
Last Mission:
Дополнительный бонусный контент японской версии игры позволяет окунуться в мистическое 80 уровневое подземелье (в интернациональной версии также было подземелье Via Infinite с 100 этажей и секретным боссом в конце, но тут совершенно новые испытания). Новое подземелье полностью пошаговое, то есть на каждый ваш ход приходится ход противника. Плюс каждый из 80 этажей генерируется случайным образом, так что, по сути, каждое прохождение различается.
Суть такова, что вам необходимо выбрать одну из трёх девушек, а также назначить ей до 5 сфер одежды, после чего ей и проходить этаж до конца. Задача – добраться до лифта, расположенного где-то на этаже. В принципе, любителям стратегии должно понравиться. Единственный недостаток – отсутствие достаточного числа сохранений, ведь если вы “пролетаете” в битве, то придётся начать от последней сохранялки. Ну и без знаний японского языка прохождение Last Mission значительно усложняется, хоть её завершение и не обязательно для финала игры. Каждые 10 этажей вы будете награждены небольшими сценками, которые разработчики добавили для наиболее ярых фанатов, желающих максимально подробно разобраться в сюжете.
Графика:
Визуально игра получилась даже лучше предшественника. На лицо прогресс работы с возможностями консоли. В принципе, особо локации перерисовывать не пришлось. Пара восстановительных штрихов в Килике, пара боковых маршрутов в старых локациях, и они считают, что мы можем бегать по одним и тем же локациям на протяжении 5 глав игры. Тем не менее, это не тот раздел, где следует оставлять гневные отзывы. Персонажи стали ещё более живыми, а на их лице проносятся иногда такие “понимающие” гримасы, что где-то внутри что-то ёкает. Спецэффекты в игре особенно удались, и иногда просто сложно разобраться в этой феерии взрывов и сияний, которые окружают поле битвы, так что на секунду или две все текущие действия пропадают из вашего обзора. Насчёт монстров особенно сказать нечего. Присутствуют, как хорошо знакомые для серии противники (бахамуты, мальборо), так и новые.
Музыка и Песни:
Сценки CG в очередной раз выше всяких похвал. Причём стоит упомянуть, что на этот раз были полностью спродюсированы в подобных роликах 2 песни (главные темы игры) “What Can I Do For You” (чистая попсятина) и “1000 Words” (или “1000 no Kotoba” в японском варианте). Последняя песня вообще получилась очень эмоциональной и драматичной (исполняет Кода Куми – не ошибитесь в произношении её фамилии), поскольку рассказывает о любви между певицей Линн (Lenne) и Шуионом (тот самый чел, которого мы видели в видео сфере в начале игры). В общем, это просто потрясающие композиции.
Сами мелодии делятся, в основном, на 2 направления: лирические (к примеру, Eternity ~ Memory of Lightwaves ~) и быстрые (Battle Theme, тема воздушного корабля). Что и говорить, последние явно не относятся к традиционному направлению Final Fantasy, да и над музыкой работал совсем другой композитор. В общем, они не особо воодушевляющие, хотя синглы определённо стоят нашего внимания.
Озвучка персонажей соответствует ролям, которые они отыгрывают. Юна, теперь весёлая и беззаботная, разговаривает игривым тоном, Пейн в противовес излагает свои мысли не строго, но рассудительно и неторопливо. Бадди (Аль-Бед’овец) … ну, это Бадди, стрекочет как сорока с присущим Аль-Бед акцентом.
Концовка и New Game+:
Разработчики просто-таки не устают добавлять новые элементы в игру, и последними из них стали несколько концовок и режим New Game+. С последним мы знакомы хотя бы по другим играм. В новую игру будут перенесена вся экипировка, сферы одежды (кроме самых крутых, кажется), орнаменты, изученные способности / техники, обычные предметы и даже самые читёрские аксессуары, навроде Cat Nip. Единственное, чего мы там не увидим – сохранённых уровней пати. Все вновь начинают с 1-ого уровня с минимальными НР.
А вот с концовками дело куда интереснее. В игре присутствует несколько концовок. Дабы особо не спойлерить конец, просто скажу, что делятся они на: обычную, хорошую и отличную. За “отличную” концовку придётся изрядно побороться, ведь это совокупность сразу нескольких факторов. Во-первых, мы должны завершить максимально возможное число квестов, чтобы % завершения игры приближался к 100%. Во-вторых, необходимо ответить на призывы духов в Farplane, а также просмотреть большую часть видео сфер. При выполнении условий финал игры как раз и будет такой, какого была достойна Final Fantasy X!
Завершение:
Ну, что я могу сказать. С Final Fantasy X-2 нам впервые разрешено вернуться в мир игры, где мы уже когда-то были, впервые в серии нам доступны: несколько концовок, режим New Game+, бравая команда из одних девушек, добавление в пати монстров, камео битвы. Точно также впервые разрешено менять профессии прямо в битве с красивыми спецэффектами, эта также первая игра, где появилось гигантское по размерам бонусное 100-уровневое подземелье, первый проект, для которого написано сразу 2 главные темы, а сама музыка выбрала несколько другой стиль. Короче, возвращение в знакомый мир ещё никогда не было столь долгожданным и приятным, поскольку мы, наконец, можем завершить эту фантастическую историю любви так, как положено!
Несколько красивых артов напоследок: