Из скрещения древних экстатических культов с христианством в Западной Африке возникла религия Вуду. С развитием работоторговли она была экспортирована в Южную и Северную Америку. Сегодня эти ритуалы в различных формах, таких, как Вуду, макумба, кандомбле и умбланда, по-прежнему практикуются темнокожими адептами, преимущественно в Бразилии, на Гаити и в Новом Орлеане (США). В Африке общины Вуду сохранились главным образом на западе континента, например бвити в Габоне или джуджу в Гане.
Культ Вуду возник как реакция на чужую идеологию. В колониальную эпоху его приходилось практиковать подпольно. Поэтому ряды приверженцев Вуду пополняли не только искатели духовного совершенства, но и преступники либо анархисты. Только в постколониальную эпоху с официальным признанием традиционных религий и поиском африканцами самоидентичности культ Вуду охватил все слои населения.
Добро и зло.
Главный стержень религии Вуду – дуализм добра и зла. Подобно людям, боги Вуду одновременно бывают хорошими и плохими, добродетельными и порочными, скупыми и щедрыми. Причина этого, очевидно, в том, что предки ныне живущих людей со временем сами становятся божественными существами. Временное находит свое место в вечности, и небо, населенное богами, зеркально отражает земную жизнь.
Обширный пантеон.
Перечень гаитянских лоа длинен. Среди них Дамбала, древний праотец, предок из тех времен, когда на земле еще не ведали забот и трудов. Он божественный небесный змей, которому приписывают любовную связь с прекрасной богиней Эрзули.
Агве – владыка моря. На Гаити, где особое значение имеет рыболовство, ему отводится важная роль. Церемонии в честь Агве относятся к наиболее сложным во всем гаитянском Вуду. Между ним и Огуном идет постоянная борьба. Это неудивительно, ведь Огун – лоа огня, воинственный герой с боевыми атрибутами. Как дух огня, он понуждает одержимого постоянно восклицать: «Foutre tonerre!» («Клянусь громом!»), и если тот не прольет поднесенный ему ром на землю и не воспламенит его, то дух фыркает и прыскает им на стоящих вокруг людей.
Свиту самого могущественного лоа, Легбы, возглавляет его прислужник Локо. Легба, бог плутов и владыка жизни, одновременно слывет богом дорожных перекрестков, входов и выходов, рынков и храмов. Во многих местах статуи Легбы стоят на страже как часовые. Его функции пересекаются с другими лоа – Геде, поэтому на алтарях Вуду она часто изображены рядом. Где живет на границе между жизнью и смертью, ибо он сам прошел через смерть, а посему считается богом воскресения. Он великий целитель и охранитель детей. Геде носит черные очки, частенько без одного стекла – намек на его способность заглядывать как в этот мир, так и в потусторонний.
Одержимость
Во время ночного ритуала в храме Вуду во многих участников вселяются лоа. По характерным жестам верующие распознают, каким именно лоа одержим человек. Скажем, грациозные движения указывают на присутствие Эрзули, богини красоты. Симби, могущественный, но внутренне противоречивый лоа, любит ходить строевым шагом. Он известен своей грубостью. Огун любит махать саблями и часто принуждает одержимого им творить ужасные вещи. Эфесом сабли одержимый сверлит отверстие в земле, срывает рубашку тела, наклоняется над клинком и надавливает животом на острие. Затем раскидывает руки, вздымает ноги к небу и балансирует на холодном остром лезвии, не причиняя себе вреда. Для верующих это безошибочный признак того, что в него вселился могущественный лоа.