^

[Insane Review] Xenosaga Episode III ~Also Sprach Zarathustra~

+115

Обзор заключительного эпизода грандиозной японской космической оперы.

[ Вместо предисловия ]

Сентябрь 2005 года можно обозначить как начало кали-юги для всех поклонников синеволосого андроида по имени KOS-MOS. Именно тогда было официально объявлено, что готовящийся к выходу очередной, третий, эпизод уникальной космооперы станет и последним. Многие тогда испытали дежа-вю, ведь нечто подобное когда-то уже происходило. Так или иначе, это стало началом бесславного конца славной игровой серии. Опять.

[ Взгляд в прошлое ]

Xenosaga — планировавшаяся как гексалогия, но в итоге ставшая трилогией, космическая опера. Её история началась, когда Тэцуя Такахаши (Tetsuya Takahashi), один из талантливейших работников Square Soft и по совместительству сценарист и режиссёр Xenogears, игры, ставшей откровением, покинул компанию в результате разногласий с руководством. Решив продолжить свой проект, он, при поддержке другого издателя, а именно Namco, создаёт свою собственную студию, Monolith Soft. Но использовать прежние наработки не предоставляется возможным, ведь законным владельцем торговой марки Xenogears является Square Soft. Так, Такахаши приходит к заключению, что нужно начинать всё заново, с чистого листа. Всё это приводит к тому, что 28 февраля 2002 года в свет выходит Xenosaga Episode I ~Der Wille zur Macht~. Сказать, что игра оказалась бомбой — ничего не сказать. Она почти стала таким же откровением, как и Xenogears. И, конечно же, сравнения с предыдущим проектом Такахаши не заставили себя ждать, ведь сходства были видны невооружённым глазом. Сразу после релиза первого эпизода, объявляется начало разработки второго, к написанию сценария которого была привлечена законная супруга Тэцуи Такахаши, Каори Танака (Kaori Tanaka), больше известная как Сорайя Сага (Soraya Saga), работавшая до этого как сценарист некоторых событий в первом. Однако перед самой отправкой второго эпизода в печать, происходит скандал между руководством Namco и Сорайей, в результате которого издательство отказывается от дальнейших услуг девушки-фрилансера, а сценарий Xenosaga Episode II ~Jenseits von Gut und Böse~ в спешке переписывается. Это очень повлияло на атмосферу, созданную первой игрой, и как следствие, второй эпизод получил куда меньшее признание как критиков, так и игроков. После, можно сказать, провала второй части, многие скептически относились к дальнейшей судьбе сериала и никто представить не мог, что самое лучшее, а вместе с тем и самое худшее, ещё впереди.

[ Обложки игр серии ]

[ Так Говорил Такахаши ]

Третья, и, по словам разработчиков, заключительная, часть Xenosaga, озаглавленная как ~Also Sprach Zarathustra~, вышла летом 2006 года, и, как это ни странно, является прямым продолжением событий предыдущего эпизода.

Действие игры происходит спустя год после событий второй части. «Главный» персонаж всё тот же — ведущий сотрудник корпорации Vector Industries, Шион Узуки (Shion Uzuki). Ну, теперь уже бывший ведущий сотрудник — Шион уволилась из корпорации, так как начала подозревать управляющий состав Вектора в явлении, получившем название Терроризм Гнозис (Gnosis Terrorism), и узнала то, что её отец, Суоу Узуки (Suou Uzuki), работал на противоборствующую сторону, организацию U-TIC. Теперь Шион действует в сотрудничестве с повстанческой группировкой Scientia в надежде найти либо подтверждения, либо опровержения своим умозаключениям.

[ В одном из архивов UMN ] [ KOS-MOS vs. Omega Res Novae ]

А тем временем, в Векторе происходит что-то странное. KOS-MOS, один из ключевых проектов корпорации и центральная фигура всей саги, используется как обычный тренажёр для отработки боевых навыков воссозданной машины Proto Omega. По результатам многочисленных тестов было выявлено, что KOS-MOS является менее способной, чем Omega Res Novae. Это приводит к тому, что руководство Вектора решает в прямом смысле избавиться от симпатичного андроида. Теперь у бывшего руководителя проекта KOS-MOS, Шион Узуки, первоочередная задача — недопустить ликвидации её творения.

Однако, Xenosaga не была бы столь интересной, если бы в ней было всё настолько банально. Спасение KOS-MOS — лишь одна из миссий, ожидающих игрока. Как и подобает заключительной части, в третьем эпизоде найдут продолжение и развязку многие сюжетные темы. Хочется отметить то, что игра явно более насыщена событиями, чем предыдущие эпизоды, даже вместе взятые. Видимо, сказывается преждевременное завершение проекта Xenosaga. Но вот парадокс: именно потому что было решено закончить всё третьим эпизодом, эта игра такая интересная и напряжённая. В итоге произошёл уникальный случай: хоть это и JRPG, она не даёт ни на секунду ни заскучать, ни расслабиться игроку. Единственные передышки — это, как ни странно, поединки.

[ En garde! ]

Боевая система Xenosaga Episode III кардинально отличается от оных в двух предыдущих играх. Теперь это не запутанная тактика с зависаниями в воздухе и использованием человекоподобных шагоходов, а вполне привычная меню-образная система, свойственная подавляющему большинстве японских ролевых игр. Однако, и здесь имеет место быть парадокс: при явном облегчении боевой системы, она не стала скучной. Наоборот, выбивать жизненные силы у недругов теперь куда интереснее и комфортнее. Немалая заслуга в этом того, что избиение противников происходит более быстро.

[ Канаан (Canaan) ] [ Миюки (Miyuki) ]

Фактически, бои происходят в двух режимах: непосредственно персонажами и с использованием боевых машин E.S.. Последними, кстати, как и в ~Jenseits von Gut und Böse~, можно пользоваться только в строго определённых местах — пересесть в кабину могучей железки посреди схватки, как это было в первом эпизоде, не выйдет.

В поединках, как персонажами, так и боевыми роботами, можно использовать найденные и купленные в специальных магазинах (да-да, ларьки вернулись!) предметы, которые в основном лечебные. Также, как и персонажей, роботов тоже можно прокачивать. В случае с E.S. это делается посредством оборудования машин купленными в тех же магазинах запчастей, которые уникальны для каждого робота. С персонажами всё немного сложнее. У каждого из них имеется четыре ветки навыков, среди которых есть уникальные. Изначально, все ячейки на этих ветках «закрыты». «Открывать» их нужно путём траты определённого количества приобретённых в поединках очков.

[ Несколько важных примечаний ]
  • расчёт получаемого каждым персонажем количества боевых очков производится по количеству убитых врагов и их уровня — чем больше лиц набил персонаж в поединке, и чем они сильнее, тем больше он получит очков по итогам потасовки;
  • «открывать» ячейки на определённой ветке можно только последовательно;
  • передавать боевые очки от персонажа к персонажу нельзя;
  • каждый персонаж, даже тот, который не участвовал в процессе избиения, получит определённое количество очков, зависящее от уровня противников.

Среди навыков, получаемых в результате освоения веток, имеются как и простые повышения характеристик персонажа, так и подчас уникальные умения и атаки, которые можно использовать для всё того же садизма над врагами. Они подразделяются на два вида: физические и магические (в рамках Xenosaga — эфирные). Магические атаки и умения требуют определённого количества очков магии.

При долгой осаде определённого противника, его можно «сломать» («Break»). У каждого противника имеется счётчик, который отсчитывает количество урона до «поломки». С каждым получаемым ударом, этот счётчик заполняется. В результате полного заполнения счётчика, противник на несколько ходов окажется недееспособным и более уязвимым к атакам. Система «поломок» справедлива также и для персонажей, и даже для боссов. Однако, она не работает в отношение механических единиц (как вражеских, так и дружеских).

Как и в предыдущих играх серии, здесь тоже существует система «ускорений» («Boost»), и так же как и «Break», «ускорения» доступны и противникам. Они позволяют не только ходить персонажам второй раз подряд, но и использовать специальные атаки, требующие некоторое значение счётчика «ускорения».

Помимо персонажей, специальные атаки имеются и у E.S.. Они становятся доступны только при использовании сил Анимы (механизма, являющегося основой E.S.). Делается это выбором в меню соответствующей опции. У каждой машины имеется свой счётчик сил Анимы, максимальное значение которого равно 3. При успешной атаке этот счётчик заполняется. Каждому уровню соответствует свой уникальный для каждого робота приём. Однако, использовать силы Анимы можно и не на спец-атаку, а на дополнительные рядовые удары, число которых равно тому уровню Анимы, на котором были активированы её силы. Действие сил Анимы, при условии неиспользования специальной атаки, сохраняется на количество ходов, соответствующее активированному уровню.

[ Теперь мехи не связаны силой гравитации ]

Что касается обычных атак роботов, то каждая из них требует затраты определённого количества энергии. Запас этой энергии определяется специальных устройством, которое можно улучшать в магазине.

Как и раньше, недруги видны на локации изначально и поделены на три категории («B» — биологические, «М» — механические, «G» — Гнозис), а поединки всё так же происходят на отдельной локации, которая, к слову, загружается практически сразу. Те из вас, кто играл во второй эпизод, перехода от эксплоринга к битве вообще не заметят. Оформление «боевых» локаций зависит от того места, где управляемый игроком персонаж вступил «в контакт» с противником.

[ Вокруг Света за 80 часов ]

80 часов. Именно столько в среднем займёт прохождение игры. Добрая часть этого времени уйдёт на просмотр всевозможных вставок. Как выше было написано, третий эпизод — самый насыщенный по части событий. Следовательно, и диалогов с видеовставками здесь куда больше.

Но не нужно забывать и про обычное изучение локаций. Ставший своеобразной фишкой Xenosaga поиск специальных красных дверей (сегментных адресов) и ключей к ним присутствует и здесь. Никуда не делось и противостояние Профессоров, начавшееся ещё в первой части: как и многие другие сюжетные проблемы, война между конструкторами боевых роботов так же найдёт здесь своё завершение.

Как и в предыдущих играх Xenosaga, в третьем эпизоде имеется система исследования ранее посещённых локаций. Доступ к этой системе, как и раньше, осуществляется через специальный терминал.

Как было ранее замечено, отсутствовавшие во втором эпизоде магазины вернулись. Предметы и экипировка там приобретаются за очки, заработанные в поединках.

Также, на локациях можно будет находить предметы, и специальные капсулы, повышающие различные характеристики. Капсулы бывают двух видов: для людей и для роботов, причём капсулы определённого вида находятся на локациях, где перемещение возможно только в соответствующей форме.

[ Те самые красные двери ] [ HaKox ]

Одно из геймплейных нововведений — 20-уровневая логическая игра HaKox. Довольно сомнительное нововведение. Суть игры сводится к тому, что нужно одного из (или несколько) персонажей провести от старта к финишу, преодолевая невозможность персонажей прыгать. Сарказм по поводу аркадных элементов в Xenogears?

[ Очарование Снежинки ]

Музыкальное сопровождение всегда было одной из сильных сторон игр, название которых включало приставку «xeno-». Третий эпизод Xenosaga не стал исключением. Композитором для игры была выбрана широко известная и уже работавшая над сериалом Юки Кадзиура (Yuki Kajiura). Только в отличие от второго эпизода Саги, здесь Юки стала единственным композитором.

Весь саундтрек написан в фирменном стиле Кадзиуры. Электронно-этническая музыка с использованием пения, в котором перемешались языки многих народов, создаёт неповторимую атмосферу загадочности и эпичности и идеально подходит для того, что зовётся космической оперой.

Многие, однако, считают, что музыка Кадзиуры не столь впечатляющая, как композиции Ясунори Мицуды (Yasunori Mitsuda). Судить об этом, конечно же, только вам.

[ Эпикриз ]

При обзоре одной отдельной, тем более заключительной, серии довольно сложно абстрагироваться от сравнения этой серии с предыдущими. Да и нужно ли абстрагироваться?

Как бы то ни было, Xenosaga Episode III ~Also Sprach Zarathustra~ — практически идеальная японская ролевая игра, вобравшая в себя всё самое лучшее из предыдущих проектов авторов, и, пусть и преждевременное, но без сомнения идеальное завершение такого сложного и масштабного сюжета, как Xenosaga. Ещё один поразительный случай: никого из действующих лиц не оставили на произвол Судьбы — даже после заключительных титров абсолютно у всех персонажей остались те или иные цели, что даёт надежды на будущее продолжение Саги и почву для сочинения собственного.

В эту игру можно и даже нужно играть как совершенно не знакомому с сериалом человеку, так и поклоннику первых двух эпизодов — каждый любитель JRPG найдёт в ней для себя что-то интересное. Конечно, можно долго и упорно рассуждать о правильности поступков авторов, рвать на голове волосы и рыдать кровавыми слезами из-за окончания любимой серии, но факт остаётся фактом — перед нами безусловный шедевр и предпоследний достойный проект в жизни PlayStation 2.

[ Плюсы ] [ Минусы ]
  • Выдающаяся для PlayStation 2 графика;
  • Наличие XenoBible, энциклопедии по вселенной Xenosaga;
  • Музыкальное сопровождение;
  • Англоязычная озвучка, качественно превосходящая японскую;
  • Насыщенность событиями;
  • Упрощённая, но вместе с тем более удобная, комфортная и быстрая боевая система;
  • Финал, располагающий к фантазиям о продолжении;
  • Самобытность;
  • Дизайн персонажей и локаций;
  • Приятные намёки на Xenogears;
  • Мастерская режиссура видеовставок;
  • KOS-MOS, много KOS-MOS.
  • Несбалансированность глав по части насыщенности событиями;
  • Эпизодические, непроработанные и, как следствие, бессмысленные, персонажи;
  • Цензура в американской версии, из-за которой некоторые сцены выглядят просто смешно;
  • Необъяснённая сюжетная пропасть между вторым и третьим эпизодами;
  • Некоторые сюжетные проблемы так и остались нерешёнными.
Автор Chronos 2 июня 2011, 13:07 (2782 просмотра)
Комментарии

Красавчик! Даже не хочется придираться, ибо в целом-то всё равно круто. Но всё ж скажу, что на мой взгляд многовато сложных предложений, отчасти из-за этого текст бегло и без мозгов не почитать (по крайней мере мне, не знающему игру). Надо обязательно включать думалку. Против данного процесса я конечно ничё не имею, но кажется мне, что тексты для всех должны быть не только годными и грамотными, но и легко читаемыми. А-ля Пушкин)) Чтоб лились))

Прошу, как критику не воспринимать. Написано только из лучших побуждений :)

А мне нормально читалось. С серией я тоже не знаком.

У нас есть и слишком легко читаемые, поэтому все должно быть.

@Darkness писал:

Но всё ж скажу, что на мой взгляд многовато сложных предложений

Да, но, к сожалению, я без понятия, как сказать и проще, и чтоб смысл не потерялся. Я ещё не такой мастер слова, чтоб текст был и прост, и понятен… -_-

@Darkness писал:

отчасти из-за этого текст бегло и без мозгов не почитать

Как, в принципе, и не получить кайфа от Саги, если не вникать в термины и сюжетные темы. Некоторые моменты там чисто научные.

Обзор просто супер!

Клево,но как подметил Дарки-заумно)) Пока читал,было ощущение что делаю доклад в универе…)))))))

@† Neva † писал:

Пока читал,было ощущение что делаю доклад в универе…)))))))

Таким и должен быть тру-обзор :3

>>Одно из геймплейных нововведений — 20-уровневая логическая игра HaKox. Довольно сомнительное нововведение. Суть игры сводится к тому, что нужно одного из (или несколько) персонажей провести от старта к финишу, преодолевая невозможность персонажей прыгать. Сарказм по поводу аркадных элементов в Xenogears?

Там больше 20-и уровней. 60 как минимум. + Есть редактор карт. Да, поначалу, сомнительное, зато на высоком уровне, тебе уже будет не до оценки %)

И тема там не в отсутствии прыжков, а, скорее, в продуманной нажатии 4-х кнопок, которыми ты управляешь блоками на карте, тем самым, помогая персонажам дойти до финиша.

По поводу недостков:

>Эпизодические, непроработанные и, как следствие, бессмысленные, персонажи;

Это вы про кого? Если нпс, то может быть. Главные герои, по моему, напротив, максимально проработанные.

>Необъяснённая сюжетная пропасть между вторым и третьим эпизодами;

местная база данных там всё объясняет :)

>Некоторые сюжетные проблемы так и остались нерешёнными.

Вот это да, хотя фан-сайт Ксеносаги помог понять многое.

С остальным согласен, особенно с плюсами. Это единственная из серии Ксеносаг, которую захотел пройти полностью. Я даже Ерде Кайзера Сигму и Омега ID завалил, и HaKox прошёл))

Да и вообще, очень люблю эту фишку, с особо сложными боссами в JRPG, еще со времен Omega Weapon из Final Fantasy VIII. Приятно удивляют и хардкором раззадоривают. 

А Сигма, кстати, жесть — он всех боссов, кроме финального, с одного удара валит. 

@Eterni писал:

Там больше 20-и уровней. 60 как минимум

Мне запомнилось, что 20. В любом случае, игра прикольная сама по себе, но не в тему.

@Eterni писал:

И тема там не в отсутствии прыжков, а, скорее, в продуманной нажатии 4-х кнопок, которыми ты управляешь блоками на карте, тем самым, помогая персонажам дойти до финиша

Были бы там прыжки, не понадобилось бы напрягаться вообще.

@Eterni писал:

Это вы про кого? Если нпс, то может быть. Главные герои, по моему, напротив, максимально проработанные.

Это я про Ситрин или про Доктус, например.

@Eterni писал:

местная база данных там всё объясняет :)

Не всё, далеко не всё. Иначе не было бы Пропущенного Года.

@Eterni писал:

Я даже Ерде Кайзера Сигму и Омега ID завалил

При этом, кстати, они довольно убогие для секретных боссов. Мне лично Маргулис и его мех больше проблем доставили.

@Eterni писал:

Да и вообще, очень люблю эту фишку, с особо сложными боссами в JRPG, еще со времен Omega Weapon из Final Fantasy VIII. Приятно удивляют и хардкором раззадоривают. 

В третьем эпизоде боссы слабые. Самый во втором (пропавший брат тётки из сайд-квеста, кибер-наездник, Микумари).

@Chronos писал:

Это я про Ситрин или про Доктус, например.

 Про Доктус больше в базе написано, а Ситрин да

Спойлер

пришла, убита и забыта

@Chronos писал:

Иначе не было бы Пропущенного Года.

Я скорее это оценил как специфический перезапуск вселенной, дабы слегка отдалить эту игру от других.

@Chronos писал:

Мне лично Маргулис и его мех больше проблем доставили.

Не к Маргулису я пришел с 3 Анима и весь прокаченный да перепрокаченный. Мощный залп на первом ходу,  потом на втором из пушек и ему стало плохо.

@Chronos писал:

В третьем эпизоде боссы слабые. Самый во втором (пропавший брат тётки из сайд-квеста, кибер-наездник, Микумари).

Ну в общем да. Финальный босс, бедняга, вообще ничего не успел сделать — два Кайзера Сигмы от каждого персонажа и он позорно загнулся =/ (совсем читерская магия на мой взгляд)

А вторая, сама по себе, сложная из-за отсутствия шопа и мощных скилов.

@Eterni писал:

Про Доктус больше в базе написано

Agent of the underground organization Scientia, chiefly responsible for directing infiltration and combat units.

A woman who carries out her missions in a calm and collected manner. She met Jin Uzuki six months ago during the investigation into Grimoire's Gnosis terrorism, and subsequently followed Shion when she left Vector to join her investigating Vector and the U.M.N..

Her body is a remote control-type android, controlled by the real Doctus by projecting her consciousness into its artificial brain to manipulate the body. Her real location is top secret information even within the ranks of Scientia, and is only known by a select few of the higher-ups within the organization.

Офигеть как много. Всё понятно с ней после прочтение этих трёх абзацев.

@Eterni писал:

Я скорее это оценил как специфический перезапуск вселенной, дабы слегка отдалить эту игру от других.

Эээ… Что? Пропущенный Год не более чем недостающий кусок повествования, как и Крысолов.

@Chronos писал:

Офигеть как много. Всё понятно с ней после прочтение этих трёх абзацев.

 Лучше чем ничего =/

У Ситрин, вроде, вообще было всего два коротких предложения.

@Chronos писал:

Эээ… Что? Пропущенный Год не более чем недостающий кусок повествования

А почему сразу и целый год? я это оценил, именно, как «легкий перезапуск». Спустя год могло многое произойти. По этому, разработчики так сделали, чтоб было где развернуться.

Спойлер

Не могла же она в один день сразу и уволиться, и присоединиться к другой шайке, и вообще сменить целую расстановку точек. Например, вдруг об отце заговорила.

 Этот год был сделан, чтобы немного изменить персонажей и заставить игрока встретить их немного с чистого листа, это позволило бы их встретить менее негативно из-за второй части. И Шион тому пример.

@Eterni писал:

Лучше чем ничего =/

И всё же этого не хватает.

@Eterni писал:

А почему сразу и целый год? я это оценил, именно, как «легкий перезапуск». Спустя год могло многое произойти. По этому, разработчики так сделали, чтоб было где развернуться.

Нифига не понял, сорри.

@Eterni писал:

Не могла же она в один день сразу и уволиться, и присоединиться к другой шайке, и вообще сменить целую расстановку точек. Например, вдруг об отце заговорила.

Об этом во вступлении когда Шион летит в Пятый Иерусалим. Шион уволилась из-за Терроризма Гнозиса. Но про Терроризм Гнозиса рассказано в Пропущенном Году.

@Eterni писал:

Этот год был сделан, чтобы немного изменить персонажей и заставить игрока встретить их немного с чистого листа, это позволило бы их встретить менее негативно из-за второй части.

Нет же, блин. Пропущенный Год нужен был лишь для того, чтобы объяснить, что произошло между концовкой второго эпизода и началом третьего.

@Chronos писал:

И всё же этого не хватает.

 Whatever :)

@Chronos писал:

Нифига не понял, сорри.

Ну…жаль.

@Chronos писал:

Об этом во вступлении когда Шион летит в Пятый Иерусалим. Шион уволилась из-за Терроризма Гнозиса. Но про Терроризм Гнозиса рассказано в Пропущенном Году.

Вот именно. Это и есть легкий перезапуск: мы даже прошлое то не особо знаем, которое повлияло на персонажей в течении года.

@Chronos писал:

Нет же, блин. Пропущенный Год нужен был лишь для того, чтобы объяснить, что произошло между концовкой второго эпизода и началом третьего.

 Это тоже часть перезапуска :)

Что такое «перезапуск»?

@Chronos писал:

Что такое «перезапуск»?

Легкий перезапуск — начать заново, исправив прошлые ошибки. Разработчикам не понравилась как идет вторая ксеносага и решили добавить этот «Год событий», который отделит третий от второго. Тем самым у третьей будет больше простора для создании персонажей и последующего сюжета. Так и поступили. Спустя год они заново встречаются уже, слегка, в перерожденном свете.