^

The War Is Mine. Первый обзор

+189

Статья от Краснодалева без чертежей и таблиц.

Люблю я такие маленькие и уютные игры, все события которых разворачиваются в пределах одного-двух экранов. Залёг за чем-то подобным с ноутбуком перед собой и часами наслаждаешься методичным игровым процессом, приправленным неуловимой тёплой ламповой атмосферой. Конечно, я повидал немало сайдскроллерных экшнов -- как в олдскуле, так и в инди, но основная их масса прошла мимо, ничем меня не зацепив. Чем же заинтересовала эта игра? Не последнюю роль сыграло то, что This War of Mine весьма мачюрна и серьёзна; она выполнена в самом что ни на есть реалистичном антураже и практически ничем не походит на всю… вот эту вот… знаете?.. типичную продукцию типичного игропрома. И хотя я никогда всерьёз не страдал ксенофобией, ещё одним приятным бонусом стало то, что игра эта если и не совсем уж от братьев-славян (поляков) и про братьев-славян (сербов), то очень к этому близка; у большинства игровых персонажей -- по-родному знакомые черты лица на их портретах, узнаваемо звучащие имена.

Происходящее в This War of Mine отсылает нас к реальным событиям Боснийской войны 1992-1996 годов, а именно к четырёхлетней осаде столицы давно исчезнувшей с карт Югославии -- города Сараево, именующегося здесь Погорень. Однако играть мы будем вовсе не за взвод дисциплинированных солдат или какого-нибудь самодовольного наёмника-одиночку, как это обычно ожидается от игр военной тематики. Мы будем играть за небольшую группу несчастных гражданских беженцев, днём ютящихся в подвале полуразрушенного дома, а ночью пытающихся раздобыть себе припасов для выживания и защищающих своё убежище от атак мародёров.

Хм, интересно, мирным жителем на войне быть еще не приходилось.

-- © SolarMaster

imageimage

К чести разработчиков игры (не воспринимаю я пацифизм и прочее ЛГБТ -- отстаньте от меня, правильные люди) хочется отметить, что посыл её скорее заключается не в осуждении Войны как таковой, а именно деградировавшей войны современной, которая уже давно перестала быть делом жизни для касты сильных и отважных, и стала всего лишь тупым месивом, охватывающим общество всех-равных-людей целиком и уничтожающим всех и вся без разбора благодаря великим достижениям прогресса. /old fart mode off
Что ж, вернёмся к изучению того, что же представляет из себя эта игра.

Покидая стартовый экран, мы сразу же видим наших будущих «симсов» -- 2-4 случайных героев из 16 возможных -- в особняке в разрезе а-ля сайдскроллерный платформер -- также одного из нескольких возможных вариантов. Впоследствии к нам могут прийти попроситься жить другие беженцы (а могут и не прийти -- рандом!). Конечно же, их стоит впустить -- ещё пара рабочих рук не помешает точно, даже несмотря на то, что в наших условиях волей-неволей вспоминаешь чёрствую присказку про лишние рты…

В подвале дома всегда стоит плотницкий верстак, без которого, собственно, ничего и не будет. Благодаря нему мы сможем крафтить различные полезности: слесарный верстак для изготовления топоров-ножей-лопат-патронов, дождевые водостоки и фильтры для собирания питьевой воды, печки для обогрева, без которых зимой (длительный и случайно возникающий ивент) есть риск простудиться и умереть, если нет лекарств. И много других нужных и не очень в нашем положении вещей, для наиболее ценных из которых (в первую очередь это заграждения для пробоин в доме) потребуются вторые апгрейды верстаков.

Каждого персонажа характеризует некое уникальное умение, которое несколько облегчает всем нам жизнь, но часто сопровождается и оборотной стороной. Так, повар Бруно расходует минимум ресуров при крафте еды (хотя и ест будь здоров), добрая Злата эффективнее всех снимает стресс со своих друзей (хотя и сама страдает от него сильнее), здоровяк грузчик Борис очень быстро убивает противников в рукопашных схватках (хотя очень шумен и не может бегать из-за травмы), а циничная юристка Эмилия едва ли грустит как от своих, так и от чужих негативных поступков (как и почти не радуется хорошим).

imageimage

Разнятся у всех людей и боевые характеристики; хотя они скрыты, мы можем выявить крепких бойцов или зорких ночных охранников убежища по их характерам-историям. Стоит ли говорить, что нужно с умом выбирать, кого и чем отправлять заниматься? Нет! Некоторые персонажи (обычно самые полезные) курят и кофеманят, из-за чего при долгом отсутствии любимых допингов будут впадать в депрессию, тем самым портя настроение и окружающим. По крайней мере спасибо на том, что не завезли алкашей! Нет-нет, это ни в коем случае не дань унылому лицемерию, просто выпивка -- удовольствие здесь весьма накладное.

Основным методом добычи ресурсов в игре являются ночные вылазки в местные «подземелья», но также вещички можно выменивать на другие у торговца, который проходит мимо нашего дома раз в пару дней, и ещё немного лута получать в обмен на разные услуги для соседей, которые также время от времени стучатся в нашу дверь. Для удачи в торговле очень важно построить самогонный аппарат, поскольку злое бухлишко здесь, как уже было сказано, -- на вес золота. Самим же употреблять напиток богов не стоит, чтобы оставаться дееспособными ночью и не мучаться весь следующий день с сушняка и отходняка. Впрочем, почему бы разок не увидеть своих подопечных счастливыми? Возможно, им осталось так мало…

Каждое прохождение как отдельный сериал!

-- © Стокер

Локации, которые мы можем посетить ночью, могут содержать один из двух-трёх возможных сценариев. Так, в одном из двух ивентов Супермаркета можно спасти девушку от пьяного солдата, не знающего слов любви, легко убив его даже голыми руками и получив штурмовую винтовку с десятком патронов в самом начале игры! При активации же игрой другого ивента мы окажемся в этом магазине с другими «сталкерами», с которыми просто договоримся лутать прилавки, не мешая друг другу. Несмотря на то, что лут, похоже, всегда и везде одинаков, разнообразие в реиграбельности достигается за счёт меняющегося набора локаций, которые будут доступны в текущем прохождении, и меняющихся сценариев для них.

В среднем нашей «семье» нужно продержаться в живых 40 суток до завершения войны; иногда всё может закончиться (успешно) на неделю-другую раньше или на недельку позже, а во вручную создаваемых сценариях продолжительность приключения может варьироваться от 20 до 80 дней.

imageimage

This War of Mine даёт игроку свободу моральных выборов, которой может позавидовать иная олдскульная RPG. Избрав путь праведный (не укради и не убий), за игру вам достанется, ясен пень, меньше ресурсов, так что придётся соблюдать строгий пост -- кушать не чаще раза в пару дней, а стройматериалы и прочий скрап добывать исключительно из заброшенных и уже никому не нужных строений, чтобы не обречь на голодную и холодную смерть их законных владельцев. О статусе чужой собственности вам поведает отдельная надпись в открываемом вами инвентаре.

С другой стороны, вы можете начать внаглую грабить и даже убивать своих соседей -- без оглядки на все возможные возрасты и полы -- кроме разве что маленьких детей, которые не встречаются как NPC. Вы не ослышались: в этой игре есть возможность УБИТЬ ЛЮБОГО НЕПИСЯ! Кроме своих сожителей, которые писи. К тому же в этой игре вы можете грабить школы, больницы и даже церкви… Конечно, все эти места уже и так разорены и часто безлюдны, но почему бы не включить воображение, мои маленькие анархисты?

Ладно-ладно, играем мы простыми людьми, не лишёнными благородного бремени общечеловеческих ценностей, благодаря чему совесть наказывает их за их преступления грустью и депрессией; при длительном накоплении всё это может вылиться в побег из дома или даже суицид… И даже если до этого не дойдёт, то концовка персонажа будет безнадёжно испорчена с возможной Хорошей (за добрые дела) на Печальную (за грабежи) или Кармическую (за убийства), в которой вскоре после войны персонаж и сам разделит участь своих жертв. Поэтому даже если вам (как и нам) порой жмут латы сияющих паладинов, кидаться в другую крайность не стоит тоже: всё вернётся. Если, конечно, вас заботят хорошие концовки…

imageimage

Стоит отметить, что расправы над бандитами (не путать с солдатами) преступлением не считаются и, кажется, даже улучшают настроение; в любом случае эти фраги прибавляют баллы к Хорошим концовкам. Подробнее о том, кто водится в «данженах» и чего там стоит ждать, вы можете узнавать из их описаний. Зачастую для открытия всех комнат нужна пара пилок и отмычек, которые стоит заготовить заранее при свете дня. Пригодится и топор, чтобы разбирать деревянную мебель на доски и хворост. И не стесняйтесь брать с собой огнестрельное оружие с полным стаком аммуниции -- это будет весело!

Инди-разработчики сделали то, что создатели Fallout Shelter и близко не воссоздали.

-- © StalkerDolg

Графическое решение игры я оцениваю как очень симпатичное: простенькое, но настоящее 3D, хотя передвижение в нём и двухмерно. Чего-то более навороченного просто не требуется -- по крайне мере здесь. Единственное замечание к внешней части This War of Mine -- в том, что иногда мне недоставало возможности сделать очень крупный план для красивого скриншота, или, скажем, скрыть интерфейс. Хотя всё это -- лишь мелкие придирки человека, слегка испорченного возможностями дорогих и зрелищных игр.

Здешний саундтрек соответствует картинке как нельзя лучше: успокаивающий остатки нервной системы эмбиент с мрачно-нежными синтетическими переливами и меланхоличным звоном гитарных струн -- пожалуй, мой любимый вид фоновой музыки в компьютерных играх.

Настоящая же изюминка игры кроется в её атмосфере -- атмосфере затерянности во тьме, атмосфере убаюкивающей безысходности, сквозь которую просвечивает жестокий и холодный как северная ночь реализм. Реализм неуклюжих и неумелых ножевых атак Цветы, за свою долгую жизнь не обидевшей даже мухи… Реализм некрасивой и неожиданной гибели раненой Кати, из последних сил тянувшей домой рюкзак еды и лекарств… Реализм поблёскивающего ствола автомата Калашникова в перепачканных руках повара Бруно, пришедшего мстить за убийство той, кто делил с ним одну ветхую крышу 37 дней и ночей.

imageimage

This War of Mine -- игра довольно короткая и проходится всего за пару вечеров, однако весомая эмоциональная составляющая едва ли позволит играть вам в неё сессия за сессией без перерыва. Можно даже сказать, что с большой вероятностью это -- игра на один раз (до первой победы, конечно же), но с оговоркой, что время от времени к этому разу вам захочется возвращаться снова и снова.


Благодарности за вдохновение на графоманию: R1PPER, Щепыч и StalkerDolg (твой коммент решил всё).

Автор Krasnodalev 17 ноября 2017, 00:05 (324 просмотра)
Комментарии
+20

Годно, лайк. Меня, правда, за 2-3 года с момента релиза (и моих 2 прохождений) вернуться обратно тянуло не сильнее, чем порой тянет к другим играм (Final Fantasy IX, Bully). Но посмотрим на отзывы к этим новым DLC: у разработчиков есть все шансы сделать еще один пряник-заманиловку, что придется мне по вкусу.

+20

Аж вернуться к игре и таки пройти её захотелось)

Спасибо, котаны.

+20

Прикольная игрушка. Несколько раз пробовал пройти и не получалось, невезучий я. Может это повод опять попробовать. Спасибо за статью.

«…This War of Mine весьма мачюрна и серьёзна…» — «мачюрна», это что значит? Слово какое-то странное.

Hayden Storm, mature -- «взрослая, зрелая».

По-русски в этой фразе звучало как-то скучно и нескладно, поэтому решил вставить полушутливое иностранное словечко.